ВЕНЕРА СОВЕТСКАЯ

1 ноября в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Венера Советская» На экспозиции представлено около 120 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из собрания ГРМ, а также 20 фотографий из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга
В названии выставки «Венера Советская» равно важны оба слова. С одной стороны - «богиня любви и красоты», с другой - советский период нашей истории от октябрьской революции до 1991 года.
В первом зале представлены произведения, запечатлевшие образ «девушки в кожанке с наганом» первых лет Советской власти. Роль женщины эмансипированной, равной мужчине и в труде и в семье, в полной мере отражена в плакате. В этом виде искусства, решая важный социальный заказ, художники нередко намеренно лишали своих героинь гендерного, и даже эстетического начала. Физически сильная девушка мощного телосложения предстает перед нами и в скульптуре (В. Мухина «Женский торс» (1927)), и в живописи (А. Самохвалов «Метростроевка со сверлом» (1937)).
В следующем зале можно увидеть произведения, воплощающие различные аспекты женского начала, подчас противоположные. «Катька» В. Лебедева (1918) - образ вызывающий, откровенно-греховный, навевающий ассоциации с Катькой из «Двенадцати» Блока. «Обнаженная с белой драпировкой» В. Малагиса (около 1940) - портрет, выполненный согласно традиционным канонам изображения обнаженной натуры, в то время как облик самой героини картины им не вполне соответствует. «Женщина у окна» П. Вильямса (первая половина 1930-х) - истинное олицетворение классического типа красоты русской женщины.
Далее следуют произведения, раскрывающие тему труда и спорта. В живописи это «После кросса» и «На стадионе» А. Самохвалова (1934-35), «Раздолье» А. Дейнеки (1944), в скульптуре - «Физкультурница после плавания» А. Браиловского (1935), «Волейбол» В. Эллонена (1935) и др. Реализуя принцип телесности, художники зачастую делали героинями своих произведений молодых работниц и спортсменок с крепкими развитыми телами, ведь в 1920-30-е годы именно спорт стал государственной политикой. Подчас на этих картинах женщины предстают лишенными индивидуальности и интимности, асексуальными. В качестве антитезы выступают произведения, создававшиеся теми же художниками фактически для себя, поскольку показывать их на выставках в те годы было невозможно: это картины подлинно поэтичные, воспевающие красоту и женственность (Ю. Пименов «Женщина в гамаке» (1934), А. Дейнека «Ночь» (1935), В. Лебедев «Натурщица» (1937)).
Еще один зал посвящен воплощению образа женщины в искусстве фотографии. Увы, развитие эротического направления в советской фотографии 1920-30-х было прервано в конце 1930-х годов, когда эротика в отечественном искусстве стала явлением «нон грата». Признанный мастер фотографии А. Гринберг, создавший немало произведений в жанре «ню», был обвинен в порнографии и осужден на пять лет.
В последнем зале представлены произведения 1970-80-х годов. Некоторые художники в те годы продолжали придерживаться классических канонов изображения женской натуры: на картине «Утро» А. Мыльникова (1972) прекрасная женщина предельно холодна и отрешенна от реальности, «Лето» В. Ни (1979) продолжает традиции мастеров Возрождения. В то же время в разных видах искусства появляются и иные аспекты подхода к женскому образу и жизненным ситуациям, без идеализации: обнаженные изображаются лежащими на раскладушках («Красавица» А. Петрова (1980)), в откровенно гротескной или анекдотической форме («Купальщица» И. Чуйкова). Подобный подход встречается и в скульптуре (П. Шурига «Отдых» (конец 1960-х – начало 1970-х), М. Ершов «Тимма» (1979-82), Н. Богушевская «Джульетта» (1984).
источник
Б.М.Кустодиев. Купальщица. ''Венера Советская'' в Русском музее