Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890)
Сейчас, пожалуй, трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя Винсента Ван Гога, голландского художника, творившего в конце XIX века во Франции. Он, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира (Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Художественный институт, Чикаго; галерея Тейт, Лондон). Судьба картин Ван Гога становится объектом пристального внимания почитателей живописи со всего мира. Ван Гог, чье творчество сейчас искусствоведы называют характерным примером постимпрессионистической живописи, в свое время не получил систематического академического образования и вообще творить начал довольно поздно. Однако, несмотря на это, благодаря дару, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, он сумел создать подлинные шедевры.
Любовь к прекрасному, вероятно, зародилась еще в юности, когда будущий мастер работал продавцом полотен в салонах фирмы Гупиль. Однако перипетии личной жизни, опыт, накопленный за столь небольшой период, и, что немаловажно, пример отца привели его к мысли о том, что необходимо нести слово Господа миру и людям. Так, молодой проповедник Винсент Ван Гог попадает в бельгийский шахтерский поселок под названием Боринаж. Как человек, тонко чувствующий, он не мог оставаться равнодушным к тому, что здесь видел - к нищете и бесправию. Осознание того, что он сам не в силах как-либо облегчить жизнь обитателей Боринажа, заставляет Ван Гога задуматься о смысле и пользе его профессии, а скорее, о ее бессмысленности. Так, постепенно он отходит от деятельности проповедника и начинает заниматься набросками с натуры.
Первые работы 27-летнего Ван Гога были во многом неуклюжими и не очень удачными, но именно они стали первым шагом на пути осознания истинного жизненного призвания. Первыми героями его произведений становятся шахтеры. Именно их фигурки, согнутые вековой усталостью, запечатлевал бывший проповедник. Большую поддержку в эти нелегкие для художника годы оказал его брат Тео, который не просто материально помогал Ван Гогу, но и был ему близким по духу человеком, высоко ценил его творчество. На начальном творческом этапе невероятной удачей для начинающего живописца стала встреча с голландским мастером Мауве, который помог Ван Гогу постичь азы живописи и открыть некоторые законы искусства. Но все же основной путь художнику пришлось проделать самостоятельно, постоянно пребывая в процессе творческого поиска, в изучении натуры.
На протяжении всего творческого пути неизменным оставался интерес Ван Гога к человеку. Поэтому именно человек, венец мироздания, становится главным героем его первых произведений. Художника не могла не волновать жизнь людей, с которыми он прожил бок о бок несколько лет и был свидетелем их мук и бед. В 1885 году появляется полотно "Едоки картофеля". Оно выдержано в темной гамме, словно напоминающей о цвете земли, которую возделывают крестьяне. Создавая картину в сдержанном колорите, художник в этот период все больше внимания уделяет формальной стороне полотна.
После поездки в Париж и знакомства с импрессионистами в 1886 году манера Ван Гога несколько меняется. Его полотна становятся более эмоциональными. Они будто наполняются светом. Палитра обогащается, она становится более красочной, картины словно преображаются. В полной мере раскрыться творческому потенциалу художника помогает путешествие на юг Франции, в Арль, где он, будто на одном дыхании, создает ряд прекраснейших и вдохновенных произведений. Здесь Винсент Ван Гог думает воплотить свой грандиозный замысел. В этом благословенном месте, наполненном древними архитектурными памятниками, он мечтал организовать колонию художников. И не случайно то, что именно здесь он создает полотно под чарующим названием "Сад поэтов". Сам Ван Гог воспринимал городской сад как особое пространство, где можно, предаваясь своим мыслям, освободиться от тяжести забот повседневной жизни. Такой сад, по мысли Ван Гога, способен разбудить воображение и творческую фантазию. Сад, словно живой организм, его буйная зелень, листва и трава переживают постоянное обновление и таят в себе законы вечности. Пытаясь постичь непреходящие законы мироздания и отразить этот процесс в своих работах, Ван Гог мастерски использует символику цвета, он играет его "созвучиями" и "контрастами", благодаря чему полотна приобретают свой собственный ритм и звучание. Так, нетрудно заметить, что желтые, солнечные тона становятся едва ли не главными в полотнах живописца. Желтый - символ жизни, зрелого и полноценного урожая, выращенного руками тружеников-крестьян (особенно ярко проявляется в полотнах "Подсолнечники" и "Сеятель").
Природа на картинах Ван Гога живет собственной полноценной жизнью, она динамична, постоянно пребывает в движении, преобразуется и видоизменяется. Она может быть источником жизни для человека, рождая злаки и вскармливая виноградники, а может отвернуться от него, следуя собственному пути. Так, в полотне "Красные виноградники в Арле" художник воспевает торжество жизненных сил, благодаря символике динамичных пурпурных, буро-красных, оранжевых сочных оттенков. Картина словно звучит, она превращается в гимн природе.
Как в природе художник пытается найти духовное начало, так и в окружающих людях его привлекает богатство внутреннего мира. Ван Гог нередко запечатлевает симпатичных ему людей, зачастую своих друзей. Портреты "Арлезианка", "Почтальон Рулен", "Зуав" будто излучают любовь и уважение, чувства, которые живописец испытывает по отношению к портретируемым. Контрастная палитра этих полотен становится символическим воплощением жизненных трудностей и радостей, воли к жизни, несмотря на трудности, выпавшие на долю этих людей.
Буквально во всем Ван Гог пытался найти человеческое, поэтому столь трудно ему было жить и работать в мире, где человек отождествлялся с машиной и его значимость оценивалась лишь с точки зрения его полезности. Духовная жизнь все меньше становится востребованной, а прежние связи в процессе развития цивилизации и прогресса рушатся. Эта причина и субъективные пессимистические настроения приводят художника к болезни (психическому расстройству).
В 1889 году он становится пациентом лечебницы Сен-Реми. Однако эти годы не проходят для мастера бесследно, после кризиса он продолжает творить. В это время он создает множество портретов, пейзажей с кипарисами, этюдов, копий полотен Милле.
В числе наиболее интересных - натюрморты с ирисами, на основе которых художник продолжает исследовать возможности цветовых сочетаний. На тему "ирисы в провансальском кувшине" появляется четыре вариации. Ван Гог так писал о работе над этими натюрмортами: "Один из них - на розовом фоне, где эффект гармоничен и мягок, благодаря сочетанию зеленых, розовых и лиловых тонов. Второй… совершенно противоположен первому. Помещенный на сверкающем лимонно-желтом фоне с другими тонами желтого в вазе и подставке, на которой он стоит, он создает эффект контрастных дополнительных цветов, которые усиливают друг друга."
Последние произведения художника, среди которых - "Пейзаж в Овере после дождя", восхищающий чистотой и словно первозданной красотой мира, были созданы в Овере, небольшой деревушке под Парижем. Именно здесь один из самых почитаемых в ХХ веке художников уходит из жизни. Так и не понятый своими современниками, он оставляет потомкам множество шедевров и удивительных писем, обращенных к брату Тео. Эти письма стали одними из самых интересных размышлений о творчестве и жизни художников XIX века.
Дамы из Арля, 1888
Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург
Морской вид в Сен-Мари
Арль, июнь 1888 г.