Сердцем Старего Места является Староместская площадь, от которой в разные стороны расходятся узкие средневековые улочки, сохранившиеся до наших дней в почти первозданном виде.
Староместская площадь наряду с Карловым мостом и Пражским Градом представляет собой наиболее яркую достопримечательность Праги, где в любое время года можно встретить огромное количество туристов из разных стран.
Староместская площадь привлекает не только хорошо сохранившимися старинными зданиями и памятниками средневекового искусства, но и красотой, над которой не властно время. Во всей Праге нет другого столь же уютного и изысканного места, обладающего необъяснимым очарованием. Причину этого очарования видят не только в возрасте — Староместская площадь появилась намного раньше всех остальных пражских площадей, но и в том, что в ней одной присутствует неповторимое волшебство, навевающее ассоциации с прекрасными рождественскими сказками.
Площадь окружена зданиями Староместской ратуши, ныне превращенной в музей. Ратуша была построена после того, как в 1338 г. горожане добились от короля Яна Люксембургского права на самоуправление.
Ратуша строилась постепенно, по мере того как городская администрация покупала или получала в дар расположенные на площади дома — дом меховщика Микша, дом «У петуха», дом Волфлина, дом «У минуты». Сразу после того как была основана ратуша, началось возведение башни.
В настоящее время Староместская ратуша — одно из самых привлекательных для туристов мест в Праге. С ней связаны наиболее значительные события чешской истории, но главное, что обязательно хотят увидеть гости города — это часы. Староместские куранты до сих пор поражают сложностью конструкции и удивительной красотой, а в те годы, когда они были созданы, посмотреть на них приезжали со всей Европы.
Староместский магистрат решил установить на башне часы в начале XV в. Это решение было вызвано тем, что торговавшим на площади людям было необходимо точно знать время, чтобы не опаздывать в церковь к мессе. Однако магистрат решил заказать не простые часы, а настоящий символ привилегированного положения и богатства Праги, который будет вызывать зависть и восхищение приезжих.
Для конструирования часов призвали лучшего на тот момент часовщика Чехии — мастера Микулаша из Кадании. Кроме него, в работе над созданием часов участвовал астроном Карлова университета Ян Шиндель. Куранты начали работать в 1410 г.
Реконструировал часы на Староместской ратуше в 1490 г. ученый магистр Гануш, и его мастерство не только прославило магистра на всю Прагу, но и вызвало искреннее восхищение приезжих из крупнейших европейских столиц. Мастер Гануш, кроме того, создал большинство скульптурных украшений пражских курантов. Ему оказывали почести не только ученые, но и первые лица города, гордившиеся тем, что нигде нет таких часов, как в Праге.
Существует легенда о трагической судьбе мастера Гануша, который, казалось, мог безбедно прожить всю оставшуюся жизнь, полагаясь на благодарность глав города.
По преданию, приматору (главе города), пришла в голову мысль, что магистр Гануш, известный многим благодаря своему таланту, может сделать часы и в другом городе, и, возможно, они будут даже лучше Староместских. Этого ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы не поколебать бы славу Праги и не нанести болезненный удар по тщеславию первых лиц города.
Однажды ночью к магистру явились неизвестные люди в масках. Они тихо прокрались в комнату Гануша, отворив двери своим ключом, схватили и ослепили его, а один из них сказал, уходя: «Теперь уж ты не сделаешь других часов!».
Магистр Гануш выжил, но работать больше не смог. Долгими часами он просиживал в углу своей мастерской и с горечью думал о благодарности, которой ему отплатили за его работу. Вся Прага с ужасом обсуждала страшное злодеяние, однако негодяев так и не схватили.
Ослепленный Гануш быстро состарился, его больше не узнавали на улицах, а приматор и городские советники отворачивались при встрече. Когда магистр почувствовал, что умирает, он попросил своего ученика отвести его к ратуше, поднялся в нее и под предлогом, что собирается проверить механизм, сумел испортить часы и они остановились. Вскоре после этого Гануш умер, а часы еще долгие годы стояли и никто не мог их починить. Так мастер напоследок отомстил за свою слепоту неблагодарному городу.
Вопреки романтической средневековой легенде мастер Гануш не был так жестоко наказан за свою работу. Сведений о том, что он являлся магистром университета, нет, известно только, что он был родом из Градца Кралова, а лучшей его работой стали Староместские куранты.
Часы, которые чехи называют просто Орлой, что означает «куранты», являются не просто деталью ратуши, они представляют собой целый комплекс скульптурных элементов, органически сливающихся с архитектурой здания. Прежде всего это собственно часы — круглый циферблат с двадцатью четырьмя делениями, на котором, помимо цифр, начерчены круги, линии и другие знаки, на первый взгляд совершенно непонятные. Под часовым циферблатом расположен второй, с символическими обозначениями двенадцати зодиакальных созвездий. Каждый день круг с созвездиями поворачивается на один зубчик и в течение года каждая картина оказывается наверху. Над часами находятся две небольшие дверцы, украшенные звездами.
По бокам часы ограничены пилястрами, украшенными рельефным каменным орнаментом и небольшими статуями, которые изображают Смерть, турка, скрягу с кошельком, святых и др. Венчает все изящно изогнутая крыша, выступающая из стены и опирающаяся на пилястры. Фигурок апостолов изначально не было, их установили гораздо позже, в XVII в.
В XIX в. Орлой отремонтировали и установили новую календарную доску, написанную чешским художником Йозефом Манесом. Сейчас часы украшает копия работы Манеса, оригинал хранится в музее Праги.
Каждый раз во время боя часов разворачивается настоящее представление, которого с нетерпением ожидают сотни туристов с разных концов света. Фигура Смерти в виде скелета в нижнем окошке ударяет в колокол, отбивая время, дверцы над циферблатом открываются и из одного из них медленно выходят фигурки двенадцати святых апостолов, которые двигаются к другому, описывая полукруг. За фигурками следует сам Христос. Каменные апостолы не просто проходят мимо, они поворачивают голову к наблюдающим за ними людям и снова скрываются за дверцей. Фигура Смерти переворачивает песочные часы и кивает фигуре турка, в ответ тот отрицательно качает головой. В это же время фигурка человека, символизирующая скупость, встряхивает кошелек, а изображающая транжиру — смотрится в зеркало.
Нетрудно представить, какое впечатление Староместские часы производили в эпоху, не знавшую никаких технических достижений. Для простых людей они были почти чудом, для тех, кто интересовался физикой и астрономией — прекрасным инструментом для определения положения Солнца, Луны и созвездий, времени захода и восхода солнца текущим днем.
Необходимо удостоить внимания и саму башню, на которой установлены часы. Она одна из самых высоких в этой части города — ее высота достигает 70 м. Башня была построена еще в XIV в. и связана со многими историческими событиями.
На несущей балке башни находится мемориальная доска, напоминающая о том, что рядом на мостовой находится место казни руководителей бунта 1621 г. Интересна и конструкция башни — подняться на нее можно по тротуару, который спиралью поднимается вверх, в отличие от других башен Праги, где для подъема используются лестницы.
Еще одной достопримечательностью Староместской площади является готический костел Девы Марии перед Тыном, так называемый Тынский собор, расположенный напротив башни с Орлоем. Две 80-метровые башни собора, второго по значимости в Праге после собора Св. Вита, величественно возвышаются над площадью. Этот храм первоначально, в XI в., был романской часовней при госпитале для иностранных купцов, приезжавших в Прагу. Двор был огорожен тыном. В XII в. часовню перестроили, превратив ее в трехнефный раннеготический костел. В 1350 г. началась последняя перестройка Тынского храма, после которой он приобрел нынешний вид. Строительство длилось с перерывами больше 150 лет и завершилось в 1511 г.
После окончания Гуситских войн, во время правления Йиржи из Подебрад, был построен западный щипец храма, на который водрузили статую короля и золотую чашу — символ требований гуситов. В 1626 г. на место статуи короля поместили скульптурное изображение Девы Марии с нимбом, сделанным из золотой чаши.
Тынский храм, в отличие от многих костелов того времени, практически не изменился со времени окончания постройки и сохранил свой готический облик. Единственным значительным изменением стала замена готического свода центрального нефа на барочный после пожара 1679 г.
Собор примечателен тем, что в нем когда-то играл на органе великий композитор Кристофор Виллибальд Глюк. В Тынском храме похоронен император Рудольф II, покровитель наук и искусств, а также живший когда-то при его дворе знаменитый датский астроном Тихо Браге, мраморное надгробие которого встроено в стену.
Внутреннее убранство храма поражает величием и редкой гармоничностью, несмотря на то, что общий готический образ с рельефами и строгими формами соседствует с барочным декором алтарей. Наиболее интересными деталями интерьера являются алтарь с картинами «Святая Троица» и «Вознесение Девы Марии», написанными художником Карелом Шкретой, и северный портал работы мастерской Петра Парлержа, рельеф над дверями которого изображает душу грешника, из-за которой сражаются черти, и душу праведника, сопровождаемую на небо ангелами. Петру Парлержу приписывают и создание тимпана с вычеканенными на нем страстями Иисуса. Одним из немногих готических элементов декора является кафедра, расположенная перед надгробием Тихо Браге.
Оказавшись на Староместской площади, нельзя не обратить внимание на дома, расположенные вокруг нее. Прямо перед фасадом Тынского храма расположен дом, выстроенный в стиле венецианского Возрождения. Ранее в этом доме располагалась Тынская школа, где преподавал пражский архитектор Матиаш Рейсек.
Первоначально здание школы было выполнено в готическом стиле, однако в XVI в. ее перестроили. Рядом с этим домом располагаются другие, не менее примечательные, например дом «У белого единорога», в котором родилась чешская певица Жозефина Душкова, давшая когда в своем поместье приют Моцарту; или Шторхув дом, роспись которого создана по эскизам знаменитого художника М. Алеша и представляет собой изображение покровителя чехов святого Вацлава, въезжающего на Староместскую площадь на белом коне.
Дом «У Каменного звону» бросается в глаза тем, что в его угол встроен знак, соответствующий названию — колокол. По преданию, в этом доме жила святая Людмила, бабушка святого Вацлава, и они вместе через потайной подземный ход посещали подземную часовню под Тынским храмом, где специально для них священник проводил церковную службу. В 1333 г. в этом доме останавливался император Карл IV. В настоящее время дом превращен в музей, где выставлены картины.
Последним зданием в ряду слева от часовой башни является дом «У минуты», декор стен которого выполнен в технике сграффито. Существует версия, что дом когда-то принадлежал предкам голландца Минуита, купившего в свое время у индейцев остров Манхэттен. Дом был выстроен в готическом стиле в XV в., однако позже его фасад был перестроен в стиле ренессанс. Известно, что «У минуты» — один из многих домов в Праге, где жил Франц Кафка.
Одно из зданий ратуши, располагавшееся рядом с башней и замыкавшее площадь с запада, было полностью разрушено во время освобождения Праги в 1945 г. и до сих пор не восстановлено. Интересно, что многие дома в Старом Городе и в других районах Праги имеют вместо номеров оригинальные названия. Этот обычай появился в Средние века, и многие названия отражали особенности архитектуры дома, характер его первого владельца, имя строителя и др. Подавляющее большинство домов на Староместской площади построено на фундаментах стоявших здесь ранее романских и ранне-готических домов. В этом можно убедиться, спустившись в многочисленные подвальчики, где ныне располагаются уютные кафе.
В центре Староместской площади стоит памятник Яну Гусу, который был установлен в 1915 г., в пятисотую годовщину его казни. Автором памятника является скульптор Ладислав Шалоун. Несмотря на то что скульптурное изображение великого проповедника выполнено в стиле модерн, оно органично вписывается в готическо-ренессансный облик площади.