GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Гарнизон » Двинск в 1919 году


Двинск в 1919 году

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

После ухода немцев в декабре 1918 года Двинск заняли части 4-й стрелковой( бывшей Литовской) дивизии Красной Армии. Разгоралась гражданская война. В апреле 1919 началась советско-польская война. Силой оружия стороны решали спорный вопрос о государственной принадлежности нашего региона. Благодаря военной поддержке Польши он завершился в пользу Латвии.
Наиболее жаркие бои за "большевистский Верден" разгорелись летом и ранней осенью 1919 года. Обороной Двинска от польских войск  руководил революционер по убеждениям и агроном по профессии Ансис Дауманис (1885 - 1 августа 1920 г.).
Латвийская армия оперировала севернее города.  В тылу "красных" активно действовал Латгальский партизанский полк. Пилсудский направил в Латгалию 20 тысяч своих опытных легионеров. Они при поддержке танков наступали из-за Двины.
Гарнизон Двинска состоял из трех полков пехоты, коммунистической роты и кавалерийского эскадрона - всего неполных две тысячи, как тогда говорили, штыков и сабель при 35 пулеметах, 24 орудиях и одном бронепоезде. Так-же в окрестностях города воевали 2-й латышский полк , Латышский полк особого назначения 15-й армии и Эстонский полк.
30 августа 1919 года  бойцы 30-го стрелкового полка держали оборону на левом берегу Двины, пока не подоспел на помощь 2-й латышский полк. Вместе с латышскими стрелками вновь овладели станцией, именуемой Калкуны и местечком Нидеркуны.Упорные бои там длились несколько дней,посёлки переходили из рук в руки не один раз.
В середине сентября30-й полк был оттеснен к предмостовым укреплениям, а на левом берегу защищать  Гриву остался полк эстонцев.  Однако 28 сентября враг получил подкрепления и танки, овладел Гривой и перешёл в наступление. В поддержку наших частей на левый берег выдвинулся бронепоезд № 4 и открыл огонь. Но шестидюймовый снаряд поразил первый броневагон, который сошёл с рельс. Тогда командир бронепоезда Я.Федоренко, комиссар полка И.Янчис личным примером подняли бо вой дух воинов. Красноармейцы из капонира открыли огонь, заставив беляков залечь, в то время как  Федоренко с командой бронепоезда и стрелками 30-го полка поставили броневагон на рельсы. Бронепоезд смог отойти, а Янчис покинул левый берег лишь с последней группой бойцов.
На смену повреждённому бронепоезду № 4 был прислан бронепоезд № 6 ( "Ленин") , который оставался с защитниками Красного Двинска и отходил отсюда последним, прикрывая подразделения 30-го  полка и отряд ВЧК. В это время белополяки вышли к линии железной дороги Двинск-Вишки, намереваясь пленить отходившие подразделения и захватить бронепоезд. Но комиссар Янчис сумел обеспе
чить прорыв через строй белополяков.
За два месяца до латвийско-польской операции "Зима" большевикам пришлось снять с двинского участка лучшие латышские полки, которые направлялись на борьбу с генералом Антоном Деникиным.
Зимой двадцатого соотношение сил на этом участке фронта стало неблагоприятным для красных.
3-го января 1920 года поляки , переправившись через Двину по льду , заняли город. Но это уже другая история...
                                                                                 http://uploads.ru/t/j/3/s/j3seD.jpg

Отредактировано marser (Понедельник, 12 марта, 2012г. 11:27:16)

0

2

Немного о советских бронепоездах , воевавших под Двинском в 1919 году.
Сормовский завод строил  тяжелые бронепоезда. В их числе был весьма своеобразный по типу бронировки № 4 “Коммунар”, построенный в феврале 1919 года. Боевая часть включала две самостоятельные единицы - легкую (налетную) и тяжелую. В состав первой входили 4 компактные легкие бронеплощадки, в качестве тяги использовался паровоз ОВ -3702 типовой сормовской бронировки с четырехосным тендером. Трехосная ходовая часть площадки полностью экранировалась броневыми листами; на палубе устанавливалась полноповоротная башня прямоугольной формы, в лобовой стенке которой выполнялось пушечное окно, а в заоваленных ребрах - пулеметные амбразуры. Вооружение включало 3-дюймовую пушку образца 1902   года  и 4 пулемета “максим”. Тяжелая часть имела три двухосные малогабаритные площадки; одна вооружалась 6-дюймовой гаубицей, остальные 42-линейными пушками образца 1910  года .
                                     http://uploads.ru/t/2/h/J/2hJq0.jpg

Командовал бронепоездом Я. Н. Федоренко, впоследствии маршал бронетанковых войск. “Коммунар” действовал под Петроградом против войск Юденича, громил в Крыму врангелевцев, сражался под Мелитополем и Александровском. В сентябре  1919   года  в районе  Двинска  он спас от верной гибели 30-й стрелковый полк, уже было начавший отход к переправе через Западную Двину, но отрезанный от нее танками и бронепоездом белополяков. Удачно маневрируя под плотным огнем противника, № 4 в ходе непродолжительной дуэли одновременно разбил оба танка и затем вывел из строя паровоз и площадки вражеского бронепоезда,хотя и сам получил ряд прямых попаданий. В результате последних две поврежденные площадки сошли с рельсов. Поднять их и вывести бронепоезд из боя удалось “лишь благодаря исключительной энергии и храбрости тов. Федоренко” - отмечал командарм А. Корк в приказе о награждении командира “Коммунара” орденом Красного Знамени.

По материалам "Моделист-Конструктор" 1989, №11, 1990, №1, 3, 4

Отредактировано marser (Среда, 9 ноября, 2011г. 17:18:05)

0

3

Пожалуй, самым известным бронепоездом в истории гражданской войны стал № 6 “Путиловцы” имени тов. Ленина, ведущий свою “родословную” от железнодорожной батареи Путиловского артиллерийского “Стального дивизиона”. В июле 1918 года батарея отличилась в боях при подавлении Ярославского мятежа, после чего была выведена на ремонт в Нижний Новгород. Там на ее основе и сформировали новый бронепоезд. Его облик характеризует ряд особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание доставшийся от старой армии бронепаровоз, судя по всему, ранее входивший в состав “Минского коммунистического бронепоезда имени В. И. Ленина”. Он оказался на Сормовском заводе из-за повреждений, полученных в боях на Восточном фронте. Интересно то, что бронировка скрывала пассажирский паровоз серии Я осевой формулы 1-3-0 - случай крайне редкий, если не единственный в своем роде.

                        http://uploads.ru/t/w/j/N/wjN3M.jpg

Боевая часть включала две легкие сормовские бронеплощадки с 76-мм зенитными пушками, но с особой, нетрадиционной для завода защитой ходовых тележек - сплошными неподвижными экранами с дверцами для доступа к буксам. На усиленной платформе монтировались бронекузов (каземат) и две концевые орудийные башни. Конструктивно остов каземата составлял каркас, выполненный из углового проката. Бронировка - два слоя высокосортной твердой стали с прокладкой из прокрашенной древесины. Квадратные бронелисты внутреннего слоя крепились к каркасу, наружные - к внутренним с помощью винтов. Пол был усилен 5-6-мм броней.
Орудийная башня состояла из нижней неподвижной части и турели. Поворотный механизм позволял развернуть турель на 360° за 40 с. Зенитные орудия устанавливались на штатных станках, а бронеплощадки вооружались полевыми пушками на тумбовых станках сормовского или брянского типа.
                                     http://uploads.ru/t/Z/b/z/Zbz3Y.jpg

Командиром “шестого” был назначен Авраамий Шмай, комиссаром - Иван Газа. “Верим, - говорилось в телеграмме В. И. Ленину, направленной рабочими паровозоремонтного цеха, - что броневик пробьет брешь в рядах врагов рабочих и крестьян”. (В то время бронепоезда иногда называли броневиками.)

По материалам "Моделист-Конструктор" 1989, №11, 1990, №1, 3, 4

0

Похожие темы


Вы здесь » GoroD » Гарнизон » Двинск в 1919 году