Поездка по Видземе.
Честно говоря, столь далеко от Даугавпилса я доселе не забирался. Правда, в этой поездке активно использовался железнодорожный транспорт. Опыт то уже был в прошлом году, вот и закрепляю и развиваю.
Еще в прошлом году, после поездки в Гарсене пришла в голову некая осмысленная направленность - совместить поездки с посещением различных достопримечательностей, а в частности - муйж, то бишь старых усадеб. А их по Латвии, да и по Латгалии разбросано великое множество, жаль, что многие из них находятся в весьма плачевном состоянии. Усадьба в Гарсене - одно из немногих счастливых исключений. Покопавшись в интернете нашел и сайты и списки и фотографии с описаниями всего этого архитектурного разнообразия. Многие - в пределах досягаемости. Поездка о которой расскажу основана на статье в информационном портале DELFI о заброшенной и разрушающейся усадьбе Одзиене. Разработка маршрута много времени не заняла. Рядом городок Плявиняс, а это железнодорожная станция. Часа полтора на дизеле от Даугавпилса. Но одна цель в маршруте - маловато. Именно поэтому решил и Екабпилс осмотреть поподробнее, в прошлый раз я немного проехался по Крустпилсу, а Екабпилс оставил на потом.
Раннее утро, солнце только всходит. Даугавпилс, вдалеке виднеется желтый состав, это дизель до Риги, на котором я до Плявиняса еду.
Билеты я стараюсь брать заранее, дабы не суетиться в последний момент и не стоять в очереди. Первый, моторный вагон, немного укороченный, зато со свободным местом, велик помещается и никому не мешает. Погода весьма и весьма радует, солнце, безветренно, но с утра прохладно. Из окна поезда казалось, что и иней кое-где на траве мелькал, но может и показалось. Время в дороге пролетает быстро, немного подремать, поглазеть на просыпающуюся Латгалию, на залитые вешней водой поля.
Плявиняс. Почему-то я решил его оставить на потом. Выезжаю с привокзальной площади (зябко, однако) и глянув на широкую Даугаву, держу путь в рижском направлении.
Почему в Рижском? А я рассмотрев пристальнее карту, обнаружил ( у самого края карты, вот те раз, еще одну придется брать при случае - Видземе!) еще одну усадьбу! Буквально в нескольких километрах от Плявиняса.
Вот, кстати указатель на дороге.
"Куда, вас, сударь, к черту занесло!" При чем, ехал я в тот момент в противоположном Даугавпилсу направлении.
Известное многим местечко Лиепкалны.
Там и кафе и магазин, а самое вкусное - хлеб. За которым многие и останавливаются. Я же давно приметил рядом кучи нарытого грунта, на который и взобрался, дабы осмотреться.
В Лиепкалны я не останавливался, доехал до поселка Стукмани.
STUKMANU MUIZA (усадьба STUKMANU) с 13 века принадлежала Рижскому архиепископству и входила в состав округа Локстене. Первыми известными владельцеми усадьбы в 1478 году были вассал архиепископа Хенинга Шенберга - Йоханс Локстенс и его приемный сын Арендс Штокманс, с чьей фамилии и пошло название места, дошедшее до нашего времени. Уже в 16 веке появились документы, подтверждающие новое название усадьбы Стукмани. Во времена шведского правления у усадьбы часто менялись владельцы, она переходила по наследству, продавалась, дарилась. В первой половине 18 столетия усадьбой управляли потомки шведской семьи генерал-майор Мартин и его сестра Катрина фон Кронстйерн. С 1733 года генеральный директор Андреас фон Баийерс, а с 1780 года - лейтинант Карл Отто фон Левенштерн и его семья, создавшая архитектурное лицо усадебного комплекса столь внушительным, что оно способно вдохновлять даже сегодня. Следующей владелицей поместья была дочь Отто фон Левенштерна - Анна Юлия Катрина София, в замужестве - графиня Медема, которая в 1878 году, за 50 000 рублей усадьбу отдала своему сыну - графу Теодору Медему. Он управлял усадьбой вплоть до своей смерти в 1916 году. После 1920 года, во время аграрной реформы, усадьба перешла в собственность Латвийского Государства. Во время Второй Мировой войны поместье сильно было разрушено, а после неё перестроено в Народный дом.
Все закрыто, но смотрится вполне прилично. Видел упомянание в сети о том, что еще недавно там был гостевой дом. А сейчас этот особняк продается. За пол лимона евро денег.
Напротив, на стене, интересные письмена, времен уже ушедших.
Вот такая скромная, но все же весьма достойная постройка.
Теперь я разворачиваюсь и еду в обратном направлении, а поскольку мне с главной магистрали (Рига - Даугавпилс) нужно будет свернуть на Эргли, то Плявиняс остается в стороне.
На развилке увидел пару "пешеходов" неторопливо шлёпавших через дорогу. Пара зайцев, ушастых, крупных, русых. По опыту знаю, что тормозить и пытаться сфотографировать - безполезно. Просто сбавил ход и поглядел на них, они на меня. Глянули и живо исчезли в придорожном кустарнике.
А дорога пошла в гору - 7% дорожный знак, и так пару километров. Ох и согрелся я на этом подъеме!
Даже передохнуть остановился.Карьер у дороги. Тут я и снял легкий свитерок, в ветровке остался, все же свежо.
Пейзажи менялись, то лес, то болотце.И вскоре я был у цели ( первой) своей поездки.
Усадьба Одзиене.
В 15 километрах от Плявиняс, в погосте Виеталвас Аизкраукленского района, стоит один из красивейщих замков Латвии – Одзиене. Этот ансамбль является, без преувеличения, самым значимым объектом архитектурного стиля неоготики в стране. Точная дата начала работ по возведению замка не известна. Но, первые упоминания относятся к 60-м годам IXX века и, по всей видимости, в качестве основы использовалась уже имеющаяся на этом месте постройка: предположительно более старый замок.
Похожие по архитектурному стилю памятники культуры встречаются в соседних странах. Например замок Китендорф в Германии (1860 г.), замок Бедлево в Польше (2 половина 19 столетия). Это свидетельствует о проникновении в закуток Видземе зодчества Европейского уровня тех лет.
События 1905-го года не обошли стороной и этот уголок нашей Родины. Каменные стены замка не смогли остановить полыхающий революционный огонь. Замок (в основном его левыое крыло) выгорел практически полностью. На тот момент хозяином поместья был М. Фон Бриммер.
Попытки восстановления комплекса после Первой Мировой Войны не привели к заметным результатам: как это обычно бывает, виной тому стала банальная нехватка среств и ресурсов, что тормозило процесс восстановления комплекса. В итоге работы по реставрации были закрыты и к 1935-му году поместье перешло во владение молочного товарищества Одзиене. В уцелевших и подвергшихся реконструкции частях были обустроены квартиры и подсобные помещения. Такая ситуация просуществовала до окончания Второй Мировой Войны и послевоенной разрухи вплодь до 1960-го года.
В свои лучшие времена поместье славилось обширным хозяйством. На территории, прилегающей к усадьбе, размещалось более 30 зданий различного назначения, что создавало образ небольшого городка. В часности это: дом управляющего, от которого ныне остался фрагмент стены, и клеть из природного булыжника и валунов, коими богата латвийская земля. Раствор для кладки смешивался с гранитным щебнем, что, помимо прочности, приносило постройкам красивый внешний вид. Клеть долгое время использовалась под жилые помещения. Помимо этого, внимания заслуживал коный выезд для верховых лошадей из конюшни помещика, скотные дворы – строения из природного камня и красного кирпича, домик садовника... Так же в поместье располагалась стекольная фабрика и другие производственные хозяйства, что позволяло всё необходимое вырабатывать на месте своими силами.
В советское время ансамбль поместья был разобран. Сейчас находится в запустении и постепенно разрушается.Сам поселок весьма невелик, несколько жилых домов, хозпостройки старых времен и шиферно-жестяные времен недавних. И посреди - это строение, замком, конечно, его не назовешь. Но впечатляет, даже в своей заброшенности и ветхости. Красота и мощь.
Все как положено - старый парк и пруд.
Одна только башня чего стоит. Не знаю какова высота, но голову приходилось запрокидывать изрядно!
Башенки и дымоходы дали приют не одному семейству аистов. Я насчитал четыре гнезда, правда одно только обитаемо.
Создавалось впечатление, что это старый корабль, вставший в док, ушедший на покой, но хранящий в себе силы для нового плавания...
Обойдя усадьбу по кругу, вновь вернулся к берегу пруда.
Я не случайно выбрал именно это время для поездки - еще неделя - другая и зелень листвы скроет это великолепие, его будет трудно разглядеть.
Почему-то весна вселяет некую надежду на продолжение. Как знать, как знать.
Обратно, в сторону главного шоссе, по подъемам и спускам.Видземе.
Выбрался на шоссе, тут-то меня и понесло. Ветер, обычно дующий в лицо, вдруг стал попутным. Да и дорога весьма неплохая по качеству.
Айвиексте, бурная и полноводная. тут и солнышко меня допекло - пригрелся, снял ветровку, поехал дальше в одной футболке. Ветерок приятной свежестью обдувал лицо и руки, впрочем, к концу дня я немного пожалел о столь неосмотрительном поступке. Лицо не очень, а вот руки обгорели капитально. Все-таки первый раз на солнце.
"Попутчики"
Вот и граница - заканчивается Видземе, а я держу путь дальше, в Латгалию, в град Екабпилс, но об это чуть позже.
Екабпилс.
Продолжение поездки от 6 мая.
Из Видземе путь мой лежал в Латгалию.
Не скажу, что бы сильно поменялся пейзаж. Поменялось качество дороги. Езда превратилась в скачку. Дороги в Латгалии отвратительные.
Дороги дорогами, а кушать хочется всегда! Перед Екабпилсом завернул в харчевню. Стоит она на том месте сколько себя помню, меняется внешний облик, название, хозяева - а суть одна, перекусить, попить и ехать далее. Я удовольствовался малым - солянкой, селедкой под шубой и литром воды. Становилось жарковато, водичка шла на ура.
Не знаю, что за памятное место удостоилось сего обозначения.
Не знаю, что за памятное место удостоилось сего обозначения.
А вот и Екабпилс.
Впервые мне довелось на велике въезжать в него со стороны Риги.
В городе у меня назначена была встреча, с человеком, которым познакомились в интернете. Умыв пыльный интерфейс и откушав чаю, снаряженный путеводителями и картами, двинулся на осмотр города.
Начал я с Межапарка и водохранилища Раджу.Тут и рыбалка и чистая вода. Лебеди в грязной жить не станут.
И один из десяти синих флагов Латвии, его я, правда не нашел, но глядя на чистые и спокойные воды ничуть не сомневался.
От окраины к центру. Советская застройка, пятиэтажки, на которых закончилась советская власть и началось безвременье... так и стоят столько лет, впрочем, такое повсюду видно.От окраин к центру, тут и здания пошли постарше, да и посолиднее.
Староверская молельня.Что-то не совсем примечательное, но весьма характерное - кирпичное и двухэтажное.
Некая инсталляция из металла, похожая на поверженное чудище.
Вот и городская площадь. По причине дня выходного малолюдная, тихая, с гуляющими мамочками, детишками и неторопливыми горожанами. В память о рыночном прошлом - весы. Говорят, молодожены любят тут контрольные взвешивания делать - теща или свекровь, или еще какие варианты.
Какая же старая площадь без водоразборной колонки? И памятник и вода и потеха ребятне.
На гербе Екабпилса красуется рысь, что и было увековечено в композиции фонтана.
Струи фонтана, явно символизируют воды Даугавы, а потертые кисточки ушей и нос - любовь горожан к этому симпатичному символу.
Реалии дня сегодняшнего.
Городская остановка? Некоторые, похоже, ждут довольно давно.
Продвигаясь по Екабпилсу, обратил внимание на обилие храмов всевозможных конфессий, стилей и времен.
Униатская церковь.Виднеющийся вдали Свято-Духов мужской монастырь.
Старое кирпичное здание, ныне гостиница.
Все-таки монастырь - самое примечательное и интересное место в этой части города, трудно от него оторвать взгляд.
И прямо напротив монастыря еще один храм.
Впрочем, монастырь таки изысканнее будет.
Обходя монастырь, вышел и на набережную, на променад. Вид на Даугаву, мост и Крустпилс.
Двигаясь далее, по одной из самых старых и длинных улиц, по Бривибас вот такая площадь, когда-то, по средам это была рыночная площадь.
Лютеранская церковь.
В Екабпилсе есть место, координаты которого известны с астрономической точностью. Пункт геодезических замеров «Екабпилс» с координатами 560 30' 05'' с. ш. и 250 51' 24'' в. д. внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО — как составная часть дуги меридиана Струве. Необходимая для сложных геодезических и астрономических измерений линия с XIX века проходит с севера на юг от Норвегии до Черного моря, тянется на 2820 километров и пересекает 10 стран.
А имя Фридриха Струве носит еще и парк в центре Екабпилса, где и находится отмеченная еще в XIX веке точка.По улице Почтовой, тоже старой и колоритной. Старые дома, может и безхозные, но чуть приукрашены - вместо выбитых окон оригинальные живописные работы.
Памятник тетрису?
Типичный пример старой застройки - город уже становится узнаваем.
И снова городская площадь, немного с другой стороны.
Самое солидное здание - явно магистрат, то бишь дума. Впрочем, ранее это был окружной суд, тоже солидный статус.
Римско-католическая церковь.
Автопортрет с фикусом.
Парк Кена.
У въезда на мост через Даугаву символ единения двух городов - Екабпилса и Крустпилса.
И немного по Крустпилсу. Замок со стороны парка.
Замок и кирха со стороны Даугавы.
Раз есть река, значит будет и рыбалка.
И напоследок - поколесил вокруг фонтана, ловил радугу.
На такой радужной ноте я и покинул этот залитый солнцем, весенний город. Неторопливый, умиротворенный и солидный в своей вековой красе.
Екабпилс - когда-нибудь снова!Из Крустпилса, по уже отработанной схеме, поездом до Даугавпилса. Примерный пробег на велосипеде - 60-70 км.