GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Latvija » Латвия для всех


Латвия для всех

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Татары в Латвии

Появление татар на территории Прибалтики относится к концу XIV века, когда литовский князь Витаутас пригласил в свою гвардию 600 лучших воинов-татар из Золотой Орды. После распада золотоордынского государства в результате походов Тимура во владения Витаутаса в Польше и Прибалтике бежали и другие татары. Ударные отряды татарской конницы помогли князю одержать историческую победу над немецкими рыцарями в Грюнвапьдской битве. В благодарность Великий князь Литовский даровал многим служилым татарам дворянское звание и земли.

К началу 90-х годов в Латвии проживало 4828 человек. Из страны выехало почти 40 процентов татар, так как латвийское гражданство могли получить лишь лица, проживавшие в стране до 1940 года. Таких татар оказалось всего 4 процента, большинство приехало в страну в советское время. В настоящее время в Латвии осталось 3040 татар.

В Латвии татары компактно живут в Риге, Даугавпилсе, Вентспилсе, Елгавском районе.

В октябре 1988 года в Риге было создано Татарское культурное общество Латвии "Идель". У его истоков стояли Рамиль Калинкин, Мусавир Шарипов, Харис Фахразаев, Ильдар и Ралиф Галихановы, супруги Саляховы. Возглавил общество бывший крупный военный, ракетчик, полковник, доктор технических наук Заки Зайнуллин, а после отъезда З.Зайнуллина в Казань 10 лет обществом руководил юрист Ильдус Сабитов, уроженец Казани, член Консультативного Совета национальностей при Президенте Латвийской Республики. Общество вступило в Ассоциацию национально-культурных обществ Латвии (АНКОЛ). При нем была открыта воскресная школа, собрана хорошая библиотека, проводятся концерты с приглашением артистов из Татарстана и Башкортостана, организованы передачи на татарском языке для Латвийского радио. К обществу примкнули проживающие в Латвии башкиры, казахи, турки. В школе изучали не только татарский, но и арабский, латышский языки. Возродились ликвидированные после 1940 года исламские центры в Риге, Даугавпилсе и Вентспилсе. Рижская мусульманская община "Иман" стала издавать одноименную газету.

В 2000 году в Риге было создано Латвийское татаро-башкирское культурное общество. К нему примкнули в полном составе и татарские общины городов Вентспилс и Даугавпилс.

Общество возглавляет Зуфар Зайнуллин - сын татарского общественного деятеля и писателя Заки Зайнуллина. Бывший военный, кандидат технических наук, после развала СССР он занялся бизнесом и создал в настоящее время Торговый дом "Татарстан-Балтия". Зайнуллин предоставил свой офис в Риге в распоряжение татаро-башкирского культурного общества, где собираются члены татарской общины на репетиции, занятия, для общения друг с другом. Вице-президентом является Ильдус Сабитов. Обществом татар Балтии были организованы концерты народной артистки России и Татарстана Венеры Танеевой, певца Айдара Галимова. С 2002 года 3.Зайнуллин издает красочный ежеквартальный бюллетень "Чишмэ". В этом же году общество выступило инициатором приема в Риге участников II этапа международной научно-практической конференции "Великий Волжский путь", организованной администрацией Казани.

Обществом поддерживается тесная связь с национальными организациями Татарстана. В 2003 году пять татар из Латвии приняли участие в "Днях татарской молодежи", проводимых ежегодно Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно со Всемирным конгрессом татар. В этом году член общины Элина Митина-Шигабутдинова заняла первое место в международном конкурсе певцов имени Ильгама Шакирова в Казани.

Существует и общество татар Латвии "Идель". У общества сегодня два руководителя - Мидхат Сатданов (его заместитель известный журналист Ринат Ахунов) и Артур Закиров, заместителем которого избрана известная радиожурналистка Фавзия Булышева, ранее работавшая на ГТРК "Татарстан". Артур Закиров сотрудничает с Латвийским татаро-башкирским культурным обществом. Мидхат Сатданов проводит мероприятия самостоятельно.

Так, 8 марта общество "Идель" провело торжественный вечер, посвященный 15-летию Ассоциации национально-культурных обществ Латвийской республики (АНКОЛ). В офисе Ассоциации была размещена выставка татарских художников Латвии Джавита Мамина и Фании Сатдановой, а также были представлены рукоделия и блюда татарской национальной кухни. На вечере выступили лауреаты конкурса татарской песни "Алло, мы ищем таланты". Гостями общины были заместитель министра интеграции малых народов Латвии Александр Брандавс, консультант этого министерства Кристина Вагнере, известная журналистка, ведущая Латвийского телевидения Ирина Виннек. Многие татары пришли на вечер в национальных костюмах.

15 мая по инициативе ОТЛ "Идель" в Риге был проведен сабантуй с участием представителей татарских диаспор Латвии, Литвы и Эстонии.

В Вентспилсе и Даугавпилсе действуют филиалы Латвийского татаро-башкирского общества, возглавляемые Раилем Башаровым и Алимом Ашировым. В Вентспилсе филиал создан на базе общества "Агидель", которое организовал бывший мостостроитель Рим Салахов.

Большое место в деятельности татарской общины Латвии уделяется сохранению ислама. Впервые об исламе в Латвии упоминается в 1838 году в одной из рижских газет. Первая мусульманская община официально была зарегистрирована в 1902 году. Ее имамом с 1902 по 1917 год был татарин Ибрагим Давидов, а с 1920 по 1940 - Шакир Хуснетдинов.

С приходом советских войск в 1940 году община была разогнана, мечети закрыты. Вновь ислам стал возрождаться с 1991 года на базе татарского общества Латвии.

В настоящее время в Латвии семь мусульманских общин. Пять из них объединились в Консультативный Совет мусульман Латвии. В августе 2003 года его председателем был избран Зуфар Зайнуллин.

Консультативный Совет является главным религиозным центром сохранения ислама в Латвии. На пятничные молитвы в Исламском центре собираются 50-60 мусульман. На главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые, как правило, проводятся во Дворце культуры ВЭФ, собирается до 300-400 мусульман.

Ежегодно в летнее время, начиная с 1996 года, организовывается двухнедельный детский исламский лагерь, где около 30 детей учат азы ислама. При Исламском центре работает воскресная школа, в которой изучается арабский язык и исламская культура.

Для захоронений мусульман имеются два мусульманских кладбища. Историческое было открыто в Риге в 1890 году на территории кладбища Микеля. В 1991 году открылось второе мусульманское кладбище в Яунциемсе. Оба кладбища, согласно заключенному договору с Рижской Думой, обслуживает Латвийское татаро-башкирское общество.

Деятельность татарских обществ в Латвии с 2003 года курирует Министерство культуры этой республики. Для организации концертов предоставляется бесплатное оформление виз артистам из-за рубежа. Латвийское радио ежемесячно выделяет 30 минут эфирного времени для татарской передачи. Министерством оказывается и финансовая поддержка. В частности, для членов общины организуются бесплатные курсы изучения латышского языка и истории, что существенно облегчает процедуру принятия гражданства Латвийской Республики.

Позиция прибалтийских татар одинакова: они лояльны к своим новым государствам, принимают все меры для безболезненной интеграции в балтийское сообщество с сохранением своей самобытной культуры и языка.

Большинство татарских культурно-национальных обществ стран Балтии активно сотрудничают с Исполкомом Всемирного конгресса татар, многие являются его коллективными членами.

© Рустам Гайнетдинов

Полностью статья ЗДЕСЬ

Отредактировано Амаль (Воскресенье, 26 ноября, 2006г. 21:32:57)

0

2

0

3

Татары в Латвии.....

По поводу мусульман в Латвии-дорогие латыши примите соболезнования...

Отредактировано Foma (Пятница, 8 февраля, 2013г. 11:02:20)

0

4

Андрей Неронский. Латвия
Директор Центра русской культуры Латвии

А если бы Латвия в 1945-м получила независимость
Что было бы…

В различных латышских СМИ довольно часто звучат претензии к Российской Федерации вследствие инкорпорации Прибалтийских стран в состав СССР. Однако комплексный экономический анализ предъявляемых требований никем пока не проводился по причине их полной несостоятельности, а морально-нравственная сторона вопроса заставляет рассмотреть его в несколько другой — гуманистической плоскости.

Рассматривая этот вопрос, стоит подробней остановиться на территориальном аспекте вхождения Латвийской Республики в состав Советского Союза, который, несомненно, оказывает влияние на развитие внешних и внутренних политических процессов в нашей стране после обретения независимости и будет оказывать его в будущем.

Учитывая современный выбор блоковой принадлежности и кризис внутренней межнациональной политики Латвии, имело бы смысл провести некоторые параллели и принять во внимание закономерности послевоенного процесса формирования государственных границ СССР с приграничными странами, которые не вошли в восточный блок. С точки зрения формирования государственных границ, наиболее близким для Латвии в нашем случае может быть пример Финляндии, которая сохранила самостоятельность во многом благодаря изменению ее довоенных границ.

Восточные границы Финляндии оказались значительно западней их довоенного варианта. Страна Суоми понесла существенные территориальные потери, шестую часть своей территории – это выход к Северному морю, район Печенги, богатый полезными ископаемыми, и многокилометровую полосу, прилегающую к Ленинградской области – так называемую зону безопасности северной столицы России, включая местности со смешанным карело-русским населением. Причем финскому населению, пожелавшему выехать в Финляндию, было предоставлено такое право.

Учитывая исторические реалии того времени и практику формирования послевоенных советских границ, можно виртуально смоделировать эти процессы и в Латвии, а также предположить, какие бы реальные границы имело наше государство сегодня, если бы выбор в пользу самостоятельности Латвии был сделан в 1945 году.

Попробуем предположить, как аналогичные процессы пограничного размежевания происходили бы в восточных районах современной Латвии, которые входили в состав Псковской и Витебской губерний, но были отторгнуты и в 1920 году переданы большевиками Латвии из конъюнктурных соображений, продиктованных сложной международной обстановкой.

Население этих районов в основном состояло из русского и смешанного русско-польско-белорусского, то есть славянского населения. Как прошли бы тогда границы, за кем бы остались территории с преимущественно русским и славянским населением?

Исходя из практики решения такого же пограничного вопроса с Финляндией, в том случае, если отсутствуют географические (выход к морю, наличие стратегических ископаемых и т.п.) причины, на первый план всегда выходит необходимость закрепления за собой стратегически важных районных центров и транспортных узлов в качестве опорных пунктов, имеющих для страны наибольшее значение и ценность, а так же присутствие там родственного населения.

Так после Второй мировой войны был решен вопрос с Выборгом. Такое же решение вопроса в сорок пятом году было бы возможным и для Даугавпилса (Двинск) с Резекне (Режица) если бы Латвия обретала независимость. Такой вариант для Латвии определялся бы не столько важностью этих территорий, сколько правом наций на самоопределение и выражением воли большинства местного населения, которое было здесь русским и славянским.

Принимая во внимание все перечисленные обстоятельства, можно с уверенностью констатировать, что граница между Латвией и СССР прошла бы западней Даугавпилса и Резекне. А учитывая послевоенную озабоченность Москвы стратегической безопасностью, можно не сомневаться, что граница прошла бы намного западнее этих двух городов.

Рига, освобожденная советскими войсками в середине октября 1944 года, представляла собой наполовину опустевший город. Немецкое гражданское население покинуло Ригу в 1939-1941 гг. Почти все еврейское население Риги было уничтожено фашистами и их пособниками в ходе Холокоста. Часть латышского населения из числа пособников фашистского режима, чьи руки были залиты кровью мирного населения в ходе карательных операций, в том числе и на территории России и Белоруссии, бежали вместе с отступающей немецкой армией.

Русские и представители других народов пережили в Риге все тяготы фашистской оккупации – их уничтожали, угоняли на принудительные работы в Германию, отправляли на сельхозработы, где широко применялся детский труд. Голод в те страшные годы был обычным состоянием. И если население Риги в 1913 г. составляло 517 тысяч человек, то после освобождения в 1944-1945 гг. едва насчитывало 200 тысяч. Нетрудно подсчитать, что людей осталось меньше половины. Также нетрудно понять, почему Красную Армию с цветами и со слезами благодарности встречало русское и остальное славянское население Риги, а также чудом уцелевшие представители еврейской общины.

Особо подчеркну, что и сегодня представители правящей латышской элиты обвиняют русских и евреев в их нелояльности к идеологии латышских националистических партий именно за это отношение к Красной Армии – как к освободительнице. В первую очередь это относится к националистическим партиям, в которых по-прежнему комфортно себя чувствуют потомки бежавших после войны на запад военных преступников.

Рига в составе Российской империи на протяжении нескольких столетий создавалась как мощный промышленный и влиятельный культурный центр не только для местного населения, но и для всей метрополии. Именно в этот период в Риге был достигнут невиданный рост промышленного производства и строительства, сделавший Ригу третьим по значению городом империи.

И если представить себе попытку заселить послевоенную Ригу — огромный мегаполис — только латышским населением из сельских районов Латвии, то вся остальная территория страны могла бы превратиться в малолюдное деградирующее пространство. Да и чисто практически сделать это не представлялось возможным – ведь кто-то же должен был бы снабжать этот город продуктами питания и другими сельскими товарами. А необходимость восстановления и эффективного функционирования всей рижской инфраструктуры в условиях послевоенного соперничества двух блоков выступало на первый план. Да и гарантии соблюдения прав многочисленного русского населения, которое исторически жило в городе, представляя вторую по численности общину, потребовало бы проведения определенных организационных изменений в самом крупном центре Прибалтики.

И такие примеры изменений в послевоенной истории были – это и Берлин, и Бейрут, и Иерусалим. Да, вариант деления на секторы нельзя назвать идеальным, зато власть в русском секторе была бы своя, русская. И как показала практика в других странах, такое мирное сосуществование возможно, а порой и предпочтительней сохранения единого пространства, раздираемого конфликтами и противоречиями.

Особым городом в обсуждаемом контексте является Лиепая (Либава). На протяжении многих десятилетий Лиепая – крупнейший незамерзающий порт на западном побережье Латвии – развивалась как передовая база российского флота на Балтийском море. Здесь возводились бастионы, углублялся фарватер, строились казармы и многочисленный жилой фонд. И тогда после войны существовала большая вероятность того, что часть города перешла бы под юрисдикцию СССР на правах военно-морской базы страны — победительницы антигитлеровской коалиции, по аналогии с военно-морской базой Ханко в Финляндии.

Кроме этого для гарантии свободного и самостоятельного существования многочисленного русского населения в городе дополнительно был бы выделен и отдельный гражданский сектор. И если даже со временем военная база флота за ненадобностью была бы ликвидирована, то гражданский русский сектор должен был сохраняться и развиваться дальше.

В целом, рассматривая вариант независимого развития Латвии, хотелось бы отметить, что все финансирование, которое шло из центра в ЛССР, в нашем случае вливалось бы исключительно в восточные территории и свои секторы городов. Русские районы и секторы имели все предпосылки стать экономически наиболее развитыми территориями, особенно на фоне латышских сельских районов и провинциальных населенных пунктов.

Не было бы необходимости направлять огромные ресурсы на развитие и финансирование латышской культуры, литературы, науки, искусства, затратных праздников песен и т.п. Вероятно, определенное развитие шло бы и в латышской части Латвии. Все это придавало бы соревновательный характер сосуществованию и развитию двух общин и в итоге приводило бы к более значительному росту их экономик.

Кроме этого, стоит отметить, что Латвия во Второй мировой войне, безусловно, стояла скорее в ряду союзников Гитлера, чем была в составе антигитлеровской коалиции. Это подтверждается ее пронацистским самоуправлением и активным участием в карательных акциях на чужой территории. Вследствие чего Латвии при обретении независимости пришлось бы выплачивать контрибуцию и возвращать имущество пострадавшим гражданам, узникам концлагерей и т.п.

Участь Латвии была бы незавидной. Она все равно осталась бы в сфере влияния СССР, но не в качестве Финляндии, а в качестве нищей Румынии. Конечно, это только виртуальное моделирование, продиктованное логикой того времени. Но после 45 лет Советской власти и более 20 лет независимости никто не может сказать с полной уверенностью, какой путь оказался бы в итоге лучшим для обеих общин Латвии.

0

5

Обалденный фильм.
«Латвия, которую мы потеряли?». Документальный фильм (2014 г.). Режиссер и сценарист Александр Гапоненко. Производство: Институт европейских исследований. 60 мин.
Фильм посвящен изложению истории взаимоотношений латышей с латгалами, русскими, немцами, поляками и евреями на той территории, которая сейчас называется Латвийская Республика. Показана драматическая борьба сил, выступающих за создание иерархической, расово чистой «латышской Латвии» с силами демократии и прогресса, которые пытались строить «латвийскую Латвию» - общества, в котором представители разных этносов жили на на равных началах. Повествование охватывает отрезок времени с 1917 г. по 1945 г. и основано на уникальных документальных кадрах того времени. В отличие от официальной трактовки непрерывности существования латвийской государственности, основанной на теории «советской оккупации», автор убедительно показывает, что нынешняя республика по счету является четвертой.

Отредактировано Foma (Пятница, 4 апреля, 2014г. 20:04:49)

0

6

Торжественное выступление Латвийской кавалерии для президента Чаксте. 1926 год.

+1

7

прекрасный репортаж  о Латгалии и староверах

http://varandej.livejournal.com/592395.html

Отредактировано Foma (Среда, 30 апреля, 2014г. 04:41:24)

0

8

http://sa.uploads.ru/t/qKoxA.jpg Мать в центре(сидят) http://sb.uploads.ru/t/ATdB2.jpg Мой дед Димитриев Евстафий Васильевич.  Троица. Кривошеевское кладбище. http://sc.uploads.ru/t/CfgSw.jpg Бикерниекская школа. Мать 4-я слева(сидят)

0

9

Foma написал(а):

прекрасный репортаж  о Латгалии и староверах

http://varandej.livejournal.com/592395.html

Отредактировано Foma (Сегодня 04:41:24)

Все знакомые места. Завтра едем в д. Пантелишки. Хорошо сохранились староверские стелы и каменный фундамент первой моленной на кладбище. Сделаю небольшой отчёт.

0

10

http://sc.uploads.ru/t/xOCJY.jpg http://sb.uploads.ru/t/x3zYf.jpg http://sb.uploads.ru/t/qQ546.jpg http://sc.uploads.ru/t/hfoL2.jpg http://sb.uploads.ru/t/Y2FBW.jpg http://sa.uploads.ru/t/NdXEs.jpg http://sa.uploads.ru/t/fBX5y.jpg http://sa.uploads.ru/t/8R6sv.jpg http://sc.uploads.ru/t/jHgbI.jpg http://sa.uploads.ru/t/ZvuIW.jpg http://sb.uploads.ru/t/9Vpr6.jpg http://sa.uploads.ru/t/YXjBI.jpg http://sc.uploads.ru/t/LnVSx.jpg http://sa.uploads.ru/t/BISoJ.jpg http://sa.uploads.ru/t/ONDf9.jpg http://sb.uploads.ru/t/wFHXc.jpg http://sb.uploads.ru/t/cSr7g.jpg http://sb.uploads.ru/t/fP5Tw.jpg http://sa.uploads.ru/t/F5rTD.jpg http://sc.uploads.ru/t/PkhLq.jpg http://sb.uploads.ru/t/xXtwm.jpg http://sa.uploads.ru/t/zrtQc.jpg http://sb.uploads.ru/t/P32vG.jpg http://sc.uploads.ru/t/AJxZQ.jpg http://sb.uploads.ru/t/yAlaC.jpg http://sb.uploads.ru/t/dMKOx.jpg http://sc.uploads.ru/t/eoavt.jpg http://sc.uploads.ru/t/3YpXo.jpg http://sb.uploads.ru/t/XVo7E.jpg http://sb.uploads.ru/t/kMuAU.jpg http://sa.uploads.ru/t/Ki2jv.jpg http://sc.uploads.ru/t/dAuGZ.jpg http://sa.uploads.ru/t/5M2fB.jpg Латгалия. Даугавпилсский край. Деревня Пантелишки.

+1


Вы здесь » GoroD » Latvija » Латвия для всех