Из жизни мастера

В историю искусства знаменитый французский живописец Поль Синьяк вошел как один из основоположников и теоретик неоимпрессионизма или пуантилизма — от французского "pointiller" — писать точками. Сам Синьяк суть этого направления определил так: "Эти художники, придерживаясь неизменных законов искусства — ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой технике: располагая на холсте пятна чистого цвета, сливавшиеся в глазу зрителя в хроматическое целое, они достигали наибольшей силы света, колорита и гармонии. Им казалось, что никаким другим способом это сделать невозможно".

Поль Синьяк родился в Париже в 1863 году, в довольно состоятельной семье. С детства мечтал стать писателем, но однажды, 17-летним попав на Монмартр, безоглядно ринулся в увлекающий мир авангардного искусства и литературы. К ужасу родителей, бросил школу, схватился за холсты и краски. Свою первую картину Поль нарисовал в 1881 году и с тех пор писал непрестанно, часами просиживая с мольбертом на парижских улицах, берегах Сены или удаляясь на побережье Нормандии и экспериментируя с красками и цветом. Его кумирами были Эдуард Мане и Клод Моне. Последнему он даже осмелился написать письмо, где просил совета и излагал свои взгляды на искусство. Сам этот факт, а также доброжелательный ответ мастера стали, по словам Синьяка, чуть ли не важнейшими событиями в его творческой биографии.

Решающую роль в жизни Синьяка сыграла его встреча с Жоржем Сера в 1884 году на выставке Группы независимых художников, развернутой в бараках Тюильри. Сразу обнаружив сходство своих живописных опытов с энергичным ударом кистью и чистыми красками, они стали вместе разрабатывать методы пуантилистической живописи. В 1899 году ее принципы Синьяк изложил в книге "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму". Юношеская страсть к литературному творчеству, оказывается, не пропала, а аналитический склад ума позволил стать теоретиком и пропагандистом нового направления. "Вся тяжесть неоимпрессионизма лежит на ваших плечах, — написал ему однажды Камилл Писсарро. — Сера не трогают, потому что он всегда молчит; меня считают старым и дряхлым, ну а на вас нападают потому, что вы — боеспособны".

Синьяк был личностью незаурядной, широких взглядов и интересов. Человек действия, полный энергии и сил, он в то же время любил покой, не мешающий размышлениям. При своей безграничной энергии всегда стремился к точности. Неистовый и дерзкий, был великодушен и нежен с друзьями. Он слыл отличным яхтсменом — неслучайно его пристрастие к морским пейзажам; был не чужд политике, увлекался анархическими идеями Кропоткина, созвучными его собственным устремлениям к свободе, к будущему обществу, где "всеобщее равенство обеспечит свободу и уважение, в которых настоящее так жестоко отказывало". Эта позиция нашла отражение в творчестве, в частности в картине "Рабочий, сносящий дом". Монументальное полотно прямо соотносится с призывом анархистов разрушить старый мир.

В 1892 году Поль женился на Берте Робле — дальней родственнице Камилла Писсарро, который в 1886 году пригласил Синьяка в "Общество независимых художников". В 1908 году он стал его председателем и возглавлял до самой смерти в 1935 году. Его постоянно окружали друзья и единомышленники, для которых всегда были открыты двери его гостеприимного дома в рыбацком поселке Сан-Тропе. Впервые он приехал сюда сразу после внезапной трагической смерти Сера, потрясшей его, и влюбился в это место. А когда среди парижских авангардистов начались склоки, Синьяк окончательно перебрался в Сан-Тропе, превратив это местечко на юге Франции в "Мекку нового искусства". К нему постоянно приезжали молодые художники. Его творчество оказало огромное влияние на таких выдающихся мастеров, как Матисс, Кандинский, Мондриан. К Матиссу он чувствовал особое расположение.

"Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне,
ритмизованном размерами и углами, тонами и красками". 1890 г

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc76-x59.jpg

Женщина, укладывающая волосы

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc71-fvl.jpg

Зеленый парус, Венеция.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc72-mb1.jpg

Красный буй.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc73-ef5.jpg

Мельницы на Монмартре 1884

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc73-6m2.jpg

Папский дворец в Авиньоне

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc74-fkj.jpg

Песчаный берег моря 1890

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc75-h1b.jpg

Порт в Марселе

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc75-85k.jpg

Сена в Herblay 1889

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc76-xu.jpg

Сосна, Сен-Тропе.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc77-4q1.jpg

Цистерны с газом в Клиши 1886

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc77-wlv.jpg

...

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc78-3e5.jpg

Дорога в Женневийе 1883

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc78-5t1.jpg

Железная дорога в Буа-Коломбе 1886

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc79-rpz.jpg

Женщина при свете лампы 1890

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/3/2zmc79-s7a.jpg