30. Зачатие ребенка от Дьявола
«Ребенок Розмари», 1968. Реж. Роман Полански
Розмари, почувствовав себя плохо, позволяет мужу уложить себя в постель и видит странный сон: ей чудится, что она является центром непонятного сатанинского ритуала, свершаемого ее вполне реальными соседями. Позже женщина пытается установить границу между видением и явью и понять, действительно ли дитя , которого она носит, — от Дьявола. В том, что касается нагнетания жути, Полански не уступает Хичкоку: «Ребенок Розмари»до сих пор считается одним из сильнейших психотриллеров.
31. Бородинское сражение
«Война и мир», 1968. Реж. Сергей Бондарчук
Решающая баталия, где все действительно перемешивается до полной неразберихи, на деле была четко структурирована с помощью… оловянных солдатиков петербургского коллекционера. Без этой хитрости, как признавался Бондарчук, вряд ли получилось бы что-либо путное, ведь одних солдат-статистов в массовке участвовало 120 тысяч (факт, закрепленный в Книге рекордов Гиннеса). На «спецэффекты» пошло 23 тонны взрывчатки и 40 тонн керосина. Такого подвига в отечественном кинематографе больше никто не повторял.
32. Бронсон в поисках лишней лошади
«Однажды на диком Западе», 1968. Реж. Сержио Леоне
Долгие минуты Леоне погружает зрителя в заунывную и знойную атмосферу дикого Запада: железнодорожная станция, ковбой лениво отмахивается от мухи, другому ковбою потихоньку вода капает на шляпу, не спеша подходит поезд. Минут через пять появляется герой Чарльза Бронсона и играет на губной гармошке мелодию от Морриконе, чем привлекает внимание трех громил. «Где Френк?» — «Френк послал нас» — «Лошадь мне привели» — «Походу мы одну зажали» — «Нет, у вас на две больше, чем нужно» — паф! паф! паф! — злодеи падают, Гармоника встает, остальные два часа фильма смотрятся на одном дыхании.
33. «Не виноватая я!»
«Бриллиантовая рука», 1968. Реж. Леонид Гайдай
Эпизод, прославивший Светлану Светличную, официально был признан первой эротической сценой в советском кино: когда взбудораженная общественность застает Горбункова в обществе полуголой красотки, у той очень «кстати» расстегивается бюстгальтер. Мелочь, в общем-то, но за эту сцену досталось впоследствии как режиссеру, так и актрисе — Гайдая на худсоветах и в критике неустанно обвиняли в «аморалке», а в Светличной режиссеры долгое время видели исключительно роковую обольстительницу.
34. Смерть ковбоя
«Полуночный ковбой», 1969. Реж. Джон Шлезингер
Финал похождений деревенщины Джо Бака (Джон Войт) в Нью-Йорке — не прижившись в большом и холодном городе, Джо и его нелепый, немытый, хромой и больной друг-бомж Крыса (Дастин Хоффман) едут на «Грейхаунде» во Флориду. Уже почти прибыв на место, Крыса умирает в автобусе от гриппа — очень буднично, под галдеж отдыхающих и глупые причитания Джо. Очень грустный финал.
35. Автомобильная погоня
«Французский связной», 1971. Реж. Уильям Фридкин
В грязном осеннем Нью-Йорке 1970-х детектив Джонни Дойл и детектив Бадди Руссо из отдела по борьбе с наркотиками преследуют подозреваемого. Некоторая нестандартность ситуации в том, что преступник удирает на метро, а сыщики гонят за ним на машине как раз под железнодорожными путями, едва-едва уклоняясь от столбов и сбивая-таки небрежно припаркованную машину (абсолютно реальное, незапланированное режиссером ДТП). Эта погоня, проходящая, к слову, без всякого музыкального сопровождения, задала высочайший стандарт экшен-сценам в кино — и до сих пор повторяется в каждом третьем боевике.
36. Оргазм с фанфарами
«Глубокая глотка», 1972. Реж. Джерард Дамиано
Героиня Линды Лавлейс не знала оргазма до тех пор, пока секс-доктор не выяснил, что г-точка находится у нее в пищеводе. Выход очевиден и описан в названии. «Глубокая глотка» открыла новую страницу в истории порнографии, на нее ходили домохозяйки, почтенные отцы семейств и, разумеется, подростки. Причина проста — это интересное и смешное кино, в котором, в частности, в первой сцене оргазма Линды вместо судорог и белых струй показывают трубы, салют и прочие фанфары. До сих пор это лучшая передача орального секса языком кино.