GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Гарнизон » Бронепоезд


Бронепоезд

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

На фото, относящемуся к 1937 году ( верхнее фото) , видна декоративная арка , сооруженная к празднику Лиго со стороны западных крепостных ворот. На ней , кроме уже известных полковых знаков Земгальской дивизии , присутствует ещё один - справа в середине.
Это - полковой знак бронепоездного полка , своеобразной воинской части , тоже представленной в гарнизоне Даугавпилса 30-х годов.
Штаб находился в Риге. Командовал этой своеобразной воинской частью на протяжении всего времени её существования полковник (впоследствии генерал ) Янис Лавейниекс ( среднее фото).
Вот что о нём пишет Вики : Янис Лавениекс (латыш. Jānis Lavenieks, 26 июня 1890 года, Скриверу волость — 17 февраля 1969 года, Нью-Джерси) — штабс-капитан русской армии и генерал латвийской армии. Командир латвийского полка бронепоездов на протяжении 19 лет. Командир роты 51-го Сибирского пехотного полка и 2-го Волынского полка. Начальник гарнизона Lejaskurzeme. После увольнения из армии в 1940-м году, недолго проработал управляющим консервным заводом. В 1944 году выехал в Германию, а после войны — в США. Автор книги «Latviešu Bruņoto vilcienu pulks».
В составе полка в разное время было до пяти бронепоездов , к концу его существования- четыре. Один из этих четырёх - БП-3 в 1920 году был направлен в Даугавпилс для усиления нашего гарнизона.

На фото внизу - полковой знак.

0

2

Бронепоезд № 3

Сформирован в октябре 1919 в железнодорожных мастерских депо станции Зиланы. Работами руководил и первым командиром поезда стал капитан А. Паулоцкис.
Состав: — 1 частично бронированный паровоз — 3 броневагона
Вооружение: 77-мм орудие и 105-мм гаубица, 6 (по другим данным 7) пулемётов.
Бои: первый бой принял под Олайне 12 ноября 1919. 17 ноября передислоцирован под Крустпилс, где 10 января 1920 состоялся бой с двумя бронепоездами Красной Армии («Ленин» и «Смерть или победа»), один из которых был сильно повреждён. 13 января передислоцирован в Латгалию для взаимодействия с польской армией. 20-21 января участвовал в освобождении Резекне, высадив десант ландсвера (50 человек) у деревни Балбишай. 27 апреля 1920 в бою с большевиками у станции Ритупе погиб командир поезда Ритерс, его временно сменил ст. лейтенант К. Либертс, а в октябре ст. лейтенант Е. Ванагс.
После окончания боевых действий освободительной войны для бр./п  полка наступили нелёгкие времена. Почти все специалисты , как артиллеристы , так и железнодорожники , были демобилизованы. Остро не хватало средств , помещений для личного состава...
Учения производились редко , для этого бронепоезда пригоняли в те места , где были полигоны. У нас в окрестностях Даугавпилса они были. В остальное время бр.поезда стояли фактически на консервации.
http://s1.uploads.ru/t/T9caP.jpg
На фото из архива Гулбиса - бронепоезд в Даугавпилсе на запасном пути.
В полку бронепоездов в 20-30 годы традиционно служили СТУДЕНТЫ-корпоранты . Поэтому там царил консервативно-антисоветский дух.
Зимой 1939 года бронепоездной полк решено было расформировать. Анализ польской кампании германского вермахта показал , что наши вариации на тему вагонов-холодильников , наспех приспособленных к войне , обречены на неминуемую и быструю гибель в условиях , когда многократно возросла ударная мощь авиации. К концу 30-х годов европейские страны понастроили десятки бронепоездов , хорошо вооруженных и бронированных. Но и они почти ничего не могли противопоставить массированным воздушным атакам...
Наш бронепоезд-3 уехал на запасной путь в Елгаву...
Впрочем , все латвийские бронепоезда приняли участие в боях ВМВ. Но это уже другая история...

На фото -
Бронепоезд-3

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t565319.jpg

Отредактировано marser (Вторник, 16 октября, 2012г. 15:26:49)

0

3

Почитал книгу «Latviešu Bruņoto vilcienu pulks». Она очень немногословна (или это в интернете так?), и автор упоминает в основном четыре бронепоезда. Это и понятно, ведь пятый -"Калпакс" был "раздербанен" ещё в 1919 году. В "Википедии" упоминается ещё один - шестой - узкоколейный "Пиколс". Действовал он в районе Лиепаи. Описание и фото оного нет. На сайте об истории бронепоездного полка есть фото узкоколейного бронепоезда на станции Алуксне.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t705021.jpg

Но это, скорее всего, эстонский бронепоезд. У них было два узкоколейных, и они оба воевали на латвийской территории. К тому же "Пиколс" никак не мог попасть в Алуксне , ведь моста через Двину для него не было. Вернее сказать , узкоколейный мост через Двину существовал. В 1916 году для армейских нужд был построен ж.д. мост из Друи в Пиедрую. Но в Пиедруе узкоколейка и заканчивалась ( или начиналась). А линия Гулбене-Алуксне в те времена была гораздо длиннее , и доходила через Валку-Смилтене аж до Айнажи...

Так примерно выглядел мост ( посолиднее, конечно . Фото это тут приводилось ).

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t506308.jpg

Надо отметить , что в бронепоезде №1 , фактически трофейном советском бронепоезде была солидная по тем временам матчасть. Вышеупомянутые броневагоны были постройки Ижорского завода в Петрограде и были бронированы по всем правилам тогдашнего военного строительства...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t800809.png

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t676684.jpg

Эта штука перекочевала на бронепоезд с какого-то миноносца. Называется -37мм пятиствольная пушка Гочкиса. Это ранний прообраз пулемёта доМаксимовой эпохи ( последняя треть XIX века ),только ооочень крупнокалиберного. На миноносцах они ставились для противоабордажной обороны. Тогда , в начале нового века , ещё наивно думали , что сражения флотов с их артиллерией на бездымном порохе будут происходить на расстоянии вытянутой руки , и супостата , карабкающегося на борт , можно смести очередями из такой штуки. Но морские сражения уже русско-японской войны происходили с дистанций во многие километры. Авиации тогда ещё не было. Вот и приспособили их на сухопутье...Главным их недостатком был ручной привод. Ручку нужно было крутить равномерно , но в горячке боя порой это было трудно осуществимо на практике, что приводило к заеданию патронов и задержкам в стрельбе. Потому и были они вытеснены более надёжными Максимами с их автоматикой , не зависящей от эмоций пулемётчика.
Как они действовали , можно увидеть в голливудском фильме "Последний самурай". Страшная штука...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t728327.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t140085.jpg

две 76,2-мм зенитные пушки.

0

4

marser написал(а):

бронепоезд в Даугавпилсе на запасном пути.

http://s6.uploads.ru/t/Vr5H6.jpg
Бронепоезд №4. Тоже трофейный, заводской постройки - орудия защищены бронёй и вращаются в башнях. Выделяются по виду четырёхосные броневагоны постройки Ижорского завода , кои достались от б/п-5...

+1

5

marser написал(а):

Янис Лавениекс ........ Автор книги «Latviešu Bruņoto vilcienu pulks».

После окончания боевых действий освободительной войны для бр./п  полка наступили нелёгкие времена. Почти все специалисты , как артиллеристы , так и железнодорожники , были демобилизованы. Остро не хватало средств , помещений для личного состава...( мой вольный перевод...)

Учения производились редко , для этого бронепоезда пригоняли в те места , где были полигоны. У нас в окрестностях Даугавпилса они были. В остальное время бр.поезда стояли фактически на консервации.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t870885.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t528615.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t314163.jpg

0

6

marser написал(а):

Учения производились редко , для этого бронепоезда пригоняли в те места , где были полигоны.

В 1930 году Береговой артполк был поделен ,  из него выделили четырехорудийную батарею 152мм орудий Канэ , которые поставили на ж.д. платформы. И прицепили по одной платформе к бронепоездам.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t58017.jpg

Базировалось это хозяйство где-то в Болдерае.
На снимке - личный состав бронепоездного полка принимает присягу.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t78087.jpg

152мм орудия Канэ уже в то время считались морально устаревшими. Но огневая мощь бронесостава , несомненно , возрастала. Ведь именно такой артиллерией вооружен крейсер "Аврора".

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t321869.jpg

Но для таких дальнобойных орудий нужны были полигоны. Для этого бронепоезда для учебных стрельб и прикатывали в Латгалию.
На снимке - бронепоезд стоит на станции Гулбене.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t939220.jpg

Моральная устарелость заключалась в том , что во флоте такие орудия в 30-е годы были полностью механизированы - подача боеприпасов , заряжание , наводка на цель. Что напрочь отсутствовало на ж.д. платформе. А вес боеприпаса был  около 60 кг...
На снимке - орудие заряжено...По размерам снарядной гильзы , лежащей на переднем плане , ясно , что расчёт при стрельбе занимался пауэрлифтингом...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t111265.jpg

Кроме того , расчёт практически ничем не защищён от пуль и осколков.
На снимке - выстрел...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t545405.jpg

0

7

Зимой 1939 года бронепоездной полк решено было расформировать. Анализ польской кампании германского вермахта показал , что наши вариации на тему вагонов-холодильников , наспех приспособленных к войне , обречены на неминуемую и быструю гибель в условиях , когда многократно возросла ударная мощь авиации. К концу 30-х годов европейские страны понастроили десятки бронепоездов , хорошо вооруженных и бронированных. Но и они почти ничего не могли противопоставить массированным воздушным атакам...
Наш бронепоезд-3 уехал на запасной путь в Елгаву ( на фото )...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t390603.jpg

Из имевшихся четырех составов было решено сформировать два наиболее боеспособных , и направить их для патрулирования морского побережья . Правда , к тому времени это побережье уже было занято войсками РККА , стоявшими в базах-гарнизонах. В течении лета 1940 года всё вооружение и матчасть латвийской армии было перенято Красной Армией и после инвентаризации два поезда были включены в её состав. Оставшиеся вагоны , в том числе и бепо-3 , стояли на станции Елгава. Так продолжалось до лета 1941 года....
На этом история латвийских бронепоездов не закончилась. Наоборот , она как в зеркале , отразила историю всей бывшей латвийской армии , часть которой вступила в бой на стороне РККА , а вторая часть присоединилась к вермахту.
25 мая 1941 года бронепоезд-1 вышел со своей базы на учения. И....сошёл с рельс под откос. Вероятно , ему помогли...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t154348.jpg

В таком состоянии бепо-1 пробыл почти три недели - до 18 июня 1941. Не было подъёмной техники. Когда , наконец , состав поставили на рельсы , выяснилось , что броневагоны из-за аварии вышли из строя. Корпуса деформировались , поворотные башни заклинило....

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t98883.jpg

Отремонтировать до начала войны ничего не успели. Тем не менее в боях приняли участие все бронепоезда. Вернее , то , что от них осталось. Составы , стоявшие в Елгаве , захватили немцы.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t519091.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t326771.jpg

Немцы более-менее пригодные вагоны включили в состав своих поездов , которые патрулировали дороги и занимались антипартизанской борьбой. Некоторые вагоны они даже модернизировали - срезали башни с устарелой артиллерией и установили зенитные автоматы.
На фото - немецкий поезд с вагонами латбронепоезда. Камуфляж ещё оригинальный..

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t185503.jpg

Из полка Береговой оборона армии Латвийской Республики в 10-й дивизион БО был перечислен бронепоезд , вооруженный 152 мм орудиями Канэ на ж.д. платформах.
Офицеры были переатестованны из Латв.армии в РККФ.В составе дивизиона он встретил войну под Вентспилсом.
При отходе через Тукумс подошел к Лиелупе, когда мост был уже взорван. Граждане ЛР - ушли по домам. Краснофлотцы - на восток. Был введен в строй немцами и участвовал в осаде Ленинграда.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t995568.jpg

0

8

Один из бронепоездов , стоявших в запасе , красноармейцам  удалось "оживить" , и он участвовал в боях под Лиепаей в конце июня 1941 года.
Ещё один поезд прорвался из хаоса июньских боёв в Прибалтике под Ленинград. Вот его дальнейшая судьба : "....13 августа 1941 г. прибыл в Ораниенбаум бепо № 302 (бывший № 1 армии Латвии), прорвавшийся из Прибалтики.
В течение двух недель был проведен ремонт и перевооружение этого состава, который 7 сентября 1941 г. был включен в состав Ижорского укрепленного сектора береговой обороны главной военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота, как бронепоезд № 8.
Он состоял из четырех двухосных (бывших латышских) и двух четырехосных бронеплатформ. Его вооружение включало два 102-мм морских орудия, две 76-мм зенитки обр. 1931 г., две пушки Лендера, две 45-мм универсальных 21К и один 37-мм зенитный автомат. В качестве бронепаровоза использовался Ов № 478 латышской бронировки.
7 июля 1942 г. приказом командования КБФ переименован в № 8 "За Родину".
Действовал на Ленинградском фронте до конца сентября 1944 г. А 6 октября 1944 г. был расформирован.
Там кстати и второе латвийское БЕПО воевало:
Бронепоезд № 301
.....В качестве тяговой единицы формируемому бронепоезду, получившему номер 301, придали бронепаровоз Од № 431 с трехосным тендером ( из состава бронепоезда № 2 бывшей латышской армии, эвакуированный из Прибалтики).
На фото - бронепоезд № 8 "За Родину" Краснознаменного Балтийского флота на станции Лебяжье. 1942 год. Хорошо видны перевооруженные 76-мм пушками Лендера и 45-мм 21К двухосные броневагоны из состава бепо № 1 латышской армии. (Из книги Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1. //Фронтовая иллюстрация, № 7, 2007)

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t118886.jpg

Вот такая она , история латвийских бронепоездов.
На фото - офицеры штаба бронепоездного полка перед его расформированием...

http://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/1607/t729006.jpg

+2

9

marser написал(а):

Вот такая она , история латвийских бронепоездов.

И ещё. В полку бронепоездов в 20-30 годы традиционно служили СТУДЕНТЫ-корпоранты (?!). Поэтому там царил консервативно-антисоветский дух.

0

Похожие темы

Двинск в 1919 году Гарнизон Среда, 9 ноября, 2011г.
Даугавпилс или нет? (фото) Даугавпилс Воскресенье, 25 февраля, 2024г.
Даугава. Даугавпилс Суббота, 11 сентября, 2021г.
Сквер славы. Памятники. Суббота, 22 мая, 2010г.

Вы здесь » GoroD » Гарнизон » Бронепоезд