GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Latvija » Великие имена Латвии


Великие имена Латвии

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

РИХАРД ВАГНЕР

http://www.kinopoisk.ru/images/actor/220362.jpg

ВАГНЕР, РИХАРД (Wagner, Richard) (1813–1883), великий немецкий композитор. Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса.

Детство Вагнера не было благополучным: он много болел, семья часто переезжала, в результате мальчик учился урывками в школах разных городов. Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан в классической и современной литературе, полюбил оперы К.М.Вебера (вхожего в дом Вагнеров), посещал концерты, овладел азами композиторской техники. Он проявил также тягу к самовыражению в театрально-драматической форме, живо интересовался политикой и философией. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений – увертюра си-бемоль мажор.

В университете Вагнер слушал лекции по философии и эстетике, занимался музыкой с Т.Вайнлигом, кантором школы св. Фомы. Тогда же он познакомился с людьми, связанными с польскими революционерами-изгнанниками, и в 1832 сопровождал графа Тышкевича в его путешествии в Моравию, а оттуда направился в Вену. В Праге его только что законченная симфония до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции, а 10 января 1833 состоялось ее публичное исполнение в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус.

В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре, и одновременно в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой Минной Планер, серьезно увлекся ею и после двух лет ухаживания женился. Больших успехов молодой музыкант в Магдебурге не добился (хотя выступавшая там знаменитая певица Вильгельмина Шрёдер-Девриент высоко оценила дирижерское искусство Вагнера) и был не прочь подыскать другое место. Он поработал в Кёнигсберге и Риге, но не задержался и в этих городах. Минна уже начала сожалеть о своем выборе и на время уехала от мужа. Кроме того, Вагнера донимали долги и разочарование в своих силах после неудач двух новых произведений – увертюры Правь, Британия! (Rule, Britannia) и оперы Запрет любви (Das Liebesverbot, по комедии Шекспира Мера за меру). После отъезда Минны Вагнер сбежал от долгов и прочих неприятностей к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф.Брокгаузом. В их доме он впервые прочел роман Э. Булвер-Литтона Кола Риенци – последний трибун (Cola Rienzi, der letzte der Tribunen), который показался ему подходящим материалом для оперного либретто. Он принялся за работу в надежде получить одобрение знаменитого парижского мэтра Дж.Мейербера, ведь Риенци написан в жанре французской «большой оперы», а Мейербер был ее непревзойденным мастером.

Рихард Вагнер приехал в Ригу в августе 1837 года из Кенигсберга. Финансовые дела его были запутаны в тот момент до крайности, накануне Вагнер расстался с женой, а было ему всего 24 года. То есть в каком-то смысле переезд Ригу стал для музыканта хорошим шансом начать на новом месте новую жизнь.

Будущий автор "Нибелунгов" снял в ливонской столице скромную квартирку на улице Калею и вскоре приступил к исполнению обязанностей капельмейстера местного немецкого театра. Отметим, что занять эту должность было совсем непросто, и молодого Вагнера отрекомендовал на нее тот самый Брокгауз, который позднее вошел в историю как автор энциклопедического словаря (вместе с Ефроном). А директорствовал в рижском театре в ту пору Карл Холтей – личность крайне противоречивая и хитрая.

Молодой композитор сразу понравился Холтею, в первую очередь благодаря своему увлечению итальянской и французской оперой. Это было как раз та музыка, которая шла "на ура" у рижской публики. Тем не менее дирижерский хлеб доставался Вагнеру непросто, работы было много – премьера шла за премьерой, не реже одного раза в месяц. Позднее многое из того, что было наработано в Риге легло в основу вагнеровских трудов по теории дирижерского искусства.

Известно, что Вагнер был дирижером темпераментным, требовательным и жестким. За что его не очень жаловали музыканты, зато любила местная публика. На репетициях он громкими возгласами требовал от оркестрантов, чтобы те играли "immer frisch!" (всегда свежо). А в качестве дирижерской палочки Вагнер использовал костяную китайскую лопатку для почесывания спины, в виде согнутой ладони. Эта лопатка хранится сейчас в Музее истории Риги и мореходства. В свое время автор этого очерка имела возможность испробовать ее по прямому назначению (для почесывания спины) и обнаружила, что это очень удобно…

Рижская жизнь

Первый свой рижский сезон Вагнер провел в общим-то благополучно. Публика его любила, начальство тоже. Через какое-то время в Ригу приехала вагнеровская жена, и супруги снова зажили вместе. Для семейной жизни была снята более просторная и приличная квартира в Петербургском предместье (в районе нынешней Дзирнаву в доме русского купца Бодрова). Однако друзей в Риге Вагнер так и не завел. Единственный человек, с которым он сошелся близко, был Дорн, работавший, как сказали бы сейчас, музыкальным руководителем Домской церкви.

Любопытно, что Вагнер не очень любил центр города, предпочитая ему Задвинье, где проводил массу своего свободного времени. Любимым вагнеровским местом был клуб "Иерусалим", который располагался где-то возле нынешнего парка Аркадия. Это было очень популярное место среди рижской богемы, с рестораном и гостиницей, и тамошние удовольствия окупали неудобства долгой поездки (пешком по наплавному мосту через Даугаву и далее на извозчике).

Положение Вагнера в Риге при всем его внешнем благополучии было не очень твердым. Он не стал (и не мог стать) рижским бюргером, а считался обывателем – "айнвонером". Правила натурализации в те времена были куда как строже нынешних. Для получения городского гражданства надо было быть во-первых, немцем, во-вторых, лютеранином, в-третьих рижанином в третьем поколении, при этом быть рожденным в законном браке и иметь рекомендации двух уважаемых горожан (естественно, бюргеров).

Любовь Вагнера к итальянскими и французским операм быстро угасла, и он стал играть музыку современных ему немецких авторов, в частности, малоизвестного тогда Бетховена. Сам же композитор начинает работать над оперой "Риенци". Новая репертуарная политика почему-то сразу не понравилась директору театра Холтею. Приблизительно в это же время Холтей начал приударять за вагнеровской женой, что, естественно, сразу же не понравилось Вагнеру.

Возник многослойный конфликт интересов, который был решен "силовым методом" – Холтей отказался продлить контракт с Вагнером и пригласил на место капельмейстера его лучшего друга Дорна. И тот, не долго думая, согласился.

Летучий голландец

Но это были еще не все неприятности, свалившиеся на голову музыканта. Снова запутались его денежные дела. Во-первых, у него обчистили квартиру (ту самую, в бодровском доме на Мельничной). А во-вторых, Вагнера в Риге достали его кенигсбергские кредиторы. Которые подали в суд и выиграли дело. Словом, куда ни кинь – всюду клин. И неизвестно, к какому печальному концу могла бы привести цепь вагнеровских несчастий, если бы не внезапная помощь со стороны. Купец Абрам Мелер взялся организовать побег Вагнера и его жены из Риги.

И вот в трюме торгового корабля, без документов и средств беглецы отплывают в Англию, откуда они должны были перебраться в Париж. Путешествие к берегам Туманного Альбиона занимало в те времена восемь дней. Но Вагнеру снова не везет – корабль попадает в жесточайший шторм и только через несколько суток капитану удается вывести его к норвежским шхерам. В последствии впечатления от пережитого в этом путешествии сподвигнули Вагнера на создание оперы "Летучий голландец" (1841, рижская постановка – 1843). Так оно часто бывает с великими людьми – где простой человек натерпится страху да намучается, там гений обнаружит материал для бессмертного шедевра… Кстати, "Летучий голландец" и сегодня идет на рижской сцене.

В Ригу Вагнер больше никогда не вернулся. Что же осталось здесь после него? Конечно, улица его имени и здание театра, где он работал (там находится сейчас Вагнеровский зал). Кроме того, вагнеровские традиции сохранились в театральной жизни Риги. Например, при Вагнере кресла в зрительном зале театра впервые были обиты коричневым и лиловым бархатом – считалось, что при свете свечей на таком цветовом дамы выглядят особенно эффектно. На протяжении долгого времени именно эти цвета использовались при отделке рижских зрительных залов. Говорят еще, что дух великого немца можно уловить и в рижской музыкальной традиции, но тут авторы, как говорится, не берутся ничего утверждать…

0

2

Человек, догадавшийся, что в театре можно потушить свет, изобретатель оркестровой ямы, революционер и друг королей, герой всевозможных скандалов и создатель “Парсифаля”. Он основал уникальный театр и утверждал, что публика должна ходить в театр не ради приятного общения, а для того, чтобы смотреть его драмы. Все это Рихард Вагнер.

Сайт содержит материалы о жизни Вагнера, его музыкальных драмах и истории вагнеровского театра. Создатели сайта стремились подобрать материалы так, чтобы они были интересны как тем, кто никогда специально не интересовался Вагнером, так и почитателям его гения.

Сайт о жизни и творчестве Рихарда Вагнера:

Вагнеровские певцы и дирижеры:

Список кинофильмов, в которых звучит музыка Рихарда Вагнера тут

Здесь можно скачать Dedication (12 January 1975)

Отредактировано Амаль (Понедельник, 11 декабря, 2006г. 08:28:15)

0

3

Именем Вагнера назван камерный концертный зал в Старой Риге.

0

4

Первый рижский танкостроитель
http://www.gazeta.lv/story/12785.html

Александр Александрович Пороховщиков, создатель первого в мире прототипа современных танков, писал: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»

В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил. Готовые чертежи и смета постройки боевой машины, названая им «Вездеход», после долгих проволочек была предоставлена начальнику снабжений Северо-Западного фронта генералу Данилову  9 января 1915 года .

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили — разрешение на постройку «Вездехода» было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 г. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадежным и при испытаниях, в ряде случаев, водителю приходилось пользоваться шестом. Конструкция ходовой части была признана несовершенной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Уже в процессе испытаний Пороховщиков попытался устранить этот недостаток, сделав по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы — соответственно три центрирующих выступа.

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие — «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.
                       
В 1916 году провел в Петрограде испытания — 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем.

Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.

Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что «построенный экземпляр „Вездехода« не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…»

Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как «самоход» — то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им «русского танка» действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы «Вездеход» имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту.

От дальнейших работ по «Вездеходу» решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в ГВТУ.

В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота». Эти сообщения были первыми напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В Генеральном Штабе заволновались, что российская армия до сих пор кроме бронеавтомобилей на шасси коммерческих машин ничего более ценного не получила, что выразилось в искренней заинтересованности получить на вооружение хоть какой-нибудь полноценный танк. В январе 1917 года начались переговоры с англичанами и французами о закупках гусеничных боевых машин, но сотрудничать согласились только последние.

Здесь очень кстати подоспел Пороховщиков с новым проектом: в связи с сообщениями газеты «Новое время» там же появилась статья от 29 сентября (старый стиль) 1916 года «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия — боевых вездеходных машин. Чуть позже, 18 октября он пишет Начальнику ГВТУ: «24 декабря 1914 г. мною был представлен Главному начальнику снабжений Северо-западного фронта проект изобретенного мною „Вездехода« — точного прототипа нынешних „лоханей« (так переводили в русской печати слово „tank«) английского сухопутного флота», а когда в январе 1917 года начались переговоры с англичанами и французами о закупках гусеничных боевых машин (сотрудничать согласились только последние), он 19 января 1917 г. представил в ГВТУ проект и модель «Вездеход № 2» или «Вездеход 16 г».

Это уже действительно было нечто подобное танку с экипажем в 4 человека и «броневой рубкой». Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом «Максим» в каждом. Еще один «Максим» крепился в лобовом листе корпуса. Идея движителя осталась прежней, добавились только колеса на концах заднего барабана. Согласно представленной им 17 января 1917 года документации и масштабной модели это был действительно танк с колесно-гусеничным ходом.

Ввиду «наличия огромного количества насущных дел» Броневое отделение Авточасти ГВТУ рассмотрело этот проект только 20 сентября. Доклад делал инженер-техник отделения Л. Е. Земмеринг, указавший на целый ряд недостатков. В качестве примера можно привести мнение Броневого отделения:

«Относительно движителя:
Ввиду того, что при движении по обычной дороге „Вездеход« перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а наоборот, имеет только недостатки, как-то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции, неминуемого проскальзывания ленты по барабану и невозможности поворотов, Комиссия находит, что проект „Вездехода« конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания».

Таким образом, проект «Вездеход № 2» одобрения не получил, а все дальнейшие работы по русским танкам были свернуты после революции.

***

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, танк Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков в царской России — финансирование проекта было прекращено, отсутствие средств и желания помешало освоению этой замечательной машины. Его танк был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях, в то время как первый опытный английский танк появился лишь полгода спустя — в сентябре 1915 года.

Источник: wikipedia.org
Изображения с сайтов: wwwwaronline.org  wwwlandships.freeservers.com

1) А.А. Пороховщиков
2) Компановка "Вездехода"
3) Опытный образец «Вездехода» (создан без вооружения) разработанного А.А. Пороховщиковым (на фото он стоит слева)
4) "Вездеход" (как он должен был выглядеть)
5) Вездеход № 2

+4

5

Дополнение к предыдущему посту "Первый рижский танкостроитель".

Насколько я поняла из материалов про Пороховщикова, он был намного удачливее на поприще конструирования самолётов:

«В 1911 г. Александр Пороховщиков строит свой первый успешный самолет, который так и назывался: «Самолет №1». Впервые он поднялся в воздух 25 июня 1911 г. в Риге. Пилотировал аэроплан сам конструктор. В 1912 году самолет успешно демонстрировался на 2-й Международной выставке в Москве.

В 1914 году приходит звездный час юного авиаконструктора, теперь уже студента-технолога. 3 апреля 1914 года на Комендантский аэродром в Санкт-Петербурге был доставлен его новый аэроплан-разведчик «Бикок» – самолет, составляющий славу великой авиационной державы. Это был первый в мире удачный самолет двухбалочной (двухфюзеляжной) схемы, на авторство которой претендуют конструкторы фирмы «Юнкерс». Но тот «юнкерс» не удался. А самолет Пороховщикова не только успешно прошел все испытания, но и был принят на вооружение. «Бикок» – первый успешно летавший двухбалочный самолет мира! Первый немецкий двухбалочный аэроплан Fokker M.9/K-1 взлетел только в 1915 году.

Военное ведомство царской России незамедлительно подписало с изобретателем контракт на поставку самолетов «Бикок» для армии. Самолет поднимал полезную нагрузку 256 кг при собственном весе 516 кг. А это значит, что «весовая отдача» машины достигала почти 50%! Верх совершенства даже по сегодняшним меркам. И кроме всего прочего, «Бикок» был самолетом боевым – на нем впервые в мире еще на стадии проектирования было предусмотрено место для установки пулемета и спроектировано устройство для сбрасывания бомб. Впервые в мире самолет изначально проектировался как боевой! О чем неоспоримо свидетельствуют архивные документы РГВИА...»

http://www.tamcredit.ru/tl/ava75aj/def.pl

1) «Самолет №1»
2) "Бикок"

+3

6

Ах, какая женщина! Пианистка с паспортом Шопена

Польские дипломаты вручили паспорт Шопена латвийской пианистке, продюсеру и главе Фонда Германа Брауна Инне Давыдовой. Такой документ имеют всего 80 музыкантов в мире

http://www.subbota.com/2010/08/11/n032_inna003_177.jpg
Скрипач Янис Булавс, примадонна Инесса Галант, певец Янис Спрогис, концертмейстер Инна Давыдова и дирижер Марис Сирмайс.

Инна Давыдова — человек, которым может гордиться Латвия. С подачи этой хрупкой женщины в Латвии постоянно выступают звезды мировой классической музыки: например, в ноябре в Риге даст концерт выдающийся российский пианист-виртуоз Евгений Кисин.
    Именно Давыдова вместе с оперной дивой Инессой Галант придумали и воплотили популярный музыкальный фестиваль Summertime, который в этом году пройдет в Юрмале вот уже в шестой раз.
   
Инна Давыдова убеждена в великой силе музыки, исцеляющей души людей намного действеннее таблеток.
   
    Инна Давыдова — директор и душа Фонда Германа Брауна, талантливая пианистка, концертмейстер и продюсер. Родилась в Шауляе, c детства живет в Риге. Окончила фортепианное отделение музыкального училища им. Мединя и Латвийскую академию музыки. Имеет магистерскую степень пианиста-концертмейстера.
    Она часто выступает в Латвии и за границей — нередко в паре с выдающимися певцами, такими как Инесса Галант, Инга Кална, Антра Бигача, Элина Гаранча, Эгил Силиньш, Татьяна Моногарова, Ирина Долженко, Анатолий Сафиуллин и другие.
    Награждена многими международными призами и наградами в области культуры и музыки. Удостоена ордена российского Фонда Сергея Дягилева и латвийского ордена Трех Звезд IV степени.
   
— Инна, как вам удается совмещать активную концертную деятельность с продюсерской и при этом оставаться неизменно милой, вежливой, доброжелательной?
     — Благодаря музыке и воспитанию. Музыка для меня — это и средство, и цель всей жизни. С ее помощью я общаюсь с миром.
    Как пианист-исполнитель я была солисткой, участником камерного ансамбля, концертмейстером. До того как открыть собственное музыкальное агентство, я еще со школы очень много занималась организацией концертов на общественных началах. То есть параллельно развивалась как пианистка и как продюсер, благодаря чему обрела внутреннюю гармонию.

Каргин, Архипова и гримасы судьбы
     — Чтобы устроить гастроли великого артиста, а тем более целого музыкального коллектива, надо иметь железные нервы, великий организационный и, простите за слово, пробивной талант...
     — Все начиналось почти трагикомично: в 1997 году мне позвонил один из директоров концертной дирекции (так называлась тогда филармония) и пожаловался на отсутствие хороших вокалистов и программы для предстоящих Дней камерной музыки. Просил помочь.
    Ну я и пригласила в Латвию из-за рубежа гениального певца (один из золотых басов мира) Анатолия Сафиуллина! Договорилась с ним обо всем, заказала зал. А за месяц до концерта выяснилось, что денег у концертной дирекции — всего 100 латов.
    Я была потрясена. Этих денег не хватало ни на газетную рекламу, ни на афиши с программками. Не говоря уже о выплате гонорара артисту. На вопрос, что же мне теперь делать, Гинт Карклиньш ответил: «Инна, срочно организуй свое агентство, все равно когда-нибудь придешь к такому решению...»
    Так родился Фонд Германа Брауна (Герман Браун — знаменитый латвийский пианист, один из учителей Раймонда Паулса. — Прим. авт. ).
     — Сколько же концертов за эти годы вы провели?
     — Пятьсот. А может, и больше. Первые годы, когда наша филармония находилась в умирающем состоянии, Фонд Брауна в некотором смысле заменил собой эту организацию. Мы делали все что могли, чтобы в нашей стране продолжала звучать хорошая музыка.
    Фонд взял под крыло молодые таланты — Артура Цингуева, Элину Букшу и других. Мы помогали ребятам инструментами, давали им возможность выступать, находили деньги на обучение за рубежом...
    Слава богу, музыкальное чутье меня не подвело — все наши птенцы в результате высоко взлетели. Хотя мы вовсе не благотворительная организация и даже не Фонд Ротшильда.

Улыбка Шопена
     — Инна, вы только что получили паспорт Шопена за популяризацию наследия великого польского композитора, 200-летие которого отмечает весь мир...
     — Для такой маленькой страны, как Латвия, в такое непростое время, как мне кажется, нами сделано очень много, чтобы Шопен зазвучал с новой силой. Думаю, по числу концертов Шопена на душу населения Латвии в этом году нет равных!
    Когда ко мне в бюро четыре года назад пришел посол Польши в Латвии Мацей Климчак — красивый, с охапкой белых роз, — он с порога торжественно заявил: «Инна, у меня к вам серьезное предложение!» Он предложил мне заняться юбилейным годом Шопена в Латвии. Но сразу оговорился: он не знает, сколько на это будет выделено денег. Я сразу согласилась: будут деньги, не будут, я все равно этим займусь, это же Шо-пен!
    (Год Шопена начался в Риге в конце января с концертов Вестарда Шимкуса в Большой гильдии. В марте с концертом и мастер-классом в Риге побывал другой обладатель паспорта Шопена — Данг Тхай Шон. Во время фестиваля Summertime тоже прозвучит музыка Шопена! — Прим. авт. )
     — А какие у вас как музыканта отношения с Шопеном?
     — Мне ближе Шуман — дикий, необузданный романтик. Утонченно-рафинированный Фридерик Шопен давался труднее. В партитуре польского композитора все непросто, я даже не могу слов найти, как это объяснить. Я долго искала ключик к его миру. Ведь Шопен — номер один для любого пианиста, по-другому не может быть.
     — Как выглядит паспорт Шопена и что он в принципе дает?
     — Документ выглядит как гражданский польский паспорт. Не без юмора указано, что паспорт выдан Фридериком Шопеном, о чем свидетельствует факсимильная подпись маэстро. На обложке -золоченый оттиск шопеновского профиля. Если просветить страницы ультрафиолетовым фонариком, можно увидеть черновики композитора — ноты, написанные его рукой...
    Этот паспорт выдается людям, которые популяризуют польскую культуру в мире в год Шопена, лауреатам шопеновских конкурсов и самым страстным приверженцам его музыки.
    Наверное, это коллекционная ценность, но для меня это как улыбка самого Шопена — радость и гордость.

Упрощенный Лист
     — Инна, вы помните свой первый инструмент?
     — Пианино чешской фирмы Weinbach мне по дикому блату достали родители, еще когда наша семья жила в Шауляе. Оно и по сей день стоит (вернее, работает) у меня дома — представьте, за все эти годы оно настраивалось не более 10 раз...
    Мне было пять лет, когда я села за этот инструмент. Первой учительницей была подруга мамы.
     — Родители, наверное, не принуждали вас играть бесконечные гаммы и вообще заниматься музыкой?
     — Конечно, принуждали! Как и всех прочих пианистов за исключением гениев — таких как Женя Кисин, который, уверена, сам не мог оторваться от нот и клавиш. Всех прочих детей, пусть даже одаренных, всегда усаживают за инструмент.
    Хотя... сейчас все немного по-другому: многие мальчики и девочки делают это для собственного удовольствия, в моду вошел американизированный подход к обучению игре на фортепиано.
     — Какой?
     — Упрощенный! Вроде беглого ознакомительного чтения произведений классики в сокращенном пересказе. Это как если «Войну и мир» уместить в тонкой брошюрке.
    Великий пианист Лазарь Берман, когда я еще была 14-летней девочкой, рассказывал, как во время гастролей в Америке столкнулся с этим явлением.
    «Представляете, — удивлялся он, — меня пригласили на концерт учеников частной музыкальной школы, я посмотрел программу и удивился: дети все играют «Трансцендентные этюды» Листа, которые обычно становятся камнем преткновения для любого пианиста-виртуоза! Оказалось, что это не суперодаренные дети, просто они использовали только пятую часть нот — исполняли облегченный вариант, типа дайджеста Листа...»
     — Это хорошо или плохо?
     — Если растить серьезного пианиста, такой подход вреден. Если для общего развития — может быть, такая форма, как говорят американцы, for fun (для удовольствия), допустима. Хотя моя душа никаких упрощений не принимает.
    Любого начинающего музыканта и любого взрослого человека с зачатками слуха можно механически научить играть достаточно легкую пьесу «К Элизе» Бетховена.
    Но Листа, простите, так запросто уже не сыграешь, тут уже надо иметь школу. Поэтому теперь часто прибегают к тому, что вышелушивают Листа, оставляют мотивчик с аккомпанементом.
    Такой уровень легонькой игры точно описан в знаменитом рассказе Чехова «Ионыч» — помните, как Котик «обеими руками ударила по клавишам... и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля...».
    Поэтому надо определяться: либо ребенок играет ради собственного удовольствия, либо ради большого музыкального будущего.
    Думаю, человечество чрезвычайно легкомысленно относится к общей тенденции времени — упрощению всего на свете: от отношений в семье до классической музыки. Да и мультики про дебилов, монстров и космических людоедов плохая замена хорошим сказкам...

+1

7

латышский Гений фотографии Янис Глейдзс!

этот человек, не имея рук! фотографировал и  печатал удивительные вещи !

http://img-2007-02.photosight.ru/09/1915597.jpg

ЯНИС ГЛЕЙЗДС - почетный член Союза фотохудожников России

Янис Глейзд родился 7 мая 1924 года в Резекне, Латвия.
В 1943году окончил Резекненскую техническую школу. С 1950 по 1992 год работал в Рижском Институте травмотологии и ортопедии фотографом. Он о фотографии мечтал уже с 9 лет.

С 1962 года член фотоклуба "РИГА". В 1963 году получил первый диплом, к 1997 году получены 600 дипломов со всех шести континентов, в том числе из Антарктиды. 1969год-первые две золотые медали в Румынии за работу "Осень"(яблоки) в изогелической технике.

Всего 170 медалей, из них 37 - золотых, 33 - серебрянных, 29 - бронзовых; 18 кубков и Гранд-при из Латвии, Франции, Испании, Бельгии, Швейцарии, Польши, Африки, Китая, Японии, России, Украины, Молдавии, Венгрии, Белоруссии, Эстонии, Литвы, Аргентины, Антарктиды и Австрии. Участвовал в 800 выставках, из них 120 под патрнажем FIAP. 4 коллекции - персональные выставки экспонировались на 167 салонах. Фотографии опубликованы в 650 каталогах, журналах, других печатных изданиях. В 1979 году присвоено AFIAP, в 1985 году - звание Заслуженного деятеля искусств Латвии, в 1988 году присвоено звание EFIAP. В 1988 году - опубликован в Латвийской энциклопедии. В 1989году - лауреат премии Мартина Буцлера.

3 мая 1995 года награжден орденом Трех Звезд за заслуги в Фотоискусстве Латвии.

в апреле 2010 года, в Риге, умер Великий Гений...

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/387/58387740_1272488806_janis.jpg

После просмотра этого ФОТО все разговоры типа "...удобно лежит камера в руках или нет..." - теряют всякий смысл. ИДИ И СНИМАЙ !!!
вобщем, когда кто-то говорит, что не смог сделать что-то потому что... -  посмотрите ещё раз на Яниса Глейздса!!! который смог сделать Великое, не имея самого нужного...рук.

+3

8

Легендарный латвийский фотограф Филипп Хальсман

http://1.bp.blogspot.com/-iazT9wvGZGA/TdU3UMGs4OI/AAAAAAAAANs/gVv5ql9l0Z0/s1600/Philippe-Halsman-fotography-1.jpg

Филлип Халсман (Philippe Halsman) родился 2 мая 1906 г. в городе Рига. С детства увлекался фотографией, но не рассматривал ее как будущую профессию.
    В 1924 году молодой Хальсман уезжает в Германию. Там он поступил в Дрезденский университета на электротехнический факультет, однако высшее учебное заведение он не окончил. В конце 1930 года Халсман оказывается во Франции.
    Не получив образования, Филипп более серьезно задумался о фотографии. Так в 1932 году он открывает в Париже фотоателье, а к 1935 году он уже является одним из самых популярных молодых фотомастеров. В те годы Халсман сфотографировал представителей богемы: Поля Валерии, Андре Мальро, Жана Пенлеве и многих других. Его фотографии попадали в известные журналы: “Vogue”, “Voila” и “Vu”.

В 1939 году в связи со Второй Мировой Войной семья Халсмана эмигрирует в США, а сам фотограф благодаря своему латвийскому паспорту долгое время не мог получить разрешение на эмиграцию. Помог фотографу Альберт Энштейн. 10 ноября 1940 года Халсман попадает в Нью-Йорк, где его карьера начинает набирать обороты. В 1941 году фотограф познакомился с тогда уже известным непревзойденным мастером сюрреализма – с Сальвадором Дали. Дружеские отношения этих людей очень заметно повлияли на творчество Халсмана. Ибо славу Филлип снискал не на богемных физиономиях, а на крайне специфическом жанре фотографии – съемка предметов и людей в прыжках или полете.

Ниже представлена визитная карточка фотографа, работа под названием "Dali Atomicus" (Дали Атомикус) которая по сути является неразрывной с картиной Сальвадора Дали - "Leda Atomica" (Атомная Леда):
http://3.bp.blogspot.com/-DYgI10plNd8/TdVJZFyIl1I/AAAAAAAAAN4/3kyKZUMV2U8/s1600/Philippe-Halsman-fotography-5-dali-atomikus.jpg

Толчком для создания фотографии "Дали Атомикус" стали открытия в области физики. Ученые пришли к мнению, что атом имеет планетарную структуру - вокруг положительного ядра, висящего в пространстве вращаются отрицательно заряженные электроны. Узнавшему про это Халсману пришла в голову гениальная идея - подвесить в пространстве Сальвадора Дали. Собственно, почему бы и нет? Свободные от предрассудков и ограничений умы фотографа и художника начали работу. Шел 1948 год...
Ходят слухи что вместо воды первоначально планировалось разливать в кадре молоко. Но публика якобы могла счесть это кощунственным в послевоенные годы.
Еще один миф, более правдоподобный - котов Халсман собирался взрывать и фотографировать момент разрыва животных. Но посовещавшись, Филлип и Сальвадор решили что это будет просто "пустая трата котов". Таким образом была спасена жизнь целой роты братьев наших меньших и коты стали просто летать по комнате.
Разумеется, перспектива бессмертия не слишком волновала четвероногих, отчего после каждого кадра успешно приземляясь то на пол, то в стенку, то в друг друга животные разбегались.
Две картины мольберт и табурет были подвешены к потолку на леске (ее кстати немножко видно), что существенно облегчило жизнь творцам. Благоверная фотографа держала стул (в левой части фотографии). Отсчет был более кратким чем при запуске ракет.
- Готовы? Три...! - командовал Халсман и ассистенты выплескивали воду и бросали котов.
- ...Четыре! - и великий испанский художник-сюрреалист прыгал как можно выше.

И так продолжалось в течение 6 часов 28 раз...

Другие работы Филипа Хальсмана:

Сальвадор Дали Вообще часто мелькал на фотографиях Халсмана. В 1954 году фотограф выпустил целую книгу "Усы" посвященную незаурядной растительности на лице испанского художника.
http://3.bp.blogspot.com/-ZXZPGAt8QEo/TdVMjBilxqI/AAAAAAAAAOU/yj6npj4Do1k/s1600/Philippe-Halsman-fotography-7.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-Kcp5mQxLyAc/TdVOrXx2j7I/AAAAAAAAAOg/kFm3ScnqMo4/s1600/Philippe-Halsman-fotography-11.jpg

Бриджит Бардо

http://4.bp.blogspot.com/-MobewFc5LWw/TdVOC5mMz-I/AAAAAAAAAOY/m_k7wK7GFoM/s1600/Philippe-Halsman-fotography-10-bardo.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-m49t11NnFdU/TdVODBrx8zI/AAAAAAAAAOc/p9MLkZ5RRaE/s1600/Philippe-Halsman-fotography-9-bardo.jpg

Софи Лорен, 1955 г.

http://2.bp.blogspot.com/-xUj4zT81OQw/TdVdWPDmwPI/AAAAAAAAAO8/z-CR21Y7EQg/s1600/sofi.bmp

Сам Хальсман писал:

Меня всегда интересовали люди. Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял.
Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу или ставя его голову под определенным углом. Для этого нужно провоцировать "жертву", развлекать его шутками, убаюкивать тишиной, задавать ему такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать.

Хальсман, будучи пунктуальным человеком, не забыл попросить подпрыгнуть и Ричарда Никсона:
http://3.bp.blogspot.com/-txdQmykCLCM/TdVffN4tKlI/AAAAAAAAAPI/FU-8xfoxAis/s1600/PhilippeHalsman13.jpg

Не забыл Хальсман и про Альфреда Хичкока, видного кинорежиссера тех лет:
http://3.bp.blogspot.com/-rD1gYyTSuWU/TdVeAIVAdVI/AAAAAAAAAPA/6EN0nGMHUDA/s1600/PhilippeHalsman06.jpg

В 1945 году Халсман был стал первым президентом американской ассоциации фотографов. В 1951 году Филлип стал членом известного фотоагентства «Magnum Photos», а в 1958 году журнал «Популярная фотография» назвал Халсмана одним из «Десяти величайших фотографов в мире».
     Умер Филлип Халсман 25 июня 1979 года. Но неугасаемая энергия фотографа взорвалась яркой вспышкой и после его смерти - в 2006 году, в честь столетия от дня рождения, Халсману был установлен памятник. Казалось бы событие не особо важное, но все дело в том, что это был первый памятник фотографу.

Памятник  легендарному латвийскому фотографу Филипу Хальсману
Бронза - 2м, Рига, Латвия
http://www.pototsky.ru/photos/monuments/Xalsman.jpg

Отредактировано Ваша Гадость (Четверг, 2 августа, 2012г. 14:10:34)

+1

9

Король танго - Оскар Строк

http://www.shabashkevich.com/images/126.png

Родился в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия) в семье из восьми детей. Его отец был армейским музыкантом и всех детей старался приобщить к своей специальности. Но самым прилежным и талантливым оказался Оскар. В 10 лет он написал свой первый романс на стихи Пушкина «Я вас любил…» Через год уехал в Петербург и в 13 лет поступил в консерваторию. Чтобы заработать деньги на учёбу, работал тапёром в кинотеатрах немого кино. После революции уехал в 1923 году в Ригу. Продолжал писать песни, причём и слова, и музыку, отдавая предпочтение мелодиям танго. В 1930 г. открыл в Риге свой ресторан, в котором пели такие знаменитые эстрадные певцы, как Константин Сокольский и Пётр Лещенко. В этом же году Оскар Строк познакомился с Фёдором Шаляпиным, который высоко ценил его песни и знал многие из них.

30-е годы были годами расцвета творчества Строка. Были написаны и получили всемирную известность такие танго, как Чёрные глаза, Скажите, почему…, Лунная рапсодия, Татьяна, Голубые глаза, Синяя рапсодия и многие другие, сразу ставшие шлягерами. В это время он выступал с успехом также в Париже, Харбине, Югославии, Венгрии, Аргентине. Его называли королём танго. После присоединения Латвии к СССР Строк продолжал писать песни. С началом ВОВ Рига была захвачена немцами почти сразу. Строку с семьёй удалось в последний момент эвакуироваться. Они поселились в Алма-Ата. Оставив там семью, композитор поступил во фронтовую концертную бригаду и почти всё время выступал на фронтах, часто вместе с Клавдией Шульженко. Написал несколько патриотических песен.

После войны поселился в Москве, продолжал писать музыку. Его песни исполняли Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Владимир Трошин и другие известные советские певцы той поры. Он даже участвовал в конкурсе на создание Гимна СССР. Однако, в 1946 году его творчество на Пленуме Союза композиторов было определено как кабацко-мещанская музыка. Перестали выпускать пластинки с его песнями и запрещали исполнять их на концертах. Строк уехал в Ригу, но и там было не лучше. Его исключили из Союза композиторов Латвии. Он был вынужден петь в ресторанах и кафе. И лишь в 70-х годах его песни были амнистированы и вновь завоевали мир. Похоронен композитор в Риге на еврейском кладбище «Шмерли». Газеты ни словом не обмолвились о его творчестве и смерти.

Отредактировано Ваша Гадость (Воскресенье, 13 января, 2013г. 17:38:32)

0

10

Российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор первых революционных марок Советской России. Автор герба (1921) и денежных знаков Латвии - Рихард Зариньш

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/ZarinsRihards.jpg

Рихард Зариньш родился 27 июня 1869 года в Лифляндской губернии. Его отец был управляющим в имении Киегели. Вскоре он покинул имение и перешёл на бумажную фабрику в городе Лигатне. Там прошло детство Рихарда. Затем, по неизвестным причинам отец Рихарда переселился в местечко Грива близ города Двинска (ныне Даугавпилс). Здесь с будущий художник учился в немецкой школе (ныне Даугавпилсская средняя школа № 6 имени Райниса), где у него впервые обнаруживается талант художника-рисовальщика. По настоянию директора К. Вальцера и архитектора В. Неумана в 1887 году Рихард отправляется в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (позднее Мухинское училище, ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица).

В мае 1919 года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство ВХМ. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Р. Зариньш создал в ней национальную школу графики, руководил кафедрой, в 1934 году получил учёное звание профессора. С 1920 по 1934 годы Р. Зариньш руководил Рижской государственной типографией.

Р. Г. Зариньш собрал образцы латышского народного орнамента, объездив всю Латвию. По заданию этнографического отдела Русского музея сформировал коллекции одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века из многих округов Видземе и Курземе и по праву считается основателем собрания по этнографии латышей.

Вместе с другим известным латышским художником Ю. Мадерниеком Рихард Зариньш учреждал первые частные художественные школы и курсы, устраивал художественно-ремесленные выставки, инициировал создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Умер Рихард Зариньш 21 апреля 1939 года. Он похоронен в Риге в Межа Капи (Лесное кладбище).

Р. Зариньш является основоположником латвийского книжного знака. Первый экслибрис он выполнил в 1897 году для будущей супруги Евы. Художник создал около 75 экслибрисов, в том числе, три книжных знака для ЭЗГБ в 1905 и 1918 годах. В 1920—1930-е годы Зариньш опубликовал образцы народных орнаментов в известной серии «Латышский орнамент».

В 1921 году он разработал дизайн государственного герба Латвии.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/37/Latvia_coa.png/170px-Latvia_coa.png

Из-под руки Рихарда Зариньша вышли рисунки многих российских марок.


«Рука с мечом, разрубающим цепь» — первая марка Советской России (1918), изготовленная по эскизу Зариньша

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Stamp_Russia_1918_35k.jpg/170px-Stamp_Russia_1918_35k.jpg

После переезда в Ригу Р. Зариньш много работал над рисунками латвийских почтовых миниатюр. Из созданных им 28 оригинальных почтовых марок Латвии выпущено 82 знака почтовой оплаты различных номиналов.

Интересные факты

В конце февраля 2001 года в Издательско-торговом центре «Марка» были подведены итоги конкурса «10 лучших марок России XX века». В нём приняли участие филателисты из 48 регионов России. Лучшей отечественной маркой столетия была признана марка, автором которой был Р. Зариньш, «Святой Георгий Победоносец» из серии 1914 года «В пользу воинов и их семейств».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Russia_stamp_1914_10k.jpg/170px-Russia_stamp_1914_10k.jpg

Деньги

Зариньшу принадлежит дизайн ряда российских и латвийских банкнот, а также нескольких латвийских монет. Работая в Санкт-Петербурге, он исполнил денежные знаки России достоинством 1, 3, 5, 10, 25 рублей и одну сторону знаков в 100 и 500 рублей.

Кредитный билет Российской империи, 500 рублей, 1912
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/79/Russian_Empire-1912-Bill-500_rubles-Obverse.jpg/120px-Russian_Empire-1912-Bill-500_rubles-Obverse.jpg

250-рублёвая банкнота, выпущенная Временным правительством в 1917
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/250_Ruble_Note_1917_verso.jpg/120px-250_Ruble_Note_1917_verso.jpg

Латвийская монета в 5 латов, 1932
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Old_five_lats_reverse.jpg/118px-Old_five_lats_reverse.jpg

Отредактировано Ваша Гадость (Воскресенье, 24 февраля, 2013г. 16:44:41)

0

11

Имя ему - МИНОКС!

Диалог двух дам на одном из исторических интернет-форумов:

– Самое смешное, что эстонцы считают изобретателя «шпионской камеры» Вальтера Цаппа и его изобретение чем-то своим. Миникамера даже была воспроизведена на почтовой марке, выпущенной Эстонской почтой несколько лет назад....

– Да, Цапп проживал в Эстонии, в Таллинне с 1921-1936 г., и там придумал эту камеру, что позволяет эстонцам быть прикосновенными к этому событию. Но родился изобретатель в Риге и здесь же запустил камеру в производство. Так что – «руки прочь от латвийского изобретения!» (шутка).

Милые дамы вступились за одного из самых известных латвийских изобретателей, который прославил нашу страну диковинной конструкцией фотоаппарата, выпускаемого с 30-х годов прошлого века – и до сих пор.

А начиналось все, действительно, в соседней Эстонии, в городке Нымме...Продолжение здесь  Вальтеру Цаппу пришла в голову идея миниатюрной фотокамеры, которой свет еще не видел

0

12

Латгальцы – самые красивые мужчины Европы!

125 лет назад, 28 февраля 1888-го года, в Лудзенском уезде родился Клеменс Буль — спортсмен, не знавший себе равных. А в 2009 году ему посмертно была присвоена высшая награда Федерации атлетизма и культуризма Латвии Auseklis за № 1.

http://boevieiskusstva.narod.ru/order.jpg

Жизнь Клеменса Буля — простого парня из бедной латгальской глубинки — представляет собой череду невероятных событий и фактов.

    В Сибирь Клеменс, как сейчас говорят, отправился «за длинным рублем», а на самом деле работа в депо на Сибирской железной дороге давала призрачную надежду на то, что удастся выбиться из нищеты. В свободное время Буль занимался в заводском атлетическом кружке.
   
На тренировках паренек поднимал колесные пары железнодорожных вагонеток, вес которых доходил до 250 килограммов. Но тут грянула революция 1905-го года, и горячий латгалец не остался в стороне от политической жизни, за что поплатился — был уволен с работы. Слоняясь без дела, Клеменс случайно попал в цирк, на один из чемпионатов. Там он впервые увидел борьбу, увидел и… заболел ею. Так Клеменс стал борцом-профессионалом.
   
Юноша тренировался, как одержимый, придумывая для себя все новые и новые упражнения. Например, посадить себе на плечи приятеля в килограммов эдак 120 и подниматься и спускаться с ним по лестнице. Или же в лесу нагибать до упаду молодые деревья. Буль от природы был очен ловок и при случае был непрочь это продемонстрировать. Рассказывают, что однажды, выходя на арену, Клеменс, дурачась, перепрыгнул через судейский столик.
   
Латгалец был прекрасно сложен — при виде такого красавца дамы млели. Клеменс заслуженно носил титул самого красивого мужчины Европы. Его параметры, которые сегодня не удивляют, в те годы были совершенны: рост — 181 см, вес — 97 кг, окружность груди — 122 см, талии — 92 см, бицепса — 44 см, шеи — 46 см, бедра — 70 см. Буль не обладал огромной физической силой, как многие борцы того времени, но прекрасно владел техникой ведения боя.
   
http://amnesia.pavelbers.com/ZirkAmnesia%20order2.jpg

Начиналась борцовская карьера Клеменса на чемпионатах Сибири, Урала, Кавказа, Закаспийского края. В Туркестане, где довелось бороться Булю, был такой обычай: в качестве залога борцы оставляли свои халаты. Десять лет непобедимый Абдула Нияз приходил на соревнование с одним и тем же халатом, пока не проиграл его никому не известному борцу родом из Латгалии. Тогда Булю удалось завоевать не только расписной халат, но и звание чемпиона Закаспийского края.
   
В 1911-ом году на Мировом первенстве по французской борьбе 23-летний Клеменс блестяще победил всех своих соперников в 16-ти схватках и был увенчан лентой чемпиона. Турнир собрал лучших европейских борцов: великан Григорий Кащеев, Карл Коронацкий, голландец Ван-Риль, волжский богатырь Николай Вахтуров были главными соперниками Буля.
Однако громкие титулы противников не смутили Клементия. Из 16 схваток он вышел победителем и завоевал звание чемпиона.
Вот что писала о триумфе молодого атлета одна из столичных газет: "Впервые в Петербурге на чемпионате 1911 года выступал русский борец Клементий Буль, отличающийся поразительной техникой. Особенно эффектен его тур-дедет (захват головы с броском через себя) с прыжком - прием, еще не виданный в Санкт- Петербурге. Финальная схватка в этом чемпионате с Ван-Рилем принесла Булю ленту чемпиона".
Буль в то время был любимцем не только женщин, но и прессы, которая, не жалея хвалебных эпитетов, восторженно описывала великолепную технику русского борца, его эффектные приемы, а главное — внешнюю красоту.
   
Вот что в 1913-ом году в журнале “К спорту!” писал о Клеменсе В. Чесноков: “Буль настолько натренирован, так сух, что не имеет ни одного золотника лишнего веса. Это также, конечно, обусловливает рисовку его мышц и вообще делает его фигуру одной из красивейших среди современных атлетов. Сильная стальная фигура Буля просит не кисти, а резца, так как мрамор дает более точное представление оригинала”. К слову сказать, многие соперники Буля превосходили его в весе на 25-30 килограммов.
   
На чемпионате по французской борьбе, который проходил в Тифлисе, на ковер вышли король русского спорта Иван Поддубный и тогда мало кому известный красавец Клеменс Буль. На 26-й минуте ожесточенной схватки случилось невероятное: лопатки не знавшего поражений Поддубного были прижаты к ковру. Как писала тогдашняя пресса, «победа досталась молодому русскому атлету». Между латгальцем и Поддубным была и другая схватка — на арене Курского цирка в 1928-ом году, когда Буль работал инструктором курсов Высшего командирского состава Красной Армии. Никто из борцов не мог взять верх в течение часа. В конце концов, победа была присуждена Клеменсу, так как весом он был значительно легче своего соперника. Однако у Поддубного были очень сильные руки. Сам же он говаривал: «руки — крюки, а сила у борца — в спине».
   
Перестав выступать, Клеменс Буль до последнего дня оставался в большом спорте, работая старшим тренером по борьбе в московском «Динамо». Среди его многочисленных учеников были такие легенды спорта, как Леонид Егоров и Шалва Чихладзе.

http://boevieiskusstva.narod.ru/arm.jpg

Кстати

Имя Клеменса Буля стало популярным и узнаваемым в Латгалии благодаря Олегу Буринскому, вице-президенту World Body Building Federation. Олег в буквальном смысле по крупицам собирал материалы о легендарном земляке, ведь не сохранилось ни одной его награды. Более того, в течение длительного времени города Красноярск и Курск, а не скромная Латгалия, считали себя родиной непобедимого Клеменса Буля. Россияне даже переименовали латгальского парня из Клеменса в Клементия. В распоряжении О.Буринского находятся уникальные документы из частного архива семьи Клеменса Буля, с копиями которых можно ознакомиться на сайте Федерации фитнеса Латвии wwwfitnes.lv. Олег не только встречался с внуками латгальского борца, но и восстановил свидетельство, доказывающее, что Клеменс был гражданином Латвии.

Год назад усилиями Олега Буринского в помещении Даугавпилсского фитнесс-центра был открыт единственный в республике Музей атлетики.

/с/

Отредактировано Ваша Гадость (Воскресенье, 31 марта, 2013г. 08:15:06)

0

13

Герц Франк - Родился в 1926 году в Лудзе. Латвийский и израильский кинодокументалист. В 1947 году закончил военное училище и Свердловский филиал Всесоюзного заочного юридического института. Служил офицером в Забайкальском военном округе. Работал журналистом и фотографом во Владимире и Риге. С 1959 года — сценарист и режиссер Рижской киностудии. С 1993 года жил в Израиле и Латвии. Преподавал в киношколах по всему миру.

http://s2.uploads.ru/a45Sv.jpg

В 1975 году он написал книгу, посвященную поиску образности в документальном кино. «Записки» адресованы широкому кругу читателей — начинающим кинематографистам и просто фотолюбителям.
«Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста» смотреть здесь Беру самый обыкновенный снимок, каких, наверное, немало в семейных альбомах, и самый обыкновенный сюжет, знакомый каждому с детства. Жили были дед да баба...

http://www.gazeta.lv/photos/5/karta-ptolemeya.jpg

Отредактировано Ваша Гадость (Пятница, 12 апреля, 2013г. 16:40:12)

0

14

Ваша Гадость написал(а):

Герц Франк - Родился в 1926 году в Лудзе. Латвийский и израильский кинодокументалист.

Старше на 10 минут

Герц Франк – один из самых известных режиссеров авторского неигрового фильма, лидер «рижской школы документального кино»

Бесспорный шедевр мастера, снятый в соавторстве с учеником – Юрисом Подниексом и в одночасье сделавший его классиком, десятиминутное киностихотворение «Старше на десять минут». Одним планом, без единой склейки, режиссер запечатлел на пленке небольшой по времени и огромный по содержанию отрезок душевных переживаний ребенка.

«Лампочки точечной подсветки были спрятаны в спинках впереди стоящих кресел. Оператор лежал с камерой за рампой сцены. За два воскресенья было снято четыре дубля. В дело пошел самый первый из них.

Имя мальчика, главного героя фильма, Франк не раскрыл. Зато известно, что именно он смотрит в эти поразительные 10 минут. Это сцена из кукольного «Золотого ключика»: Дуремар с Карабасом-Барабасом нападают из засады на Буратино, Мальвину, Пьеро и Артемона, пытаются отнять у них только что подаренный Тортиллой золотой ключик, но папа Карло с Джузеппе вовремя приходят на помощь...»

Посмотрите «Старше на 10 минут» (1978). Всего 10 минут.

Источник

0

15

Молодость латвийского киноискусства

В 1948 году в Риге была создана студия художественных и хронико-документальных фильмов, получившая затем название Рижской киностудии.

Читать-смотреть здесь  Начнём со старейших артистов, с основоположников нашего кино, которые в те послевоенные годы были уже зрелыми мастерами.

http://www.gazeta.lv/photos/7/RKM_Ilgais_celsh_foto%20Lavrinovichs.jpg

0

16

Ваша Гадость написал(а):

Молодость латвийского киноискусства

Молодость нашего кино. Нечаянное продолжение

Первое, что я в том комментарии написал: а вот интересно, кому и зачем все эти тысячи фото понадобятся лет через 30-40? 
Нам они интересны потому, что мы с этими актерами и их киногероями прожили и свои собственные жизни.
А тем, кто придет нам на смену, это будет интересно?
Их, привыкших к 3D, заставишь ли смотреть потёртые ч/б ленты?
А потом: что они там увидят такого, что тронет их душу, которая с показываемым никогда не была сопричастна?
Это мы с вами прожили наши жизни вместе с артистами, мы – одно целое, неразрывное, поэтому они нам так дороги...

Смотреть здесь У меня образовался небольшой «склад» фотографий, не вошедших в ту публикацию, в основном из-за малого формата...  Решил поставить таки всё, пусть народ смотрит.

http://www.gazeta.lv/photos/5/10lo1343464091-474385-13(1).jpg

0

17

Лилита

Рассказ об актрисе, которую полюбили миллионы.

В  1996 году в Рижском театре русской драмы ставили пьесу Стриндберга «Пляска смерти».
И на главную роль решили пригласить латышскую атрису Лилиту Озолиню, из театра «Дайлес».

В постановочной команде был и я, и был при этом не то что на левом фланге, а еще левее, и даже на отдалении: я делал программку к спектаклю...

Далее читать здесь  А глаза мои при этом неотрывно смотрели на сцену,  на исполнительницу главной роли, которая для меня, равно как и для миллионов (без преувеличения) мужиков всего СССР была идеалом женщины

http://www.gazeta.lv/photos/7/1343464092-374189-0611111111111111.jpg

0

18

Народный режиссёр. Знаменитый Цисер - руководитель Народного театра ПрибВО и театральный педагог.

В школе я был артистом. То есть играл на школьных вечерах с друзьями отрывки из разных пьес.
Мне хлопали в ладоши, девчонки жмурили глазки, и я принимал это за признание моего несомненного таланта...
Вот почему я был такой уверенный, когда толкал дверь студии...

Нашей самой первой встречи Цисер, однако, не забыл, и позднее как-то, во время разбора темы актёрского «зажима», он ткнул в меня пальцем, сказав:
«А сейчас я вам покажу, каким вот он пришёл поступать в студию».
Тело педагога в одну секунду стало кривым во всех трёх плоскостях, голова повернулась в сторону не на 90, а на все 120 градусов и при этом задралась кверху, рот исказила судорога, руки тоже. Рот произносил нечто бессвязное, из которого можно было понять, что: «Да, афиши тут у вас, дипломы – это хорошо. А вот и я пришёл. Неплохо бы вам со мной позакомиться, наконец-то...»

Далее читать здесь Так я стал студийцем у знаменитого Цисера.

Автор Виктор Подлубный (engelgardt) Gazeta.lv

http://www.gazeta.lv/photos/e/IMG_9321.JPG

0

19

Удивительные люди живут в Латвии!!!  автор Виктор Подлубный

У Кудояра в его Аркадии

На въезде в Ригу c востока вытянулся вдоль Даугавы большой дачный поселок Дарзини.
В нем уже долгие годы живет интересный человек, русский художник Владимир Никифорович Кудояр.

Он известен рижанам своими подвигами, как художественными, так и гражданскими, о которых по городу пол века уже ходял легенды.
Это он в 1954 году вместе художниками Элертом Трейлонсом, Эгоном Цесниексом и Мирдзой Голде написал огромное стенное панно в здании Рижского аэровокзала.

Это он ранним зябким утром, стоя на лестнице пожарной машины, пририсовывал очередную звезду Героя на гигантском портрете генсека Л.И. Брежнева, что висел на брандмауэре дома на углу нынешних Бривибас и Миера.

Его кисти принадлежат бравурные, полные счастьем росписи павильона Прибалтики в Москве, на ВДНХ.
Он же восстанавливал сакральные фрески Домского собора.
И параллельно писал огромные портреты Ленина и Сталина, которые в праздники натягивали на фасад Художественного музея, справа и слева от входа...

Смотреть-читать здесь  Был он художником высокооплачиваемым. Зарплата его жены, главного технолога одного из химических производств, в советские годы не дотягивала до 200 рублей. Владимир приносил домой 400-600 – а это было равно зарплате министра.     И эти шальные деньги Владимир Кудояр закапывал в землю.

http://www.gazeta.lv/photos/1/IMG_0648(1).jpg

+1

20

Столетие с начала Первой мировой войны в 1914 году придало новый импульс историческим исследованием. Так, ассоциированный профессор факультета истории и философии Латвийского университета Эрик Екабсонс собрал около 700 имен латышей, который были офицерами царской армии до 1914 года. Если учесть еще и офицеров резерва, то таких латышей будет около 8000 — от прапорщика до генерала. И это еще не окончательное цифра, отметил профессор в разговоре с Latvijas Avīze.
«До 1914 года примерно 80 латышей достигли, как минимум, звания подполковника, – рассказывает Эрик Екабсонс. -- Из них 20 позже проявились в латвийской армии. Среди этих 80 было пять генералов — четверо генерал-майоров и один генерал-лейтенант.

Из латышей самую высокую должность — генерал-лейтенант — получил Эмануил Калнинс (род. в 1855 году). Я его фамилию так произношу специально. Он был сыном рекрута, солдата. Отца Калнинса – Кристапа Калниньша – взяли в рекруты в 20-х годах 19-го века из Видземе. Он дослужился в гвардейской части до прапорщика, что соответствует званию старшего лейтенанта в обычной части. Поэтому Эмануил больше не был сыном крестьянина, и у него было право поступить в военное училище еще до реформы. Калнинс в конце 19-го -- начале 20 века был военным атташе России в Греции, позже в Османской империи. Он подготовил учебное пособие для офицеров Генштаба, показывая, что главная задача атташе — разведка. Он был квартирмейстером Одесского военного округа, фактически главой разведки. В 1913 году Эмануил Калнинс ушел в отставку, и больше его имя в документах не появляется.

Дальше стоит упомянуть генерал-майоров Петериса Брейкшса (род. в 1855 году), Игната Чекстера (род. в 1840 году), Алекандра Камбергса (род. в 1856 году), Екаба Плуме (род. в 1855 году) А во время Первой мировой войны генералами стали еще где-то 15-20 латышей. В латвийской армии из них появилось около пяти.
И еще, как минимум, десять латышей получили генеральское звание в рядах белой армии в ходе Гражданской войны. Многие пропали без вести, отправились в эмиграцию после Гражданской войны. Рудольф Бангерскис стал генерал-лейтенантом в силах адмирала Колчака. Однако в латвийской армии учитывали только те звания, которые были получены до ноября 1917 года».

Историк признал, что генералитет армии независимой Латвии выучили в царское время.

«Первым генералом латвийской армии был Давис Симансонс в 1919 году, – напоминает Екабсонс. – Всего в латвийской армии было 57 генералов и один адмирал. Все они оканчивали российские военные училища. Из 170 полковников латвийское военное училище окончил только один. Остальные получили офицерское образование либо до Первой мировой войны, либо во время нее».

Историк назвал стереотипом, что в русской армии офицером мог стать только человек из знатной семьи.

«Царская Россия не была таким монстром, каким мы ее можем вообразить, опираясь на представления советского времени, – говорит Екабсонс. -- Нельзя сказать, что батрак или сын крестьянина не мог ничего добиться. Не стоит и считать, что в офицеры попадали только крестьянские сыновья. Там были и дети небогатых горожан».
freecity.lv

25-01-2014

0

21

Для меня излюбленный поэт - Александр Чак.

Я встретил ее
на узенькой улочке,
в темноте,
где кошки шныряли
и пахло помойкой.

А рядом на улице
дудел лимузин,
катясь к перекрестку,
как будто
играла губная гармошка.

И я повел ее - в парк -
на фильм о ковбоях.

У нее
был элегантный плащ
и ноги хорошей формы.

Сидя с ней рядом,
я вдыхал слабый запах
резеды
и гадал,
кем бы она могла быть: -
парикмахершей,
кассиршей в какой-нибудь бакалее?..

Трещал аппарат.
Тьма пахла хвойным экстрактом,
и она рассказала,
что любит орехи,
иногда папироску, секс,
что видела виноград лишь за стеклом витрины,
и что не знает,
для чего она живет.

В дивертисменте
после третьего номера
она призналась,
что я у нее буду, должно быть, четвертый любовник.

В час ночи
у нее
в комнатенке
мы ели виноград
и начали целоваться.

В два
я уже славил Бога
за то,
что он создал Еву.

0

Похожие темы

Латвия - события, факты, комментарии Latvija Вторник, 24 января, 2017г.
Мои велопоездки по Латвии и не только. Latvija Пятница, 16 октября, 2015г.
Статья о Латвии Latvija Среда, 15 марта, 2017г.
Латвия. Latvija Суббота, 23 ноября, 2013г.
Статьи о Даугавпилсе (Двинске, Динабурге). Даугавпилс Понедельник, 15 июня, 2020г.

Вы здесь » GoroD » Latvija » Великие имена Латвии