Карл Ларссон и его скандинавский интерьер.
Карл Уолоф Ларссон - один из самых любимых шведских художников. Он родился в Гамла-стан (Старый Город), ныне исторический центр Стокгольма, 28 мая 1953 года в семье чрезвычайно нуждавшихся людей. Детство Ларссона можно называть нерадостным, но в возрасте тринадцати лет на его художественное дарование обратил внимание учитель из школы для бедных детей. Он убедил семью в том, чтобы Карл нашел возможность поступить в основную школу при Стокгольмской Академии Искусств. Карл был принят в школу. Из-за своей бедности он чувствовал себя очень ущемленным, был застенчив, и с ранних лет на жизнь ему пришлось зарабатывать самому. В возрасте шестнадцати лет в той же самой академии он переходит в следующий класс - «античная школа». Карл Ларссон становится более уверенным в себе, а в какой-то момент даже центральной фигурой среди студентов. Художник подрабатывает иллюстратором журналов, отправляется в Париж - Мекку Искусств, правда успеха он там не добивается.
Поворотным моментом в жизни Ларссона стал 1882 год, когда в Греце - поселке недалеко от Парижа, где проживали скандинавские художники - Карл познакомился с Карин Бергее, которая вскоре стала его женой. Но поворотным год оказался и для творчества Ларссона, поскольку некоторые из наиболее важных акварельных работ, очень отличавшихся от претенциозности предыдущих произведений, исполненных в масле, появились именно в Греце.
Карл и Карин Ларссоны любили друг друга и воспитали восемь детей, ставших любимыми моделями Карла. Именно эта живопись акварелью в наши дни особенно любима и можно сказать лелеема во всем мире. Стиль акварельных работ Ларссона называют воздушным, он характеризируется мастерской, даже искусной организацией взаимодействия поверхностей и линий.
В 1888 году в подарок от отца Карин Адольфа Бергее семья получила небольшой дом недалеко от Стокгольма, в Сундборне, Лилла Хюттнес. Карл и Карин украсили и декорировали дом в соответствии со своими артистическими предпочтениями, но в то же время ориентируюсь на потребности постоянно растущей семьи. Благодаря акварельным картинам, посвященным дому, и иллюстрациям в книге по искусству, изданной Карлом в Германии, Лилла Хюттнас прославился на всю Швецию и дальше, а интерьер дома стал главной линией в шведском дизайне интерьера.
Потомки Карла и Карин Ларссонов, которым принадлежит дом, с мая по октябрь каждый год держат его открытым для туристов
Карл Ларссон, однако, считал, что его монументальные работы, фрески в школах, музеях, других общественных зданиях - основные и самые важные работы. Последнее из произведений «Мидвинтерблот» (Жертвоприношение в Середине Зимы, 1915) предназначалось для последней стены лестничного пролета в Национальном Музее Стокгольма, который ещё не был украшен работами Ларссона, но музейная комиссия отказала художнику. В мемуарах, изданных после смерти Ларссона, чувствует горечь и разочарование, творческая слабость художника так полагавшегося на произведение, которое, по его мнению, должно было короновать всю его живопись.
Карл Улоф Ларссон признан в Швеции не только выдающимся художником, но и создателем интерьера в скандинавском стиле.
Дело в том, что до него интерьера в скандинавском стиле, как и понятия, не существовало. Стиль, который он популяризовал, основан на синтезе нейтральных цветов, присущих норвежскому, шведскому и датскому пейзажам. Цвета - оттенки белого, экрю, бежевый, бледно голубой, цвет светлого дерева. Исключением в палитре пастельных тонов является яркий красный цвет, который словно солнце делает воздушный, почти бесцветный интерьер настоящим, действительным.
Столовая в Лилла Хюттнес. Определенные часы для приема пищи были важны в семье Ларссонов. Это несколько удивляло некоторых гостей, потому что взрослые и дети, каждый из них жил своей отдельной жизнью. Но столовая рассказывает о радостных семейных сборах за обедом, замечательных кофейных вечеринках с соседями, вечерах, проведенных за игрой в карты темными зимними вечерами. Карл и Карин усвоили французскую привычку к социализации в течение обеденного времени и сборов вне времени во время еды. Столовая комната в Лилла Хюттнес источает гостеприимство.
Мебель красного цвета, красные детали в интерьере и стены, обшитые панелями зеленого цвета, таких комнат практически никогда не было в Швеции. Над панелями полки с декоративными тарелками и незамысловатыми безделушками. Простые стулья, стилистически подобранные к интерьеру комнаты. Выше дивана – красивый, вышитый Карин, гобелен. Свет, который проникал в окна из цветного стекла, делает атмосферу в комнате уютной.
Цвета столовой в современные дни не покажутся чем-то из ряда вон выходящим, но для конца 19 века стандартом являлись «сырые» цвета и темная мебель, которая должна была производить ощущение величественности.
«Волшебная» комната, которая чаще всего появляется в рисунках Ларссона – гостиная. В ней благодаря свету, проникающему через большое окно, кажется, что всегда лето и очень просторно. Вся семья больше всего любила эту комнату, и Карл Ларссон называл её «Храм Праздности». Гостиная в Лилла Хюттнес характеризуется как типичная «шведская комната» и в самой Швеции и за границей. Карл и Карин воспользовались при создании интерьера идеями несколько провинциального густавианского стиля. Легкая, воздушная, простая белая мебель, деревянный пол. Стулья размещены лицом к противоположным стенам, так, как было принято в 18 веке.
Дизайн интерьера в Лилла Хюттнес полон нетрадиционных решений, но самой оригинальной является комната Карла. Кровать находится посредине комнаты, вокруг все в доступных пределах, небольшой столик, книги, стул, сундучок для хранения вещей. Стены белого цвета, детали красного и светло-голубого цвета.
В детской комнате основными цветами являются красный, зеленый и белый.
Выше дверного проема, между спальнями Карин и Карла, Карл нарисовал цветы. В проеме висит красивая драпированная ткань, на которой рисунок в виде свернувшейся вокруг стебля растения змеи олицетворял врата любви.
Элла Михайленко источник