Шедевр Растрелли вo чистом поле
Эрнст Иоганн Бирон – наш земляк. Этот выходец из Калнциемса, из небогатой дворянской семьи, в Российской империи взлетел на такую властную высоту и прибрал к рукам такие богатства, что постройка двух роскошных дворцов в родной Курляндии было для него необременительной забавой. Стоимость только одной пуговицы на его камзоле, со вставленным в нее огромным бриллиантом, равна была стоимости всей крыши Рундальского дворца, о котором у нас и пойдет речь.
Часть первая. Герцог и архитектор Автор engelgardt - фото engelgardt, Rumata - wwwgazeta.lv
Да, но чего стоила постройка дворца тем, кто его строил! В истории Государства Российского нет другого примера, чтобы строительство апартаментов такого масштаба и такой роскоши велось во чистом поле, в стороне от дорог, на удалении 10 верст от ближайшего города и в 70 верстах от губернского.
Еще не будучи герцогом Курляндским, а лишь рядовым графом священной Римской империи, Бирон очень хотел утвердиться на родине. А для этого решил построить дворец в столице герцогства Митаве, а для придания еще большей солидности своей персоне – и летнюю резиденцию неподалеку, в Рундале.
Название Рундале (нем.Ruhental) впервые упомянуто в документах от 1505 года, когда это имение перешло в собственность барона фон Гротхуса, который возвел для себя небольшой замок в двухстах метрах к северо-востоку от нынешнего дворца. Из-за многочисленных долгов Гротхусы имение продали, и весной 1735 года его за 42 тысячи далеров приобрел Эрнест Иоганн Бирон. Жить в старинном баронском замке для него было моветоном, а потому он в том же году попросил архитектора Франческо Бартоломео Растрелли спроектировать дворец, сообразный времени и моде.
Просьба всесильного фаворита императрицы Анны Иоановны была равносилена приказу, а потому в августе того же года Растрелли поспешил в Бауск на рекогнесцировку. Он не мог позволить себе сделать проект без соответствующего европейского размаха, а потому начертал нечто а ля Версаль, с версальским же парком.
Бирон глянул в чертеж и задумку архитектора одобрил, ни на секунду не задумавшись, чего это будет стоить.
В октябре начались подготовительные работы, а в мае следущего года – уже строительные. Они велись невероятно быстро: к концу 1737 году здание уже подвели под крышу и тут же принялись за отделку интерьеров. На строительстве одновременно работало до полутора тысяч человек. Рабочих, мастеровых и художников привозили главным образом из Петербурга. Это были лучшие русские умельцы, жившие при этом одинаково по-русски, то есть почти по-скотски – в скверно топленых бараках, недоедая, недополучая жалование, а потому непрестанно строча жалобы и бунтуя.
Некоторые, не выдержав, бежали, невзирая на то, что стройку охраняли солдаты с ружьями. Другие, невзирая вообще ни на что, продолжали строить. Кладку выполняли бригады Ивана Ипатова и Василия Сторожева, столярные работы вели Тимофей Стрельников и Алексей Григорьев. Расписанные кобальтом изразцовые печи клали мастера во главе с Иваном Ушаковым. Лепной декор стен и потолков делала бригада петербургских ремесленников во главе с Петром Ефремовым. Роспись плафонов для потолков на холсте выполнял Бартоломео Тарсиа, а печные изразцы с позолотой изготавливали в соседней Вирцаве австрийские мастера. Всех не перечислить…
Однако случилась смерть Анны Иоанновны, и в октябре 1740 года блестящая карьера ее фаворита была прервана – он был арестован, сослан в Сибирь, потом в Ярославль, где прожил два десятка лет, ничуть, кстати, не скучая и не горюя.
И лишь в 1763 году, помилованный Екатериной II, старый уже герцог смог вернуться в Курляндсую вотчину. Все титулы, почести и имущество ему были возвращены, а потому в Рундале вновь призываются мастера продолжить работы над дворцом, который за 20 лет успел много лишиться…
Интерьеры здания отделывают почти заново, для чего из Петербурга привозят итальянских живописцев Франческо Мартини и Карло Зукки. Из Берлина в Рундале приезжает мастер декоративной скульптуры Иоганн Михель Графф и его декораторы-виртуозы. Вся лепка во дворце выполнена ими, работали они при этом без эскизов, намечая лишь контур на стене, и тут же лепили, импровизируя. Работы продолжались 5 лет.
И вот в 1767 году в Рундальском дворце был дан первый бал! Иллюминация – аж до самого Бауска! Семейство герцога Курляндского Бирона принимало гостей, как и положено принимать их в летнюю пору – за городом, в прохладе летней резиденции. Утешив свое честолюбие, Бирон на этом и угомонился. Версальские традиции роскоши к тому времени уже канули в небытие, в отличие от французских королей Бирон лежа в постели свиту не принимал, приемов не устраивал. Развесил по стенам покоев не вакханок с пастушками, а картины на религиозную тему и распятья…
И тихо стало в огромном роскошном дворце, крытом луженой жестью, которая ярким серебром отливала на всю округу. И стоило все это великолепие, как одна бриллиантовая пуговица на комзоле герцога…
В 1772 году Эрнст Иоганн Бирон умер. Его сын Петр – последний из герцогов – в конце века покинул Курляндию, получив от императрицы Екатерины Великой за все утраченное солидную компенсацию (только за дворец в Рунданле – 400000 рублей).
И уже через пять месяцев во дворец въехал новый хозяин – двадцатичетырехлетний фаворит старенькой императрицы Валериан Зубов. Затем жителем необозримых апартаментов стал сосланный императором Павлом князь Платон Зубов. Потом во дворце похозяйничали солдаты наполеоновской армии, загадив все помещения и разгромив библиотеку. От Платона Зубова через его вдову, вышедшую замуж, дворец перешел графам Шуваловым, и оставался собственностью этого рода до 1920 года. Герб Шуваловых до сих пор красуется на фронтоне дворца, очень сильно, до смущения, напоминая наш государственный герб ...
В том 1920 году дворец стал собственностью Латвийской Республики. В 1933 году здание было передано Государственному историческому музею. Оно не пострадало во время Второй Мировой войны, но после нее несколько залов были переоборудованы под колхозные зернохранилища, а другие – под школьные классы и спортивный зал, для чего к расписным стенам парадных апартаментов приколотили два баскетбольных щита…
После такого варварства, начатого французскими солдатами и завершенного школьным завхозом, полномасштабные реставрационные работы ведутся и по сей день.
Часть вторая. Господа реставраторы
Зина Гринфелде занимается реставрацией Рундальского дворца ровно 30 лет. Пришла сюда совсем юной в 1977 году, после окончания Рижского училища прикладного искусства. В то время в Рундале уже пять лет велись восстановительные работы, которые выполняли латвийские мастера и реставраторы из Ленинграда.
Пройдя рядом с ними долгий путь совершенствования, Зина была аттестована в Москве на право самостоятельно выполнять работы как мастер живописи, потом окончила еще и Академию художеств, реставрационное отделение. Работает во дворце вместе с мужем, о котором расскажем отдельно, но чуть позже.
Зина и привела нас в угловое помещение второго этажа на стыке южного и восточного фасадов. На реставрационном плане, где пронумерованы все комнаты дворца, у этого помещения последний 138 номер. Это бывшая герцогская библиотека. Посторонних сюда не пускают, здесь идет сложный и тонкий восстановительный процесс.
Помещение долгие годы было в ужасном состоянии. Падуга под потолком была закрашена грязно-коричневой масляной краской. А красочный слой роскошного потолочного плафона значительно осыпался, пришлось его укреплять.
Подняв голову, можно видеть результат этого укрепления. Более того, теперь четко видны два рисунка – первозданный, сделанный при Бироне, и нанесенный поверх его новый. Произошло это в 1865 году, когда дворцом владели графы Шувловы. Новый рисунок выполнен грубо, неточно, с искаженным контуром, в нем нет глубины, объема, пропорций, да и жизни нет.
Реставраторы тщательно провели зондаж плафона, разработали методику проведения восстановительных работ. Целый год четыре человека скальпелем и тампонами по миллиметру очищали наслоение верхней краски. Чтобы отделить поздний слой от первозданного, накладывался специальный компресс, который размягчал краску. 10-15 минут – и компресс нужно аккуратно снимать. Искусство реставратора состоит в том, чтобы сделать это вовремя, отделив только верхний слой, и не затронув нижний.
Так начал проступать прекрасный рокальный рисунок итальянских мастеров Франческо Мартини и Карло Зукки. А вот имя того, кто его закрашивал, кануло в безвестность. Ясно, что этот маляр был не уровня Карла Брюллова – настоящий художник никогда не позволил бы себе замалевать творение коллеги...
Результат завершения долгого и кропотливого труда реставраторов хорошо виден в кабинете герцога. Здесь во времена Латвийской ССР тоже был школьный класс. Из года в год, ремонтируя его, на стены нанесли десяток слоев побелки… что спало уникальную лепнину. Убрав побелку, реставраторы увидели оттеночное серебрение, нанесенное на рельефный орнамент. В гардеробной герцога использовали два метода реставрации серебра – старинный и современный. В первом случае цвет серебра не изменился, а во втором он потускнел.
В позапрошлом году, на 270-летний юбилей дворца, кабинет был открыт для осмотра. Присутствовал известный меценат и постоянный спонсор восстановительных работ, президент компании Musa motors Борис Тетерев.
За десять лет спонсорства он первый раз смог приехать на открытие помещения, восстановленного на его деньги. Передал еще 27 000 латов – на реставрацию гардеробной.
Щедростью с Борисом Тетеревом может сравниться только физик и программист из Баварии по имени Эрнст Иоганн Бирон. Этот полный тезка первого хозяина дворца является и его прямым наследником, до сих пор сохраняя титул курляндского принца. За многолетнюю спонсорскую поддержку латвийского памятника культуры меценат из Германии награжден Курляндским орденом «Крест благодарности» высшей степени.
К слову, в Германии спонсоры стоят в очередь на спонсирование реставрационных работ во дворцах и замках – настолько это почетная миссия. Поэтому в Германии и реставраторы получают намного больше, чем Зина и вся команда рундальских реставраторов.
Дорогой читатель, уверяю тебя, чердак Рундальского дворца – это ярчайшее проявление инженерного гения итальянца Растрелли и строительного искусства русских плотников «галантного века». Надо видеть эти мощные деревянные опоры, балки и стропила, которые соединены в сложную инженерную конструкцию, которая почти 300 лет удерживает крышу дворца. Ни дождь, ни снег, ни ураганы, ни войны не смогли поколебать опоры – они стоят, как новенькие.
На них сохранились лишь трехвековой слой птичьего помета да зарубки, по которым неграмотные строители отличали правое бревно от левого и различали порядковый номер при монтаже. Четыре-пять сорокасантиметровых брусьев – это кубометр древесины. А их под крышей несколько тысяч, все они привезены издалека, из неблизких курляндских лесов – сначала по рекам, а потом по одному-два на санях, в которые была запряжена не сильно кормленная латышская лошадка…
Там же под крышей Елена показала нам и электронный механизм недавно восстановленных рундальских курантов, которые мелодичным боем отсчитывают время, напоминая, что идет 272 год, как во чистом поле, да в десяти верстах от Бауска родился бессмертный шедевр Франческо Бартоломео Растрелли.
Отредактировано Ваша Гадость (Среда, 9 января, 2013г. 10:32:10)