Никольский храм у врат некрополя

В декабре, 17 числа по новому стилю, исполняется 115 лет со дня освящения храма святого Николая Чудотворца на даугавпилсском православном кладбище, где покоится множество знаменитых даугавпилчан, оставивших свой след в истории города.

Долгожданное строительство

Нынешнее православное кладбище г. Даугавпилса появилось в 1865 году. По мере его разрастания все острее вставала проблема строительства кладбищенской церкви. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях попечительства Александро-Невского собора. Прихожане собрали две тысячи рублей, но этого было явно недостаточно для постройки храма.

Наконец, житель Санкт-Петербурга, титулярный советник Николай Аркадьевич Машковцев, в прошлом председатель Двинского соборного попечительства, изъявил желание возвести на городском кладбище каменный храм, вложив в это богоугодное дело свои средства.

Торжественная закладка храма состоялась 18 апреля 1893 года. Постройка производилась под непосредственным наблюдением Двинского благочинного протоиерея Петра Беллавина и городского архитектора В. И. Неймана. Храм был окончательно построен в сентябре следующего года, однако его освящение, с балагословения Преосвященнейшего Александра, Епископа Полоцкого и Витебского, совершилось лишь 4/17 декабря 1894 года.
Накануне состоялось всенощное бдение. Утром было совершено водосвятие, после чего настоятель собора св. блгв. кн. Ал. Невского о. П. Беллавин в сослужении священников того же собора Ф. Румянцева, крепостного собора В. Румянцева, Граверской церкви М. Сченсновича и диакона Фащевского приступил к освящению храма. Затем была совершена божественная литургия.

«Полоцкие епархиальные ведомости» от 15 января 1895 года сообщали подробности о новом храме. Например, то, что он, «хотя и незначительных размеров, построен в строго православном византийском стиле, теплый и, кроме святого алтаря, весьма светлый, с изящным дубовым резным иконостасом в два яруса, с иконами в нем и алтаре художественной работы по золотому фону.» Всю церковную утварь и ризничные вещи щедро пожертвовал храмоздатель Н. Машковцев. Таким образом, затраты на строительство храма составили 20 тысяч рублей, а приобретение всего необходимого для богослужения еще более увеличило данную сумму. Один, например, комплект облачений обошелся в 1500 рублей.

Кладбищенская церковь

До 1925 года церковь св. Николая Чудотворца была приписана к Свято-Александро-Невскому собору. Затем распоряжением Синода Латвийской Православной Церкви, она была передана в пользование городскому кладбищенскому комитету, председателем которого длительное время был настоятель собора св. кн. Александра Невского протоиерей Леонид Ладинский.

После закрытия в 1962 году даугавпилсской церкви Успения Пресвятой Богородицы, прихожане пытались получить в пользование кладбищенский Никольский храм, при котором никогда ранее не было прихода. Верующих активно поддерживал Епископ Рижский и Латвийский Никон. В своем письме уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Латвийской ССР А. А. Сахарову он писал о желании прихожан не только получить в пользование храм, но и назначить им священника о. Евгения Бекаревича, клирика Минской епархии, который готов был перейти в Рижскую епирхию и поселиться в Даугавпилсе. К письму было приложено соответствующее заявление верующих и список новой Двадцатки.

Вскоре после этого Сахаров в письменном виде заявил церковному активисту А. А. Пилюшонку, что у того нет прав ходатайствовать от имени общины верующих, посоветовав ему обратиться в местные органы власти. Одновременно товарищ уполномоченный послал письмо председателю Даугавпилсского горсовета, в котором возражал против образования новой общины при Никольской церкви. В сентябре 1964 года уже горсовет писал Сахарову о том, что исполком категорически возражает против того, чтобы в кладбищенской церкви «совершались какие-либо богослужения, кроме панихиды».

Наведение порядка

В начале 90-х годов настоятелем кладбищенского храма стал протоиерей Николай Огородников. К тому времени церковь была в очень запущенном состоянии. По всей видимости, капитальной уборки здесь не проводилось много лет. Первым человеком, отмывшим интерьер храма от вековой грязи, стал нынешний клирик Борисо-Глебского собора иерей Владимир Осипов.

У церкви не было колокола. Его изготовили на Даугавпилсском локомотиво-ремонтном за-воде. При установке пришлось частично разобрать окно колокольни, так как колокол получился слишком большим. В январе 2000 года храм был вторично ограблен. Преступники похитили иконы: Спасителя, архангела Гавриила и одного из апостолов. Также пропала икона «Знамение». Настоятель храма прот. Н. Огородников скончался в феврале того же года. В 2004 году, воры, раскаявшись (или испугавшись своего поступка), вернули почти все иконы, подкинув их среди бела дня во двор Борисо-Глебского собора.

Наше время

В настоящее время из прихожан, регулярно посещающих сей дом молитвы, сформировался небольшой приход. В храме регулярно проводятся повседневные и праздничные богослужения. Церковь открыта для ежедневного посещения прихожанами.

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии и Его Преосвященства, Преосвященнейшего Алексан-дра, Епископа Даугавпилсского, храм постепенно благоустраивается.

Весной текущего года в храме прошло большое торжество: накануне, а также в сам день праздника в честь перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бари праздничные богослужения прошли архиерейским чином, что доставило прихожанам искреннюю молитвенную радость. Хочется верить, что и впредь Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр не оставит сей скромный храм своим вниманием и молитвами, и мы еще не раз станем свидетелями праздничных богослужений, совершаемых им в храме св. Николая Чудотворца на даугавпилсском православном кладбище.

Ю. П. "Православная жизнь", декабрь 2009 года, стр. 20-21.