GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Наши города и страны. » ТАШКЕНТ-ГОРОД ХЛЕБНЫЙ и не только


ТАШКЕНТ-ГОРОД ХЛЕБНЫЙ и не только

Сообщений 51 страница 100 из 305

51

да основные блюда готовятся из баранины.ну конечно и из говядины тоже

0

52

пьют и водку и коньяк и вино,кто что любит,у узбеков не принято открыто водку пить.они ее в чайники наливают

0

53

glamyrhik написал(а):

,у узбеков не принято открыто водку пить.они ее в чайники наливают

о таком распитие водки мне еще не приходилось слышать  :huh: )))

0

54

по корану у мусульман пить вообще нельзя,так они маскируются от аллаха.ну типа он не увидит что в чайниках,а вообще в ресторанах нормально пьют как и везде!

0

55

Вот так мы отмечаем выставку.Поработали.теперь и отдохнуть можно.

+3

56

ну а это несколько фотографий с выставки

+6

57

Пусть glamyrhik меня поправит, если сможет, но на соревнованиях обьявления по радио звучат  так:" ... На ринг вызываются молодые суки..." и далее фамилия владелицы...http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/77707-2.gif

0

58

Нет,не буду поправлять,добавлю,кабелей тоже по фамилии вызывают

+1

59

glamyrhik написал(а):

Нет,не буду поправлять,добавлю,кабелей тоже по фамилии вызывают

Тогда я в первых рядах!

+1

60

ВЫ- первый!!!!!!!!!!!!!!!!плюсик вам

0

61

CANECORSO написал(а):

На ринг вызываются молодые суки..."

Может хозяева и далее по тексту?

0

62

нет вызывают так- на ринг в классе /например/юниоров-вызываются суки и далее называют фамилии владельцев

0

63

glamyrhik написал(а):

нет вызывают так- на ринг в классе /например/юниоров-вызываются суки и далее называют фамилии владельцев

А чё, номера - каменный век уже? :)
Представляю картинку с Крафта, с фамилиями!  :D

0

64

Незнакомка написал(а):

А чё, номера - каменный век уже? :)
Представляю картинку с Крафта, с фамилиями!  :D

конечно номерки есть .у каждого владельца прикреплены,но пока не назовешь их по фамилиям не подходят,не забывайте что у нас узбекистан!!!!!!!!!!!!!!!

0

65

glamyrhik,а расскажите нам про национальные праздники? :flag:

0

66

Главным  праздником является День Независимости и для народов Узбекистана. Страна обрела независимость 31 августа 1991 года, и вот уже в восемнадцатый раз отметила это знаменательную дату. Народные гуляния, праздничные концерты, посвященные Дню Независимости, проходят во всех городах и селах республики. Главные торжества в этот день проводятся в Ташкенте, на огромной сценической площадке в Национальном парке имени Алишера Навои. После поздравления главы государства, обращенного к народу Узбекистана, перед гостями разворачивается грандиозное театрализованное представление, в котором принимают участие лучшие артисты, певцы и танцоры страны. Вечернее небо освещают всполохи разноцветных огней фейерверка. По сложившейся традиции в одном из парков Ташкента в День Независимости проходит фольклорный фестиваль под названием "Узбекистан - наш общий дом", на котором национальные культурные центры столицы представляют песни, танцы, декоративно-прикладное искусство, национальную кухню более ста тридцати наций и народностей, живущих в Узбекистане в мире и согласии. 8 декабря - День Конституции, принятой в 1992 году, стал ежегодным национальным праздником.В календаре государственных праздников Узбекистана есть и такие, как День памяти и почестей, который отмечается 9 мая. В этот день отдают дань вечной памяти тем , кто отдал свои жизни за свободу своей Родины, отважно сражался на фронтах Второй мировой войны, самоотверженно трудился в тылу во имя Победы над фашистской Германией. 8 марта в Узбекистане отмечается и такой своеобразный праздник, как Международный женский день. В этот день мужчины, без различия возраста и положения, выказывают свою любовь и уважение лучшей половине человечества, дарят всем женщинам цветы и подарки. А 1 октября объявлен всенародным Днем учителя и наставника.Весна у всех народов - время возрождения и обновления, ожиданий и надежд. И все они воплощены в весеннем празднике Навруз. Он отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия и знаменует начало нового года по восточному календарю. Навруз от самого зарождения в глубокой древности прежде всего был праздником народным, стихийным, в основе своей языческим. Таким он остался и до сегодняшнего дня. Новым содержанием наполнился Навруз в независимом Узбекистане, где он возведен в ранг всенародного государственного праздника, который с воодушевлением отмечают люди всех национальностей, населяющих республику. За несколько дней до начала праздника обычно устраивается хашар, во время которого жители убирают, чистят и украшают свои города и поселки. К началу Навруза должны быть закончены и все домашние хлопоты, связанные с приготовлением праздничного угощения. Разнообразная и обильная трапеза является центром праздника, который издревле устраивается в надежде на предстоящий урожайный и прибыльный год. Но венцом праздничных угощений бесспорно служит ритуальное блюдо сумаляк, которое жители республики могут попробовать раз в год, а ее гости, скорее всего, раз в жизни. Сумаляк варят из проросших зерен пшеницы, которые являются символом вечной жизни, и пшеничной муки и представляет собой яство, вкусом и сладостью похожее на густой кисель. Готовым блюдом угощают родных и близких, гостей и соседей.По старинному обычаю, в день праздника люди прощают друг другу все обиды, мирятся те, кто находится в ссоре. Многие навещают бедных, одиноких и немощных, согревают их заботой, одаривают подарками. Празднование Навруза длится целый месяц. В знаменитом сочинении "Наврузнаме", предположительно созданном Омаром Хайямом, есть знаменательные строки: "Кто празднует и веселится в день Навруза, тот будет радостно проводить жизнь до следующего Навруза".

Отредактировано glamyrhik (Вторник, 10 марта, 2009г. 01:50:29)

+4

67

Расскажу о свадьбах-Свадьбы у узбеков традиционно отмечались с особой пышностью, в них принимало участие огромное количество людей.

Узбекская свадьба - значительное событие не только для жениха и невесты, но и для всех родственников, друзей и жителей кишлака. Поэтому свадьба являлась не только личным, но и общим делом.

Свадьба готовилась не спеша, с осознанием её важности для семьи и значимости для общественности. Дело начиналось с поиска невесты - "келин эгалаш". Родители или близкие люди находили подходящую "кандидатуру" для жениха. Об этом давали знать родителям девушки, послечего в дом девушки отправляли сватов - "совчи". При согласии родителей девушки на брак происходил обряд "преломления лепешки" (нон синдириш), после чего договор родителей считался окончательно оформленным. Здесь же договаривались о размерах калыма, о подготовке к свадьбе.

Следующий этап - помолвка в доме девушки (фотиха-туй), которую проводили лишь после уплаты калыма, преподнесения подарков родителям и родственникам невесты. Перед самой свадьбой в доме жениха собирался совет аксакалов - "маслахат оши". Готовилось обильное угощение и во время обеда обсуждались вопросы организации свадьбы, а также выбирался "ромо" - главный распорядитель. Он должен был продумать всё до мелочей и дать поручения многочисленным исполниелям."Никох туй" - главная свадьба, начиналась в доме невесты и переходила в дом жениха. "Никох туй" - главный обряд в доме невесты. Жених с группой друзей и родственников приезжали сюда на церемонию. Венчание совершал мулла, который направлял доверенных людей (вакл) к невесте (она находилась в отдельной, празднично убранной комнате (ичкари) до получения согласия на брак).

После получения положительного ответа невесты мулла получал согласие жениха, после чего он читал молитву - "никох", и брак считался заключенным.

В честь жениха давалось угощение, выступали музыканты и танцоры. На этом небольшом представлении присутствовали только мужчины.

В это время в ичкари шел обряд прощания невесты с родителями и близкими.

После этого друзья жениха грузили на арбу вещи и приданое невесты. Затем подружки, родственники и янга (специально избранная сноха) выводили невесту из её дома, провожая в дом жениха.

Встречая невесту женщины пели традиционные свадебные песни "Ёр-ёр". До двери дома рассыпался "паяндоз" - белая дорожка, по которой невеста должна была войти в дом. Перед дверью она останавливалась и делала "остона салом"  - поклон новому дому. В это время невесту осыпали (в разных местах по-разному) цветами, сладостями, деньгами, как бы желая, чтобы её жизнь была красивой и богатой.

Переступание невестой порога нового дома в разных местах оформлялось по-разному. Существовал и такой обычай: жених брал невесту на руки и вносил в дом.Невесту заводили в приготовленную для неё комнату с большими занавесями - "чивиллик", куда заносили все её вещи и приданое. Во дворе женщины играли на бубне, пели свадебные песни и танцевали. Вечером в этой комнате Янга невесты давала угощение жениху и его друзьям. После этого обряда Янга выпроваживала всех друзей и оставляла только жениха. Теперь жених раздавал подарки или деньги Янге и другим женщинам, чтобы его пустили в чивиллик и оставили там наедине с невестой, где была приготовлена брачная постель. Самый дорогой подарок предназначался невесте - браслет, кольца, серьги и т.д.

Последовательность проведения обычая в основном была направлена на то, чтобы облегчить невесте привыкание к новому дому. Один из последних обрядов назывался "юз очди". На другой день после свадьбы родители жениха приходили на смотрины невесты. Она, приветствуя новых родителей, делала поклон - "келин салом", а все, кому она кланялась, показывая лицо, скрытое под прозрачной кисеей, должны были сделать ей подарок.

В последние годы узбекские свадебные обряды претерпели ряд существенных изменений. Это прежде всего связано с изменениями социально-культурной жизни народа. Но основные свадебные обряды сохранились до наших дней.Современная узбекская свадьба включает три обряда.

Помолвка. Если парень и девушка любят друг друга, они, по взаимной договоренности, сообщают об этом своим родителям. В установленный день юноша отправляет в дом девушки сватов - "совги" из числа авторитетных родственников и близких. После соглашения родителей девушки традиционно соблюдается обряд "нон синдириш", а затем стороны договариваются о плане проведения свадьбы.

Торжественная регистрация брака. В установленный срок молодые в сопровождении друзей и близких ( с каждой стороны по 5-10 человек) на специально украшенных машинах подъезжают к месту регистрации брака.

После торжественного ритуала, когда жених и невеста ставят подписи в книге регистрации браков, молодые обмениваются кольцами, поздравляют друг друга. Свидетели со стороны жениха и невесты тоже ставят свои подписи в книге регистрации брака. Молодым супругам торжественно вручается свидетельство о заключении брака.

Сама свадьба. Жених и невеста приглашают родных, близких, друзей, соседей на свадебный вечер.

В настоящее время, когда процесс формирования новой узбекской свадьбы ещё идет, существует несколько её вариантов. Общественные организации прилагают большие усилия к тому, чтобы во время проведения свадьбы было меньше хлопот, материальных затрат, излишеств, добиваются того, чтобы регистрация брака и свадьба проходили в один день, в основном в субботу или воскресенье, а также чтобы жених и невеста проводили одну общую свадьбу: в доме у жениха или невесты, в ресторане, кафе и т.д.

Такие свадьбы проводятся довольно часто, но ещё нередки случаи, когда свадьба длится два дня. В первый день маленький свадебный вечер проходит в доме невесты, и он называется "киз базми". Во второй день - большой свадебный вечер проводится в доме жениха и носит различные названия: "туй базми" (свадебный пир), "муххабат кечаси" (вечер любви), "бахт кечаси" (вечер счастья).В наше время узбекские свадьбы часто включают и традиционные и современные обряды. Как дань традиции и теперь дается плов (ош), который организуется либо утром (от 6 до 9 вечера), либо в обед (от 13 до 15ч). На него приглашаются жители махали, в том числе близкие, знакомые и дальние родственники. На свадебных ошах играет музыка, поют песни, в основном спокойные, классические. Так как приглашенных бывает очень много, ставят в ряд длинные столы и скамьи или стулья. Гости пробую традиционные угощения, пьют чай, а затем подают плов. Спиртные напитки в ошах, как и раньше не подаются.

Свадебными сезонами в Узбекистане считаются весна и конец лета, а также осень, после уборки урожая. Зимой свадьбы устраиваются редко. Место для проведения свадебного пира заранее благоустраивается и украшается, столы расставляются П-образно. С трех сторон по краю площадки вывешиваются ковры или сюзане, образуя своеобразные расписные стены. Самое почетное место во главе стола отводится жениху и невесте.

Для свадебного стола готовится разнообразное угощение, обязательными из которых являются фрукты, дыни, арбузы, виноград, сухофрукты, кишмиш, а из национальных кушаний - самса, лепешки, чай и т.д.

В процессе пира подается не менее двух-трех блюд. Обязательно шурпа, затем можно подать манты, жаркое, шашлык и т.д.В настоящее время все больше внимания уделяется художественному оформлению, музыкально-развлекательной части свадьбы. Свадьба начинается с исполнения приветственной песни "Туйлар муборак", во время которой под аплодисменты присутствующих жених и невеста торжественно проходят на своё почетное место. Открывает пир Раис - председатель свадьбы. Поочередно он предоставляет слово авторитетным гостям, родственникам и друзьям. Свадебный вечер завершается заключительным словом одного из уважаемых аксакалов. Затем все присутствующие провожают жениха и невесту.

+4

68

У узбеков также существует ряд традиционных обычаев отмечать рождение ребенка. Один из них, существующий с древних времен, называется "Суюнчи". Одна из женщин, принимавших роды, первой сообщала "суюнчи" - радостную весть о рождении ребенка отцу или другим членам семьи, за что ей полагалось сделать ценный подарок. Далее, один из молодых людей обходил всех родственников, напевая специальные песни. Так как сейчас роды принимают в роддомах, то обычай ушел в историю.

Традиционно в честь рождения сына отец сажал дерево, в честь дочери - цветы.

Были и магические дни после рождения ребенка - 3-й, 5-й, 7-й, 9-й дни. Они считались опасными. Нельзя было оставлять мать с ребенком без внимания, старались поднять настроение матери и малышу и выполняли ряд символических действий, отпугивающих злых духов.

"Исмлаш" - обряд имянаречения младенца. Огромный смысл вкладывался в имя ребенка. Во все времена было предпочтительным называть ребенка явлениями природы, вселенной и т.д.

Если у ребенка была родинка, ему давали имя Холбой, Холтой, Холбек, Нархол, Ойхол. Если ребенок рождался смуглым - Корабек, Корабой, если белым - Октой, Онбой, если ребенок недоношенный - Чалабой, если плакал ещё не родившись - Аваз.

Если рождались девочки близнецы или двойняшки, то их называли Фатима и Зухра, мальчиков - Хасан и Хусейн.

Важную роль в имянаречении ребенка играли время года, месяц, день его рождения. Часто называли детей в честь предков.Если родители хотели передать детям определенные человеческие качества, то давали ребенку определенное имя. Чтобы ребенок был милосердным - Рахим, Рахима; сильным - Ботир, Полвон, Баходир; властелином - Амир, Сардор, Саркор; важным - Азиз Азиза; приятным - Ширин, Асаль, Чучук; красивым - Гузал, Гулчехра; счастливым - Бахтиёр, Саодат, Рохар.

Если к имени прибавить окончание "жон" ("душа") - имя становится ласкательным.

Если человека надо возвеличить, достаточно к его имени добавить "бек", "хон", "бой", к женским - "бека", "бону".

Чтобы подчеркнуть женскую красоту, к имени прибавляют "гул", "нисо" ("прекрасная").

Чтобы выразить уважение к роду человека, необходимо к имени прибавить "зод".

Вот теперь можно расшифровать многие имена, потому что эта традиция сохранилась по сей день.

Также существует обряд "Бешик туй" - праздник колыбели, "Биринчи кадам" - первый шаг, "Суннат туй" - обрезание. Смысл последнего обряда двояк: с одной стороны - это символ мужества, с другой - элементарные соображения гигиены человека в жарких условиях среднеазиатского климата.

+4

69

Бешик-туйи
       Бешик-туйи ("деревянная колыбель") - ритуальное празднество, связанное с первым укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым достатком проводят его скромно. Бешик ("колыбель") и необходимые для младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца. В дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки. Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки. Богато убранный бешик, дастурханы, подарки грузятся в транспортное средство и вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна отправляются в дом родителей. По традиции привезенный бешик сначала берет на правое плечо дед младенца, а затем передает на правое плечо сына, который затем относит его матери младенца. В прошлом, чтобы все помыслы гостей были чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в гостиную к богато убранному дастархану (столу) и пока гости угощаются, слушают музыкантов и веселятся, в соседней комнате в присутствии старых женщин проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик. В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него, преподносят ему подарки и сыплют на бешик парварду или сахар. На этом церемония заканчивается, и гости расходятся по домам.

       Хатна-килиш
       Хатна-килиш - еще один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи). Этот обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, в редких случаях - в 11-12 лет. Проведение сунната контролируется со стороны общественности. С момента рождения мальчика родители начинают приготовления к суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев до ритуала, который часто называют также "свадьба" ("туй"), начинаются непосредственные приготовления к нему. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все это поручается сделать многодетным женщинам. Перед свадьбой читается Коран в присутствии старцев из махалли, имама из мечети и родственников. Накрывается стол, после чего читаются суры из Корана, и старцы благословляют мальчика. После этого начинается большая "свадьба". Перед самой "свадьбой" на мальчика в присутствии соседей, старцев, родственников надевают подарки. В прошлом принято было дарить жеребенка, на которого мальчика усаживали в знак того, что отныне он мужчина - воин. Все поздравляют мальчика и осыпают его деньгами и сладостями, затем все это продолжается и на женской половине. В тот же день в кругу женщин проводится "тахурар" - укладывание одеял, подушек на сундук, что обычно выполняется многодетной женщиной. Обильное угощение, включающее плов, завершает ритуальное действие. Согласно традиции после плова вечером во дворе разводится большой костер, и вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры. На следующий день празднество продолжается.

Фатиха-туй (помолвка)
       Бракосочетание проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или отцу приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной девушки. В случае положительных отзывов засылаются свахи. Одной из основных процедур при сватании является "фатиха-туй" (помолвка или обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки. После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд "нон синдириш" (буквально "ломать лепешку"). С этого момента молодые считаются обрученными. "Фатиха-туй" заканчивается назначением дня бракосочетания и свадьбы. Каждому из посредников вручается дастархан с двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны девушки жениху и его родителям. По возвращении посредников в дом жениха у них из рук принимают подносы с подарками и начинают обряд "сарпо курар" (смотрины подарков). Дастархан обычно разворачивается многодетной женщиной. Все собравшиеся угощаются принесенными из дома невесты печеньем, сладостями. Эта церемония завершает ритуал обручения. С момента "фатиха туй" и до самой свадьбы родители молодых решают вопросы с приданным и организационные вопросы, связанные со свадебным торжеством. За несколько дней до свадьбы у девушки проводился обряд "киз оши" (девичник), на который девушка приглашает своих близких и подруг.

Свадьба
       Свадебный обряд традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в доме жениха. В день свадьбы имам мечети читает молодым "Хутбаи никох" (молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для регистрации своего гражданского брака. В день свадьбы у невесты на жениха надевают сарпо (одежда и обувь, подаренные к свадьбе), после чего жених с друзьями отправляются к родителям невесты для приветствия. После возвращения жениха с друзьями приезжает и невеста. Перед отправкой в дом к жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями. Ее сопровождают близкие подруги. Они поют песни ("Уланлар" и "Ёр-ёр"). Со встречи невесты в доме жениха и начинается свадьба. По окончании свадьбы жених сопровождает невесту до дверей комнаты, отведенной для молодых. В комнате невесту встречает "янга" (обычно близкая к невесте женщина), невеста переодевается и готовится к встрече жениха, находясь за занавеской ("гушангой"). Через некоторое время жених в сопровождении друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении "янги" направляется к занавеси, где его ждет невеста. Для входа к невесте он должен символически выкупить её у "янги", для чего устраивается торг. После этого жених и невеста остаются одни на ночь. Рано утром начинается обряд "Келин саломи" (приветствие невесты). К началу обряда во дворе собираются родители жениха, все близкие родственники, друзья жениха и ближайшие соседи. Все по очереди подходят к невесте с пожеланиями, подарками и благословениями. Невеста обязана приветствовать каждого, низко кланяясь в пояс. Так заканчивается праздник и начинается семейная жизнь.

        Утренний плов
       Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы ("суннат-туйи" или бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета. На этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым. Вечером, день заранее проводится обряд "сабзи туграр" - шинкование моркови, на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания "сабзи туграр" все участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози", т.к. первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная и бубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столы и после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в ляганах (большие блюда) - один на двоих. После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся в порядок к приему новых гостей. Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся подарки - обычно это чапаны (национальные мужские халаты). Поминальный плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы, читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, и столы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов обслуживается только мужчинами.

+4

70

Рамадан (Рамазан) назван в честь девятого месяца мусульманского календаря. Месяц Рамадан является одним из самых почетных у мусульман и требует строгого соблюдения поста.
      Именно в этот месяц пророку Мухаммаду ангел Джибриль передал первое божественное откровение. А произошло это знаменательное событие, когда Мухаммед уединился для молитвы в пещере Хира под Меккой. Полученные им в этот день откровения стали основой Корана - священной книги ислама.
      Пост ("ураза") в рамадан является обязательным для каждого мусульманина, позволяя ему укрепиться в своей вере и самодисциплине, точно следуя наказам Аллаха. В это время нельзя употреблять алкоголь, меню поста должно быть строгим, также нельзя предаваться развлечениям.
      Светлое время суток посвящается работе, чтению Корана, молитвам, размышлениям и благочестивым поступкам, оказанию всяческой помощи нуждающимся.
    Кроме ежедневных пяти молитв, каждую ночь поста совершают дополнительную молитву-намаз (таравих), после пятой молитвы.Последние 10 дней и ночей рамадана должны проходить с соблюдением особых благочестивых поступков, особенно в Ночь могущества, ознаменованную получением пророком Мухаммедом первого откровения. Вкушать пищу и утолять жажду можно только после захода солнца и до его восхода.
      Пост в рамадан разрешается не соблюдать только тяжело больным, детям, людям, которые находятся в это время в пути, воинам, которые участвуют в боевых действиях. Однако эти причины не освобождают их полностью от выполнения поста, его нужно будет соблюсти в другое время.

Карбан - байрам - праздник жертвоприношения.        Во многих культурах мира летоисчисление ведется по лунному календарю.
       Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами. Год мусульманского календаря определяется лунными циклами. Год мусульманского календаря состоит из 354 или 355 дней, а сами месяцы состоят из 29 или 30 дней. Поэтому по сравнению с гражданским 365-дневным численником в мусульманском календаре ежегодно происходит сдвиг назад на 11 дней.
       Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Муххамада (Магомета). Начало его проповеднической деятельности относится к 610 году, а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения Пророка из Мекки в Ясиб (Медину) вследствие гонений, которым мусульмане подвергались со стороны язычников.

Празднование Навруза В литературе празднование Навруза разделяют на несколько частей.
Первая часть предполагает подготовку к празднику. Перед Наврузом украшали дома, убирали мусор на улице. В праздничный день полагалось навестить родных и близких и сходить на кладбище. В эти дни устраивались гуляния, праздничные базары, съезжались музыканты, танцоры, борцы, устраивались скачки-улан, борьба - кураш, пели песни о весне. Молодежь в новогоднюю ночь не должна была спать, - рассказывали сказки, веселились и пели. Задолго до наступления праздника начинали готовить традиционное блюдо - сумаляк. А таджики и иранцы в дни празднования Навруза готовили семь блюд, названия которых начинались на букву "с". Кроме того, к праздничному столу полагается готовить блюда из весенних трав.Навруз - праздник обновления, Нового года, наступления  весны и главным его ритуалом является приготовление сумаляка, немногие смогут рассказать что-либо ещё. А ведь истоки Навруза восходя к древнейшей истории, он был и остаётся предметом исследования многих востоковедов. Навруз празднуется в день весеннего солнцестояния. Сейчас о том, как раньше праздновался Навруз, мы можем судить лишь по немногочисленным историческим свидетельствам, зафиксированных учеными в недалеком прошлом, и в современных формах новогоднего обряда в тех местах, где он сохранил свою первозданность. Одним из таких мест является Памир. Именно там сохранилась традиция почитания астрального значения Навруза.
        Навруз пришёл в ислам и продолжает отмечаться всеми народами, находящимися под прямым или косвенным влиянием культуры исторического Ирана, то есть от Хорезма и Бухары до средневекового Багдада. Навруз в последние годы именуют праздником мусульманского, афганского, узбекского, азербайджанского нового года.

+4

71

СУМАЛЯК
(кисель из проращенной пшеницы)
       Перебрать пшеницу сорта "кайраки", тщательно промыть холодной водой, замочить на трое суток.
Затем слить воду, рассыпать на листе чистой фанеры слоем толщиной 1-1,5 см, покрыть марлей, поставить на такое место, куда не попадают прямые солнечные лучи.
      Каждое утро сбрызгивать пшеницу водой, пока она не прорастет. Когда всходы достигнут высоты 3-5 см (через 3 - 4 дня), протолочь в супе и переложить в тазик. Добавить немного воды, размешать, процедить через марлю и отжать в фарфоровую посуду. Выжимки снова положить в тазик, залить водой, размешать и отжать в другую посуду. Проделать эту операцию три раза. Все три порции сусла процедить каждую в отдельности, в разную посуду, и отставить. В раскаленный котел налить хлопкового масла, прокалить, дать немного остыть. В масло положить муку и налить первую порцию сусла, тщательно размешать деревянной лопаточкой, чтобы не образовались комочки, прокипятить на сильном огне, затем, когда начнет густеть, влить вторую порцию сусла, дать закипеть, постоянно помешивая.
      Когда масса опять начнет густеть, непрерывно размешивая её деревянной лопаточкой, влить третью порцию сусла. Варить постоянно помешивая, до образования киселеобразной массы светло-коричневого цвета. Чтобы сумаляк не пригорел, в котел положить 15-20 хорошо обмытых гладких камешков, величиной с косточку урюка. Вместо камешков можно положить несколько грецких орехов.
      Если сумаляк при пробе имеет горьковатый вкус, надо добавить немного воды и продолжать кипятить до сгущения.
Когда сумаляк сварится, снять с огня, закрыть котел крышкой. Охладить в течение 2-3 часов, разлить в пиалы и подать на стол. Если были сварены орехи, вынуть их из котла, расколоть, очистить и положить в каждую пиалу по несколько ядрышек.
      На 0,5 кг пшеницы сорта "кайраки" - 2 кг пшеничной муки; 15-20 орехов, 1 кг хлопкового масла.*

+4

72

Мда, Восток - дело тонкое!

0

73

Утренний плов
Обряд утреннего плова проводится во время свадьбы ("суннат-туйи" или бракосочетания) и при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета.

На этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым. Вечером проводится обряд "сабзи туграр" - шинкование моркови, на который обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания "сабзи туграр" все участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины распределяют обязанности между присутствующими.

Утренний плов должен быть готов к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози", т.к. первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней молитвы звуки карная, сурная и бубна оповещают, что утренний плов начался. Гости усаживаются за столы и после совершения фотихи (пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в ляганах (большие блюда) - один на двоих. После трапезы ляганы убираются, гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят. После их ухода столы быстро приводятся в порядок к приему новых гостей.
Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова почетным гостям преподносятся подарки - обычно это чапаны (национальные мужские халаты).

Поминальный плов отличается от праздничного плова тем, что гости, сев за столы, читают суры из Корана и поминают умершего. Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове артисты не приглашаются, и столы накрываются скромнее, нежели при праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов и поминальный плов обслуживается только мужчинами

+2

74

4. Чаепитие за ковром и заварка чая по-узбекски.
       Что такое чаепитие по-узбекски? Это обязательно на полу вокруг ковра и не из чашек или стаканов, а из пиал, красиво разрисованных узбекским орнаментом. Но это еще не все по поводу узбекского гостеприимства. Если хозяин гостя уважает, то хозяйка наливает ему чай в пиалу слоем высотой 15 - 20 мм, а потом доливает его пиалу, чтобы чай в ней был все время на постоянном уровне, а если хозяин гостя не уважает, то хозяйка ему сразу наливает полную пиалу и о нем все забывают. В чем заключается в этом случае прикол? В первом варианте гость пьет чай не остывший, а одной примерно температуры, а во втором варианте гость пьет остывающий чай, так как обычно все разговоры за ковром ведутся по-восточному, не спеша с долгим чаепитием, сахар узбеки в чай не кладут, они чай пьют только вприкуску с фруктами и сладостями. А питье чая вприкуску это действительно длительный приятный процесс.
       Должен отметить главное достояние узбеков: они не пьют как мы разбавленный чай, а пьют, именно, заваренный чай, весь его выпивают за раз и на следующее чаепитие заваривают новый чай, а технология заварки по-узбекски следующая, она сводится к таким действиям:

                1. Чай заваривается в большом фарфоровом чайнике емкостью в 3 - 4 литра.
                2. Сначала фарфоровый чайник на 20 % объема заливается кипятком и хорошо 1,5-2 минуты прогревается, потом кипяток из него выливается.
                3. Затем фарфоровый чайник засыпается сухим чаем примерно в количестве 10 - 15 чайных ложек (по вкусу будущего чая для хозяев), потом фарфоровый чайник заливается крутым кипятком примерно на треть его объема.
                4. В таком состоянии фарфоровый чайник накрывают полотенцем и выдерживают около 15 минут.
                5. ЗАТЕМ УЗБЕКИ ПРОДЕЛЫВАЮТ СЛЕДУЮЩУЮ ОПЕРАЦИЮ:
                - доливают фарфоровый чайник полностью крутым кипятком, затем снимают с него крышку и тонкой струйкой не спеша, выливают чай в литровую чашку, а из неё выливают чай обратно в фарфоровый чайник, так они эту операцию не спеша, проделывают 10 - 12 раз.
                - в таком варианте заварки чай насыщается пузырьками воздуха, темнеет, и аромат его сильно возрастает. Так что эффект достигается полностью.

Отредактировано glamyrhik (Вторник, 10 марта, 2009г. 23:43:47)

+3

75

CANECORSO написал(а):

Мда, Восток - дело тонкое!

На утро невеста должна показать старухам белый платок с кровью, мол, она вышла замуж девственницей. Восток – дело тонкое, очень тонкое…

0

76

надеюсь меня сегодня не выкинет из темы! :)
glamyrhik,большое спасибо за рассказ.Очень интересно.Читала с удовольствием!

А могу еще поприставать?Вопрос личного характера: к какой конфессии ты принадлежишь?Исповедуешь ислам?
а как люди других вероисповеданий общаются со Всевышним?Есть немусульманские храмы?

Отредактировано Мареновая Роза (Среда, 11 марта, 2009г. 18:38:00)

0

77

glamyrhik написал(а):

На утро невеста должна показать старухам белый платок с кровью, мол, она вышла замуж девственницей. Восток – дело тонкое, очень тонкое…

Меня с Гламурчиком разделяют 9 часовых поясов и 22 часа лёта, а находимся мы примерно на одной широте. В Узбекистане традиционно культивируют холопок, наверно вернее будет сказать - собирают. По логике  проблем с платками не должно быть...

Кровавое право первой ночи. В Узбекистане сняли документальный фильм «Бремя девственности»

В преддверии Международного женского дня в Ташкенте был показан новый документальный фильм «Бремя девственности», снятый режиссером Олегом Карповым при поддержке посольства Швейцарии в Узбекистане. Фильм рассказывает о традиции сохранения девичьей невинности перед свадьбой, о проверках, которым подвергаются молодые девушки, и о том, как общественное осуждение ломает судьбы тех, кто нарушил право первой ночи…

http://www.ferghana.ru/index.php?cid=2

0

78

Мареновая Роза написал(а):

как люди других вероисповеданий общаются со Всевышним

Для молитвы не суть важна конфессия, к которой принадлежит храм.

0

79

Bench написал(а):

Для молитвы не суть важна конфессия, к которой принадлежит храм.

уж простите мне мой высокопарный слог.Но верующие нуждаются в храмах,я не говорю,что все,но многие.
Насколько я знаю,католики не ходят молиться ни в синагогу,ни в лютеранскую кирху,ни в православную церковь,ни в мечеть,они преклоняют колени в костеле.
Мне интересно,как с этим в Узбекистане,потому я и задала glamyrhik вопрос.Другое дело,если она сочтет его к себе неприменительным,я на ответе настаивать не буду.

0

80

Мареновая Роза написал(а):

А могу еще поприставать?Вопрос личного характера: к какой конфессии ты принадлежишь?Исповедуешь ислам?

нет,я к христианской вере принадлежу,хотя крестили меня в русской православной церкви,у нас в Ташкенте есть и римско- католический храм и русские православные церкви ,и синагога.

+2

81

фото синагоги

+1

82

Православные храмы и церкви Узбекистана
Свято-Успенский Кафедральный собор>>>
В 60-е годы XIX века на территории Средней Азии шла военная компания и в Ташкенте возникла необходимость создания военного госпиталя. Тут же, недалеко от госпиталя образовалось и военное кладбище. При госпитале и кладбище была сооружена временная церковь, освященная 30 сентября 1871 года во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона ..В этой маленькой временной церкви при госпитале до 1878 года проводились богослужения. Приход рос и, естественно, поднимался вопрос о строительстве нового здания. О строительстве новой церкви при Ташкентском военном госпитале ходатайствовал начальник госпиталя. Начали сбор пожертвований. В частности, генерал-губернатор фон К.П. Кауфман выделил 3000 рублей.
При церкви, отдельно от нее имелась красивая каменная колокольня в три этажа. В основном, деньги на строительство колокольни дал ташкентский купец первой гильдии Дмитрий Захо. Кстати, на протяжении 15 лет он являлся церковным старостой. За заслуги и пожертвования по духовному ведомству Дмитрий Захо был награжден орденом Святого Станислава II степени.31 января 1879 года по благословению Преосвященного Александра, бывшего епископа Ташкентского и Туркестанского новое здание церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона освятил протоиерей Андрей Малов.
После 1917 г. до 1933 г. церковь была в руках обновленцев.
До конца 1945 года в здании бывшей госпитальной церкви находился санитарный склад № 340 Среднеазиатского Военного Округа. После Великой Отечественной войны, в декабре 1945 сода, церковь была возвращена верующим.
Госпитальная церковь стала называться Свято-Успенским Кафедральным собором.
В 1958-60 гг. храм был практически заново отстроен.
4 сентября 1958 года состоялось освящение Свято-Успенского Кафедрального собора. Ровно в 10 утра, после освящения, во всех храмах епархии был совершен торжественный пятиминутный перезвон.

В настоящее время Свято-Успенский Кафедральный собор, главный храм столицы, стал еще прекраснее. Обновлено здание, отреставрированы купола. В 1996 году здесь встречали Святейшего Патриарха Алексия II.К его приезду собор преобразился: засияли позолотой престолы, иконы были облачены в резные киоты.10 ноября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил в Свято-Успенском Кафедральном соборе Божественную Литургию. Первосвятитель даровал собору напрестольное Евангелие и евхаристические сосуды, на которых в этот незабываемый день было совершено Таинство Пресуществления. После благодарственного молебна состоялся торжественный Крестный ход.

Святейший Патриарх Алексий II освятил начало строительства Ташкентского Православного Духовно-административного центра, который уже поднялся в наши дни.

+2

83

Храм святого благоверного великого князя Александра Невского
В Ташкенте во глубине городского православного кладбища, ныне именуемого Боткинским, на небольшом холме 23 ноября 1902 года была осуществлена закладка церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Первый камень, положенный в строительство храма, был освящен 6 декабря 1902 года. Храм построен в 1903-1904 годах по распоряжению бывшего Окружного Инженерного Управления. Первоначальные средства на строительство этого храма были отпущены Главным начальником инженеров Генералом Вернандером. Полностью постройка церкви была закончена в 1905 году.

Наиболее крупный вклад внес Николай Иванович Иванов, коммерческий советник, на чьи средства был сооружен иконостас. Иконостас был деревянный, но красивый, изысканной работы, золоченый.
Проект церкви принадлежит инженеру Л. Бурмейстеру, производитель работ - военный инженер капитан Ф.В. Смирнов.Престол в церкви один во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского был освящен 8 мая 1905 года благочинным протоиереем Константином Богородицким. Святой антиминс священнодействован Преосвященным Паисием, епископом Ташкентским и Туркестанским 9 мая 1903 года, выдан 11 июня 1903 года.

В начале 20-х годов XX в. храм захватили обновленцы. Православные прихожане вынуждены были проводить богослужения около часовни "Всех скорбящих Радосте".

Русская православная община при Ташкентском городском кладбище была зарегистрирована в 1941 году, ей передан был храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1944 году группа верующих, последователей патриаршей церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им церкви-часовни, расположенной на кладбище. Часовня была передана общинепри условии, что в церкви-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению, для отпевания покойников. После всенародного покаяния, причт и храм воссоединились с православной церковью. В 30-е годы XX в. здание церкви сильно пострадало от пожара. В начале 60-х годов возвели новые купола.

В мае 1996 года впервые были отреставрированы могилы святителей. Здесь нашли место упокоения Ташкентский митрополит Никандр (+18 февраля 1933 года), Ташкентский митрополит Арсений (+28 февраля 1936 года) и Ташкентский митрополит Гавриил (+28 февраля 1971 года). Проведена реставрация и самого храма святого благоверного великого князя Александра Невского. На реставрационные работы ушло четыре месяца. Восстановлены своды, стены, переписаны заново фрески и поврежденные иконы Иверской Божией Матери, Александра Невского и большое Распятие. Цвет для стен - цвет "морской волны" и его оттенков. Фрески - ярких цветов. Розетка купола сияет всеми цветами радуги и золотом.
В центре фрески - изображение Святой Троицы: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой в виде голубя, распростершего крылья.
По бокам и ниже - сонм Ангелов и Архангелов, св. Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих. Фреска развернута во всю стену над полом. Освящена была осенью 1996 года, как и все то. что подвергалось реставрации.

Архитектурное решение делает этот храм прекраснейшим творением церковного зодчества…

Внутри храм был отштукатурен ганчем и выкрашен в бирюзовый цвет, а потолки покрашены белым цветом. Полы были из цементных плиток, в алтаре - пол деревянный, окрашенный масляной серой краской. Солия деревянная, также выкрашена в серый цвет.
У западной стены храма над входными дверями устроены хоры для певчих.
По переднему фасаду здания с двух сторон пристроены две башенки для колоколов.
Для храма были отлиты 3 колокола, общим весом 0, 25 тонн. Самый большой - весом 12 пудов. Известно, что колокола отливал в Ташкенте мастер Полищенко.

Отредактировано glamyrhik (Среда, 11 марта, 2009г. 23:59:32)

+2

84

Храм святого равноапостольного великого князя Владимира
23 августа 1991 года решением Ташгорисполкома во владение Русской Православной Церкви было передано здание, построенное в 1970 году и, по архитектурному проекту, задуманное, как зал гражданских панихид, которое находилось на территории городского кладбища "Домбрабад-2" Чиланзарского района города Ташкента. Само здание являло собой плачевное состояние. Ключарь Свято-Успенского Кафедрального собора отец Игорь Балухатин в сентябре 1991 года получил благословение Высокопреосвященнейшего Владыки Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского на основание здесь православного прихода.В апреле 1992 года, перед Пасхой Христовой, местными мастерами были отлиты шесть маленьких колоколов из бронзы, в мае этого же года отлили три средних колокола, а в июне - два больших. В сентябре 1992 года был изготовлен каркас купола колокольни, а в октябре - каркас большой подкупольной части (восьмигранник, полусфера).

8 января 1993 года после Божественной Литургии был впервые устроен праздник для маленьких прихожан - Рождественская елка.К28 июля - престольному празднику - фасад храма был закончен и украшен мозаичною иконой и крестом.

+2

85

Свято-Троицкий Никольский женский монастырь.
Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю.

В 1893 году былаучреждена женская обитель.

Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Община с наименованием "Никольский" была утверждена в 1894 году.Но, как и многое в прошлом веке в 1920 году Свято-Никольский женский монастырь, как и другие Храмыгорода Ташкента, бал закрыт. И только в 1990 году по Милости Божией и ходатайству Его Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Иким) перед священным синодом, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь начал свое возрождение, а в 1996 году его посетил Патриарх Русской Православной Церкви Его Святейшество Алексий-II, Патриарх Московский и всея Руси

+2

86

Фото ночного Ташкента

+2

87

Немецкая кирха в Ташкенте

+3

88

Армянская апостольская церковь Святого Филиппа
12 января 2007 года в столице Узбекистана состоялось торжественное богослужение по случаю открытия храма Армянской Апостольской церкви.Руководителем церкви является Геворг Варданян. Он также считается ответственным за религиозную жизнь армян Ташкента и Самарканда, а также всей Центральной Азии, поскольку в этом регионе больше нет ни одной армянской церкви.

Впервые армянская церковь в Средней Азии была открыта в Самарканде в 1903 году по просьбе и на сбережения армян, живущих на территории города – до этого там существовал только армянский молитвенный дом. Храм просуществовал до 1939 года, когда был отнят у верующих. Вновь храм был зарегистрирован в Самарканде в 1993 году, а в 2003-м в Самарканде прошли торжества по случаю 100-летия Армянской Апостольской церкви.

В Узбекистане зарегистрировано 2222 религиозные организации, представляющие 16 различных конфессий.

Армянская Апостольская церковь – одна из древнейших христианских церквей. Резиденция Католикоса всех армян (сейчас это Гарегин II) находится в Армении, в Эчмиадзине.

Отредактировано glamyrhik (Четверг, 12 марта, 2009г. 04:40:41)

+3

89

еще вид ночного Ташкента

+3

90

И еще немного фотографий

0

91

glamyrhik написал(а):

Немецкая кирха в Ташкенте

похожа на нашу Даугавпилсскую лютеранскую Кирху.
Спасибо за интересный материал.
Жаль,что некоторые фотографии не увеличиваются по клику.
Красиво в Ташкенте.

0

92

Да у нас очень красивый город стал после землетрясения

0

93

за пределами Ташкента, как говорят столичные водители, вообще только одно правило дорожного движения: если видишь переходящего улицу барана -- жми скорей на тормоз. Кроме того, в городе просто-таки беда с троллейбусами. Обычная картина: водитель обесточенного троллейбуса разгоняет махину, запрыгивает на ходу в салон и почти неконтролируемо катится вниз. Это национальный колорит -- здесь можно ночью поймать троллейбус, попросить подбросить, например, до Рабочего городка. Никого не волнует, есть ли там провода или нет. Вы услышите только вопрос: «Сколько даешь сумов, друг?» В крайнем случае тебя прикатят на аккумуляторах.

+2

94

Мареновая Роза написал(а):

А могу еще поприставать?Вопрос личного характера: к какой конфессии ты принадлежишь?

С удовольствием отвечу на все вопросы,касающиеся Узбекистана.
по национальности я армянка.

0

95

Очень захотелось показать Вам наши деревья,самое древнее дерево-окаменевшие остатки дерева, которому 70 000 000 лет
Если предположить, что эти деревья ровесники Сквера, то им по 125 лет.

Отредактировано glamyrhik (Суббота, 14 марта, 2009г. 13:28:35)

+3

96

Случайно наткнулась на письмо бывшей жительницы Ташкента,она очень здорово описывает колорит Узбекистана.
После ударного рабочего дня было спонтанно принято решение “пойти посидеть”. Мой офис находится  в районе Ташкента, где прошло мое детство, однако Ташкент с тех пор изменился до такой степени, что я перестаю ориентироваться в местах, исхоженных вдоль и поперек, еще будучи ребенком. А потому, когда стало понятно, что выбор заведения за мной - я растерялась. В Ташкенте кафе и рестораны появляются и исчезают, как приведения, это обусловлено местными проблемами ведения бизнеса. А потому доверились случаю - подошли за консультацией к местному таксисту на пятаке. Узбек-таксист оказался словоохотливым, задал нам вопросы о наших требованиях к кафе, услышал, что хотим на открытый воздух и с национальной кухней,  в течение пятнадцати минут сделал нам полный обзор близлежащих заведений. Выслушав все это, мы сказали - “Вези на свой вкус”.

       Ну и в результате. Привез он нас в до боли знакомое кафе “Бухара”. Может быть 20 лет назад оно называлось как-то по другому, этого я уже не помню. Но стояло на прежнем месте - на берегу Салара, между мостом на Саракульской и Госпитальным рынком, в двух шагах от Успенского собора и с видом на железнодорожный вокзал. Огромный двор на берегу канала тесно заставлен столиками и тапчанами. Надо всем этим огромные деревья, которые наверное помнят меня подростком, поглощающим мороженное с одноклассниками. На ветвях деревьев подвешены клетки с перепелами, которые постоянно издают свои трели.
Перепелки в чайхане вещь традиционная, однако встречаются все реже и реже. Еще у гениального ташкентца Файнберга в “Струне рубайата”  звучало :

Кричит над чайханою бедана,
над клеткой стынет белая луна,
за речкой меркнет золото заката,
свой юбилей справляет чайхана.

Столики в “Бухаре” накрыты скатертями, стилизованными “под хан-атлас”. Официантки в а-ля национальных костюмах из той же ткани снуют между столиками. Большинство столиков занято как узбеками, так и русскоязычными, встретили даже преподавателя из еврейской школы. Судя по количеству официанток - их бегало человек двадцать, заведение пользуется спросом.  Я бы определила это место не как кафе, а как “обеденное” для окрестных офисов, а по вечерам это чайхана.
Суженый, выяснив, что у них нет пива, был готов искать другое место, но я уже добралась до витрины с шашлыком. Его было 15 видов, был даже из сома, один поразил особенно, обозначался он, как “филе”  а выглядел, как длинный, толстый прямоугольник мяса, одетый на шампур средних размеров, официантка сказала, что это - “бухарский”. Я стала настаивать пробовать этот шашлык. Выбрав столик, стали изучать меню. Я выбрала сразу - бедана-шурпа. Как писал Файнберг в своем агрессивном воззвании к надменным европейцам, впервые посетившим Узбекистан :

Глаза слепые протерев от сна,
послушай, как звучит моя струна,
и знай, что речь идёт о перепелке,
когда ты встретишь слово “бедана”.

Значит на первое - шурпа из перепелки, а на второе тот самый шашлык из цельного филейного куска говядины. В сервировке стола немного покоробили пиалушки с логотипом алкозай и пластмассовая фиолетовая хлебница.

Я с нетерпением ждала шурпы, и уже издали увидела нашу официантку - черноволосую узбечку с зелеными глазами - редкое сочетание. Она несла вожделенное мною блюдо.

Но час настал. И нежно, как лозу,
ошпоз подносит каждому касу.
Шурпа в касе мерцает и искрится.
И специи щекочутся в носу.

Шурпу нам подали, как положено, в касе.  Как  это у Файнберга:

Что до “касы”, то я свою красу
на этот пир с собою принесу.
Ты порцию, положенную гостю,
клади мне не в тарелку, а в касу.
В касе кверху попкой и вытянув в идеальную параллель тонюсенькие ножки располагалась перепелка - бедана. Сквозь порезанную зелень я разглядела, что она еще чем-то фарширована, но об этом позже. Шурпа переливалась и искрилась в редких лучах солнца, пробивавшихся сквозь ветви деревьев. А ведь прав, прав, тысячу раз Файнберг, обращаясь к европейцу, впервые пробующему шурпу :

Дыханием июля опалён
морковкою пропитанный бульон.
В рубашке ты родился, европеец.
Такого не едал Наполеон.
Как домулла, я говорю тебе —
моя шурпа — царица на супе.
Что русский борщ перед моей шурпою?
Хоть он и старший брат моей шурпе.

Чтобы европейцу было понятно, что такое “супа”, опять обращусь к Файнбергу :

Теперь “супу” я разъясню тебе.
Супа, Европа, это канапе,
на коем и едят, и спят под небом,
и женщину ласкают и т.п.

А со словом “домулла” у меня связаны личные воспоминания. Много лет назад довелось мне целый год преподавать уроки информатики в узбекских классах - попросила подруга- директриса школы. В узбекских классах очень напряженно с учителями. Никогда не забуду я эти уроки - к каждому уроку с помощью друзей составляла целый набор фраз на узбекском языке. Спасли дети - вежливые и уважительные, большинство из сельской местности, те кто немного знал русский,  помогали мне прямо на уроке сформировать нужный текст. Те кто понял мой ломаный узбекский раньше, начинали объяснять всем остальным. Почти у всех в классе были пятерки, мне даже за это делали замечания - но я больше ни разу в жизни не видела детей с таким желанием учиться, как у этих. Я со своей информатикой казалось им  небожителем. Так вот они своих учителей называют по имени, добавляя к имени - опА. То, что я представилась по имени-отчеству было им непонятно и они стали называть меня “домла”. Я смутилась, потому, что слышала, что так называют священнослужителей в мечети и медресе. Но учительница-узбечка мне растолковала, что религиозного подтекста здесь нет - просто ребята высказывают мне наивысшее учительское уважение - что это вроде гуру, мудрец. Об этом, я как раз и рассказывала суженому в кафе “Бухара”, потому, что в этот день встретила классную руководительницу этого класса.

Ну а если обратиться за разъяснениями к Файнбергу, то :Европа, ты еще не поняла,
что означает слово “домулла”.
Займись ликбезом, старая галоша,
пока от лавров дуба не дала.

Я что вбиваю в голову твою?
А то, что в голубом моём краю
лишь мудрых величают домуллою.
Как домулла, с тобой я говорю.

Но вернемся от лирики к бедане-шурпе. Она была очень жирной,  и не менее вкусной, в ней прямо-таки плавали маленькие кусочки жира. Любая европейская, вечно худеющая дама наверное бы была в шоке от одной мысли, что столь жирную пищу можно есть. Но, как сказал великий Файнберг :

Я говорю тебе, как домулла —
диета на земле — исчадье зла.
Коль хочешь на земле познать блаженство,
отведай жир с бараньего мосла.

Самым невероятно вкусным в бедане-шурпе была фаршировка перепелки. Я не удержалась и допросила официантку - “Что это было?” Насколько хватило наших познаний в узбекском - там были нарезанные обжаренные кусочки говядины, курдючный жир, обжаренный лук и кусочки печени. Это было ООО!  Сама перепелка тоже была на высоте, только мяса в ней мало. Суженый обгладывая крошечные косточки выдал : “Голубь, он и в Африке голубь”. Ну зачем же сразу какой-то голубь, почему не рябчик, например? Мужчины - они все такие ужасные скэптики! А вокруг воздух был напоен пением перепелок. Я заметила суженому, что одна из клеток висит прямо над нами. Я перестала есть бедану и замолчала. Суженый читает меня без слов : “Ага, -сказал он, -одну из них ты сейчас ешь”. Подавив угрызения совести и воззвав к хищным инстинктам, я продолжила трапезу. Теперь буду выяснять у друзей как это чудо готовится, тем более, что знаю хозяйство на окраине Ташкента, где продают бедану - мы там покупаем перепелиные яйца.

Ну далее опять по Файнбергу :

Подъём, дружок. Иди лицо умой.
Ещё успеть нам надобно с тобой
на юбилей ошпозовского дяди.
Вот там узнаешь, что такое той.

А сам ошпоз не позабыл гостей.
Супу покинув, он вернулся к ней.
Не просто так вернулся, а с ляганом.
Не дрейфь, май дарлинг.
Будет всё о’кей!

Это я к тому, что мы вытерли перста, утомленные священнодействием над беданой, влажной салфеткой, и что в кафе “Бухара” к  нашему столу вновь приближалась официантка с шашлыками “филе” по-бухарски.

Обжаренные в меру на угле,
шипят куски в густой и острой мгле.
Поймешь, едва зубами прикоснёшься —
такого мяса не едал Рабле.

Это был действительно классный шашлык, в меру мягкий и сочный, как надо промаринован. А то, что он представлял собой единый кусок мяса - так этож  кушаешь, и понимаешь - “маешь вещь”. Заедали его проуксусенным лучком. На этом этапе суженый не удержался и заказал сто грамм водки. “Очень в тему” - пояснил он. В тему - спорить не буду. “За шашлык!”

Благословен, кто выдумал шашлык.
Поёт резец, и утопает клык.
Пускай потом в аду пекутся души.
О рай земной! О небо! О язык!

А потом, не смотря на еще горячее солнце, мы пошли гулять по этой части города, где не ходили пешком много лет. А помнишь, здесь стояли свои дома…а здесь на углу был маленький хлебный… Смотри а магазин “Космос” еще стоит… Интересно, а пятый трамвай еще ходит?… А помнишь, когда ехали сюда в такси он нас спросил : “Вы что, не местные?”…Чудак, мы просто здесь давно не были…

Сказав свою последнюю строку,
махнул я вслед ночному огоньку.
Но от всего, что было и что будет,
вдруг чувствую звериную тоску.

И в наступившей гулкой тишине,
качаясь лунной тенью на стене,
я с горечью цитирую Шекспира:
— Прощай, прощай. И помни обо мне.

Александр Файнберг
Источник: http://iqmena.livejournal.com/41421.html, http://mytashkent.uz

+1

97

В полной мере насладиться узбекским застольем для европейца - невыполнимая задача. Мало того что узбекская кухня жирная и сытная. Здесь принято есть неспешно, долго и со вкусом. Длинная череда блюд поражает неподготовленное воображение тех, кто привык к диетам. До десяти блюд за трапезу - обычное гостеприимство по-узбекски.Едят в Узбекистане, как и Вы, три раза в день, но на столе - обилие разных блюд, и все они очень калорийны. Главные блюда приходятся не на обед, а на ужин. Во-первых, из-за жары, во-вторых, потому, что многие узбекские яства готовятся долго, иногда даже в течение всего дня. Да и вообще, хорошее застолье, в большой компании, настоящий дастархан (узбекский стол), можно устроить именно вечером, когда дневная суета позади.Завтрак по-узбекски называется нонушта, что значит 'есть хлеб'. Действительно, на завтрак подаются лепешки, чай, сливки или кипяченое молоко. В течение дня тоже едят легкую пищу - салаты, фрукты. Но еды всегда много, и подается она постепенно, одно блюдо за другим. Овощи и зелень подают целиком. Из фруктов для начала предпочитают дыню или арбуз. Любая узбекская трапеза начинается и заканчивается чаепитием со сладостями. Вечером от плотного ужина никому не отвертеться. Любимое блюдо - плов. Это гордость узбекской кухни. Здесь любят говорить: не попробовал плова, не родился на свет. Его приготовление - дело довольно хлопотное. Обычно его готовят мужчины. А разделать барана и приготовить плов в большом казане (объемом 600-800 литров) для свадьбы или торжества под силу профессионалам.
Всего насчитывается более 100 видов плова: постдумба палов (плов с курдючной оболочкой), сарымсок палов (с чесноком), каватак палов (с голубцами из виноградных листьев) и даже плов с айвой. Тонкости приготовления зависят от региона. Однако в большинстве рецептов традиционный набор компонентов: баранина, рис, морковь, лук, чеснок, зиру (черный кумин) и иногда барбарис. Поесть вкусного плова можно в чайхане - подобии мужского клуба. Готовят здесь сами посетители из принесенных с собой продуктов. Чайханщик - владелец чайханы - подает гостям лишь чай, следит за порядком и выдает необходимую для готовки утварь. Для узбек чайхана - культовое место, которое посещали на протяжении веков его предки. Мужчины даже считают своим долгом посещать чайхану: здесь узнают последние новости, проводят свободное время.

0

98

И плов, и многие другие узбекские национальные блюда - не только жирные, но и большие. Объем блюдам придают за счет риса, овощей или домашней лапши. Нам с испорченным диетами вкусом, по силам осилить либо плов, либо другое любимое блюдо - лагман (суп-лапша с мясом). А вот узбеки не выбирают. Вам предложат лагман на первое, а плов, шашлык или давно ставшие популярными за пределами Узбекистана манты - на второе. Кроме того, проголодавшемуся гостю предложат другие национальные блюда: казы - колбасу из конины, чучвару - бульон с пельменями. В праздничный день угостят постдумбой урамаси (рулетом из курдючной оболочки), домашней колбасой хасип.
Многие блюда узбеки готовят в тандыре - специальной глиняной печи. Говорят, настоящая самса - небольшой пирожок с бараниной и курдючным салом - выходит только в тандыре. Обычно в нем пекут традиционные лепешки. Это гордость хозяек. Они изобретают сотни способов, как украсить лепешки. Такой хлеб несут в гости как подарок. Есть много традиций, связанных с хлебом. Нельзя класть лепешку низом кверху, иначе рискуете потерять уважение хозяина. Надолго уезжая из дома, принято откусить кусок лепешки, а она будет сохранена до тех пор, пока человек не вернется и не съест ее.
Есть у узбеков и блюда особенные, для свадеб и дорогих гостей. Например, зураки тухум - старинное свадебное блюдо. Разбиваются 20-30 яиц в шарообразную емкость, которую опускают в сосуд с кипятком. Желток собирается в середине, а белок, свертываясь, располагается вокруг. Выходит гигантское яйцо, весом до двух килограммов.Есть блюда сезонные. Весной готовят салат из редиски со сметаной, пельмени с зеленью, плов с голубцами из виноградных листьев. Летом - холодный суп из кислого молока и зелени, айран. Осенью - суп из перепелки, манты с картошкой или тыквой. Зимой - плов с бараньим жиром, шашлык из ягненка.
Популярные круглый год разнообразные кисломолочные напитки не только утоляют жажду, но и укрепляют иммунитет. Это не только привычное нам коровье молоко, но и овечье, козье, кобылье и верблюжье (кумыс и чала). Практически в каждой семье сами готовят айран - напиток из разбавленного водой кислого молока. Катык, напоминающий наш кефир, кроме того, еще и напиток символический: в Ферганской долине катыком обязательно угощают гостя, показывая, что душа хозяина, как и его дом, для него полностью открыты.

0

99

Однако самое удивительное блюдо обильного узбекского стола - сумалак. Попробовать его за пределами Узбекистана вряд ли посчастливится: на процесс приготовления уходит не менее трех-четырех суток. Сумалак готовится из специально пророщенных зерен пшеницы с добавлением хлопкового масла, муки и грецких орехов. Орехи варятся прямо в скорлупе, а после приготовления - их раскалывают и кладут по нескольку ядрышек в каждую пиалу. Внешне сумалак похож на светло-коричневый кисель. Он густой, как мед, а на вкус немного сладковат. Он невероятно полезен. Тысячелетия его варили перед началом полевых работ, чтобы укрепить силы и восполнить весеннюю нехватку витаминов. Существует масса традиций и поверий, связанных с этим блюдом, которое, по узбекским обычаям, считается священным. Сумалак традиционно готовится ночами во дворе под песни и аккомпанемент дойры (бубна) в большом казане несколькими женщинами (мужских рук сумалак не терпит) и раздается утром любому желающему. Есть поверье: впервые поднося его ко рту нужно загадать желание, и оно сбудется.
Узбекский праздник
Для начала организуем пространство. Устроить настоящий дастархан, то есть узбекский стол, не так уж и сложно. Сидеть придется на полу, так что устраиваться лучше в просторной комнате, где всем будет вольготно. Вынесем легкую мебель или отодвинем ее к стенам, чтобы у гостей не было возможности присесть и испортить тем самым азиатский антураж.
В Европе принято называть дастарханом весь процесс среднеазиатского застолья. На самом деле дастархан - это просто скатерть. Ее можно постелить на хантахту - низенький обеденный стол, высотой всего 30-35 см. Если у вас есть нечто подобное, например журнальный стол, он сгодится. Если нет, придется постелить дастархан на пол. Хорошо усадить гостей на мягкие матрасики, расстеленные поверх ковра, а за спину подсунуть побольше подушек. Обстановка - более чем расслабляющая. А будет еще лучше. Приборы для узбекского застолья, как известно, не нужны вовсе. Если отвлечься от предрассудков европейской цивилизации, нельзя не признать, что руками есть довольно удобно. Супы и полужидкие блюда пьют прямо из пиал, помогая себе кусочками лепешки. В Европе есть целый этикет использования столовых приборов, а в Средней Азии - свой, 'лепешечный' этикет. Поэтому помните - лепешки не режут ножом. В начале еды их нужно разломать на куски руками и разложить около каждого гостя. Узбекские лепешки в редких случаях используются и в качестве тарелок. Они - тонкие в середине и толстые по краям, поэтому в них удобно класть мясо или плов.
Посуда у узбеков особенная. Среди кухонной утвари много чугунных котлов со сферическим дном. Слава богу, на наших кухнях казаны тоже не редкость. Такая форма удобна при перемешивании плова. Ряд блюд узбекской кухни, например, знаменитые манты готовятся на пару. Поэтому в каждом узбекском доме есть каскан, который вы можете на самом деле спокойно заменить привычной пароварко й. К столу пищу подают в фарфоровых и фаянсовых плоских и глубоких блюдах, тарелках, косах; чай - в пиалах и заварочных чайниках различного объема.

0

100

Здесь все в точности до наоборот. Сначала пьют чай, на столе - сладости и фрукты, которые можно есть до, в процессе и в конце трапезы. Так что сразу выставляем блюда со свежими, сушеными или вялеными фруктами: подойдет изюм и урюк, дыни и арбузы, а также жаренные подсоленные орехи. Не забудем и про напитки, они тоже могут быть сладкими, пара экзотичных шербетов вполне подойдет. Выпечку не стоит ограничивать одними лепешками, предложите гостям самсу с мясом, тыквой или зеленью.После чая и сладостей подают овощи, затем супы - шурпу, маставу и, наконец, - манты, лагман, шашлык или шгов, а иногда и все вместе. Конечно, хороший плов будет беспроигрышным вариантом для застолья, однако можно попробовать и что-нибудь другое.
У узбеков очень распространена лапша, она входит в рецептуру многих блюд. Весьма популярен суп суюк-ош (лапша с приправой из кислого молока и перетопленного масла, в которое добавляют сушеный укроп), шрын и, конечно же, лагман. Это блюдо культовое, популярное настолько, что в большинстве семей его готовят на обед или ужин примерно каждый третий день. Название лагман происходит от искаженного дунганского 'люмян', что буквально значит - 'растянутое тесто'.
Лагман готовят и на торжества: свадьбы, именины. Поварские способности невесты на четвертый день после свадьбы проверяют готовкой лагмана.

0


Вы здесь » GoroD » Наши города и страны. » ТАШКЕНТ-ГОРОД ХЛЕБНЫЙ и не только