Очень занимательная статейка о резкости! О серьёзном с юмором!
Сергей Вараксин
НЕПРАВИЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ
(У вас по краям мылит? Тогда мы идём к вам!)
...С идеей можно пикировать не только на натюрморт, но и на любой другой жанр фотографии. Как это сделать? А взять, да и что-нибудь испортить. Вот, например, резкость.
Что пишут о резкости? О резкости пишут книги. Некий Брюс Фрейзер написал труд: «Усиление резкости фотографий в Adobe Photoshop». А сотрудники Массачусетского технологического института пошли ещё дальше и разработали алгоритм, восстанавливающий резкость размытых фотографий, снятых дрожащей камерой. Вы читали, что говорят о резкости на фотосайтах? На фотосайтах говорят: «Резкости мало не бывает!». Кричат: «Помогите! По краям мылит!». Или: «На широком угле мылит!». Или вообще: «Мыло на всех фокусных!». Прости, господи.
А если взять, да и послать сотрудников Массачусетского института к чёрту? Да запросто! Во-первых: сотрудники об этом не узнают. А во-вторых: среди самих фотографов затесалась «пятая колонна». Один из этих «отщепенцев», Картье Брессон, писал: «Я с иронией отношусь к идеям некоторых лиц, использующих фотографические технологии, отличающиеся неумеренным стремлением к четкости изображения, к супер-резкости, тщательной вылизанности картинки». Он ещё сказал: «Резкость – буржуазный предрассудок», а его друг Роберт Капа добавил: «Рука фотографа должна слегка дрожать». Капа вообще считал, что «если снимок получился достаточно резким, значит, ты был далеко от события». Никто не мешает пойти по скользкому пути классиков. Но как снимать не резко, если вы уже потратили кучу денег на приличный объектив? А будем отыгрывать назад, так сказать, пешком к природе..
Холодной зимой 2007 года сидел я на кухне моей тёщи в Эстонии, пил чай, и читал «Хайку» Мацуо Басё. «Парят снежинки… Густой пеленою… Зимний орнамент…» — шептал я, смотрел в окно и листал странички потрёпанной книжки. За окном шли люди, силуэтами на белом снегу. «Им бы сейчас, попивая сакэ, любоваться дивной картиной, — нет, бродит зачем-то народ, топчет на улицах снег» — подумал я словами из «Танка» Таясу Мунотэкэ. А что, если снять свои «Танка», или, хотя бы «Хайку»? Я взял с полки камеру и высунулся в окошко... Обратите внимание на выдержку – 1/6 секунды. Это оптимальный вариант. Но, если вы всю ночь не спали, то можно и 1/8 попробовать, а объектив лучше взять побольше (и подешевле), что-нибудь с фокусным миллиметров триста-четыреста, чтобы изображение само подпрыгивало от восторга.
1. Братья Гримм
2.Красный
3. Зима
"Испортить" приличную картинку легко и другими разными способами. Можно просто поснимать из окна троллейбуса...
1.Аничков мост
2.Город Таллинн
Если стекло родное, оконное, то и на улицу выходить не надо. Можно лупить прямо из комнаты! Но, в принципе, можно побегать и по улице. Тоже неплохо получается, «ниреско». Носить стекло с собой, конечно, тяжело, особенно тащить куда-нибудь в Египет или Турцию, но если у вас есть жена, то нет проблем, как говорится...
1.Мама мыла раму
2.Весна в Крюковом канале
Что ещё сделать для качественной порчи изображения? Купить на барахолке копеечный среднеформатный фотик. Киев-6С – отличный вариант, 500 рублей со штатным объективом. Открываем на всю катушку диафрагму и получаем крошечную глубину резко изображаемого пространства..
1.Алфавит
2.Зебра
Конечно, в наше прекрасное время развитого до умопомрачительных высот капитализма любой дебил может купить себе приличный цифровик, типа D200. Осталось взять у знакомых напрокат ребёнка, и сделать вот такую неплохую карточку...
1.Май
Но, согласитесь, гораздо интересней достать с полки дедушкин ФЭД-3 и снять карточку намного лучше, а на вырученные таким образом деньги купить жене сапоги...
1.
Если всё написанное покажется вдруг сложным… Я понимаю, вряд ли. Но, чем чёрт не шутит? Мультиэкспозиция какая-то, выдержки, панорамные фотоаппараты… Да можно вообще не заморачиваться, а просто взять и махнуть рукой на объективы. Вернее, все объективы мы выкидывать не будем, один оставим – Гелиос 44. Он стоит три рубля за кучку, его не жалко, поэтому выбросим из него все внутренности, кроме одной передней линзы. А переднюю поставим задом наперёд. Это всё равно как постучать по дереву три раза, или сложить пальцы крестиком, на всякий случай то есть. Вы догадались правильно. Мы сделали монокль. На самом деле, рисунок монокля ужасен. Он состоит из сплошных оптических искажений, над исправлением которых целые институты работают. Но мы-то ждать не будем, пускай японцы работают. Мы будем снимать моноклем, простейшим объективом, состоящим из одной единственной линзы. Все эти аберрации и прочие недостатки, присущие такой конструкции, мы обратим в достоинства. Пускай у нас будет свой, неповторимый, хоть и не совсем правильный рисунок. Такой вот, например...
1.Лошадь
2.Ушла
Кстати, если одна только мысль о предстоящей разборке Гелиоса уже приводит вас в отчаяние, то можно просто купить себе однолинзовую «Хольгу». «Хольга»! У меня мурашки бегут по телу, и в животе становится тепло, когда я думаю о ней. Я перевязываю её изолентой, чтобы у неё не отвалилась крышка, я целую её в хрустящую чёрную пластмассу, дышу в её единственное стёклышко и аккуратно протираю его штаниной перед выходом на съёмку. Какие необыкновенные возможности у этой китайской мыльницы за 20 долларов! Её можно бросать друг другу, обливать пивом, даже играть ей в футбол вместо мяча. Её можно оставить на скамейке в парке, и через неделю она будет ждать вас на том же самом месте. Согласитесь, это удивительный аппарат! Кроме того, ей можно даже фотографировать. В это трудно поверить, но она сама делает красивые снимки с художественным затемнением по углам. Нам даже думать тут не нужно, и даже вредно. Сам Майнор Уайт, создатель журнала Апертура, считал, что «сознание фотографа должно быть совершенно чисто в момент съемки». Всё, что от нас требуется, это нажимать на кнопку...
1.Один дома
2.Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Хочу ещё раз подчеркнуть, что качественно испортить изображение, это: во-первых – весело, во-вторых – легко, а в третьих — всем доступно. Совершенно бессмысленно тратить деньги на приобретение дорогостоящей техники для того, чтобы потом с уверенностью копировать всё то, что видишь. Зачем? Ещё Достоевский упрекал художников в ненужном следовании фотографической правде. Он так и говорил: «Реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит. Такая художественность нелепа». А Виктор Шкловский в 1919 году писал: «Изобразительные искусства не имели целью изображение существующих вещей; целью изобразительных искусств было и будет создание художественных вещей – художественной формы».
Наше дело правое. Как учит Сюзанн Зонтаг: «Все в мире существует для того, чтобы быть запечатленным на фотографии». Пробуйте. Снимайте всё подряд. И портите легко и с удовольствием. И ничего не бойтесь.
Отредактировано Ваша Гадость (Суббота, 28 июля, 2012г. 15:34:36)