GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » Васнецов Виктор Михайлович


Васнецов Виктор Михайлович

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867–1868 его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Был членом «Товарищества передвижников». Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).

С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881–1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885). Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883–1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901–1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913–1918; обе работы – в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.

Умер Васнецов в Москве 23 июля 1926.
http://b.foto.radikal.ru/0606/a4268e3ef050.jpg

АВТОПОРТРЕТ
http://b.foto.radikal.ru/0606/815226ebda62t.jpg

АЛЕНУШКА
http://b.foto.radikal.ru/0606/186fce23e5fft.jpg

Баба-Яга.
http://b.foto.radikal.ru/0606/95f4d6208c21t.jpg

Савка-охотник.
http://b.foto.radikal.ru/0606/355efc5fdf79t.jpg

Баян.
http://b.foto.radikal.ru/0606/270a5d330983t.jpg

Гусляры.
http://b.foto.radikal.ru/0606/23acf37f8601t.jpg

Жница.
http://b.foto.radikal.ru/0606/f3e964e6eb7dt.jpg

Игра в преферанс.
http://b.foto.radikal.ru/0606/60a3fa3851aft.jpg

Карс взят.
http://b.foto.radikal.ru/0606/8ad9a4550c38t.jpg

С квартиры на квартиру.
http://b.foto.radikal.ru/0606/4ec77bff4e7dt.jpg

Иван-царевич на сером волке
http://b.foto.radikal.ru/0606/35c29e1920b4t.jpg

Три царевны подземного царства
http://b.foto.radikal.ru/0606/0e64b05c9c2bt.jpg

Витязь на распутье
http://b.foto.radikal.ru/0606/38ee2fec7641t.jpg

Кащей Бессмертный.
http://b.foto.radikal.ru/0606/96196317170ft.jpg

Ковер-самолет.
http://b.foto.radikal.ru/0606/15bce9a50e4at.jpg

Ковер-самолет.
http://b.foto.radikal.ru/0606/35cc4bafba69t.jpg

Новости с фронта
http://b.foto.radikal.ru/0606/468679d62dd0t.jpg

Песни нищих.
http://b.foto.radikal.ru/0606/c0971ab42df4t.jpg

Чаепитие в таверне.
http://b.foto.radikal.ru/0606/7dfc32f56b5dt.jpg

После побоища Игоря Святославича с половцами
http://b.foto.radikal.ru/0606/6dcca446293ct.jpg

Сивка-Бурка.
http://a.foto.radikal.ru/0606/a67801318f03t.jpg

Спящая красавица
http://a.foto.radikal.ru/0606/620ef1d00072t.jpg

Царевна у окна (Царевна Несмеяна).
http://a.foto.radikal.ru/0606/12824b3a4ae9t.jpg

Царевна-лягушка.
http://a.foto.radikal.ru/0606/b35ae4e7382at.jpg

Царевна-Несмеяна.
http://a.foto.radikal.ru/0606/effe39fe0538t.jpg

+2

2

http://i008.radikal.ru/0804/95/8c7acfafe41dt.jpg
Васнецов В. «Богатыри»

Произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, а потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна В. Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот - еще больше уплотняются в человеческой памяти.

В поисках возвышенных чувств художник обращается к русской седой старине - былинам и сказкам. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который "славен не родом, а подвигом", про Добрыню Никитича - "грамотой вострого, на речах разумного", про "бабьего пересмешника" Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленили художника.

Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, в минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог, светла и трогательна печаль васнецовской "Аленушки"...

Апофеозом русской богатырской славы являются "Богатыри", в которых В. Васнецов выразил свое возвышенно-романтическое и в то же время глубоко гражданское понимание идеала национальной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом витязей.

Ахтырка близ Абрамцева. Здесь в 1880 году жил Виктор Васнецов. Он работал в ту пору над своей знаменитой "Алёнушкой". Писал этюды чудесной природы в окрестностях Абрамцева. Казалось бы, XIX век еще даже не шагнул в тихую и спокойную Ахтырку, плавно и размеренно протекала здесь жизнь, и художник потянулся к старой своей задумке, замысленной еще лет десять назад. Невдалеке от дома, словно могучие часовые, стояли рядом друг с другом три раскидистых великана-дуба - краса и гордость дубовой рощи. Глубоко ушли они корнями в родную почву, и ничто - ни бури, ни годы - не властны были над их величественной статью. Сам художник впоследствии говорил, что именно абрамцевские дубы надоумили его, как писать богатырей.

Здесь судьба свела его с кружком Мамонтова. Именно сюда частенько приезжали и подолгу гостили Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, Константин Коровин, Михаил Врубель, Михаил Нестеров.

Собирались, вечерами слушали сказителей древних былин.
Восхищались народными певцами.
Читали вслух Тургенева, Пушкина, Фета. Словом, в Абрамцеве царил дух преклонения перед великой культурой Руси.
Душой кружка был Савва Мамонтов.
Он, по словам К. С. Станиславского, „интересовался всеми искусствами и понимал их".
Чувство меры, ощущения стиля, преданность отечественной культуре помогали Савве Ивановичу создать атмосферу, где расцвели такие таланты, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Валентин Серов, Исаак Левитан.

Виктора Михайловича Васнецова сразу очень полюбили. В этом коренном вятиче быстро почувствовали своеобычного, почти сказочного мастера. Могучего и в то же время нежного, наполненного какой-то неподдельной, цельной, доброй романтикой вечно юной Отчизны.
Именно для него построил Мамонтов просторную светлую студию, где художник начал писать свой огромный холст „Богатыри".

Первоначальный замысел картины зародился у В. Васнецова, еще когда он был в Париже. Тогда своих богатырей он набросал в эскизе, сильно восхитившем В.Д. Поленова. В. Васнецов сразу же хотел подарить этот эскиз художнику, но В.Д. Поленов отказался. "Преподнесете, когда исполните картину, - сказал он, - а пока пусть он у Вас будет".

Долгое время другие крупные работы отвлекали В. Васнецова от "Богатырей", но они неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим "долгом, обязательством перед народом, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением".

И вот в 1881 году В. Васнецов возвращается к работе над "Богатырями" - к картине о доблестных рыцарях, защитниках угнетенных, а по сути - к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме. Дать общий портрет самых прославленных, самых выдающихся русских богатырей, в которых народ по праву видел национальных героев, - задача была не из легких! Об этих героях во многих былинах рассказывается, согласно былинным описаниям и изобразил их В. Васнецов на своем полотне.

Творил он его неотрывно.
Год, другой, приводя всех в удивление своим неистовым и радостным трудом. Картина была уже почти готова.
Друзья восхищались ею.
Но Виктор Михайлович не спешил показывать ее на выставках, несмотря на уговоры близких. "Нет, подожду", - говорил он. В этой неспешности - совестливость души живописца и богатырская ухватка истинного мастера. Автор хотел достичь впечатления подлинности былинного чуда.
В его ушах звучали слова Гоголя, который писал:
„Здесь ли не быть богатырю - когда есть место где развернуться и пройтись ему".
Это волнующее художника, возвышенное, эпическое ощущение Родины не покидало его весь долгий срок созидания картины. Он чувствовал душой огромную, тяжкую ответственность.

Наконец Виктор Васнецов окончил „Богатырей".

Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают "Богатыри", и кажется, что нет уже самой стены, а есть только даль неоглядная, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать...

Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи.
Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы.

А на переднем плане этого огромного полотна - "Богатыри" на заставе, богатыри на защите родной земли.
Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь.
Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль.
Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина.
Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.
Спокойны, дружелюбны богатыри.
И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". И ведь не раз сбывалось пророчество.
Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую.
Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями.
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может все обернуться...
Высоко-высоко в небе парит степной орел.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"

Илья Муромец по былинным сказаниям был главным из богатырей. Обращаясь к нему, киевский князь Владимир так и говорит:

Уж те быть над всеми во поле богатырями,
Над всеми-то быть да атаманами,
Распорядителем быть те, Илья Муромец.

Но, будучи главным над другими, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества. Как поехал Илья исполнять поручение князя "во чисто поле",

Он наехал богатырей в белых шатрах:
Во-первых, нашел Добрынюшку Никитича,
Во-вторых, нашел Алешеньку Поповича.
Он ведь тут с ними скоро все знакомится;
Он побратался крестами золотыми тут,
Называет их крестовыми все брателками.

Три побратима и изображены на картине В. Васнецова, их боевое товарищество и боевая верность друг другу- И не потому выделяется Илья Муромец среди других, что был сильнее их, и не только потому, что смерть "во чистом поле" (т.е. в бою) не была предназначена ему. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя. У других богатырей имеются и другие интересы, например, Алеша Попович не прочь и во дворце послужить и красавицу соблазнить; Добрыня Никитич - молодой женой на пиру похвастать. А у Ильи-Муромца только однаединственная заботушка - народу послужить! "За землю русскую да за стольный Киев-град" с врагами побиться, "за вдов, за сирот, за бедных людей".

Таким рисуют Илью Муромца русские былины, таким его понял и изобразил на своей картине В. Васнецов. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле.

У каждого из богатырей своя биография, свой нрав и характер. Добрыня Никитич - знатного происхождения, "сын богатого гостя рязанского и жены его Амелфы Тимофеевны". Он умеет обходительной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха. Алеша Попович - "сын соборного попа ростовского". Он победил Тугарина Змеевича и много раз отважно сражался с кочевниками.

Требовательный к себе, В. Васнецов несколько раз переделывал те места, которые почему-то не удовлетворяли его в картине. Казалось бы, уже давно найдены позы и движения коней, уже великолепно выписан пейзаж, а художник все искал и работал над лицами. Особенно много работал он над образом Добрыни Никитича. Несколько раз переписывал В. Васнецов Добрыню, используя и эскиз, сделанный с одного крестьянина, и портреты родственников. Лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых - отца, деда и отчасти самого Виктора Михайловича. Для Алеши Поповича художнику позировал в Абрамцеве рано умерший, талантливый Андрей, младший сын Саввы Мамонтова.

Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, - степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. "Иду по набережной около Крымского моста, - рассказывал потом В. Васнецов, - и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья".

Под стать богатырям и их кони. Традиционен для русской живописи подбор масти богатырских коней - белый, гнедой, вороной. Это излюбленные цветовые сочетания народных преданий и сказок, достаточно вспомнить хотя бы только "Сивку-бурку, вещего каурку". Вот, например, грузный и лохматый "Воронеюшко" Ильи Муромца - самый "былинный" конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только "Воронеюшке" тронуться с места - загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...

Общее настроение торжественной приподнятости придает картине и пейзаж, который, как признавал сам художник, "тяжело ему давался". На бескрайних просторах гуляет ветер и гонит по небу тяжелые грозовые тучи, пригибает к земле буйные травы, развевает лошадиные гривы. За спинами богатырей тянется волнистая гряда холмов, под ногами богатырских коней колышется ковыль, а все вместе эти детали заставляют зрителя вспомнить строки "Слова о полку Игореве": "О Русская земля! ты уже за холмом".

Вышли "Богатыри" посмотреть, "не обижают ли кого где", и этими словами былин многое сказано. Еще всматривается из-под руки, на которой висит палица "в 90 пудов", Илья Муромец. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг. А Добрыня Никитич уже и меч из ножен вынул, и щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот-вот пустит он вскачь своего скакуна, которого (судя по сбруе) добыл в схватке с чужеземцем. А немного поодаль, справа от Ильи Муромца, с лукавой улыбкой на смуглом, чуть раскосом лице, стоит Алеша Попович. Чуть исподлобья смотрит он, и конь его, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву. Но по глазам видно, что готовит каверзу врагам этот юный витязь, который, может быть, и не так силен, как его товарищи, зато он ловок, увертлив, "напуском смел".

Не в смертельной схватке показал своих героев В. Васнецов, а на страже, но уже прославившимися своей волей к победе. Много лет писал художник своих "Богатырей", но зрителю кажется, что в едином порыве вылилось из-под кисти художника это живописное сказание. Все в этом полотне продумано до деталей и убедительно настолько, что ничего в нем нельзя изменить. "Не обижают ли кого где!" - вот основа васнецовского замысла, ради которого он трудился целых 25 лет. И богатырская застава Виктора Михайловича Васнецова и поныне несет свою нелегкую службу.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

+2

3

Среди русских живописцев, искавших вдохновения в народной поэзии, В. М. Васнецов занимает особое место. Его эволюция - от бытописательства к сказке, от станковизма к возрождению монументального стиля, от передвижнической тенденциозности к эстетическому универсализму модерна - выражает переломный характер целой эпохи русского искусства. Каковы бы ни были оценки художественных достоинств Васнецова-сказочника, одно следует признать безусловно - роль первооткрывателя.

         Сын сельского священника, Васнецов готовился пойти по стопам отца. Однако тяга к искусству привела девятнадцатилетнего семинариста из Вятки в Петербург, в АХ.

         Здесь он прошел серьезную школу; особенно важную роль в его художсстпенном развитии сыграл знаменитый педагог П. П. Чистяков. В академические годы (1868-75) Васнецов сблизился с художниками демократической ориентации и еще студентом примкнул к ТПХВ.

         В ранний период творчества Васнецов выступил как жанрист, последователь П. А. Федотова и В. Г. Перова ("С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка", обе 1876; "Военная телеграмма", 1878; "Преферанс", 1879). Но одновременно он пробует силы в иной тематической сфере, обращаясь к фольклорным источникам. На рубеже 1870-х и 1880-х гг. в творчестве Васнецова совершается поворот, поначалу озадачивший даже тех, кто успел оценить талант художника. "Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, - признавался Васнецов, - на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена, в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы".

         Одним из первых значительных его опытов в эпическом роде стала картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), замысел которой связан с крупнейшим литературным памятником Древней Руси - "Словом о полку Игореве". Эта связь принципиально важна для понимания того нового, что вносит Васнецов в поэтику исторического жанра. По сути дела, это попытка перевести на язык живописи образность старинной поэтической речи, ее национальный колорит. Из образных ресурсов "Слова", по-видимому, и почерпнута идея композиции: поле отшумевшего сражения как жатва, которую собрала смерть.

         Оставив прозу быта ради поэзии грезы и мечты, Васнецов настойчиво разрабатывает сказочные и былинные сюжеты ("Ковер-самолет", 1880; "Аленушка", "Три царевны подземного царства", обе картины 1881; "Витязь на распутье", 1882; "Иван-царевич на Сером Волке", 1889; "Богатыри", 1898). По словам художника, им движет стремление "в своем истинно-национальном отразить вечное, непреходящее". Так складывается оригинальный васнецовский текст, а вместе с тем и новый жанр русской живописи. Многое удается художнику: в его героях проступают типические национальные черты; тонко чувствуя естественную красоту природы, он умеет согласовать ее с эмоциональным строем сюжетного мотива (особенно выразителен в этом смысле пейзаж "Аленушки"); его палитра становится более насыщенной. И все же это не скрывает раздвоенности Васнецова. Там, где сам сюжет дает полную свободу фантазии, изобразительный язык сохраняет привязанность к непосредственно воспринимаемой реальности. Как отметил А. М. Эфрос, "передвижническая эстетика Васнецова стремилась наделить создания народной поэзии осязательностью, столь же бесспорной, как у обычных жиных существ, и вместе с тем не потерять сказочности; до конца преодолеть это противоречие вообще нельзя, но художник может приблизиться к равновесию натурализма и фантазии при огромной силе воображения и столь же большом мастерстве выполнения; первым свойством Васнецов наделен в должной мере: образы, им найденные, всенародны в своей простоте и естественности; но второе свойство не было на такой же высоте: его живописное мастерство отстает...". Так или иначе, огромному успеху Васнецова-сказочника у широкой публики способствовала не только сюжетика, заново открытая им для живописи; сама его двойственность обернулась здесь достоинством "адаптированного перевода" поэзии на язык украшенной архаизмами живописной прозы. Легко удовлетворяя эстетически непритязательный вкус, Васнецов зачастую оказывался на грани банальности. Его таланту было дано развиваться не столько вглубь, сколько вширь, о чем свидетельствует энергия, с которой он осваивал разные области искусства.

         Один из самых деятельных участников Абрамцевского (Мамонтовского) кружка, Васнецов всячески способствовал изучению в нем народного творчества и созданию мастерских по возрождению крестьянских ремесел. Вместе с В. Д. Поленовым он проектировал церковь в Абрамцеве (1882), там же по его рисунку была построена "Избушка на курьих ножках" (1881-83). Васнецову принадлежат и другие архитектурные проекты (в том числе фасад Третьяковской галереи). Среди его несомненных удач - декорации и костюмы для театра С. И. Мамонтова к спектаклю "Снегурочка" А. Н. Островского и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-85). Широкий отклик вызвали монументальные работы Васнецова: это панно "Каменный век" (1883-85) для московского Исторического музея, а также начатые в 1885 г. и занявшие более десяти лет росписи Владимирского собора в Киеве. Колоссальный труд, вложенный Васнецовым и его помощниками в роспись (около 2000 квадратных метров), не вполне onpавдал надежды художника: ему не удалось избежать академического эклектизма и иллюстративности, чуждой духу монументального искусства. Однако этот опыт оказал значительное влияние на русскую художественную школу в целом. Киевские работы отозвались усилением декоративного начала в станковой живописи Васнецова, о чем свидетельствует его картина "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897).

         Широта эстетической ориентации, многообразие форм художественной практики, стремление сделать искусство орудием преобразования жизненной среды - все это позволяет видеть в Васнецове непосредственного предшественника модерна. Не случайно М. А. Врубель говорил, что его поколение многим обязано Васнецову. Знаменательно и то, что среди ранних символистских стихов А. А. Блока два вдохновлены именно васнецовской живописью ("Сирин и Алконост" и "Гамаюн, птица вещая").

+1

4

http://www.artonline.ru/encyclopedia-data/prev/113-1.jpg
Книжная лавочка. 1876. Масло

http://www.artonline.ru/encyclopedia-data/prev/113-2.jpg
Портрет Н. А. Мамонтовой. 1883. Масло

http://www.artonline.ru/encyclopedia-data/prev/116-1.jpg
Крещение Руси. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве. 1890. Акварель, гуашь

http://www.artonline.ru/encyclopedia-data/prev/117-1.jpg
Палаты царя Берендея. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885. Акварель, гуашь

+2

5

Нужна репродукция Васнецов А.М. "Дворец Берендея"

0

6

Разговор на форуме идет с участниками форума.
Для гостей, незарегистрированных на форуме изображения все равно не видны.

0

7

Вещий Олег (1899)

https://d.radikal.ru/d40/2010/27/0117b1c6bd03t.jpg

Битва скифов со славянами (эскиз) (1879)

https://a.radikal.ru/a08/2010/7a/fc32ebd73938t.jpg

Песнь о Сальгаре (эскиз) (1880)

https://d.radikal.ru/d29/2010/db/a8f104aa178at.jpg

Страж (1914)

https://d.radikal.ru/d09/2010/49/dd29ec13de31t.jpg

Страж (повторение одноименной картины) (1914)

https://a.radikal.ru/a20/2010/6d/c723fc1ed700t.jpg

0

8

Мария Магдалина (1899)

https://c.radikal.ru/c24/2010/07/5b321153c99ft.jpg

Несение креста (для наружной мозаики) Эскиз мозаики для собора Воскресения Христова (Спаса на Крови), С.-Петербург (1883-1901)

https://c.radikal.ru/c19/2010/60/b5656312b07ct.jpg

Распятие (для наружной мозаики) (1883-1901) (1899)

https://a.radikal.ru/a05/2010/5e/3319ab73528bt.jpg

Снятие со креста (для наружной мозаики) (1883-1901)

https://c.radikal.ru/c03/2010/bc/02fd666338aat.jpg

Ангел. Оригинал для мозаики собора во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского в Варшаве (1908)

https://d.radikal.ru/d12/2010/c8/91a9b9d73ef9t.jpg

Ангел. Оригинал для мозаики собора во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского в Варшаве (1908)_2

https://d.radikal.ru/d22/2010/1a/a6fa0988ab1at.jpg

Богоматерь (1901)

https://c.radikal.ru/c30/2010/15/5d995dfdd628t.jpg

0

9

Архангел Михаил (Архистратиг Михаил) (1914-1915)

https://a.radikal.ru/a39/2010/a9/b8752acc5d4dt.jpg

Владимир (Князь Владимир) (икона) (1882)

https://d.radikal.ru/d01/2010/43/fa4b45fedfc9t.jpg

Николай Мирликийский (Николай Чудотворец) (1911)

https://d.radikal.ru/d31/2010/2a/8ed7997bfe28t.jpg

Св. Алексий, митрополит Московский (1909)

https://b.radikal.ru/b43/2010/58/f73f5413b5f8t.jpg

Сергий Радонежский (икона) (1882)

https://a.radikal.ru/a12/2010/c9/9746fcbff754t.jpg

Христос-Вседержитель (для плафона главного купола) (1885-1896)

https://a.radikal.ru/a33/2010/8f/5fa9e73bb5a1t.jpg

Нерукотворный Спас (1895)

https://c.radikal.ru/c04/2010/6e/a96d8b71445ft.jpg

0

10

Богоматерь (икона) (1882)

https://c.radikal.ru/c06/2010/a3/a0e3a212ee92t.jpg

Богоматерь с младенцем (1882)

https://c.radikal.ru/c37/2010/3d/879aed4f39aet.jpg

Богоматерь с младенцем (для внутренней мозаики) (1883-1901)

https://a.radikal.ru/a33/2010/9e/7021625c4b6ct.jpg

Умиление (1918)

https://c.radikal.ru/c01/2010/87/2a8b6030be6dt.jpg

Евхаристия (1911)

https://c.radikal.ru/c14/2010/80/2ebc202a973ct.jpg

Евхаристия (картина-икона) (1906)

https://b.radikal.ru/b22/2010/26/2b1d5ca98570t.jpg

Богоматерь с младенцем на престоле (икона) в Александро-Невском кафедральном соборе, София, Болгария (1912)

https://c.radikal.ru/c26/2010/c7/5d444cf51ab1t.jpg

0

11

Бог Саваоф (Саваоф) (плафон главного нефа) (1885-1896)

https://b.radikal.ru/b27/2010/3c/07ecec627432t.jpg

Единородный сын, слово Божие (плафон главного нефа) (1885-1896)

https://c.radikal.ru/c07/2010/1a/3416f5dba127t.jpg

0

12

Богатыри в лесу (1884)

https://a.radikal.ru/a13/2010/4b/f6280eaf194et.jpg

Богатырский скок (1914)

https://d.radikal.ru/d37/2010/db/15577d5f8b66t.jpg

Богатырь (1920)

https://a.radikal.ru/a30/2010/1a/65140fb2c6b5t.jpg

Воин в шлеме с кольчужкой (1884)

https://d.radikal.ru/d14/2010/54/c852ab9979d7t.jpg

Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) (1880)(1884)

https://b.radikal.ru/b07/2010/d9/24b42b629af6t.jpg

0

13

Этюды к картине "Богатыри" И сама картина

Богатыри (1876)

https://b.radikal.ru/b34/2102/28/c94304f4afbat.jpg

Абрамцево (1879)

https://a.radikal.ru/a39/2010/e1/b6dbae742136t.jpg

Мелколесье (Ахтырка) (этюд) (1880)

https://c.radikal.ru/c11/2010/63/362ec05d42c9t.jpg

Натурщик в кольчуге (Портрет. Витязь в кольчуге) (1880)(1884)

https://b.radikal.ru/b07/2010/d9/24b42b629af6t.jpg

Пейзаж в Ахтырке. Этюд к картине Богатыри (1882)

https://d.radikal.ru/d24/2010/29/89a32e654c93t.jpg

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) (этюд для картины Богатыри) (1881-1882)

https://d.radikal.ru/d43/2010/99/647ec1331039t.jpg

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. Этюд для картины Богатыри (1883)

https://d.radikal.ru/d00/2010/1d/3369e8d36cd8t.jpg

Голова крестьянина (этюд для Добрыни Никитича) (1898)

https://a.radikal.ru/a38/2010/35/1f050e641982t.jpg

Богатыри (1898)

https://a.radikal.ru/a27/2010/ba/1cdcaf4bbfc9t.jpg

0

14

С квартиры на квартиру (1876)

https://a.radikal.ru/a17/2010/20/817af34f0e80t.jpg

«С квартиры на квартиру» — картина русского художника Виктора Васнецова. Полотно было написано в 1876 году и является одним из известнейших жанровых полотен художника.

«С квартиры на квартиру» — это одна из картин, которая связала Виктора Васнецова с передвижничеством. Произведение, проливающее свет на честное изображение язв общества, полностью отвечало теории и практике этого движения.

Художественный критик Владимир Стасов писал о картине:
«Я думаю, каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая! Прекрасная картина!»

Бедные старики, муж и жена, вынужденные покинуть прежнюю квартиру, бредут по льду Невы к своему новому месту обитания. Их лица отражают чувства растерянности и недоумения. А скудные одежды и невеликие пожитки, собранные в грязный узел, подчёркивают их жалкое положение. Полное безлюдье, и лишь съёжившаяся от холода собака, забежавшая вперёд, ждёт путников. На заднем плане величественно возвышается шпиль Петропавловской крепости, который погружает зрителя в атмосферу «униженных и оскорблённых». Искусствовед Нина Молева писала в 1951 году, что «ощущение бесприютности, одиночества, безысходной тоски подчёркивается предельно выразительным пейзажем с бесконечным снеговым покровом, низко нависшим свинцовым небом, крепостью вдалеке».

ИСТОЧНИК

0

15

Ковёр-самолёт (1880)

Ковёр-самолёт (1880)

https://b.radikal.ru/b27/2010/77/7ca7e0ef07b4t.jpg

Ковёр-самолёт (1919-1926)

https://b.radikal.ru/b34/2010/c9/580224935826t.jpg

«Ковёр-самолёт» — картина русского художника В. М. Васнецова, написанная в 1880 году. В настоящее время хранится в Нижегородском Государственном художественном музее.

Произведение является одной из первых работ Васнецова, в которой он обратился к сказочной тематике, принесшей ему всенародную любовь и всемирную славу. Картина «Ковер-самолет» была задумана Васнецовым вместе с известным меценатом С. И. Мамонтовым. Савва Иванович Мамонтов обратился к художнику за написанием картины для украшения кабинета правления, который занимался строительством железной дороги. По мнению Васнецова, картина должна была выражать победу и движение, а также величие русских традиций. Несмотря на то, что картина получилась превосходной и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, правление железной дороги отказалось принимать работу из-за излишней сказочности мотива.

Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду. Здесь Иван Царевич возвращается с победой. Рядом с ним находится большая клетка, в которой сидит пойманная Жар-птица. Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. Иван-Царевич с Жар-птицей на разноцветном ковре представляют собой центральный сюжет, который ярко отличается от унылого пейзажа вокруг. Раннее утро и первые сполохи нового дня символизируют окончание тяжёлых скитаний Ивана и вызывают у зрителя яркие, светлые и положительные эмоции.

ИСТОЧНИК

0

16

Три царевны подземного царства

Три царевны подземного царства (1879-1881)

https://a.radikal.ru/a11/2010/f6/af489ef46526t.jpg

Три царевны подземного царства (1884)

https://a.radikal.ru/a19/2010/09/a4d321217595t.jpg

«Три царевны подземного царства» — картины Виктора Васнецова.

В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги. Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами».

За основу картины взята сказка «Подземные царства». Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменён сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля. Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Терещенко.

В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

Версия 1881 года хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Версия 1884 года хранится в национальном музее «Киевская картинная галерея».

ИСТОЧНИК

0

17

Крещение Руси (фреска)

https://c.radikal.ru/c14/2102/16/1e3ce0e1c016t.jpg

«Крещение Руси» — фреска русского художника Виктора Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—1896 годах. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Виктор Васнецов был приглашён для росписей Владимирского собора в 1885 году; позднее к нему присоединились Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский и некоторые другие художники. «Крещение Руси» стало одной из центральных композиций собора, в основу программы отделки которого «было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю через Византию». Образ князя Владимира Святославича встречается в трёх работах Васнецова в соборе — во фресках «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси», а также в его иконописном образе.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. После чего в царствование императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных духовенство, присланное патриархом Константинопольским Николаем II Хрисовергом, крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.

На фреске Васнецов показал именно момент крещения киевлян в водах Днепра. На данной фреске при всей её торжественности и пафосности, соответствующей значимости момента, который определил дальнейшее развитие России, образ Владимира Святославича наделён ярко выраженными индивидуализированными чертами.

Крещение святого князя Владимира. Эскиз

https://b.radikal.ru/b06/2102/c9/809217087ae3t.jpg

ИСТОЧНИК

0

18

Иван-царевич на Сером Волке (1889)

https://c.radikal.ru/c33/2102/cc/e46c84c8e3aft.jpg

«Иван-царевич на Сером Волке» — картина Виктора Васнецова.

Картина была написана в 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В 1888 году он на некоторое время оставил работу для написания картины «Иван-царевич на Сером Волке». После завершения она была представлена на передвижной художественной выставке.

Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и Серый Волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони.

Для образа царевны Васнецов использовал написанные в 1882 году портреты Натальи Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых (кузин «девочки с персиками»).

«Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой», Этюд для фигуры Елены Прекрасной в картине «Иван-царевич на Сером Волке» (1883)

https://d.radikal.ru/d05/2102/84/a545eb44d687t.jpg

ИСТОЧНИК

0

19

Гамаюн, птица вещая (картина)

https://a.radikal.ru/a09/2102/4d/b08f160111f3t.jpg

«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года. Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Размеры — 214×135 см. Техника — масло, холст.

Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале. Картина была передана музею в период формирования его фонда в 1920-е годы из запасников государственных музейных фондов Москвы — наиболее вероятно, в 1928 году, уже после смерти В. М. Васнецова.

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой и пальцами на ногах. У существа прекрасное, нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль, мрачное, в глубоком раздумье, тревожное, испуганное, побелевшее, скорбное, суровое; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами полными ужаса и растерянности. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими, или пытается от чего-то отгородиться, или они «смяты порывами бури». Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены, встали дыбом, что создаёт «нахохленный» вид. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать.

Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа. Рядом с деревом из воды растут стилизованные «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки». Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней «тревожное» небо. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката, то ли пожара. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа». По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия.

Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова.

Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью.

По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа». Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926). Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве.

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль». Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями. Она стала известной почти с момента написания. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера». Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже.

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находится в интернете по запросу «гамаюн». В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой.

В 1988 году Издательством «Изобразительное искусство», Москва, был выпущен набор открыток, посвящённый творчеству В. М. Васнецова «Песнь о вещем Олеге. Былины. Сказки», куда вошла и репродукция картины «Гамаюн». Сравнение деталей и колорита репродукции с колоритом картины «Гамаюн» указывает, что основой репродукции послужил эскиз картины, выполненный в «утренней», тёплой гамме — данная работа, размером около 30х40, демонстрировалась на выставке графики В. М. Васнецова, представленной в 1975 г. в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Местонахождение этой версии картины неизвестно. Символика «утреннего» Гамаюна, в отличие от сгорающего, «вечернего» Гамаюна — это символика возрождения, рассвета. Две ипостаси, воплощённые в этих двух образах, указывают нам на солярный символ, на образ солнца, вечерней и утренней зари, символику гибели и возрождения.

ИСТОЧНИК

0

20

Встреча Олега с кудесником

https://d.radikal.ru/d26/2102/02/ce0ed96fadb0t.jpg

«Встреча Олега с кудесником» — акварель Виктора Васнецова. Написана в 1899 году в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства».

По сообщениям некоторых российских СМИ в марте 2010 года, акварель была использована в оформлении обложки книги националиста-неоязычника Алексея Добровольского «Волхвы». 27 апреля 2010 года решением Ленинского районного суда города Кирова семь книг Добровольского, в том числе и «Волхвы» были признаны экстремистскими материалами. При этом в некоторых СМИ было указано, что экстремистской была признана и обложка книги. Приводился текст экспертизы, якобы проведённой специалистами из Кирова и Владимира:

Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает её ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу.

В приговоре суда отсутствует информация о признании акварели Васнецова экстремистским материалом. В конце апреля 2011 года Ленинским районным судом г. Кирова были даны опровержения о признании произведения как экстремистского и художника — как экстремиста. По различным данным, психологи Кировского института заявили, что либо изображение на обложке не рассматривалось как экстремистское, либо они не проводили экспертизу по запросу прокуратуры.

ИСТОЧНИК

0

21

Призвание варягов (картина Васнецова)

https://c.radikal.ru/c35/2102/34/709250be92act.jpg

«Призва́ние варя́гов» или «Варя́ги» — картина русского художника-живописца Виктора Васнецова 1909 года, написанная им для издания И. Н. Кнебеля «Русская история в картинах» под № 3: В. М. Васнецов. «Варяги» — 1912. Существует возможный эскиз к полотну, под названием «Варяги» 1880 года, находящийся в коллекции МФЮА. На картине изображено известное по русским летописям призвание варягов на княжение племенами восточных славян и финно-угров в 862 году, в результате которого, согласно летописям, возникло Древнерусское государство.

Репродукция картины часто встречается в качестве иллюстрации в различных учебных и популярных изданиях по русской истории.

ИСТОЧНИК

0

22

Баба-Яга (картина)

https://d.radikal.ru/d07/2102/45/73d4b36432f8t.jpg

«Баба-Яга» — картина Виктора Васнецова, была написана в 1917 году.

На картине изображена Баба-Яга в ступе и с метлой, летящая со своей добычей — ребёнком.

Хранится в Доме-музее В. М. Васнецова (филиал Третьяковской галереи).

Картины «Баба-Яга» (1901—1917) и «Кащей Бессмертный» (1917—1926) объединяет общая тема — тема жестокой бесчеловечности, стяжательства, накопительства. Главные персонажи этих картин — именно «злодеи» из русских народных сказок, которые сеют вражду и зло. <...> У Васнецова в картине представлен эффектный и динамичный момент похищения мальчика. Летит сквозь мрачную чащобу над болотом в деревянной ступе страшная Баба-Яга. Одной костлявой рукою она машет помелом, другою — крепко удерживает испуганного похищенного Ивашку. Вокруг бушует стихия — мы словно слышим, как завывает ветер, вырывая с корнем деревья. От топкого болота подымается туман. Мрачно горит красный восходящий полумесяц. Стремительно улетают от ведьмы испуганные сороки, ухает встревоженная сова... Ярким красным пятном развевается по ветру юбка Бабы-Яги. Пронзительно светится белая рубашка испуганного мальчика, зовущего на помощь. Пожалуй, эта «героиня» картины — самое впечатляющее воплощение сил зла у Васнецова — чего стоит один страшный оскал ее беззубого рта! Добро в этой картине кажется слабым, беззащитным — мальчик не в силах противостоять злой колдунье.

ИСТОЧНИК

0

23

Витязь на распутье (1882)

https://d.radikal.ru/d14/2102/0f/ddd3be8b5eact.jpg

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.

В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова поисковая система Яндекс на главной странице сделала специальный логотип по мотивам картины «Витязь на распутье».

Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины:

https://a.radikal.ru/a21/2102/f6/11e43c1ee833t.jpg

https://a.radikal.ru/a30/2102/a8/42bc43dc837at.jpg

Витязь на распутье (эскиз) (1882)

https://b.radikal.ru/b30/2102/66/f9e38a934efft.jpg

https://d.radikal.ru/d07/2102/b4/1d207f3484d4t.jpg

https://b.radikal.ru/b15/2102/73/3e8de0f0d391t.jpg

ИСТОЧНИК

0

24

Алёнушка (картина)

https://d.radikal.ru/d16/2102/d3/fa41dedaef43t.jpg

«Алёнушка» — картина Виктора Васнецова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось несколько этюдов того времени.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот (по-другим сведениям, юродивых).

Со временем в восприятии зрителей картина оказалась связана со сказкой про сестрицу Алёнушку и брата Иванушку.

В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова крупнейшая в мире поисковая система Google на главной странице поменяла логотип Google на дудл, основанный на картине «Алёнушка». При этом кусты на заднем плане были перерисованы так, чтобы из них сложилось название компании.

В 1979 году по картине написана одноимённая песня Александра Дольского.

Исследователи творчества Васнецова перечисляют следующие эскизы и этюды к картине:

Алёнушка (эскиз) (1880)

https://d.radikal.ru/d41/2102/58/644ee2291848t.jpg

Алёнушка (этюд) (1881)

https://c.radikal.ru/c32/2102/57/be501d6dcf3ct.jpg

Алёнушка (Этюд сидящей девочки) (1881)

https://d.radikal.ru/d12/2102/bb/c3505d871574t.jpg

Алёнушка (этюд-эскиз) (1881)

https://b.radikal.ru/b41/2102/06/fe27316d72d8t.jpg

Пруд в Ахтырке. Этюд берега с осокой

https://c.radikal.ru/c07/2102/ce/22f4a43c48abt.jpg

Осока (эскиз для картины Алёнушка) (1880-1881)

https://b.radikal.ru/b00/2102/73/d8a5564fbe65t.jpg

У опушки. Ахтырка (1880-1881)

https://d.radikal.ru/d22/2102/95/cd74efe952a9t.jpg

Пруд в Ахтырке (этюд к картине Алёнушка) (1880-1881)

https://b.radikal.ru/b28/2102/4f/26bbc4eb639ft.jpg

Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке) (1880-1881)

https://d.radikal.ru/d30/2102/c7/f12766fb855ct.jpg

Опушка елового леса (эскиз к картине Алёнушка) (1880-1881)

https://d.radikal.ru/d09/2102/6b/73aec54462a3t.jpg

ИСТОЧНИК

0

Похожие темы

Мадонны Искусство Четверг, 11 декабря, 2008г.
Дети Искусство Суббота, 9 августа, 2008г.

Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » Васнецов Виктор Михайлович