Ее мама актриса.
Оля! Напиши о моей маме, большую хорошую статью, напиши обязательно! Она этого заслуживает.
Ну, это все будет зависеть от вас — как расскажете, так и напишется.
Мы сидим в моей маленькой кухоньке: на полу, на стульях, на окне, на коленях у Светланы альбомы, посвященные театру и его замечательным актерам. Светлана рассматривает страничку актрисы Радченко, которая находится в альбоме "И остались они здесь навсегда". Там, на обороте, есть и ее фото. Она три года —1968 - 1970 — была директором ДК №1, фото с тех времен и попало сюда. Светлана — дочь заслуженной актрисы ЛССР Лидии Михайловны Радченко. Единственная, кто отозвался на мою просьбу рассказать о своих родителях — актерах. Приехала Светлана по моему приглашению и на наш городо-театральный праздник, приняла участие во всех мероприятиях, потому что она не только дочь знаменитой актрисы, но и сама была маленькой актрисой в этом театре: как писалось в программках — С.Бровченко, воспитанница театра.
— Мама! ... — Светлана поднимает на меня глаза и в них лучится свет той далекой и нежной любви, что соединяла двух неординарных нестандартных женщин — большую и сильную, и маленькую, подрастающую, дополнявших, поддерживавших и оберегавших друг друга по мере сил своих и душевной щедрости.
Она родилась в семье двух актеров. Мама проработала 18 лет на театральных сценах Украины. Место действия — Херсонский областной театр. А папа - Иван Бровченко, актер Харьковского театра. В Нежине на гастролях сошлись, соединили свои руки и сердца. И в скором времени на свет появилась темноволосая Светлана.
— Пока папа и мама разыгрывали нешуточные страсти на сцене, я за сценой таращила глазенки на яркие огни, пускала пузыри и пачкала пеленки. Сердобольные мамины товарки присматривали за мной, я дышала только воздухом кулис, воспринимала мир, как театральные спектакли, сменяющие один другого с калейдоскопической скоростью.
В три годика мама взяла меня за руку и вывела на сцену в драме "Маруся Бугуспавка", где я изображала дочь той Маруси и несколько минут, и целую вечность находилась на сцене. А в пять лет с сыном одного из актеров совершенно самостоятельно исполняла дуэт Карася и Одарки из оперы Гупак-Артемовского "Запорожец за Дунаем". Причем выговаривала все слова чистенько, а мой шестилетний запорожец жутко шепелявил. И этот наш номер принимался на "ура".
Я засыпала под виолончель маминого голоса и просыпалась со звуками ее выступлений. Только мамины руки способны были успокоить, снять страх и наградить радостью прикосновения.
И вдруг в это плавное налаженное безоблачное счастье черным клином врезалась война. Пала уводит из театра всех мужчин, опасаясь расстрелов, о которых уже докатывается до нас волна сообщений. Женщин на себя берет моя смелая мама и ведет свой отряд на север, к Харькову.
Ой, сколько ужаса и страстей пришлось увидеть беззаботной актрисе и маленькой девочке, бе¬жавшим по нескончаемым доро¬гам Украины!
— Немцы наступали нам на пятки. Еще бы! Мы-то брели и бежали своими ножками, а они неслись на мотоциклах и машинах. Как пронесся над нами немецкий самолет — низко-низко, глаза в глаза, но почему-то не бомбил нас — видимо, спешил на задание сбросить бомбы на Харьков, к которому и мы стремились.
Однажды сквозь сон, в каком-то поселочке услыхала среди ночи постукивание, потрескивание, а по¬том и далекие взрывы, приглушенные расстоянием, и вспышки зарниц. Заметалась, пыталась добудиться кого-то из взрослых, тщетно. А канонада и страх росли и ширились. Потом, как горох по подоконнику, затрещало, рассыпалось дробью не то дождь, не то осколками садило. А на утро кто-то из военных, примкнувших к нашему потоку, сказал: "Спи, девочка! Это воробьиная ночь — явление, бывающее раз в сто лет".
Раз в какой-то из перегонов я отошла от мамы, и она меня потеряла Боже, сколько она, бедная, натерпелась страху, пока кто-то из колонны не подвел меня к ней. Она схватила меня за руку и больше не отпускала от себя ни на шаг.
В Харькове мы присоединились к театру и были вывезены в Среднюю Азию.
Какие рубцы и зарубины легли на сердце актрисы Радченко, знает только она одна. Как увиденное несчастье народа, боль раненых, смерть убитых на ее глазах людей воплощались потом в трагических ее ролях, как могла она почувствовать эту чужую боль через пронесенную свою — видели только зрители, ее верные поклонники и родная дочурка.
— С окончанием войны мы вернулись в Харьков, в свой театр. Там актеры и мама в том числе получали американские посылки помощи, в которые входили и очень красивые платья. И мама потом, уже в Даугавпилсе, играла в этих же платьях, получая гроши за амортизацию.
Когда мамина подруга устроилась в Рижский театр, то позвала маму с собою в тот момент, когда нужны были актрисы. Но когда мы приехали, вакансия была уже занята. И нам предложили переехать в Даугавпипс. Так мы и очутились на этой маленькой сцене. Мама ничуть не жалела. Поскольку она была на тот миг единственной профессиональной актрисой, то ведущие женские роли все были на ней. А через какое-то время в Даугавпилс приехал Борис Рощин, и жизнь закипела в нашем театрике с новой силой.
Актеры не получали зарплату по полгода. Было очень трудно с едой. Мне, растущему человеку, постоянно не хватало еды. Голод мучил, от недоедания начался фурункулез. А мама заболела по другой причине. Стена театра была снесена напрочь, улица завалена битым кирпичом и щебенкой. Завал разбирали все сотрудники театра, не разделяясь на чины и звания. Стену затянули брезентом, но холод на сцене был все равно собачий. И моя бедная мамочка стала часто прибаливать. У нее обнаружили какой-то не специфический инфекционный полиартрит. Ее надолго положили в больницу, а я, навещая ее, умудрялась давать концерты по палатам, за что меня сердобольные люди подкармливали кто чем и кто как мог.
Однажды мама выиграла по Госзайму 100 рублей. И спросила меня, куда бы их потратить. А я, закрыв таза, сказала мечтательно:
— Мама, давай накупим картошки, наедимся и умрем.
Как-то раз мама где-то раздобыла 100 граммов атласных по¬душечек - были такие карамельки в те времена. А я, попробовав одну конфетку, потянулась за другой, не заметила, как съела их все. Вечером мама, узнав о случившемся, только спросила:
— Доча, и ты съела их все одна, даже не подумав обо мне? Как же ты могла, доча?
Мамин укоризненно-усталый голос, ее глаза, полные немого во¬проса, до нутра прожгли. Стыд и слезы душили меня. Я получила урок на всю жизнь.
— Света, а маме не приходилось шлепать вас?
Приходилось, еще как! Я же такая оторва была. Я собирала всех детей театральных работников, ставила с ними какие-то спектакли, сама рисовала билеты и приглашала взрослых актеров на представления. И билеты продавались по цене 0,30 коп. А взрослые охотно посещали мой театр, и по средам уже звучали вопросы:
— Ну что нам режиссер Бровченко покажет на сей раз?
Борис Рощин вводил меня в спектакли даже на место уехавших внезапно актрис, и я справлялась со своими ролями. На единственном фото в спектакле, что поставила Ольга Скибинская "Машенька", я сыграла студентку-медичку.
При таком раскладе, при таких обстоятельствах, при содействии любимой мамы, при помощи Рощина, как вы думаете, должна была я кем-то стать, кроме актрисы? Конечно же, нет. Я ею и... не стала. Дама по имени "судьба" заложила в моей жизни такой крутой вираж, так далеко занесла меня от актерской братии. И проработала я всю жизнь в библиотеке, а потом вернулась в Ригу где с успехом живут и трудятся мои родные детки.
Актриса Радченко? А она по-прежнему, невзирая на бесконечные смены режиссеров, успешно и сильно играла ведущие роли в своем, уже ставшем родным, театре. Красивая и стройная, с прекрасной подвижной мимикой на лице, отражавшей малейшее движение мысли, поражала и радовала зрителей Даугавпилса богатой палитрой своего сценического дарования. В1956 году ей присваивается звание Заслуженной актрисы Латвийской Республики. Любимый партнер по сцене Н.Фариновский пишет о ней теплую замечательную статью, поздравляя ее с высшей наградой.
Вглядитесь в ее фотографии. Гнев, боль, страдание, презрение, надежда, величие, простодушие, заискивание и гордость - все проступает в полной мере на ее подвижном лице. Заносчивая Гертруда из "Гамлета", чистая, страдающая Катерина в "Грозе", юная Присенька в "Шельменко-денщике", разбитная деваха, буфетчица Катька во "Взрыве", домашняя хозяйка, дворянка Забелина в "Кремлевских курантах", бригадир полеводов в "Поют жаворонки". А как у нее все замерло в груди, когда она "потеряла", как она считала, своего сыночка Гришеньку (помните, эпизод потери Светланы в толпе беженцев?), как пригодились ей свои собственные переживания при исполнении роли Кручининой в пьесе Островского "Без вины виноватые". А каково ей было играть в спектакле "Остров Афродиты" роль колонизаторши Глории, для которой островитяне - только бандиты и мятежники. Но обратимся к газетной публикации: "И когда перед Глорией встает вопрос: сохранить ли верность своим принципам и потерять сына, или спасти сына, изменив своим понятиям, она поочередно изменяет и принципам, и сыну. Л.М.Радченко создала в своей Глории образ такой силы, которой актриса давно уже не достигала на нашей сцене. Лицемерие и властность, хладнокровный расчет и любование своими деть¬ми, надменность и жестокость — для всех этих граней образа нашла актриса свои краски". Каково было любящей мягкой деликатной Радченко играть такое чудовище!
"Калиновая роща" и "Бешеные деньги", "Мещане" и "В сиреневом саду", "Любовь и доллар" и "Уриэль Акоста", "Любовь Яровая" и "Суд матери", "Марица" и "Глубокие корни", "Персональное дело", "Поют жаворонки" и "Макар Дубрава" - свыше шестидесяти спектаклей. А еще и кружковая работа в школах. И когда режиссер Н.В.Таранов внезапно заболевает и надолго, две верные коллеги подхватили его дело, завершили и представили на суд смотровой комиссии пьесу "Старые друзья", которую играли совершенно новые самодеятельные артисты. Это Лидия Михайловна Радченко и Мария Степановна Орлова. А когда Фариноский задумал к юбилею выпустить спектакль, то все находящиеся в городе актеры, на тот момент уже давно и нигде не игравшие, пришли ему на помощь и сыграли в этой уникальной постановке "Тяжкое обвинение". И Радченко была среди них. И прекрасно сыграла в спектакле Ларису Лукиничну.
Она уже тогда была тяжело больна, и боли все сильнее и сильнее одолевали ее. Затем она переезжает к единственной и любимой дочери и до конца к дней своих останется с нею. Она, как и Альтшулер, покоится на кладбище Я.Райниса. Светлана бережно ухаживает за могилой матери и хранит все ее альбомы, которые сама Лидия Михайловна аккуратно и бережно собирала в течение своей театральной эпопеи. Поклонимся же и мы памяти замечательной женщины и актрисы, сумевшей достойно прожить и свою жизнь и вырастить достойную дочь. Наше бессмертие - в хороших детях и внуках. Это они несут вперед, в будущее память о наших делах.
Ольга КОРНИЛОВА
По воспоминаниям Светланы Бровченко-Трифоновой
и газетным публикациям.