Заря женского образования в Даугавпилсе

Еще каких-то полтора века назад немало государственных мужей и даже философов считало, что женская часть человечества к образованию допускаться не должна, ибо для них, женщин, оно совершенно излишне.Еще в относительно просвещенном xix веке массовое женское образование было
в новинку, особенно в Российской империи, где и из мужского населения грамотных-то была едва ли половина.

Долгое время самым известным учебным заведением для женщин был Смольный институт, но он предназначался для немногих избранных девушек из знатнейших фамилий. Те, кто побогаче, приглашали своим дочерям домашних учителей (особенной популярностью пользовались французы), а те, кто не мог похвастаться увесистой мошной, сами передавали детям нехитрые правила чтения, письма и счета. Считалось, что для всех, вышедших из ребра Адамова, этого вполне достаточно, "понеже, женское дело - мужа блюсти в заботе и довольствии, а не пустому суемудрию предаватися". Кстати, в странах Запада, традиционно почему-то считавшихся более передовыми, положение с женским образованием было точно таким же, как и в России.
Начало массовой женской эмансипации совпало с обширными реформами царя Александра II Освободителя, когда общество и даже правительство оказались охваченными волной свободомыслия. Право слабого пола грызть гранит науки в официальных учебных заведениях было наконец-то признано, но открывать таковые для женщин государство все же не спешило. Хотя примечательно, что с самого начала было понятно, что образование должно быть раздельным для разных полов - вполне здравая мысль, впоследствии, к сожалению, отвергнутая. Приятно сознавать, что в этом отношении Динабург оказался вровень с самыми передовыми тогдашними веяниями. 127 лет назад у нас открыли первую женскую гимназию, и небольшой город Витебской губернии стал одним из первых в Российской империи, где ввели женское образование (хотя, справедливости ради, надо отметить, что Рига на несколько лет здесь опередила Динабург)
Заслуга в открытии первого в городе женского учебного заведения принадлежит человеку, который сделал для Динабурга столь много, сколь, возможно, никто другой в его истории - знаменитому городскому голове Павлу Федоровичу Дубровину. Именно у него зародилась эта идея, и 14 мая 1879 года Государственный совет уже утверждал ходатайство об открытии в Динабурге женской гимназии. Через пару недель, 3 июня, и сам император Александр II дал этому проекту свое одобрение. После того как оно было получено, в городе начались поиски подходящего помещения, в котором могла бы разместиться гимназия. Они были довольно долгими, но, в конце концов, динабуржские власти ударили по рукам с купцом Беркенгеймом, заключив с ним договор об аренде. Само же торжественное открытие государственной женской гимназии состоялось 31 октября в доме Беркенгейма, на углу Офицерской и Александро-Невской улиц (сейчас Лачплеша и Виенибас). Впрочем, спустя немного времени она переехала в более удобное здание на нынешней улице Кр.Валдемара, специально построенное для этой цели купцом Шацкесом. Вначале гимназия была очень невелика, всего о двух классах, но через год их количество удвоилось, а число учениц достигло сотни с половиной. Само обучение было восьмиклассным. Городской голова Дубровин очень радовался, что молодые динабурженки отныне не имеют нужды уезжать учиться в другие города, небезосновательно считая, что "во всяком случае, родители, отдающие своих детей на воспитание в другие города, не могут быть уверены, что их детям не придется провести несколько лет в самом впечатлительном возрасте в среде неблагонадежной. Политические и уголовные процессы выдвинули наружу множество примеров, как портится, извращается и коверкается жизнь молодых людей". Отчасти он был прав, ведь революционная пропаганда среди учащейся молодежи велась тогда на полную катушку…
Хотя гимназия и была казенной, обучение в ней не было бесплатным. Вместе с доплатой за различные предметы не обязательные, вроде обучения танцам и рисованию, плата составляла около 74 полновесных дореволюционных рублей в год - по тем временам то была значительная сумма. Весьма примечательно, что на равных с детьми дворян, чиновников и священников здесь учились и молодые девушки еврейской национальности - они устойчиво составляли не менее 30-40 процентов от числа учащихся. На сей счет очень точно высказался тот же Дубровин: "В настоящее время, когда заботы правительства направлены на устранение всяких поводов к розни меж евреями и остальной частью населения, вопрос о воспитании еврейских детей выдвигается сам собой".
Через тридцать с лишним лет, к 1913 году, уже в двинской женской гимназии насчитывалось тридцать четыре преподавателя по разным предметам, которыми не одно десятилетие руководил директор Алексей Князев. Он запомнился неустанной заботой о культурном уровне своих учениц, стремясь полезно разнообразить их досуг. Вспоминает современник: "В Двинске 8 марта 1898 года в местной женской гимназии директор А.О.Князев устроил для учащихся литературно-вокально-музыкальное утро из двух отделений. В первом читали стихи и литературные отрывки, пел хор. Во втором отделении ученический оркестр в составе 30 исполнительниц на струнных и духовых инструментах сыграл ряд произведений, а затем совместно с хором исполнил народный гимн "Боже, Царя храни" (повторен дважды по желанию публики). Ученическим хором управлял регент Дунаев, а оркестром - учитель музыки реального училища Целевич. Нельзя не отметить общую высокую культуру учащихся гимназии, а также профессионализм их учителей. Концерт прошел с большим успехом, публики было много. А спустя две недели в Городском собрании состоялся еще один благотворительный концерт учениц женской гимназии под управлением Целевича и М.Дунаева в пользу Общества по оказанию помощи нуждающимся ученикам училища. Концерт состоял из двух отделений (в каждом по 10 номеров). Ученический хор и оркестр благодаря тщательной подготовке с замечательной гармонией и выдержкой исполнили все положенные по программе номера и заслужили полное одобрение всех присутствующих. Многие номера программы были повторены по желанию публики по два раза. Такой успех концерта много зависел от опытных руководителей Целевича и Дунаева, которые вложили много труда и энергии в это дело. Нельзя не высказать глубокой благодарности устроителям концерта, а равно и местной интеллигенции, которая весьма сочувственно относится к подобного рода развлечениям. За несколько дней до концерта все билеты были проданы. За продажу билетов было выручено 300 рублей; 50 рублей было выручено за репетиции. Выступления учащихся вызывали большой интерес у жителей города благодаря высокому исполнительскому уровню оркестрового и хорового коллективов, поэтому и на репетиции продавали входные билеты. Да и на концерт цена билета была достаточно высока- 1 рубль 70 копеек."
Среди преподавателей женской гимназии встречалось немало оригиналов и незаурядных людей. Так, например, Закон Божий здесь преподавал второй священник Александро-Невского собора протоиерей отец Феодор Румянцев, впоследствии расстрелянный большевиками в 1919 году. Огромным успехом среди своих учениц пользовался преподаватель словесности красавец Сергей Матвеев, в 1894 году окончивший Виленский учительский институт с золотой медалью… Предшественником директора Князева, до него отправлявшим эту должность, был статский советник Александр Васильевич Савицкий, прославившийся среди горожан своим увлечением ...водолазным делом - одно время он даже числился членом правления местного отделения Императорского Российского Общества спасения на водах. Именно по его ходатайству было открыто упомянутое городское Общество вспомоществования нуждающимся ученицам, существовавшее, видимо, больше для успокоения совести главноначальствующих лиц. Уж больно незначительные пособия оно выдавало - всего-навсего 14 рублей в год, однако им пользовались более половины учениц гимназии.
За более чем тридцать шесть лет существования гимназии через ее аудитории прошли более тысячи девушек - по тем временам не так уж и мало. К сожалению, Первая мировая война оборвала жизнь этого учебного заведения - в 1915 году, в связи с приближением фронта, преподавательский состав срочно эвакуировался в Тверь. Да и выпускницы, в большинстве своем, после окончания учебы уезжали из провинциального Двинска, стремясь найти применение своим знаниям или выгодный брак за его пределами…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ газета Сейчас