Бизнес на волшебстве, или Почему популярен Гарри Поттер
13 октября, в полночь, в книжных магазинах нашего города началась продажа заключительной книги о знаменитом мальчике-волшебнике. "Гарри Поттер и дары смерти" - именно так издатели перевели название седьмой части о приключениях начинающего мага.
Продавая заветные экземпляры поклонникам юного Гарри, сургутские книжные магазины работали целые сутки. Чем же вызван такой ажиотаж вокруг творчества британской писательницы Джоан Роулинг, создателя серии книг о Поттере? И какая роль отводится таким книгам в современном мире?
"Культурное цунами" - примерно так гласили несколько лет назад заголовки прессы, характеризуя реакцию публики на только что вышедший роман "Гарри Поттер и философский камень". Данный том стал первой частью "поттерианы". "Нежданно-негаданно в мире материализовалась книга, способная оторвать мальчишек и девчонок от телевизоров и компьютеров, вернуть с улицы в дом" - писала по этому поводу "Комсомольская правда".
Однако у заслуженных литераторов есть своя оценка подобных произведений. С целью ее узнать я обратилась к профессору кафедры литературы Сургутского педагогического университета Юрию Александровичу Дворяшину. "На мой взгляд, главная причина популярности таких книг - деформированное представление о рыночных отношениях. У многих соотечественников существуют иллюзии, что рынок сам определит, что хорошо, а что плохо. В этих обстоятельствах, естественно, пользуется популярностью литература, которая требует от читателя минимальных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Серьезная литература, особенно классическая, требует усилий, работы души и разума. Читателю сегодня не хочется напрягаться, он выбирает то, что воспринимается проще. Да, есть и у классиков фантастическая литература. Но она всегда предполагает какое-либо глубокое осмысление жизни. Я думаю, такие книги, как "Гарри Поттер", можно отнести к разряду чтива, которое спекулирует на элементарных потребностях человека", - рассказал Дворяшин.
Как выяснилось, в последнее время даже школьные сочинения на тему любимой книги посвящаются Гарри Поттеру. Тем не менее учителя литературы не поощряют такой интерес. "Мой сын читал эти книги только потому, что они были хорошо разрекламированы и популярны, - говорит учительница русского языка и литературы Елена Константиновна Виленская, - в них нет ничего поучительного, они никогда не сравнятся с литературной классикой".
Но чтобы прийти к мнению о том, что классическая литература полезней и предпочтительней, молодому человеку понадобятся годы, во время которых он будет изучать, оценивать, и, в конце концов, проникнется высокими чувствами настоящей литературы. Правда, не факт, что он вообще обратит внимание на творчество признанных писателей. Однако, если так случится, то своему ребенку будет советовать именно классику. А ребенок захочет читать очередного "Гарри Поттера". Вот вам конфликт поколений и проблема воспитания.
Профессор Дворяшин признался, что в молодости, возможно, и стал бы читать произведения Роулинг. "Начиная читать книгу, не знаешь ее содержания. К сожалению, в юности приходится читать много разного. Здесь чрезвычайно ценной была бы подсказка старшего, мудрого человека: «вот это почитай, а на это не трать времени", - пояснил он.
Исходя из личного опыта, могу заметить, что нынешние молодые читатели редко прислушиваются к советам старших в отношении того, что читать. Например, я прочла книгу о Поттере, несмотря на запрет родителей. Они не разрешали эти книги, объясняя, что там содержатся элементы спиритизма.
Что же кроме рекламы побуждает молодых людей каждый раз с нетерпением ждать выхода нового тома? Вот отзыв моей ровесницы, студентки СПБГУ Людмилы Пересыпкиной: "Каждая книга вызывала свои эмоции... Мне нравится, что книги читаются на одном дыхании, но только вот жизни они особо не учат". Да, приключения юного Гарри вызвали бурю эмоций, особенно у читателей помладше. Неслучайно во всех городах России создавались фан-клубы Поттера. Один мой знакомый настолько влюбился в романы о волшебнике, что ходил по городским паркам в поисках компонентов для приготовления колдовского зелья. Так он желал подражать главному герою.
Как представитель современной молодежи могу сказать, что книга мне понравилась. Однажды я даже расплакалась над текстом - Гарри напомнил мне саму себя. И в некотором роде я бы согласилась со словами диакона Андрея Кураева, который высказался так: "Знаете, чему на самом деле учат эти книжки? Тому, что материнская любовь защищает лучше любого пистолета, что мужество и верность хороши, что бояться зла нельзя, и очевидное могущество зла не есть повод к тому, чтобы перейти на его сторону".
На фоне человека-паука и жестоких мультяшек Гарри Поттер, безусловно, выигрывает. И все же как читатель отмечу, что "поучительный" эффект книги действует ровно столько, сколько находишься под впечатлением. Читая литературу классическую, нужно осмысливать, "пропускать через себя" содержание, которое благодаря этому запомнится на всю жизнь. Романы о Поттере такого осмысления не требуют.
Кроме легкого восприятия, есть и другие причины популярности книги. Выше я уже вскользь упомянула о спиритизме. Если не вдаваться в крайности, называя магию, описанную в «Гарри Поттере", спиритизмом, можно определить еще одно обстоятельство знаменитости британской писательницы. Изначально творчество Роулинг вызвало споры в религиозных кругах. Но, как известно, запретный плод сладок - у юного Гарри появлялось все больше поклонников. К тому же волшебство и колдовские обряды всегда вызывали интерес. Надо полагать, ставка в раскрутке книги была сделана еще и на это.
Здесь трудно судить. Законы рынка также нельзя не принять во внимание. Спрос диктует предложение, от этого никуда не деться. Первоначальную рукопись Роулинг не хотели издавать, приводя такой аргумент, как "на детской литературе много не заработаешь". Дело не в детской литературе, но ясно, что определяющим фактором в том, увидит ли книга свет, являлся именно закон спроса и предложения. Волшебство же пользуется спросом. Для наглядности можно привести пример писателей, которые руководствуются таким правилом успеха: "Читателя привлечет три основных элемента - секс, кровь и насилие. Включив эти составляющие в свою книгу, получаешь шанс на популярность". Назревает вопрос: а стоит ли начинающему писателю попытаться выпустить из-под пера "высокое" произведение искусства, чтобы потом встретить отказ бизнесмена-издателя?
Как же относиться к популярнейшим изданиям, которые трудно назвать серьезной литературой, но которые все же способны вызвать определенную реакцию и отклик в душе? Решать это не издателям и рекламодателям, а именно вам. Допустим, живя в 2100 году, на занятиях по зарубежной литературе я бы хотела изучать творчество Роулинг. Для того, чтобы узнать характер общества и, в частности, характер молодежи предыдущего века. Другое дело - я не думаю, что память о "Гарри Поттере" как литературном произведении доживет до следующего столетия.
Наталья Березюк, студентка СурГПУ (Сургутский гос. педагогический университет)
Сургутская трибуна. - 2007. - 20 окт.