GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Даугавпилс » Храмы нашего города.


Храмы нашего города.

Сообщений 1 страница 50 из 681

1

Воистину подлинным украшением нашего Даугавпилса служат храмы. В некоторых темах этого раздела уже выкладывались многочисленные текстовые и фото материалы. Предлагаю собрать их здесь воедино.

+4

2

Моленная 1-й Даугавпилсской старообрядческой общины Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы — главный старообрядческий храм города Даугавпилс (Латвия), расположенный в районе Новое строение на Церковной горке, на улице А. Пушкина, 16а. Храм строился в 1908—1928 годах.

+4

3

Храм в Гайке. Фото из сети.

+4

4

Церковь Св. Николая на Гриве.

+4

5

http://i014.radikal.ru/0912/da/1614858f8e00.jpg

+2

6

О храмах Даугавпилса.

Кафедральный Борисоглебский собор.

Местом зарождения православия в Латвии считается Ерсикское княжество, некогда располагавшееся неподалеку от современного Даугавпилса. Ныне Ерсика — маленький населенный пункт, знаменитый своей славной историей да уникальной «железной» церковью, привезенной сюда из Даугавпилса в начале XX века.
Бурная история Латвии, как вехами отмечена многочисленными гонениями на восточное христианство. Но, несмотря на все трагические события, ни православие, ни старообрядчество не только не погибли, но даже укрепили здесь свои позиции. В настоящее время в Даугавпилсе находится благочиние и кафедральный Борисоглебский собор с кафедрой викария Латвийской православной церкви. В свою очередь, 1-я Даугавпилсская старообрядческая община, храм которой расположен пососедству с православным собором, является одной из крупнейших и влиятельных общин Древлеправославной Поморской церкви Латвии.

Первые храмы.

В начале XIII века после разорения крестоносцами Ерсикского княжества, православие в Латгалии переживало трудный период. Однако в середине XVII века ситуация резко изменилась: за короткий промежуток времени в окрестностях Динабурга были построены сразу две церкви: в 1656 году по повелению царя Алексея Михайловича Тишайшего был возведен православный храм, а в 1660 году «от града Динабурга сущи яко три поприща» противники реформ патриарха Никона построили свой молитвенный дом.
Во второй половине XVII века Россия вела сразу две войны: с Речью Посполитой и со Швецией — за выход к Балтийскому морю. В ходе боевых действий, 20 июля 1656 года русские войска, оснащенные осадной артиллерией и боеприпасами для «градного взятия», обложили крепость Динабург, в которой заперся шведский гарнизон. Батареи тяжелых пушек вели непрерывную бомбардировку города, к его стенам и башням были подведены ряды окопов с валами, в которых постоянно находились стрельцы. Но крепость не желала сдаваться. В канун дня памяти святых Бориса и Глеба в стане русских войск было совершено всенощное бдение с молебном князьям-страстотерпцам. Утром стрельцы пошли на приступ. 30 июля шведский гарнизон не выдержал натиска и пал.
Сообщая государю и воеводам о победе А. Н. Трубецкой 3 августа писал из Динабурга: «Милостию Божию, с пособлением непобедимого оружия честного и животворящего креста и святейшего Никона, патриарха Московского молитвами, мы, великий государь, с нашими ратными людьми шведского короля город Динабург взяли и немецких людей, которые в том городе сидели, наши ратные люди побили и наряд и пушечные всякие запасы поймали. И как к вам сия грамота придет, и вы бы велели о нашем государском и царицы нашей благоверной и сына нашего и сестер наших и дщерей наших многолетнем здоровье и о всем христолюбивом воинстве и о победе врагов наших Бога молить, чтобы и впредь милосердый владыко нам, великому государю, на врагов и супостатов наших победу и одоление даровал».
Тогда же покоренный город был переименован в Борисоглебск, а на месте молебного бдения, по распоряжению царя Алексея Михайловича, была сооружена православная церковь. По всей видимости, она была разрушена вскоре после заключения в 1661 году так называемого «Кардисского мира», по условиям которого Россия отказалась от всех своих приобретений в Прибалтике.

Путешествие "железной" церкви.

Изначально на месте даугавпилсского кафедрального собора стояла так называемая «железная церковь», привезенная в Динабург из Одессы в 1866 году по распоряжению бывшего начальника Северо-Западного края Константина Петровича фон Кауфмана. Кто был автором проекта столь необычного храма, неизвестно. Зато сохранились сведения о том, что эта небольшая церковь (13x9 метров) была сооружена в Одессе в начале XIX века для нужд военных моряков и кораблестроителей. Уникальность церкви заключается в том, что все ее стены, наружная обшивка, крыша, купол и его подножие, стропила и даже оконные рамы выполнены из железа или чугуна.
Церковь в разобранном состоянии доставили по железной дороге в Динабург и установили на холме, с которого открывался панорамный вид на современный центр города. Храм освятили в 1871 году во имя святых Равноапостольных Константина и Елены. Его прихожанами стали чины военного гарнизона и местные жители. На этом месте церковь простояла до 1904 года. Затем ее вновь разобрали, и, опять на поезде, отправили в Царь-Град (старое название Ерсики). После очередного переезда церковь получила в народе название «путешествующей».
В Царь-Граде храм смонтировали и освятили. На этот раз — во имя Преображения Господня. Произошло это достопамятное событие 3 октября 1905 года. Освящал храм настоятель двинского Александро-Невского собора — протоиерей Петр Беллавин, родственник святейшего патриарха Тихона.

Корабль "барачного" типа.  Староверский Свято-Никольский храм

Военный министр Алексей Николаевич Куропаткин в 1900 году подал государю императору Николаю II доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором, между прочим, писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, и для расширения существующих войсковых храмов, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды».
Прочитав доклад, самодержец тут же поставил свою резолюцию: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что и я считаю делом в высокой степени важным». Вскоре при Главном штабе русской армии был учрежден Особый комитет под председательством члена Военного совета генерала от инфантерии графа Татищева, который выработал универсальный тип военной церкви, «образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительству и экономичности сооружения».
Военные церкви создавались по нескольким типовым проектам. Автором одного из них являлся архитектор М. Прозоров. По его проекту в 1904-1905 гг. в Гродно был построен большой кафедральный собор, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. «Брат-близнец» этого храма был возведен в Двинске на холме, где ранее стояла «железная» церковь. Новый гарнизонный храм освятили во имя святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба 12 июня 1905 года.
Размеры храма составили 40 на 20 метров при высоте 16 метров. Собор украшали 10 золотых куполов с крестами. Над главным алтарем высится один большой и четыре купола меньшего размера. Еще четыре декоративных купола находятся по углам боковых нефов, расположенных значительно ниже центральной части сильно вытянутого в длину храма. Десятый купол венчает собой колокольню, слитую с церковью в единое целое. Собор имеет шесть входов с двустворчатыми дверьми, к которым ведут гранитные ступени. Богатое наружное убранство храма выполнено в русском стиле. Изнутри храм поддерживают 14 массивных колонн. Общая площадь собора составляет 1106 м2, полезная — 753 м2. Вместительность церкви — 5 тыс. человек.
В глубине храма расположен красивый, изящной отделки трехъярусный иконостас из темного дуба. Над Царскими вратами его венчают три небольших золотых куполка в форме пламени свечи и с крестами наверху. По данным историка С. П. Сахарова, раньше собор украшали копии Васнецовских фресок, которые пришли в негодность в годы Первой мировой войны и революции. Однако до наших дней сохранились многочисленные иконы — также копии работ Виктора Васнецова. Две из них еще недавно обильно мироточили; это иконы преподобного Серафима Саровского и святой царицы Александры. Всего же в соборе находится 8 мироточивых икон.
При освящении храма в 1905 году, кроме главного алтаря во имя святых Бориса и Глеба, был освящен южный алтарь во имя святителя Алексия, патриарха Московского. В более позднее время южная алтарная часть, используемая как ризница, была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы, а помещение с левой стороны притвора было освящено во имя Казанской иконы Божией Матери.
Поначалу у Борисоглебского собора не было своего штатного причта. Богослужения по очереди совершали священники 97-го, 98-го и 99-го пехотных полков, расквартированных в Динабурге.
После революции собор пришел в упадок: крыша протекала, фрески и масляная краска испортились. С 1922 года Рижский архиепископ Иоанн Поммер (в 2001 году прославленный в лике святых) назначил протоиерея Августина Петерсона (будущего митрополита Рижского и всея Латвии) настоятелем Даугавпилсского храма.
В течение последующих 10 лет в храме было произведено три капитальных ремонта, которые позволили превратить храм в один из красивейших в Латвии. В 1925 году в Борисоглебском соборе происходит еще одно уникальное событие: наряду с русским, был создан второй — латышский приход. В 1938 году в храме состоялась хиротония протоиерея Адама Витола в сан епископа Ерсикского, второго викария Латвийской православной церкви, с наречением его именем Александр. Так собор был преобразован в кафедральный.
В годы Второй мировой войны храм практически не пострадал: был лишь незначительно поврежден Алексеевский придел и выбиты окна. 9 ноября 1947 года в храме прошло собрание активистов приходской общины, постановившее уполномочить настоятеля Иоанна Дубакина и членов церковного совета подписать с Горисполкомом договор о получении в пользование храма со всем его имуществом. Согласие властей было получено, и 1 февраля 1948 года Борисоглебский собор перешел верующим «в бессрочное и бесплатное пользование».
Затем храм пережил еще ряд катаклизмов, среди которых одной из наиболее опасных была угроза закрытия в период хрущевских гонений. Тогдашний настоятель протоиерей Николай Клепатский, прослуживший в соборе 33 года, приложил неимоверные усилия, чтобы сохранить храм для верующих.
В 1987 году в Борисоглебском соборе была возобновлена епископская кафедра — в сан епископа Даугавпилсского был рукоположен нынешний Высокопреосвященнейший митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов).
А в 2006 году в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Александра (Матрёнина) во епископа Даугавпилсского, викария Латвийской Православной Церкви. Он стал третьим викарным епископом по имени Александр, хиротония которого самым непосредственным образом связана с Даугавпилсским собором святых князей Бориса и Глеба.
Сегодня настоятелем храма является благочинный Даугавпилсского округа протоиерей Георгий (Попов). Благодаря его стараниям ведется очередной ремонт, строятся подсобные помещения, действует церковно-приходская школа, создано православное братство, издается приходская газета. О. Георгий является автором и ведущим православных передач на местном радио. Статистика храма говорит о стабильно растущем числе прихожан, а также увеличении количеств крещений и венчаний.

Латгальский кусочек Севера.

Одним из уникальнейших памятников русского деревянного зодчества в Латгалии является церковь святого благоверного князя Александра Невского. История создания храма, который в этом году отмечает свое 110-летие, практически неизвестна. В музее, архиве и ранних публикациях удалось отыскать лишь отрывочные сведения о том, что деньги на строительство церкви в стиле русского Севера дал Санкт-Петербургский купец II гильдии Михаил Александрович Чуксанов. Храм, представляющий из себя срубовую постройку, собранную без единого гвоздя, был возведен на гарнизонном кладбище Двинской крепости и освящен, по желанию жертвователя, 30 августа 1897 года.
По одной из версий, храм был построен «в память о незабвенном царствовании императора Александра III». и побудительной причиной к тому, якобы, послужило видение бывшее купцу. По другой версии, церковь была построена в память о скоропостижной кончине сына М.Чуксанова, который в дороге тяжело заболел, вскоре умер и был похоронен на двинском кладбище.
Так или иначе, но прекрасная восьмиглавая церковь, возведенная в относительной дали от города, никогда не имела своего постоянного прихода, и, тем более, причта. Богослужения в ней совершались лишь несколько раз в год, да и то, в основном, служились панихиды в дни поминовения усопших.
В годы Первой мировой войны, и последовавшей за ней революцией, церковь оказалась заброшенной. После Второй мировой войны в храме, по всей видимости, был сделан ремонт, так как по воспоминаниям старожилов, лет 45 назад «она была очень красива». На службы в храм неизменно собиралась масса народу. Однако в эпоху хрущевских гонений все пришло в упадок. Сохранилась справка за 1961 год, содержащая список православных церквей Даугавпилса. В ней отмечены как действующие, так и уже закрытые храмы. Интересно, что возле Александро-Невской церкви нет никаких пометок: церковь не требовалось специально закрывать, так как она и так была практически недействующей.
Затем творение неизвестных зодчих было признано «памятником архитектуры местного значения», охраняемым государством, о чем сообщала укрепленная на дверях церкви табличка. Впрочем, эта «охрана» носила весьма странный характер. Церковь никогда не отапливалась и не ремонтировалась. Она была отключена от подачи электричества. Ее несколько раз обворовывали. Были похищены уникальные иконы, в том числе написанные на бронзовых досках. Оставленный без присмотра храм все более ветшал, грозя в одночасье рухнуть.
Положение усугублялось тем, что храм расположен в значительном удалении от жилья, и к нему не подходят маршруты городских автобусов. Поэтому большинство горожан и сегодня представляют местонахождение кладбищенской церкви св. Александра Невского лишь умозрительно.
Летом 1990 года силами благочиния была начата реставрация храма. 12 сентября 1991 года состоялось воздвижение креста на главный купол. Но после этого ремонт был отложен на долгие годы из-за отсутствия средств. Появился и даже получил одобрение Латвийской инспекции по охране памятников грандиозный проект по переносу Александро-Невской церкви на территорию близ Борисоглебского собора. Но и на этот раз дело застопорилось из-за отсутствия средств...
Возможно, деревянная церковь разрушалась бы до сих пор, если бы не иерей Борисоглебского собора, по долгу службы совершавший молебны в кладбищенском храме Александра Невского. Видя гибнущую красоту, он испросил благословения у отца благочинного, купил краски, кисточки, и как-то в погожий денек залез на ветхую крышу деревянной церквушки красить купол. Он работал день, два... А потом «маляра» случайно увидел бизнесмен, проезжавший мимо в машине... Затем нашлись и другие жертвователи.
Летом 2006 года ремонтом храма, кроме О.Владимира Осипова. занимался пономарь кафедрального Борисоглебского собора - Игорь Ильин, а также старшие ребята из приюта «Аусеклитис», студенты Даугавпилсского университета и Транспортного колледжа. Их силами произведена покраска куполов, крыши и стен храма. На средства одного из жертвователей проведена сигнализация. Другой — оплатил доставку машины гравия. Женщина из Краславы написала и подарила храму икону, которая сейчас находится в алтаре. Большие планы возлагаются и на нынешний «ремонтный» сезон. В перспективе — создание самостоятельного прихода, к возможному появлению которого проявляют живой интерес жители района Крепости.

Храм трех праздников.

После выхода Высочайшего манифеста 1905 года «О началах веротерпимости» в России, старообрядцы, проживавшие на Новом Строении (район Двинска), сразу же решили воспользоваться дарованными правами, чтобы построить свой храм. Теперь это уже могла быть не безликая пристройка к богадельне, каковыми до сих пор были все староверческие моленные, а отдельно стоящее строение, спроектированное как здание церкви — с куполом, увенчанным крестом.
Для начала выполнили все формальности: в 1907 году зарегистрировали общину, организовали сбор средств, обратились в городскую управу за разрешением на строительство храма. Власти пошли навстречу, выделив Новостроенской (1-й Даугавпилсской) старообрядческой общине участок земли. В 1908 году в торжественной обстановке прошла закладка первого камня в основание будущего храма. Тогда, как известно, он был посвящен праздникам Рождества Богородицы и святителя Николы. Но недавно изученные архивные данные свидетельствуют о том, что храм был посвящен еще и Воскресению Христову.
Поначалу строительные работы шли довольно быстро, но затем их притормозили возникшие разногласия. А потом наступили Первая мировая война, революция и другие потрясения, которые самым негативным образом сказалось на приостановленной стройке. Уже готовые стены в одних местах дали трещины, а в других и вовсе были разрушены.
Но необходимость в своем храме стояла так остро, что перед ней пали все преграды. Община получила государственное пособие в размере 1,5 млн. рублей, на которое строительство храма было продолжено. Освящение состоялось 22 сентября 1928 года.
Здание храма построено из красного кирпича местного производства. Первоначально оно было не штукатуренным. Сейчас храм окрашен в малиновый и белый цвета. Главный фасад над входом украшен иконой Святителя Николы, а южный фасад — фресковой композицией, представляющей Спасителя и двух архангелов. Икону и фрески написал даугавпилсский иконописец Н.В.Портнов.
Четырехлепестную крышу колокольни и всего молитвенного здания венчают опирающиеся на барабан два купола, причем купол на колокольне намного меньше, чем купол над самим молитвенным зданием. Аркатурный пояс, проемы оконных рам и их разрезные части оформлены в классическом византийском стиле. Однако в некоторых отдельных элементах и пропорциях все же чувствуется стилистическое влияние так называемого «русского модерна» и местных традиций.
Весь период времени от начала постройки до сегодняшних дней в храме совершались богослужения. Исключение составили 1941-42 годы, когда он значительно пострадал от бомбежек, полностью выгорев изнутри. В 1943 году храм был восстановлен.
Сейчас в храме находится более 300 икон, написанных в ХVIII-ХХ веках и свыше 300 рукописных и старопечатных богослужебных книг.
За последнее время в храме произошли два крупнейших церковных события: 16 мая 2005 года здесь состоялся Съезд Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ДПЦЛ), а 24-25 июля 2006 года прошел Собор ДПЦЛ, на котором, после 11-летней подготовки, был, наконец, принят Устав Церкви.
При храме организована молодежная Воскресная школа, действует молодёжный хор «Воскресение». Представители общины выпускают литературу духовного содержания, записывают компакт-диски с духовной музыкой, принимают активное участие в многочисленных религиозно-научных конференциях.
В настоящее время насущной задачей Совета общины является организация разноплановых мероприятий по достойной встрече 100-летия храма, которая будет отмечаться 21 сентября 2008 года.

Юрий ПЕТРОВСКИЙ, Отец Алексий ЖИЛКО, наставник 1-й Даугавпилсской старообрядческой общины.

0

7

Николо-Покровский Старофорштадский старообрядческий храм.
Фото из сети.

http://photoshare.ru/data/110/110225/3/9e4kd8-3s0.jpg

+1

8

Православные храмы Даугавпилса  в "Народном каталоге православной архитектуры" .

0

9

О соборе Александра Невского.

Исторический центр Даугавпилса является памятником градостроительства государственного значения № 7429. Уникальность этого памятника в том, что город почти полностью был заново построен в короткое время – в течение 19 века. В Латгалии тесно переплелись все ветви христианской культуры. Вот перечень исторических событий, пронесшихся над Двинской землей. Старый орденский замок был возведен немецкими рыцарями в 14 веке выше по течению Даугавы, и окончательно разрушен шведами в 1655 году. Нынешний исторический центр города в границах так называемого «Большого Форштадта», впервые упоминаемого в письменных источниках в 16 веке, связан с событиями Ливонской войны царя Ивана Грозного. Затем последовали русско-шведская война, осада шведами , взятие немецкого городка Динабург в 1656 году войсками царя Алексея Михайловича (накануне дня памяти Св. Бориса и Глеба) и 13-летнее существование городка Борисоглебска. Далее - возвращение поляков, формирование центра воеводства, строительство резиденции ордена иезуитов. Страшная чума 1710 года, в результате которой вымер весь русский гарнизон, еще пребывавший тогда в маленькой крепости. После раздела Польши в 1772 году – переход Латгалии в состав Российской империи и бурное развитие города : строительство Двинской крепости (1810 – 1871), дамб для защиты города от наводнений, прокладка через город новой трассы дороги С.-Петербург – Варшава и строительство моста через Даугаву, открытие телеграфа, строительство железной дороги. В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора. Есть основания считать, что дальнейшее развитие площади предполагало симметричное размещение на двух её концах двух соборов – католического и православного. Однако позже размещение рынка нарушило этот план. Католический собор построили, а для православного пришлось искать новое место.
В 40-х годах 19 века по проектам петербургского архитектора A. Е. Штауберта в глубине главной площади города, в стиле позднего ампира были построены двухэтажные здания присутственных мест и гимназии. В середине площади кипела торговая жизнь округи. Деревянные лавки и лабазы нескольких рынков занимали это пространство, торговыми павильонами постепенно перекрывая монументальную перспективу с видом на крепость. В 1864 году в центре площади был построен Александро – Невский собор, который стал ее доминантой. Он возвышался над суетой рынка, как бы олицетворяя собой противостояние и победу духовного над материальным. На купол православного собора была ориентирована перспектива улицы Саулес. Позднее, во времена Латвийской республики, в 1937 году на месте рынка был построен многофункциональный комплекс Дома Единства, замкнувший площадь и изменивший её монументальный масштаб. Скромное пространство позади собора было превращено в сквер, благоустроено, здесь устроили фонтан.
В Центральном Военно-историческом архиве Российской Федерации хранится оригинал проекта собора св. Александра Невского в Двинске (Даугавпилсе), утвержденный военным министром 12 ноября 1843 года. Чертежи подписаны начальником ведомства генерал-майором Сорокиным, а также авторами проекта - архитектором И. Т. Таманским и инженер-поручиком Перебаскиным.
Архитектурная практика 40-х годов 19 века в России – это время обращения к национальному наследию, адаптация теории официальной народности. Церковное строительство тех лет велось в официальном русско-византийском стиле. Были опубликованы альбомы «Проекты церквей, сочинённые архитектором Константином Тоном», рекомендованные Высочайшим указом 1841 года в качестве образцов для строительства храмов, по мотивам которых были построены многие церкви в России. Исследователи называют такие проекты, выполненные другими архитекторами в манере Мастера – «второй линией» тоновских церквей. Влияние тоновского почерка и прототипы-образцы ясно прослеживались в архитектуре собора св. Александра Невского в Даугавпилсе, однако облик собора был, несомненно, своеобразен. Это была провинциальная версия тоновского образца, вписанная в контекст местной стилистически единой городской среды.
План даугавпилсского собора был очень близок плану Благовещенской церкви при Конно-гвардейских казармах в Петербурге (снесена в 1929 году), проект которой датирован 1842 годом. Кубический объем, пятиглавие, одна абсида, строгая трактовка ордерных форм, разорванные треугольные фронтоны портала и окон, пучки полуколонн на углах – эти мотивы фасадов и их пропорции очень близки в обоих храмах. Но вместо шатрового завершения глав и колоколов в малых главах, в даугавпилсском храме была всего одна колокольня, и размещалась она над притвором, а форма куполов и кокошник колокольни имели характерные очертания русско-византийского стиля, что аналогично другому, самому первому проекту Константина Тона, - церкви Св. Екатерины в Петербурге (проект 1830 года, снесена в 1929 году). И внутреннее пространство центральной главы собора в Двинске архитектор И.Т. Таманский решил по принципу этой же церкви - в виде усеченного конуса.
Можно сказать, что даугавпилсский собор сложился как бы из двух частей, поставленных друг на друга: основной куб с элементами классического ордера и русско-византийский верх. Соединение это довольно механическое, пропорции утяжеленные, нет той блестящей свободы в работе с формой, которая была присуща Константину Тону. Несмотря на эти недостатки, даугавпилсский собор был интересен как редкий в Прибалтике и единственный в Латвии образец тоновского стиля. Провинциальные небрежности и нечеткость выделки архитектурных форм сняли налет официальной холодности и придали наивную живость облику храма.
Собор был заложен в 1856 году и закончен в 1864 году, освящен 30 августа 1864 года во имя Св. благоверного князя Александра Невского. Строительство велось на средства казны. В 1875 году был устроен второй придел с престолом во имя праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Размеры собора в плане были 25 х 17 метров, высота – 16 метров. Интерьер собора был выполнен в стиле барокко, иконостас – с иконами живописного письма работы академика Вишневецкого. В настоящее время некоторые из монументальных пристенных киотов собора находятся в Борисо-Глебском храме Даугавпилса. По ним можно почувствовать и представить себе масштаб внутреннего пространства собора. В 1910 году рядом с собором был построен дом для причта. Число прихожан было самым большим (4965 человек) в 1906 году, а перед Второй мировой войной в 1938 году – 1630 человек. При соборе существовали молодежные и детские кружки, воскресная школа, богослужения совершались каждый день. Таким образом храм участвовал в формировании культурного пространства Даугавпилса. Собор пострадал во время Второй мировой войны, но был восстановлен на средства общины.
В 1961 году даугавпилсский собор был закрыт. В 1964 году в Риге открылся Дом знаний – планетарий, для нужд которого был перестроен православный кафедральный собор Рождества Христова. Этому примеру последовали и власти Даугавпилса. Местный филиал «Коммунпроекта» разработал проект реконструкции собора для такого же назначения. Однако масштаб и структура даугавпилсского храма значительно отличались от рижского образца, поэтому закономерно, что экспертиза проекта признала здание храма непригодным для размещения в нем планетария. Казалось бы, собор был спасен, тем более, что община была способна его содержать. Тем не менее, горисполком Даугавпилса стал рассматривать вопрос о сносе храма. Община пыталась спасти собор, была даже послана телеграмма в Москву, Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Московские власти не настаивали на сносе здания, предоставив право решать вопрос на месте. Увы, только одна республиканская организация, к тому же не государственная, а общественная – Общество охраны природы и памятников, поддержала общину.
14 ноября 1969 года был подписан приговор – распоряжение исполкома Даугавпилсского Горсовета № 435-р о сносе здания, под ним подпись зам. председателя Даугавпилсского Горсовета тов. А. Гоглидзе. Главным архитектором города в это время был тов. В.Ф.Калныньш. 18 ноября 1969 года в 4.00 утра специалисты-подрывники Латвийского участка "Ленвзрывпрома" привели приговор в исполнение. Общее руководство всеми мероприятиями по взрывным работам осуществлял начальник управления коммунального хозяйства города тов. Н. А .Кузин. Прогремел взрыв. Собора не стало, на его месте разбили сквер.

Паркс,попробовал поработать с Вашим снимком,вот что получилось:

Отредактировано ФОМА (Среда, 10 февраля, 2010г. 17:50:30)

0

10

ФОМА, у Людмилы Клешниной свой взгляд как на старый собор св. Ал. Невского, так и на храм-часовню, возведенную на его месте. И этот взгляд существенно отличается от позиции ЛПЦ.

0

11

Паркс, и в чем же, если не секрет, различие???

Отредактировано ФОМА (Среда, 10 февраля, 2010г. 18:05:59)

0

12

ФОМА, во мнениях? В основном, в формулировках и разногласиях относительно внешнего вида и назначения храма-часовни.
Вот проект Клешниной:

http://s002.radikal.ru/i200/1002/c3/500fac5e783a.jpg

А вот, что получилось:

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t57272.jpg

Отредактировано parks (Среда, 10 февраля, 2010г. 18:22:21)

+3

13

Да бедный какой-то ампир... Это, так называемый, "русский классицизм", типовой проект.

0

14

Он не "бедный", он "поздний". В том же стиле построены, практически, все здания Двинской крепости. Стоит учесть еще и то, что лепные украшения (барельефы гербов Российской империи) и литье (козырьки подъездов и перила парадных) "съело" время и люди.

0

15

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t39978.jpg

Это так называемый "храм-часовня". По размеру - часовня, но к ней пристроен маленький алтарь, чтобы была возможность изредка служить литургии. Сделано это из практических соображений: в центре города нет иного православного храма, и многие люди, особенно пожилого возраста, просто не добираются до другой церкви. А с алтарем есть возможность совершать главное богослужение, предусматривающее причащение Тела и Крови Христовой. Однако размеры храма не способствуют созданию большого прихода. Таким образом, храм-часовня св. Александра Невского остается в большей степени памятником разрушенному собору, но памятником действующим.

0

16

А теперь заглянем в Успенскую церковь.
22 октября 1961 года.

http://i037.radikal.ru/1002/b8/3b231887a79a.jpg

и 22 июня 2007 года.

http://s002.radikal.ru/i198/1002/4b/601f497a2b02.jpg

+2

17

На втором кадре не отец ли Дионисий?

0

18

Он самый.

0

19

А куда ж иконстас то дели???

0

20

Иконостас в Успенской церкви всегда был простой, не представляющий особой ценности. Вероятно, его разобрали, когда закрывали храм в 1962-м году. Иконы сейчас находятся в даугавпилсском Борисоглебском соборе. Готов проект нового иконостаса, в которой будут вставлены старые иконы, но кризис подкосил благие планы. Поэтому Успенская церковь пока живет без иконостаса.

0

21

Вот, кстати, запечатлен момент обсуждения будущего иконостаса. У о. Дионисия в руке проект. На стороне, обращенной к зрителю видны изображения икон так, как они будут расположены в иконостасе.

http://s59.radikal.ru/i166/1002/6f/2491a6d5b5d7.jpg

+2

22

Продолжаем экскурсию по храмам Даугавпилса. 17 декабря 2009 года храм св. Николая чудотворца на православном кладбище отметил 115-летие со дня освящения.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t81214.jpg

0

23

И немного снаружи. На сей день.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/4eeyol-pff.jpg
http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/4eeym5-vby.jpg
http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/4eeyll-8sm.jpg

+3

24

А вот так Успенская церковь выглядела в 1940-х годах.

http://s004.radikal.ru/i208/1002/dd/35970c301e10.jpg

+3

25

Еще 20 лет назад, естественно, не было принято упоминать о храмах в городе вообще. Я, конечно, слышал о том, что Даугавпилс называли старообрядческим Иерусалимом. Были ли в последнее время построены новые церкви? Я знаю, что есть на "тарелочке" один. И были ли прецеденты, когда церковные здания были возвращены церкви, как, к примеру школу бокса при ЛРЗ?

0

26

Sherif, в конце 1991 года православной общине вернули церковь Успения Пресвятой Богородицы.

0

27

Вот вам совершеннейший близнец Борисоглебского собора - полковой  собор в Сувалках. Построен в 1904 году императорским военным ведомством для нужд местного гарнизона. Типовой проект. И, по-моему, одними Сувалками не ограничились. Где-то "мелькали" еще родственники нашего собора.

+1

28

Вот, например, Гродно, кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, построен на два года позже нашего Борисоглебского собора.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t69944.jpg

Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта является архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка, однако, местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел свои неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Вот похожий храм в Бобруйске (изначально Троицкая, теперь Свято-Георгиевская церковь).

http://i066.radikal.ru/1002/18/0912ddefa7c2.jpg

Собор Покрова в Олите (Литва), к настоящему времени перестроен до неузнаваемости в костел.

И, наконец, первоисточник: храм Анастасии Узорешительницы 148-го пехотного Каспийского полка в г. Петергоф.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t98049.jpg

Отредактировано parks (Среда, 24 февраля, 2010г. 12:38:27)

+3

29

Католический храм на Форштате.

+3

30

Военная церковь на Алексеевском артиллерийском полигоне в районе Старого форштадта. Построена в 1900-1901 гг. Освящена 8 мая 1901 г. Не сохранилась.

+2

31

Я уже много раз смотрела эту тему и не перестаю восхищаться храмами.

+1

32

неженка, а какой вид в храме с хоров!!! (правда на хорах я бывал только в костелах, но все равно - это нечто!!! Орган и поющий рядом хор - просто чудо!)

+1

33

А энергетика какая в храме потрясающая. Такого нет нигде, только в храме.

+1

34

Великолепное фото! Жаль размер небольшой. Давно мечтал увидеть, как этот храм выглядел в былые годы. Однако, верно говорят: "Каждый ответ рождает минимум два новых вопроса".
Вопрос первый: В книге "Храмы армии и флота" Г. А. Цитовича храм на артиллерийском полигоне вообще не упоминается, хотя книга была издана в 1913 году.
Вопрос второй: С. П. Сахаров в книге "Православные церкви в Латгалии" (издание 1939 г.) пишет:
"До мировой войны 1914 года в 1 километре от Старого форштадта, в лесу, на артиллерийском полигоне находилась военная деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца. В этом храме в лагерное время регулярно совершалось богослужение и православное население Старого форштадта, в виду отдаленности городских церквей, любило посещать эту уютную церковь, где, кстати, всегда пел хороший хор из артиллеристов.
В переходное время 1917-1919 гг. Николаевская военная церковь была оставлена на произвол судьбы и подверглась всякого рода кощунствам и разорению: были разобраны на дрова пол и крыша в церкви, окна выбиты, многие иконы были порваны, прострелены, а некоторые и совсем похищены.
И вот с наступлением мирного времени среди православных старофорштадцев явилась мысль спасти остатки этого храма, перенести их на Старый форштадт. Разрешение было скоро получено.
...К октябрю месяцу 1923 г. вся церковь была перевезена на Старый форштадт и сложена в нарочито построенном сарае...
...Все строительные работы по возведению церкви (15х6х5,6 м)... были закончены в августе 1934 г., а 16 сентября того же года храм был торжественно освящен настоятелем Даугавпилсского собора прот. о. Михаилом Петерсоном в сослужении всего духовенства г. Даугавпилса..."

Таким образом, бывшая артиллерийская церковь переехала на новое место, став после освящения Петропавловской. В православии переехавший храм или перестроенный не считается утраченным.
Но и это еще не все. Поэтому третий недоуменный вопрос:

http://i035.radikal.ru/1003/b3/e15c98b02e50.jpg

На карте 1913 года видно, что церковь стоит возле леса - это совпадает с фотографией. А в лесу находится часовня либо храм другой конфессии (обозначение другое), о котором вообще нет никаких сведений, кроме этого единственного значка.
Скажу сразу: предположение о том, что Цитович чего-то не дописал, а картограф ошибся, принимать не хочется. Это было бы как-то грустно, что ли.

+1

35

Вот такой вид.

http://i051.radikal.ru/1003/53/b6b5ee0a3454.jpg

Кто бы сомневался.

http://i037.radikal.ru/1003/5d/e1cad2610faf.jpg

+4

36

parks, вот в Борисоглебском не доводилось бывать.
Хотя регента я точно внешне знаю.

0

37

parks, большое спасибо, замечательные фото! :cool:

0

38

Паркс, рад, что фото понравилось. Вот только вопрос: карта 1913 года, а писано новоязом (без твердого знака, фиты и т.п.). Это почему???

0

39

ФОМА, да кто ж его знает? Загадка. Может, я чего-то (как всегда) недопонял?

0

40

Bench, чтобы попасть на хоры, нужно взять благословение у священника. Лучше всего у настоятеля. Конечно, должна быть веская причина - зачем туда идти, и (желательно) поручитель из числа служителей собора. Эти сложности нужны для ограничения числа праздношатающихся (такие встечаются). Что до впечатления, то я первый раз стоял на хорах во время Пасхальной службы. Потрясающе. Собор битком забит людьми, часть которых периодически перемещается от иконы к иконе. Этакое броуновское движение. Тишина, предваряющая начало праздника. Трепетное ожидание чуда. И слезы на глазах, когда священники в алтаре начинают петь стихиру празднику, сначала тихо, а потом все громче и громче: "Воскресение твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити". Затем утреня продолжается, священники неоднократно выходят из алтаря троекратно возглашая: "Христос Воскресе!" И тысячная толпа едиными устами произносит: "Воистину воскресе!" Слова сливаются в гул, который волнами накатывает на хоры, прямо физически толкая тебя, когда смотришь вниз...

А ведь когда-то в Борисоглебском соборе хоров не было. Их построили в 1938 году. На этой фотографии хороша видна обесхоренность храма (простите за неологизм).

http://i082.radikal.ru/1003/f3/12269dbb528d.jpg

+1

41

ФОМА написал(а):

а писано новоязом

Вряд ли карта 1913 г. Это, видимо, год "съемки", да и в 13-м году не было ни Латвии, ни Польши в тех границах.
На плане  marser(а) обратил внимание на именование храмов и кладбищ - православные, старообрядческие, единоверческие. Что значат последние?

0

42

Паркс, вы все правильно написали. Просто имеет место быть совершенно обычный "замут" топографов (в наше время тоже распространено)-карта, указанная Вами, издана генштабом РККА в 1937 году, но по картографической съемке 1882-1913 годов. Так что все верно - в Вашем посте карта 1913 года.

0

43

По всей видимости, здесь хоронили единоверцев.

0

44

Что вкладывается в понятие единоверцы.
Скрины с плана marser(а):

+1

45

kostiklv1
Думаю, нужно пояснить, что такое единоверие. Несколько утрируя это можно назвать "православной унией". Однако если католическая уния предполагает не только изменение обрядов, внешнего и внутреннего вида храмов, а также свою трактовку догматического учения, подготавливая православных людей к переходу в католичество, то единоверие предполагает совершение богослужения по старым (дореформенным) церковным книгам православными священниками для единоверцев - бывших старообрядцев. В Западной части России (в Латгалии в том числе) распространение получила секта беспоповцев. Появление же беспоповцев для староверия вполне естественно. Часть духовенства, не принявшая "справу" церковных книг, со временем, по естественным причинам, прекратило свое существование. Так как не было священства, то и таинства совершать было некому. Беспоповцы и сейчас свои богослужения проводят гражданским чином. Таинства у них не могут совершаться, так как нет священников. Духовные отцы - это "наставники", а не священники. Наставники - те же миряне, только больше начинанные и лучше разбирающиеся в Священном писании. Но православие немыслимо без таинств. И главное таинство - причащение Крови и Плоти Господа Иисуса Христа, т. е. евхаристия. Это - вершина христиансткого существования. В таинстве причащения происходит соединение человека и Бога. Если нет обожиния, то и все остальное бессмысленно. Единоверие же предлагает старообрядцам совершать таинства, идя навстречу их привычкам и желаниям. Считаете свои книги верными - пожалуйста. Обряд важен, но второстепенен по отношению к главному - спасению души человеческой.
Поэтому-то и появились единоверческие храмы. В Даугавпилсе таковой был всего один (приход образовался в 1851-м году): в честь Успения Пресвятой Богородицы. Все прихожане храма, по общему решению, в 1915 году в полном составе перешли в Православие. И с тех пор храм является православным. Было у единоверцев и свое кладбище. Учитывая все вышесказанное, логично, что единоверцев хоронили между православными и старообрядцами.

Отредактировано parks (Суббота, 13 марта, 2010г. 19:33:49)

+2

46

parks, спасибо за разъяснение.

0

47

На первом фото часовня недалеко от храма на Алексеевском полигоне (сам храм просматривается за часовней).
На втором фото часовня на старом кладбище. Очень похожа на часовню Алексеевского полигона, стояла раньше в городе, на самом первом городском кладбище, но она до наших дней не сохранилась. Это пустырь между переездом и вокзалом, сейчас там стоит крест погибшим полякам.
На третьем фото военная церковь пехотного лагеря в Ругелях (100-ый Островский полк).
На четвертом фото часовня вышеуказанной церкви в Ругелях.

Паркс,"церковь другой конфессии" на вашей вырезке карты 1913 года - часовня (см. первое фото).

Отредактировано ФОМА (Среда, 17 марта, 2010г. 02:45:51)

+3

48

Церковь Двинского военно-местного лазарета в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости".
Праздник лазарета 24 октября.
Две церкви: зимняя и летняя. Первая (зимняя) устроена в 1861 году в здании самого лазарета, вместимостью на 100 человек. Воздвигнута она по распоряжению бывшего Виленского Генерал-Губернатора Муравьева. Между священными предметами сей лазаретной церкви особенно выдается образ Св. Александра Невского, пожертвованный чинами госпиталя в память мученической кончины Императора Александра II.
Летняя церковь - деревянная, очень красивая. Над церковью, в западной стороне, устроена довольно высокая колокольня с небольшим куполом и крестом; такой же купол с крестом возвышается и над алтарною частью. Вмещает 150 человек.
Зимняя церковь находится при лазарете в крепости (в 2-х верстах от города), а летняя в 1½ верстах от крепости, среди соснового леса и лазаретных бараков.
По штату при церкви положены: один священник и псаломщик.

--------------------------------------------------------------------------------

*) Об иконе оставлено следующее письменное свидетельство: в 1829 году, во время Турецкой кампании саперный батальон был экстренно вызван из крепости и перед выступлением своим он передал батальонную икону Владимирской Божией Матери, которой ежегодно праздновал, в Двинский крепостной собор. В Двинск саперный батальон снова не возвращался, и с тех пор, т.е. с 1829 года, эта икона сделалась достоянием собора. Особо чтимой икона сия стала в 40-х годах прошлого столетия, когда в Двинске свирепствовала сильная холера, унося ежедневно целыми десятками свои жертвы. Православные и католики со слезами на глазах и с сокрушением в сердце стали притекать к Богородице с молитвами. Эпидемия с каждым днем стала уменьшаться и в скором времени совсем прекратилась. С тех пор Владимирская икона Богоматери и становится особо чтимой иконой как среди православных, так и среди католиков. В память великого чуда милости Божией, явленной над отечеством Нашим 17 октября 1888 года при крушении царского поезда, пред этой иконой установлено с 1889 года чтение акафиста ежедневно по понедельникам в 11 часов дня.

Церковь 98-го пехотного Юрьевского полка в честь Успения Божией Матери.
Полковой праздник 15 августа.
Походная (при полку) церковь учреждена в 1864 году.
Церковь эта сопутствовала полку в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.
Полковая церковь с 1906 года помещается в Двинской гарнизонной церкви.
По штату при церкви положен: один священник.

Церковь 99-го пехотного Ивангородского полка в честь Св. Благоверного Великого князя Александра Невского.
Полковой праздник 30 августа.
Походная (при полку) церковь учреждена в 1864 году.
Церковь эта сопутствовала полку в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.
С 1906 года полковая церковь помещается в 3-м этаже каменных городских казарм, расположенных на окраине г. Двинска. Вмещает церковь до 400 человек.
В храме достойны особого внимания 2 иконы: 1) Свв. Апостолов Петра и Павла и 2) Св. Николая Чудотворца. Пред уходом на Дальний Восток в 1904 году 15 рота полка получила в дар и благословение от полков 25 пехотной дивизии означенные иконы. Эти ротные святыни, по сдаче Порт-Артура, были увезены двумя нижними чинами (Волковым и Сахаровым) и пребывали вместе с ними в плену в Японии. Затем, по возвращении из плена, этими же нижними чинами иконы сии доставлены в полк.
По штату при церкви положен: один священник.

Двинская гарнизонная церковь.
Престольный праздник 5 октября.
Величественный храм Двинского гарнизона сооружен в 1906 году инженерным ведомством; находится в центре города.
Вмещает до 2 тыс. человек. В храме 2 престола: 1) в честь Свв. князей Бориса и Глеба и 2) Святителя Алексия, Митрополита Московского.
Штатного причта нет; Богослужения в ней совершаются священниками 97, 98 и 99 пехотных полков (по очереди).

Лагерная церковь 25-й пехотной дивизии во имя Св. Николая Чудотворца.
Престольный праздник 9 мая.
Устроена в 1897 году в дивизионном лагере, отстоящем в 2-х верстах от города. Лагерь весьма благоустроен; по отзывам - это один из лучших и красивых лагерей в России.
Лагерная церковь сооружена на средства титулярного советника Николая Аркадиевича Машковцева, который на это дело пожертвовал 2000 рублей.
Зданием - церковь деревянная, в виде корабля, на каменном фундаменте, вмещает до 500 человек. Внутри выкрашена белой, а с наружи серой масляной краской.
При церкви штатного причта не положено.

Церковь 100-го пехотного Островского полка в честь Свв. Апостолов Петра и Павла.
Полковой праздник 29 июня.
Походная (при полку) церковь учреждена в 1864 году.
Церковь эта сопутствовала полку в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.
С 1910 года полковая церковь помещается в казарменном здании, расположенном на окраине города. Вмещает до 500 душ. Церковь очень светлая.
По штату при церкви положен: один священник.

0

49

ФОМА, отличные открытки! Большое спасибо!
Существование часовни на артиллерийском полигоне я подозревал, но не был уверен в ее существовании (все-таки в Российской армии служили не только православные).
На все той же карте 1913 года часовня в пехотном лагере обозначена, и мне было очень интересное ее увидеть. Однако с тем, что она похожа на часовню на старом кладбище, я не соглашусь: разные окна и декор фасада. Однако, часовня на старом кладбище очень похожа на заброшенную часовню на старом гарнизонном кладбище, только там она считается лютеранской (это версия местной жительницы, с которой я разговаривал, когда она убирала могилку неподалеку). Таким образом, либо обе эти часовни изначально лютеранские, либо были переняты лютеранской церковью в 20-е годы прошлого века, когда в крепости разместился латышский гарнизон, и появилась необходимость хоронить умерших солдат (пример таких похорон есть на фото, размещенном на этом форуме).

+1

50

parks, я нашла пару фотографий в интернете. Первое фото - это несколько обработанная фотография с поста №46. Я раньше думала, что эта часовня находится на старом гарнизонном кладбище. Но, благодаря вашим разъяснениям, поняла точное ее местонахождение. На фото, кстати, хорошо просматривается вокзал (справа от часовни).

+1

Похожие темы

Этот ГороД... Архив Воскресенье, 29 мая, 2011г.
Парки города. Даугавпилс Воскресенье, 6 декабря, 2020г.
ЛУГАНСК (немного истории города + фото) Наши города и страны. Четверг, 30 ноября, 2017г.
Наши любимые строки Литература и языкознание. Воскресенье, 9 августа, 2020г.

Вы здесь » GoroD » Даугавпилс » Храмы нашего города.