GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Даугавпилс » Краеведы, объединяйтесь!


Краеведы, объединяйтесь!

Сообщений 1 страница 50 из 87

1

Наш форум показал, что коллективный труд даёт очень неплохие результаты. Как говорится, "с миру по нитке" и уже собрано очень много полезной информации.
Уважаемые, заявляйте о себе, спрашивайте, рассказывайте. Тут собрался народ не жадный, всегда можно рассчитывать на участие. Думаю, что все пользователи форума будут рады новым пользователям, разделяющим наши интересы в краеведении. Предлагаю не только молча "гостить" на форуме, но и делиться своими знаниями, потому как в итоге, поделившийся получит больше чем отдал.
С 1997 года в нашем городе стали проходить краеведческие конференции. В данной теме будут размещены материалы начиная с VI конференции (со временем, возможно, появится информация о более ранних конференциях). Все материалы взяты из сборников, изданных по материалам конференций.
В сборник могут входить статьи, не прозвучавшие на конференции и могут не войти доклады, имевшие место быть сделанными в процессе работы конференции.
Наступает время, когда одно поколение краеведов сменяет другое. Ушёл из жизни Залман Якуб и многие другие. Но, как говорится, свято место пусто не бывает и на смену приходят молодые и стремящиеся к знаниям.
Всё это навело на мысль возродить городские конференции краеведов. Появилась идея встретиться, познакомиться, послушать друг друга и учёных-историков. Ближайшее время начнётся работа по организации мероприятия. Все заинтересовавшиеся пишите тут или в личку. Вопросы, предложения, пожелания - ничто не останется без ответа.
Ранее, под эгидой Русского исторического клуба такие встречи уже проводились, надеюсь Летописец немного расскажет об этом.

+1

2

Vils написал(а):

поделившийся получит больше чем отдал.

Золотые слова!

0

3

Лудзенские уже подтянулись!  :flag:

0

4

Надо дождаться статьи Чайкиной Ж. может ещё какие подтянутся.  :question:

0

5

Поддержу идею Вилса о возобновлении (восстановлении) ежегодных краеведческих конференций. Есть краеведы, есть интересующиеся горожане града сего, нужна площадка для встреч, обмена информацией. Люди становятся спецами в отраслях знания, так быстрее можно обменяться информацией, а зная спецов по темам можно уточнить информацию, не потребуется вторично, третично проходить свой путь с нуля, теряя драгоценное время. В 1997-2001 прошло пять ежегодных конференций краеведов и не только - "Динабург-Борисоглебск-Двинск-Даугавпилс. 1275-2000." (последняя - 1275-2001). Изначально снимался всяческий ценз (образование, научные степени), любой желающий сказать что-либо о городе (мемуары, воспоминания, фотографии, и т.д. и т.п.) мог выступить на конференции. Делались объявления в газете о месте, времени проводимой конференции, потом отчет журналистов или свой отчёт о конференции. Выпускались памятные конверты для каждой конференции. Поделюсь опытом, знаниями о подготовке и проведении таких конференций.

0

6

Летописец, если Вам не сложно, узнайте как можно застолбить место в библиотеке и сколько это обойдётся в Ls.

0

7

Узнаю подробно, отпишу.

0

8

Спасибо, буду ждать.

0

9

Уважаемые краеведы и все кого интересует история нашего города, вчера была создана и начала работу инициативная группа по подготовке VI краеведческой конференции. Проводить конференцию будет Русский исторический клуб, и она станет продолжением проведённых этим клубом ранее пяти конференций. Предварительно конференция состоится в Даугавпилсе, во второй половине августа этого года. В ближайшие дни будет известно место и точное время проведения конференции. А немного позже представлена предварительная программа.
Для участия в конференции приглашаются все желающие, но будет введена регистрация, исключительно для того, чтобы знать количество участников и соответственно выбрать необходимое помещение.
Так же приглашаются желающие помочь в организации конференции. Все предложения и пожелания пожалуйста в личку.

0

10

Так что порешили, господа краеведы? На когда назначен сбор дружины? На пятницу, 10-е в пожарке или на субботу 11-е в парке? Или будут еще какие версии? :flag:

0

11

Уважаемые краеведы, знатоки истории Даугавпилса, просто горожане и все, интересующиеся историей нашего города! Русский исторический клуб приглашает на VI Даугавпилсскую краеведческую конференцию "Краеведы Даугавпилса – новый взгляд в прошлое".
Основные задачи конференции:
• формирование новой информационной среды для краеведов с использованием компьютерных технологий и интернета
• развитие сотрудничества Даугавпилсских краеведов с государственными, городскими, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями
• диалог между краеведами разных поколений

Начало работы конференции 27 августа 2011 года в 11.00.
Место проведения конференции: Дом Единства, Латгальская центральная библиотека, зал периодики, улица Ригас, 22 A, Даугавпилс (вход с улицы Саулес, 3 этаж).

Участие в конференции бесплатное. Обязательна предварительная регистрация, вход по пригласительным. Зарегистрироваться Вы сможете, выслав заявку по электронной почте: konferencija2011@gmail.com
Заявки на участие в конференции принимаются до 1 августа 2011 года.

По организационным вопросам обращаться: konferencija2011@gmail.com.

Будем рады увидеть Вас на конференции!

С уважением,
Русский исторический клуб.

0

12

:yep:

0

13

А в какое время встретимся?

0

14

В час дня?

0

15

Кстати, а почему только краеведы?
Может еще кто-то из форумчан подтянется?

0

16

Для начала надо краеведам собраться, а к ним уже все желающие подтянутся (я так думаю). https://forumupload.ru/uploads/0000/0c/aa/122231-4.gif
Праздник в городе все-таки.

0

17

Хочется заметить, что краеведами можно назвать всех пользователей форума. Каждый в той или иной мере сохраняет частичку истории, рассказывает или же показывает то, что становится историей. Каждый прошедший миг - это уже история, надо только это осознать.

+2

18

27 августа сего года в Центральной латгальской библиотеке состоялась VI Даугавпилсская краеведческая конференция.
Организатор конференции Русский исторический клуб, председатель Александр Дмитриев. Среди гостей были вице-мэр Ливия Янковская, депутат Даугавпилсской городской думы Мечислав Трусковский, представители Даугавпилсского краеведческого и художественного музея, нескольких музеев Резекненского края, а также представители нескольких общественных организаций и краеведы Даугавпилса.

Прозвучали доклады:
"История железной дороги в Даугавпилсе" - Янис Янович Балтацис, последний директор железнодорожного музея в Даугавпилсе.
"О коллекционировании открыток с видами Даугавпилса" - Сергей Минчёнок, бывший коллекционер.
"Латгальская центральная библиотека - мультимедийные проекты" - Светлана Бицане, библиограф.
"Даугавпилс на страницах "Википедии" - Александр Дмитриев, председатель Русского исторического клуба.
"Краеведение, как тема интернет общения." - Игорь Банченков, основатель форума GoroD (ГороД) с адресом dinaburg.ru.
"Святые Даугавпилса" - Юрий Петровский, редактор журнала "Православная жизнь".
"Пловцы - чемпионы из Даугавпилса" - Александр Торайкович, председатель спортивного клуба "Nara".
"История православия, старообрядчества и униатства в Латгалии" - Григорий Михеев, художник, реставратор, иконописец, историк.

В завершение конференция состоялось вручение, учреждённой Русским историческим клубом, премии имени Е.В. Чешихина, за большой вклад в краеведение Даугавпилса. Лауреатами стали Ольга Корнилова и Григорий Михеев.

+2

19

6-я Даугавпилсская краеведческая конференция.

Организатор - ведущий - Владимир Филиппов.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788aq-42e.jpg

Вице-мэр Ливия Янковская, депутат Даугавпилсской городской думы Мечислав Трусковский.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788b8-c8j.jpg

Янис Янович Балтацис.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788b3-b0d.jpg

Сергей Минчёнок.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788bj-8mz.jpg

Александр Дмитриев.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788bq-rti.jpg

Юрий Петровский.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788bu-ocf.jpg

Александр Торайкович.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788c7-stv.jpg

Григорий Михеев.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788ce-sq3.jpg

А также поэтесса Фаина Осина, с презентацией нового сборника стихотворений городских авторов.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788c5-bl9.jpg

Общее фото.

http://www.photoshare.ru/data/3/3542/1/5788cf-xc3.jpg

В альбоме загружены снимки в оригинальном размере, кому необходимо - милости прошу, пользуйтесь.

Поскольку меня отдельно нет на снимке, то вот мой доклад.

Краеведение как тема интернет общения.

  Интернет как средство общения людей давно и прочно вошел в нашу жизнь. Его доступность, постепенное снижение цен на услуги интернет-провайдеров позволяют практически любому получить доступ к всемирной паутине. К тому же конфигурация компьютера для веб-серфинга гораздо проще чем для бизнеса, игр или специальных приложений, требующих повышенные аппаратные требования.
Глобальная сеть объединяет людей всего мира. Задав вопрос из одной страны ответ можно получить с другого конца земного шара. Эти, да и не только эти, факторы делают интернет привлекательным для общения краеведов, историков, да и просто людей, с вниманием и уважением относящихся к своим родным местам.

Я хочу рассказать об одном форуме, создателем и бессменным администратором которого являюсь на протяжении ряда лет. Это форум GoroD (ГороД) с простым адресом dinaburg.ru.
Форум изначально замысливался ка место для дружеского общения на всевозможные темы. Все обо всем. Изначально, в числе прочих, были и темы о Даугавпилсе. Некоторые статьи о городе, фото с различных источников. Не только современный Даугавпилс интересен, а и то, каким он был в годы минувшие – это послужило созданием темы «Двинск». Изначально мне удалось найти в сети около сорока различных снимков, открыток и рисунков старого города. Это послужило началом – ведь группа интересующихся людей, с разными интересами и кругозором способна на большее, нежели одиночка. Постепенно темы Даугавпилса (Двинска) начали расти и развиваться.
  По поисковым запросам на форум приходили люди, которые когда-то жили, работали, проходили воинскую службу или учились в Даугавпилсе. Кто-то делился воспоминаниями, рассказами о Даугавпилсе прошлых лет, выкладывал разнообразные снимки, статьи, карты, документы, сканы различных печатных изданий.
  Несколько лет назад я приобрел цифровой фотоаппарат и сам смог заснять многие интересные места, события города и района, ныне края.
  Все это привлекает на форум как активных участников, неравнодушных к нашему городу, так и просто посетителей. Помимо того фотографии одних и тех же мест на протяжении ряда лет – это своеобразная летопись. Город изменяется постоянно. Какие-то здания строятся, хотя в последнее время это по большей части уродливые коробки магазинов. Что-то реставрируется – и эта реставрация, порой идет вразрез с историческим обликом города. Все это можно отследить по многочисленным фотоснимкам участников форума.
  Чем еще интересен такой форум для краеведов? Люди, когда-то имевшие отношение к городу, делятся воспоминаниями былых лет. Зачастую имеющие эмоциональную окраску, нередко такие рассказы могут восстановить фрагменты каких-то событий, местоположение различных объектов, какие-то мелкие детали, утраченные со временем. А иногда попросту, фотографии каких-то районов города навевают приятные воспоминания о прошлом. Несколько раз, по просьбам форумчан я фотографировал улицы города, на которых они когда-то жили. А в фоторепортажах со Дня Победы кто-то видел своих родственников. Тем самым форум объединяет людей с разных уголков света.
  Есть еще одна роль форума, как базы накопленной информации – образовательно-просветительская. Не только подрастающему поколению, мне самому интересно как же выглядел наш город на протяжении недавних лет. К примеру – солнечные часы неоднократно меняли свое месторасположение. Центральная площадь – ныне Ригас, за последние двадцать лет существенно изменилась, а ведь такой срок – это целое поколение. К слову сказать, тематика форума – краеведческая, доминировать стала не так давно. Информация, накапливающаяся с годами, постепенно стала значимой и интересной. По поисковым запросам «Даугавпилс», «Двинск», «Динабург» люди все чаще стали попадать на наш форум. Информация открыта полностью любому. Для того, чтобы воспользоваться ею не нужно регистрации на форуме, все в открытом доступе – статьи, фото, обсуждения.

+3

20

29-го сентября состоится экскурсия по Даугавпилсскому зональному государственному архиву. Расположен архив в крепости, улица Команданта, 9.
Начало в 9:30 в фойе первого этажа архива. Продолжительность примерно 1,5 часа. Будет знакомство с архивом, рассказ о том, какие документы хранятся и о том, как надо работать в читальном зале. Участие по предварительной записи. Желающие - пишите в личку.

+1

21

Уважаемые краеведы, знатоки истории Даугавпилса, просто горожане и все  интересующиеся историей нашего города!

Русский исторический клуб и общественная организация «Latgales novadpētnieki» приглашают на VII Даугавпилсскую краеведческую конференцию - Исторический центр Даугавпилса в зеркале времени.

Основные задачи конференции:

• всестороннее изучение памятников архитектуры, истории и культуры исторического центра Даугавпилса и биографий известных личностей, связанных с ними
• фотографирование и описание объектов исторического центра Даугавпилса, находящихся под угрозой исчезновения
• создание благоприятной информационной среды для развития туризма в историческом центре Даугавпилса
• развитие сотрудничества Даугавпилсских краеведов с государственными, городскими, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями.

Начало работы конференции: 25 августа 2012 года в 11.00
Место проведения конференции: Дом Единства, Латгальская центральная библиотека, зал периодики,  улица Ригас, 22 A, Даугавпилс.

Участие в конференции бесплатное. Обязательна предварительная регистрация. Зарегистрироваться Вы сможете, выслав заявку по электронной почте: kraeved.konferenc@gmail.com .
Заявка на участие в конференции принимаются до 1 августа 2012 года.
По организационным вопросам обращаться: на электронную почту: kraeved.konferenc@gmail.com

Русский исторический клуб.
Общественная организация «Latgales novadpētnieki».

+1

22

Есть предложение, 15 июля сего года, совершить коллективную вылазку в район Калкунской мельницы. Испортить мероприятие может погода - во время дождя грязи там хватает и фотографировать - проблема.
Как добраться, будем решать по мере появления желающих принять участие.

0

23

Да простят мне уважаемые краеведы некую вольность. Поскольку в раздел "жанровое фото" немногие зайдут, то опубликую сей снимок здесь.

И воображаемый диалог (справа налево):
прораб (Vils)
- Нам через неделю сдавать объект, а тут еще конь не валялся...
работник (tourist)
- Да что вы говорите? Не может быть!
работник (Olgerd112)
- Да ту еще копать и копать, какая неделя...
работник (Chena)
- Ага, сейчас, только штаны подтяну!
работник (Летописец)
- А та дерр лошадь, герр бригадир, которая тут все развалила, была мною замечена возле Калкунской мельницы, да и мельница, похоже - её копыт дело.

http://s1.uploads.ru/i/6XWNM.jpg

+4

24

Так где вы говорите эта лошадь? Кто сказал как в воду канула? Тут воробью по пузо.

http://s1.uploads.ru/i/tr3uj.jpg

+4

25

Воробью, может и по пузо, но я на всякий случай повыше залезу.

http://s1.uploads.ru/t/r1SEw.jpg

+6

26

http://s1.uploads.ru/t/WpyQs.jpg

-  При чём тут лошадь??? Коня искать надо!

http://s1.uploads.ru/t/jxFNV.jpg

-  Сейчас я его где угодно разглядеть смогу.

http://s1.uploads.ru/t/CKRQI.jpg

-  Конь, это ты???

+5

27

За то на мельнице в канале была видна голова и шея Лох-Несского дракона, некоторые сняли на фото.

0

28

http://s1.uploads.ru/i/4kOAG.jpg

http://s1.uploads.ru/i/PJvYz.jpg

Видимо эти?

А так же в кадр попали краеведы, фотографирующие и интересующиеся!

http://s1.uploads.ru/i/0nGFK.jpg

http://s1.uploads.ru/i/hVcCE.jpg

+2

29

Очень полезная вылазка, познавательная информация, много фото сделали, надо чаще практиковать такие походы в городе.

0

30

На одной из фотографий Olgerd112 с печными изразцами. А что за клеймо в румпе? Кто производитель?

0

31

http://s1.uploads.ru/i/QxD2E.jpg

+1

32

Уважаемые пользователи форума, в воздухе повисла новая идея. В ближайшее воскресенье, 29-го июля, если позволит погода, совершить ещё одну вылазку.
На этот раз предлагаю посетить детство. Именно детство, никакой ошибки. Природа, берег Даугавы, красивые виды, костёр. На костре сардельки на деревянных прутиках. Разговоры о том, какими большими были раньше деревья. А в довершение - запуск воздушных змеев (несколько штук у меня есть).
Если кого-то заинтересовало предложение, пишите тут или в личку. Договоримся о точном времени, месте встречи и в путь.

+2

33

Даугава река немалая. В каких пределах? А идея отличная!

0

34

Немного дальше котлована, за Ругели, есть отличное место для всего задуманного.

0

35

Черный ров?

0

36

Если честно, то я просто не знаю как называется это место. Ко мне обратились несколько человек с просьбой перенести это мероприятие на более поздний срок. Наверное так и поступим. На воскресенье тогда всё отменяется.

0

37

Похоже, что литовское производство Советского времени. Восстанавливали после войны.

0

38

7-ая краеведческая конференция состоялась 25 августа 2012 года в отделе периодики Латгальской центральной библиотеки. Заслушали 4 доклада: Галина Верёвочникова - представитель городского музея, о. Александр - настоятель Часовни-храма Св. Александра Невского, Юрий Петровский - редактор газеты "Православная жизнь", Алина Есько - ЛСБ. Всех их объединяет тема исторического центра города - памятника градостроительной застройки 19-го - начало 20-го веков республиканского значения. Дипломом краеведческой премии имени Евграфа Васильевича Чешихина отмечен Олег Денисов за тему Хронология. Создание и ведение свода хронологических данных замка и города Динабург-Борисоглебск-Двинск-Даугавпилс ХIII-ХIХ вв. К конференции была приурочена выставка старых фотографий и материалов о городе из фондов музея. Сообщение о книгах, где упоминается Двинск, с их показом, сделал Николай Павлович. Спасибо всем участникам конференции.

0

39

VI Даугавпилсская краеведческая конференция - Краеведы Даугавпилса – новый взгляд в прошлое.

Основные задачи конференции:

• формирование новой информационной среды для краеведов с использованием компьютерных технологий и интернета
• развитие сотрудничества Даугавпилсских краеведов с государственными, городскими, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями
• диалог между краеведами разных поколений

Начало работы конференции 27 августа 2011 года в 11.00
Место проведения конференции: Дом Единства, Латгальская центральная библиотека, зал периодики, улица Ригас, 22 A, Даугавпилс.

Фотоматериалы конференции

0

40

А. Дмитриев

Немного об истории краеведческих конференций.

I-я (учредительная) краеведческая конференция «Динабург – Двинск – Даугавпилс 1275 – 2000» состоялась 28-го июля 1997 года. Инициатором проведения был Русский исторический клуб (один из учредителей и бессменный руководитель Александр Дмитриев). Следующая, II-я краеведческая конференция состоялась 6-го декабря 1998 года. И с этого года конференции стали проводить ежегодно в декабре. В 2001 году 16-го декабря состоялась V-я краеведческая конференция и наступил десятилетний перерыв.
Все конференции организовывались и проводились Русским историческим клубом. Участниками конференций были как ведущие краеведы Даугавпилса, так и начинающие. Было заслушано множество докладов на разные темы, но все они касались истории нашего города.
Начиная с VI-ой конференции, организаторов стало уже больше. Русский исторический клуб объединил свои усилия с общественной организацией «Latgales novadpētnieki» (председатель Олег Денисов). Благодаря совместной работе повысился уровень и увеличилось количество участников.

0

41

Новый взгляд.

В.Филиппов

Новый взгляд.

Краевед - смысл этого слова не только в том, что это человек, изучающий свой край, его историю, культуру, природу, но, и в тоже время, делящийся своими знаниями с обществом. Чем больше мы будем рассказывать о том, чем мы занимаемся, делимся нашими знаниями, тем больше будет тех, кто заинтересуется этим очень увлекательным делом, и в дальнейшем сможет поделиться и своими знаниями.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о том месте, где живём, откуда идут наши корни, историю, искусство, литературу.

Любовь к родному краю, знание его истории, истории своих предков – можно назвать одной из основ для роста духовной культуры всего общества.

Современное общество уже немыслимо без широкого применения информационных технологий, в первую очередь, компьютерных. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие краеведения, повышая информативность, интенсивность и результативность исследований. Использование интернет-технологий делает краеведение открытым и более эффективным. На смену устаревшим методам приходят новые, открытые и доступные широким массам. Передача информации через интернет значительно сокращает время поисков, а это то, на что уходит львиная доля затраченного времени. Всё чаще для того, что бы ознакомиться с каким-либо документом, старинной книгой или рукописью, не надо ездить по заграничным архивам и библиотекам. Достаточно компьютера и доступа в интернет.

Вместе с новыми технологиями краеведением начинают заниматься и новые люди. Можно сказать, что в нашем городе сейчас происходит смена поколений краеведов. Как не прискорбно, но уходят из жизни те, кто посвятил этому интересному занятию свою жизнь. Но в тоже время, не может не радовать такой факт, что всё больше людей начинают интересоваться историей нашего города. Этот интерес всё чаще перерастает в довольно серьёзные исследования. Примечательно и то, что среди увлечённых краеведением становится всё больше молодёжи. Несомненно это происходит, во многом, благодаря интернету.

Большой плюс у краеведов нового поколения в том, что они имеют возможность взглянуть на локальные исторические события без идеологической подоплеки, сопоставить разные точки зрения, используя документы различных политических режимов.

В тоже время, ничто не может заменить обычного человеческого общения, особенно если при этом опытные краеведы делятся своим опытом и знаниями.

По традиции, профессионально краеведением занимаются музеи, в какой-то мере библиотеки и архивы. Хотелось бы отметить, что работники этих организаций с удовольствием идут на сотрудничество с краеведами-любителями, потому что, уже и любители могут делиться своими знаниями. Всё чаще можно услышать про сотрудничество краеведов с представителями традиционных религиозных конфессий. Очень хочется надеяться и на сотрудничество с представителями городской власти. Несомненно, что у профессионалов существуют определённые рамки, есть ряд условий, которые нужно соблюдать в процессе работы. И тут у любителей есть огромное преимущество, ведь их деятельность ограничивается только их же любопытством.

0

42

Краеведение как тема интернет-общения.

Банченков И. М.

Краеведение как тема интернет-общения.

  Интернет как средство общения людей давно и прочно вошел в нашу жизнь. Его доступность, постепенное снижение цен на услуги интернет-провайдеров позволяют практически любому получить доступ к всемирной паутине. К тому же конфигурация компьютера для веб-серфинга гораздо проще чем для бизнеса, игр или специальных приложений, требующих повышенные аппаратные требования.

Глобальная сеть объединяет людей всего мира. Задав вопрос из одной страны ответ можно получить с другого конца земного шара. Эти, да и не только эти, факторы делают интернет привлекательным для общения краеведов, историков, да и просто людей, с вниманием и уважением относящихся к своим родным местам.

Я хочу рассказать об одном форуме, создателем и бессменным администратором которого являюсь на протяжении ряда лет. Это форум GoroD (ГороД) с простым адресом dinaburg.ru.

Форум изначально замысливался как место для дружеского общения на всевозможные темы. Все обо всем. Изначально, в числе прочих, были и темы о Даугавпилсе. Некоторые статьи о городе, фото с различных источников. Не только современный Даугавпилс интересен, а и то, каким он был в годы минувшие – это послужило созданием темы «Двинск». Изначально мне удалось найти в сети около сорока различных снимков, открыток и рисунков старого города. Это послужило началом – ведь интересующихся людей, с разными интересами и кругозором способна на большее, нежели одиночка. Постепенно темы Даугавпилса – Двинска начали расти и развиваться.

  По поисковым запросам на форум приходили люди, которые когда-то жили, работали или проходили воинскую службу или учились в Даугавпилсе. Кто-то делился воспоминаниями, рассказами о Даугавпилсе прошлых лет, выкладывал разнообразные снимки, статьи, карты, документы, сканы различных печатных изданий.

  Несколько лет назад я приобрел цифровой фотоаппарат и сам смог заснять многие интересные места, события города и района, ныне края.

  Все это привлекает на форум как активных участников, неравнодушных к нашему городу, так и просто посетителей. Помимо того фотографии одних и тех же мест на протяжении ряда лет – это своеобразная летопись. Город изменяется постоянно. Какие-то здания строятся, хотя в последнее время это по большей части уродливые коробки магазинов. Что-то реставрируется – и эта реставрация, порой идет вразрез с историческим обликом города. Все это можно отследить по многочисленным фотоснимкам участников форума.

  Чем еще интересен такой форум для краеведов? Люди, когда-то имевшие отношение к городу, делятся воспоминаниями былых лет. Зачастую имеющие эмоциональную окраску, нередко такие рассказы могут восстановить фрагменты каких-то событий, местоположение различных объектов, какие-то мелкие детали, утраченные со временем. А иногда попросту, фотографии каких-то районов города навевают приятные воспоминания о прошлом. Несколько раз, по просьбам форумчан я фотографировал улицы города, на которых они когда-то жили. А в фоторепортажах с Дня Победы кто-то видел своих родственников. Тем самым форум объединяет людей с разных уголков света.

Есть еще одна роль форума, как базы накопленной информации – образовательно-просветительская. Не только подрастающему  поколению, мне самому интересно как же выглядел наш город на протяжении недавних лет. К примеру – солнечные часы неоднократно меняли свое месторасположение. Центральная площадь – ныне Ригас, за последние двадцать лет существенно изменилась, а ведь такой срок – это целое поколение. К слову сказать, тематика форума – краеведческая, доминировать стала не так давно. Информация, накапливающаяся с годами, постепенно стала значимой и интересной. По поисковым запросам «Даугавпилс», «Двинск», «Динабург» люди все чаще стали попадать на наш форум. Информация открыта полностью, любому. Для того, чтобы воспользоваться ею не нужно регистрации на форуме, все в открытом доступе – статьи, фото, обсуждения.

0

43

Даугавпилсский зональный государственный архив.

И. Скринда

Даугавпилсский зональный государственный архив.

Даугавпилсский зональный государственный архив является территориальным подразделением Национального архива Латвии, который обеспечивает комплектование, учёт, сохранность и использование документов включённых в Национальное документарное наследие в городе Даугавпилс, а так же на территориях самоуправлений Аглона, Варкава, Дагда, Даугавпилс, Илуксте, Краслава, Ливаны, Прейли и Риебини. Находится Даугавпилсский зональный государственный архив на территории крепости (улица Команданта, 9). Время приёма посетителей с 8:30 до 16:00.

В архиве хранятся документы бывших Даугавпилсского, Краславского и Прейльского районов от 1945 года до наших дней. В очень небольшом количестве есть документы 1944-го года. Все документы, хранящиеся в архиве имеют доказательную ценность.

В 2004 году создана Единая электронная информационная система Национального архивного фонда Латвии, которая обеспечивает быстрый доступ к информации о фондах Национального архива Латвии.

Пользоваться услугами архива может любой потребитель информации, а так же представители учреждений – источников комплектования архива, с условием, что исследовательская деятельность не противоречит законам Латвийской Республики.

Архив обеспечивает свободный доступ к документам и их научно-справочному аппарату в читальном зале архива. А так же предоставляет бесплатную информацию и консультации на месте и по телефону о хранящихся в документах, возможностях их использования и по вопросам делопроизводства и архивной работы. По возможности, работники архива окажут содействие в организации мероприятий связанных с историей Латвийской Республики. По предварительной договоренности организуются ознакомительные экскурсии по Даугавпилсскому зональному государственному архиву.

К платным услугам относится выполнение запросов физических и юридических лиц и выдача архивных справок, копий и выписок из документов по вопросам социального и правового характера, а так же по вопросам истории политической, социальной, экономической и культурной жизни Латвии. Консультации юридическим лицам по вопросам делопроизводства и архивной работы.

Упорядочение, описание и прием на хранение, на определенный срок архивных документов юридических лиц на договорной основе.
Ознакомиться с расценками на платные услуги Даугавпилсского зонального государственного архива и заполнить анкету запроса можно на официальном сайте http://www.arhivi.lv/index.php?&833

Для работы в читальном зале необходимо подать заявление в котором указать имя, фамилия, почтовый адрес, телефон, занимаемая должность, тема исследования и цель, хронологические рамки.

Заявление, на имя директора, подается в архиве или по почте. Только после получении разрешения работать в читальном зале в виде резолюции директора, читатель оформляется в читальном зале, где можно ознакомится с правилами работы читальни и заполняет анкету читателя.

 Каждый посетитель, получивший разрешение директора архива, может бесплатно ознакомиться с документами архива и с научной справочной системой в соответствии с нормативными актами.

Рабочий порядок в читальном зале, право читателей и обязанности определяют правила порядка работы.  Если подробней, то в  читальном зале можно получить консультацию о составе архивных документов, узнать о научно-справочной системе и ознакомиться с  архивными документами в соответствии с темами исследований.

По письменным заявлениям читателей выдают копии архивных документов за оплату в соответствии с правилами Кабинета министров „Правила о прейскуранте платных услуг, оказываемых государственной архивной системой".

Для успешного и быстрого поиска нужной информации необходимо правильно сформулировать запрос. Во-первых, надо определиться с хронологическими рамками. Как уже говорилось ранее, Даугавпилсский зональный государственный архив хранит материалы с 1945-го года и до наших дней. Затем, уточнить название организации, предприятия, в фонде которого может находиться интересующий документ. Стоит учитывать, что со временем названия меняются и  нынешнее название может очень отличаться от названия, которое было в период советской власти.

Главная трудность в работе Даугавпилсского зонального архива – очень большой оборот документов. Это относится как к поступающим на хранение документам, так и к документам, которые запрашивают в архиве.

Поступают, в основном, документы от прекращающих деятельность или меняющих название предприятий, фирм, организаций. Как правило, сдаются такие документы без всякой системы,  а архив, в первую очередь, это строгий учёт и порядок в хранящихся документах. Для наведения этого порядка в поступающих документах, работникам архива требуется прилагать немало усилий и тратить очень много времени.

За год, в Даугавпилсском зональном архиве, организации и частные лица, запрашивают около 3 000 справок. Для частных лиц актуальны социально-правовые справки, такие как о владении недвижимостью, трудовом стаже на том или ином предприятии. Очень много запрашивается справок о образовании. Доходит порой до курьёзных случаев, когда хотят получить справку об окончании учебного заведения, спустя 1 – 2 года после окончания.

В завершении можно добавить, что в Даугавпилсском зональном архиве всегда рады посетителям и двери читального зала открыты для всех, а опытные и компетентные работники архива всегда готовы помочь в поисках нужных документов.

0

44

Ключевые даты в истории Даугавпилса.

О. Денисов.

Ключевые даты в истории Даугавпилса.

На берегу Даугавы, самой большой реки в Латвии, расположен город Даугавпилс.
Даугавпилс это город, у которого за всю его историю несколько раз менялось название, государственная принадлежность и герб. В начале, с 1275-го и до 1656-го, тогда ещё замок, назывался Динабург. После захвата, в 1656 году, царём Алексеем Михайловичем Романовым Динабург был переименован в Борисоглебов. Но так он назывался не долго. В 1667 году, в Андрусове было заключено перемирие между Россией и Польшей. Согласно шестому пункту мирного договора замок перешел к Польше. Ему было возвращено прежние название –  Динабург. В 1893 году Динабург был переименован в Двинск. И наконец, в 1920 году произошла последнее переименование, и город обрёл своё современное название – Даугавпилс.

С государственной принадлежностью, за все века жизни города, тоже было по разному.
В 1275 году, на правом берегу реки Даугавы, в 18 километрах выше по течению от современного города, ливонским орденом был построен замок. Ливонский рыцарский орден это католическая государственная и военная организация немецких рыцарей – крестоносцев в Ливонии в 1237 – 1561 годах. Таким образом, изначально замок был немецким. Динабургский замок был резиденцией  комтура (наместника) Динабургской комтурии. Существовала печать комтурства.  Она имела форму заострённого овала разделённого посередине. В верхней части овала – изображение Божьей Матери, в нижней части изображён стоящий на коленях рыцарь и обнимающий крепостную стену. Печать комтура, в принципе, можно считать первым гербом Динабурга.

Стратегически  замок был расположен в очень выгодном месте и поэтому уже в 1277 году литовский Великий князь Тройден осадил Динабургский замок. При штурмах замка использовались 4 большие передвижные осадные башни и 4 огромные камнеметательные машины (баллисты). Осада не увенчалась успехом и литовцы отступили,  разрушив при уходе осадные башни и камнеметательные машины.
В 1281 году литовский Великий князь Тройден захватил замок Герцике (Ерсика), изолировал Динабург от остальной Ливонии и заставил рыцарей отдать ему Динабург взамен захваченного Герцике. Таким образом Динабург, на какое-то время становится литовским замком. Потом Ливонский орден видимо отбил Динабург, потому что в 1313 войска литовского князя Витенеса захватили замок и, уничтожив весь гарнизон, разрушили все укрепления и постройки.

Однако учитывая важное стратегическое значение замка, магистр Ливонского ордена Герард фон Иорке в том же году приказал восстановить замок. Что и было сделано.

В 1481 войска Великого князя Московского Ивана III заняли Динабургский замок и, на некоторое время, он стал русским. После ухода русских войск замок возвращается опять Ливонскому ордену, то есть становится немецким. В 1559 году замок захватывает и некоторое время живёт в нём русский царь Иван Грозный. Затем русские вернулись в Москву.

3 сентября того же года магистр Ливонского ордена отдал в залог польскому королю Сигизмунду II Августу Динабургский замок и еще несколько замков за 700 000 талеров. Теперь Динабург стал польским замком. А в 1561, после окончательного развала Ливонского ордена замок полностью перешёл под власть Польши и  Динабург становится центром польской Ливонии – Задвинского герцогства. В 1566 году польский король Сигизмунд II Август утверждает Инфлянтское воеводство и Динабург стал его центром. Динабургу был дарован герб: на красном поле изображен серебряный грифон, держащий в правой лапе обнаженный меч и имеющий на груди инициалы короля Сигизмунда Августа – S. А. В1566 году Задвинское герцогство вошло в состав Великого Княжества Литовского.

В 1577 году, после 2-х недель осады русские войска захватили Динабург, и Иван Грозный разместил там свою  штаб-квартиру.
Во время войны замок был окончательно разрушен и Иван Грозный приказал приступить к сооружению новой крепости.
Место для неё было выбрано в месте впадения реки Шуницы  в реку Даугаву, в 18 километрах от старого замка, ниже по течению Даугавы, где и вырос позднее современный Даугавпилс.

15 января 1582 года в деревне Киверова Гора, близ Запольского Яма (южнее Пскова), был заключён мирный договор между Россией и Речью Посполитой, получивший название Ям-Запольский мирный договор 1582 года. Согласно этому договору Динабург перешел под господство Польши.

26 марта 1582 года Стефан Баторий даровал Динабургу, как главному городу Инфлянтии (Латгалии), Магдебургское Право, юридически закрепившее за ним статус города. После обретения статуса города Динабург получает новый герб. На голубом фоне испанского щита помещены 3 пересекающиеся (расположены звездой) рыцарских копья. Над гербом изображена трёхбашенная городская корона. Корона в геральдике чаще всего позволяет города разного административного значения. Под гербом расположена надпись „DYNEBURG”.

В 1600 году, во время войны с Польшей шведские войска захватили Динабург и только в 1626 году Польша отвоевала его.
30 июля 1656 года войска русского царя Алексея Михайловича Романова захватили Динабург. Город остовался под властью России до 30 января 1667 года, когда согласно договоре о перемирие между Россией и Польшей, Динабург перешел к Польше и находился в составе Польши до 1772 года.

В 1772 году, 25 июля, после 1-го раздела Польши, Динабург присоединён к России. 23 октября того же года был утверждён императорский указ о присоединении к Российской империи от Речи Посполитой земель и разделении их на 2 губернии: Могилёвскую и Псковскую. Главным городом Псковской губернии был утверждён город Опочка.

Динабург, в составе Двинской провинции (Латгалии), вошёл в состав Псковской губернии и 9 декабря 1772 года Динабург стал главным городом Двинской провинции Псковской губернии.

24 августа 1776 года была образована Полоцкая губерния, в состав которой вошёл и Динабург. А 22 марта 1777 года Динабург стал уездным городом Полоцкой губернии.

21 сентября 1781 года, Екатериной II был утвержден новый герб Динабурга.
Герб представлял собой щит разделённый на две части. В верхней части, на золотом фоне половина двуглавого орла Государственного герба. В нижней части в пурпуровом поле всадник держащий в правой руке саблю, а на левой руке надет красный щит с двойным крестом на нём.
12 декабря 1796 года Динабург вошел в состав Белорусской губернии, объединившей Полоцкую и Могилевскую губернии.
В 1802 году, 27 февраля учреждена Витебская губерния, в состав которой вошёл Динабург, а 12 июля того же года он стал уездным городом и находился в составе этой губернии до 1917 года.

14 января 1893 года Высочайше утверждён доклад министра внутренних дел о переименовании городов Дерпта в Юрьев и города Динабург был переименован в Двинск. Динабургский уезд переименован в Двинский уезд.
После Октября 1917 года в городе установилась советская власть.

3 – 4 декабря 1917 года в Режице (Резекне) состоялся II съезд представителей Латгалии. На съезде было принято решение об отделении 3-х уездов – Двинского, Режицкого, Люцинского от Витебской губернии и присоединении их к Видземе и Курземе. Советское правительство утвердило это решение. Таким образом произошло присоединение Двинска к Латвии.

В 1918 году, в ночь на 18 февраля войска Германской империи перешли в наступление и заняли Двинск. Но уже 9 декабря немецкие войска без боя оставили город и в него вступили части Красной Армии.

3 января 1920 года польские войска и части Земгальской (Курземской) дивизии национальной армии Латвии заняли Двинск, тем самым освободив город от власти большевиков. В 1920 году Курземе, Видземе и Латгале образовали Латвийскую республику.
Также в 1920 году Двинск был переименован в Даугавпилс.

В 1923 году Сейм Латвийской Республики принял Закон о гербах учреждений самоуправлений, который обязывал управы каждого города использовать свой герб. Для формирования системы городских гербов был учреждён Геральдический комитет.

Разработка герба нашего города проходила с 1923 по 1924 год. На суд городской управы были предложены семь вариантов, из которых был выбран один. Геральдический комитет доработал данный проект и 31 октября 1925 года президент Латвийской Республики Янис Чаксте своим решением утвердил герб Даугавпилса, вместе с 37 гербами других латвийских городов, среди которых был также и герб города Грива.
Новый герб представлял из себя испанский щит на лазоревом поле которого серебряная волнистая балка, вверху золотая лилия, внизу отдельно стоящая серебряная зубчатая кирпичная стена».

Наступил 1940-й  год. 17 июня о стороны города Грива в Даугавпилс вошли советские войска. Город стал советским. В июне 1940 года были упразднёны герб и флаг города, и до 1972 года герба у Даугавпилса не было.

22 июня 1941 года Германия напала на Советский союз. 26 июня части Красной Армии оставили Даугавпилс и город заняли немецкие войска. Оккупация продолжалась 1 127 дней.

27 июля 1944 года Советские войска освободили Даугавпилс от немецкой оккупации.
В честь освобождения Даугавпилса и Резекне, 27 июля, в Москве был дан артиллерийский салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.
В 1972 году решением горсовета утверждён новый герб Даугавпилса.

Он представлял собой испанский щит, в нижней части которого расположена волнистая балка. Цвета герба – красный, выше балки, и синий, ниже балки. На красном фоне изображена крепость, над нею – пятиконечная звезда, а еще выше помещена дата основания города 1275 (чёрной краской). Просуществовал этот герб 18 лет.

21 июня 1990 года 4-я сессия горсовета утвердила герб и флаг Даугавпилса. Признаны исторический герб города 1925 года и флаг, утвержденный в 1937 году.

В 1991 Латвия, вместе с Даугавпилсом, вышла из состава СССР. Была восстановлена независимость республики. 

В 2004 году Даугавпилс, в составе Латвийской Республики, вошёл в Евросоюз.

Вот такая богатая история нашего города.

0

45

Три святых пастыря.

Ю. Петровский

Три святых пастыря.

В 1937 году в Даугавпилсе была издана тоненькая 68-страничная брошюрка церковного историка Сергея Петровича Сахарова. Книжка "Рижские православные архипастыри за сто лет (1836-1936)" представлялa из себя публикацию популярно-исторического доклада церковного историка Сахарова, который он читал в 1935 году в краславской церкви, и в 1936 году — в даугавпилсской церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Готовя краткие описания жизни и деятельности архипастырей, Сергей Петрович вряд ли мог даже предположить, что пройдет совсем немного времени, и трое из пятнадцати латвийских епископов будут причислены к лику святых. Да и сам он будет занесен в список исповедников православной веры.

Священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский

Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в семье сельского священника Тульской губернии. В октябре 1897 он был переведен на кафедру епископов Рижских и Митавских, которую и занимал на протяжении 13 лет. Будучи русским патриотом, Агафангел тем не менее был противником каких-либо ограничений по языковым, национальным и культурным признакам. За это его недолюбливали властные круги. Но Агафангел мало внимания обращал на мнение светской власти. Практически не выступая в печати лично, он в то же время способствовал изданию на русском, латышском и эстонском языках православных журналов. Стараниями Агафангела были обновлены и построены многие храмы, в том числе таллиннский кафедральный собор святого князя Александра Невского.

Немалую роль в народной популярности епископ Агафангел снискал и своей приверженностью к прогрессу. Он ввел в обиход архиерейского дома телефон, провел электрическое освещение в кафедральный собор и даже совершил первую пробную поездку на только что открытом рижском трамвае.

Во время революции 1905 года стараниями архиепископа Агафангела был организован комитет "По оказанию помощи православным семьям, пострадавшим от беспорядков в Прибалтийском крае". Под прикрытием этой организации от смерти было спасено множество невинных людей, в том числе лютеране и католики. Примечательно, что благодаря содействию комитета вместе с другими спасся и известный латышский революционер Петр Стучка.

Перевод епископа Агафангела в 1910 году на литовскую кафедру показал всю симпатию народа к своему пастырю. Никогда еще Рига не видела столь масштабных проводов православного архиерея.

После революции 1917 года и начала гонений на православную церковь митрополит Агафангел стал вторым из пяти кандидатов на патриарший престол, которые должны были в порядке старшинства блюсти каноническую преемственность Первосвятительского служения в случае болезни или смерти Архипастыря.

В 1922 году Патриарх Тихон распорядился временно (до созыва Собора) поставить во главе православной церкви митрополита Агафангела, служившего в то время на ярославской кафедре. В то же время Агафангелу было предложено возглавить обновленческую церковь. От второго предложения он отказался и призвал епархии к самостоятельному управлению до восстановления высшей церковной власти.
Обозленное советское правительство привлекло митрополита к ответственности за антисоветскую деятельность и выслало его в Нарымский край. По возвращении в Ярославль из ссылки, Агафангел предпринял неудачную попытку возглавить церковное управление. После длительной болезни, измученный астмой, сердечными приступами и душевными переживаниями, 16 октября 1928 года владыка Агафангел отошел ко Господу.

В 1998 году были обретены мощи священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и Ростовского, а в 2000 году архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых.

Священномученик Платон, епископ Ревельский

Епископ Платон (в миру Павел Петрович Кульбуш) родился в 1869 году в Лифляндской губернии. Его отец был псаломщиком. В возрасте 11 лет Павел поступил в Рижское духовное училище, а затем — в Рижскую духовную семинарию. Как лучший студент выпуска, Кульбуш был направлен на учебу в С.-Петербургскую духовную академию. В столице Павел Петрович добился создания, а затем и стал во главе петербургского эстонского православного прихода.

8 августа 1917 года в Тарту (Юрьеве) состоялось собрание Рижской епархии, на котором было принято решение об образовании Ревельского (Таллиннского) викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы. Утверждая на должность юрьевского епископа П. Кульбуша, лично знавший его святитель Тихон сказал: "Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры". Слова эти оказались пророческими.

После хиротонии Павла Кульбуша во епископа Ревельского с именем Платон во монашестве Патриарх Тихон поручил ему управление и всей Рижской епархией.

Немецкие оккупационные войска пренебрежительно относились к православию и всячески препятствовали епископу Платону восстанавливать приходскую жизнь. Многие храмы были отобраны, например, рижский кафедральный собор был превращен в кирху.

Несмотря на противодействие властей, еп. Платон — где пешком, где на лошадях — посетил большую часть своих приходов в Эстонии и Латвии. В мае 1918 года он прибыл в Ригу, где в течение 11 дней совершал проникновенные богослужения.

В ноябре того же года он намеревался вновь приехать в Ригу, но заболел гриппом, который перешел в тяжелое крупозное воспаление легких. 22 декабря Тарту перешел в руки большевиков, арестовавших 2 января 1919 года свыше 500 человек, среди которых оказался и епископ Платон.
Узников содержали в помещении Кредитного банка, превращенного в тюрьму. Епископ Платон подвергался особым издевательствам: больного, с высокой температурой, его водили по заснеженным улицам города, заставляя таскать на себе 5-пудовый мешок.

В ночь на 15 января 1919 года, отступая под натиском белых войск, красные эстонские комиссары наскоро отобрали 20 заключенных, отвели их в подвал и зверски убили. Среди них был и епископ Платон. Его тело носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран. Причем одна из разрывных пуль попала в правый глаз, а затылок был разбит прикладом винтовки.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе русской Православной Церкви епископ Платон был причислен к лику российских новомучеников.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Иоанн (Янис Поммер) родился в 1876 году в Лифляндской губернии в православной латышской семье. Он блестяще окончил Рижскую духовную семинарию, а после нее — Киевскую духовную академию.

В 1911 году его рукоположили во епископы и назначили на должность викарного епископа Минской епархии. По кончине Минского епископа Михаила клирики и миряне единогласно просили высшую церковную власть назначить Иоанна Поммера преемником почившему иерарху. Однако назначение не состоялось: еп. Иоанн в то время был самым молодым епископом в России, а Минская кафедра считалась одной из старейших на Руси.

После революции, в 1918 году, владыка Иоанн был переведен на пост епископа Пензенского и Саранского. Здесь в течение двух лет на него было организовано несколько покушений. На Пасху 1918 года вооруженные пистолетами чекисты намеревались застрелить владыку прямо в его келье, однако он был лишь легко ранен. Осенью того же года его арестовывали, однако невиновность епископа Иоанна была очевидна. Тогда большевики решили его припугнуть, занеся в "расстрельные" списки. Заключенных выводили во двор тюрьмы и убивали. Имя архиепископа Иоанна стояло в списке последним. Когда он остался один, то пришедшие за ним большевики объявили, что он свободен.

23 августа 1920 года Собором Латвийской Православной Церкви архиепископ Иоанн был избран на Рижскую кафедру. 24 июля 1921 года он прибыл в Ригу. Стали восстанавливаться храмы, приходы, верующие возвращались под омофор Православной церкви. К 1925 году Церковь почувствовала себя настолько сплоченной, что на ближайших выборах в Сейм депутатские мандаты были вручены некоторым ее представителям во главе с самим архиепископом Иоанном.

Тогда многие упрекали его в том, что он смешивает политическую и церковную жизнь. Но все дальнейшие события подтвердили правильность выбранной тактики. Вопреки нападкам на православие ряда сеймовских групп, удалось провести закон о положении Латвийской Православной Церкви в государстве. Это позволило вернуть многие храмы, незаконно перенятые другими конфессиями, и получить государственное субсидирование на нужды Церкви, сообразно ее положению в обществе.

Деятельность архиепископа Иоанна вызывала ярое недовольство коммунистов и местных латышских националистов. Зная о готовящихся покушениях, владыка Иоанн переехал на архиерейскую дачу возле Киш-Озера, где жил один.

12 октября 1934 года владыку зверски убили. Его привязали проволокой к верстаку, пытали паяльной лампой, стреляли из пистолета. Потом злодеи подожгли дачу, в которой находился еще живой мученик.

Канонизация священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, состоялась в 2001 году. Его мощи покоятся в рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. В настоящий момент архиепископ Иоанн — единственный канонизированный латыш, признанный православным святым.

0

46

Я. Балтацис

Даугавпилсский железнодорожный музей.

При содействии руководства отделения железной дороги и инициативной группы, музей истории (Латвийской) Прибалтийской железной дороги в Даугавпилсе был открыт в 1990 году, к 50-летию вновь образованного Даугавпилсского отделения.

В то время в Латвии один железнодорожный музей уже существовал в Елгаве. Это был музей экспонатов с малым объёмом исторического содержания.

В Даугавпилсе первым инициатором и организатором по сбору нужной информации и экспонатов, был преподаватель железнодорожного техникума в Даугавпилсе Самчук Владимир Николаевич. Работая в техникуме с момента его создания, как преподаватель отделения паровозного хозяйства, имея желание, взялся за сбор информации о железных дорогах балтийских стран. Информации получилось так много, что пришлось искать помещение для музея. Руководство отделения железной дороги выделило две комнаты на третьем этаже клуба железнодорожников.
Начальные экспонаты для музея были взяты из учебной базы железнодорожного техникума. Жаль только что действующий макет паровоза был временно передан Даугавпилсскому городскому музею, но так его и не вернули. Потом экспонаты стали получать от от железнодорожных предприятий узла и линейных станций. Весь исторический материал, по своей инициативе, В.И.Самчук собирал в музеях Ленинграда. Ему удалось достать много ценной информации, книг, фотокопий про развитие железных дорог Западной части России.

По состоянию здоровья, В.И. Самчук, в 1995 году оставил пост директора музеяи музей переняла директор клуба железнодорожников Раиса Нефёдова. По инициативе из Риги, где создали музей истории железных дорог Латвии, как постоянную структурную единицу при Управлении железной дороги, предложили мне (Я. Балтацис) перенять музей и всю имеющуюся информацию переделать на латышском языке. Так я отработал с половиной рабочей нагрузки до 2000 года. Пополнял музей ещё разными экспонатами и литературой.

В начале 2000 года я ушёл из музея, ибо был издан закон Латвийским саемом об ограничении заработка пенсионерам. Музей по списку передали директору Рижского музея Иеве Петерсоне.

0

47

Я. Балтацис

Железнодорожный узел Даугавпилс.

Развитие железнодорожного узла в Даугавпилсе началось с прихода Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в Динабург. Началось строительство пассажирской и товарной станций и  двух паровозных депо.

Итак! В мае 1852 года, во время правления Императора Николая I, началось строительство железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Варшава, длиной 1280 километров через Динабург.

8/20 ноября 1860 года открылся для движения участок магистрали от Пскова до Динабурга, длиной 263,5 километра, однопутная линия шириной колеи 5 футов (1524 мм).

Здание вокзала Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в Динабурге, по проекту архитектора П.Сальмоновича, было построено за 4 года и сдано в эксплуатацию весной 1878 года. 3-х этажное каменное здание было красивейшее здание в городе Динабурге.

Здание товарной станции Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в Динабурге, было одноэтажное, деревянное, с помещениями для технических и товарных работников.

Здание пассажирской станции Риго-Орловской железной дороги 2-х этажное, каменное, очень длинное по фасаду, с тремя залами для пассажиров.

Товарная станция Риго-Орловской железной дороги имело 2-х этажное каменное здание, в котором на втором этаже размещался диспетчерский аппарат Риго-Орловской железной дороги.

Риго-Динабургская железная дорога была двухпутная с самого начала строительства.

9/21 мая 1862 года открывается движение поездов на линии Динабург – Калкуны – Ковно, длиной 274 км.

1/13 ноября 1873 года открывается железнодорожная линия Калкуны – Радзвилишки.

Итак, Динабург, имея подходы из пяти направлений, становится самым крупным железнодорожным узлом в западной части России.

В 1965 году начинается реконструкция железнодорожного узла в Даугавпилсе. Начинают строить новый сортировочный парк параллельно существующему парку Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги и  так далее.

+1

48

Провинциальный альманах.

Ф.Осина

Провинциальный альманах.

В Даугавпилсе, втором по величине городе Латвии, где веками рядом живут латыши и латгальцы, русские и белорусы, поляки и евреи, где исторически сложилась полифоничная, мультикультурная среда, вот уже десятый год выходит на русском языке уникальное издание – “Провинциальный альманах HRONOS”. Он представляет  литературное и культурное “лицо" не только города, но и всего латгальского региона (восточной Латвии). Поначалу альманах выходил дважды в год: весенний выпуск – к майским Дням славянской культуры в Даугавпилсе, зимний, декабрьский,  подводил итоги литературного года. С восьмого номера стал выходить один раз в год. В 2009 и 2010 журнал не выходил в связи с отсутствием финансирования. В мае 2011 благодаря поддержке фонда "Русский мир" увидел свет одиннадцатый номер альманаха.

Первый номер “HRONOS(a)” “благословили” в добрый путь в 2002 году участники ежегодных научных Славянских чтений, которые проводит кафедра русской литературы и культуры Даугавпилсского университета. Гости приняли участие в “заочной дискуссии”, отвечая на вопросы анкеты, предложенные редакцией: “Какое место занимает провинция в вашей жизни? Является ли, на ваш взгляд, Даугавпилс типичной провинцией?”. И т.п.). Ответы были разные, но все – оригинальные и остроумные. Ученые – филологи, историки, искусствоведы – постоянно используют возможность высказать на страницах альманаха свой взгляд на ту или иную проблему, поделиться воспоминаниями об интересных людях и незабываемых встречах или же (в рубрике “О литературе”) – похвалить или покритиковать книгу, статью, поэтический сборник.

В название “Провинциальный альманах HRONOS ”  создатели вложили известную долю иронии, соединив “провинцию” (в обыденном сознании – синоним всего “кондового”, “отсталого”, не успевающего за изменениями в общественной жизни) и “время” (знак изменчивого, быстротекущего бытия). Но за иронией кроется вполне серьезный смысл, сформулированный, отчасти, в ответе на  анкету редакции ПА Борисом Равдиным, редактором рижского литературного журнала “Даугава”: “Провинция, то что называют провинцией – не эталон ли времени? Хочется думать, что в провинции время натурально, весы биологического времени без обмана, люди живут столько, сколько положено, и умирают, успев пожить и примирить начала и концы”. Второй аспект названия раскрывается в самом принципе построения альманаха как “хроники”: с одной стороны, он освещает основные события текущей  литературной и культурной жизни города, с другой –старается воссоздать  историю Даугавпилса. А это задача не из легких, поскольку город за 730 с лишним лет существования неоднократно менял не только названия (Невгин, Динабург, Борисоглебск, Двинск, Даугавпилс), но и государственную принадлежность. Две мировые войны тоже не прошли стороной и не способствовали сохранению материальных свидетельств городской истории. От номера к номеру создатели альманаха с помощью сотрудников Даугавпилсского краеведческого музея в разделе “На перекрестках истории”  стараются восстановить утраченную “связь времен”, публикуя архивные изыскания, материалы из музейных и частных коллекций. А в рубрике “Любовь к отеческим гробам...” рассказывается о захоронениях известных людей на кладбищах Даугавпилса и его окрестностей. Например, в №1 писалось о могиле  Ю.Яковлевой-Виленкиной (1853-1910), русской писательницы, известной под псевдонимом Юлия Безродная, и главного инженера Динабургской крепости Н. И. Гагельстрома, который в течение 11 лет (с 1865 по 1876 г.) был   городским головой и создал  на свои средства театр, первый на территории нынешней Латвии. Восьмой выпуск альманаха посвящен истории и сегодняшнему дню Даугавпилсского театра. В каждом из предыдущих номеров материал также  группировался вокруг того или иного события литературной или культурной жизни. Например, второй выпуск был посвящен 300-летию Санкт-Петербурга, города, с которым Даугавпилс и его жители связаны многими историческими “нитями”, № 5 – 200-летию Ф.И.Тютчева, а № 6 – 730-летнему юблею самого Даугавпилса, № 11 – двухсотлетию Динабургской крепости.

С Даугавпилсом связаны судьбы многих выдающихся деятелей не только русской, латышской, еврейской, но и мировой культуры. Здесь родились писатель Леонид Добычин (его роман “Город Эн” переведен на многие европейские языки), актер и режиссер Соломон Михоэлс, художник Марк Ротко (ему полностью посвящен девятый номер). В застенках Динабургской крепости в 1826 году томился поэт – декабрист Вильгельм Кюхельбеккер, она же стала первым местом заточения татарского поэта Мусы Джалиля, когда в 1941 году он оказался в плену у фашистов. В Даугавпилсском театре ставил свои знаменитые шекспировские спектакли опальный Сергей Радлов. Недалеко от Даугавпилса, в Беркенеле, находится дом-музей   Я.Райниса, классика латышской литературы, который учился в Двинской гимназии, а в центральном городском сквере установлен бюст автора легендарного “Лачплесиса” Андрея Пумпурса, служившего в Двинске. Разные  пути–дороги приводили в Даугавпилс знаменитых поэтов и прозаиков – А.Блока, И.Северянина, И.Эренбурга, А.Аустриньша, Арсения Формакова,  Х.-Н.Бялика, В.Жаботинского и многих других. А в Резекне, еще одном культурном центре Латгалии, родился всемирно известный писатель и литературовед Юрий Тынянов. Работники резекненского Тыняновского музея – постоянные участники альманаха.

Рубрика “Наши публикации” в ПА представляет творчество авторов из Даугавпилса, но не только. Здесь публикуются поэты и прозаики из Лудзы, Резекне, Краславы, Прейли, а нередко и рижане. Но редакция не замыкается в своем, латвийском, “провинциальном топосе”, а с каждым номером расширяет географию публикаций. Среди авторов альманаха – писатели и поэты из Литвы (Вильнюс, Зарасай), Эстонии (Таллин, Тарту), России (Москва, Екатеринбург, Пермь, Псков, Великие Луки), Узбекистана, Армении, Украины, Беларуси и других мест  ближнего – хотя и не очень близкого – зарубежья. Публикуются в “Хроносе” и бывшие соотечественники, живущие сейчас в зарубежье дальнем – в Германии, США, Израиле. А “коллективными гостями” являются в шестом номере – тартуское литературное объединение “Воздушный змей”, в седьмом, "перекрывая миражи пространств" – узбекские поэты, в десятом – поэтический Вильнюс, в одиннадцатом – латгальские поэты.

Культура любой эпохи подобна гобелену, у которого есть не только лицо, но и изнанка, состоящая из “узелков” – невидимых зрителю, и все же необходимых для существования “культурного полотна”. Рубрика “В садах Евтерпы” полушутливо полусерьезно демонстрирует такие “узелки” – творчество своих читателей, отнюдь не безупречное с профессиональной точки зрения. Но без него провинциальное культурное полотно теряет, быть может, всю свою прелесть и самобытность.

В альманахе есть место не только для “лирической” Евтерпы, но и для других муз, представленных  в рубриках “Proscenium“   и  “Художества и ремесла”. Благодаря “художественному” уклону “HRONOS” радует не только любителей литературы, но и поклонников живописи, помещая репродукции картин местных художников и гостей, приезжающих на “Даугавпилсский пленэр”. И, конечно, художников с мировым именем, биографии которых связаны с нашим городом Еще одно украшение ПА – открытки и художественные фотографии с видами города из музейных и частных коллекций.

Но главное, что отличает это провинциальное издание от любого столичного – теплота и искренность публикаций о горожанах, которыми гордится Даугавпилс (например, в рубрике “Наши юбилеи”), или о недавно ушедших из жизни интересных людях, оставивших по себе светлую память, (разделы “Ходил по городу человек” и "MEMORIJA").

За время существования у “Провинциального альманаха” появилось немало друзей и поклонников – и не только в Даугавпилсе. Рецензии на альманах и отзывы о нем периодически  публикуются в республиканских изданиях – литературном журнале “Даугава”, газетах “Час”, “Вести”, а в феврале 2006 года о “HRONOS(е) ” писала российская “Литературная газета”.

Чем еще интересен ПА? В нем нет “штатных сотрудников”. Издание существует, так сказать, “на общественных началах”, что в наше время  случается, наверно, не так уж часто. Выходит альманах в свет исключительно благодаря энтузиазму городской творческой интеллигенции. Высокий профессиональный уровень издания – заслуга редакции “HRONOS(а)”, прежде всего, его редактора Ф. П. Осиной – поэтессы, члена Международной ассоциации писателей и публицистов, Союза Российских писателей, Союза писателей Латвии (руководителя славянской секции СПЛ в Даугавпилсе). Литературоведческие, критические и другие научные публикации курировал  Хабилитированный доктор филологии, профессор Кафедры русской литературы и культуры Даугавпилсского университета, председатель Общественного совета Центра русской культуры (Дома Каллистратова) И. В. Трофимов. (К глубокому сожалению, в ноябре 2005 года ушла из жизни Анна Гаваре, третий член редакции и автор ряда замечательных публикаций о латышской культуре в Латгалии, а в 2007 – Иосиф Трофимов). Благодаря профессионализму компьютерных дизайнеров А. Самуйлова и И. Ливитиной “Провинциальный альманах” имеет современное эстетическое оформление.

Несмотря на то, что издание существует 10 лет и вышло уже 11 выпусков альманаха,  одной из самых болезненных проблем для “HRONOS(а)”, является отсутствие устойчивой материальной базы. Поддержка спонсоров, среди которых – Фонд капитала культуры Латвии, Даугавпилсская городская дума, Консульство Российской Федерации в Даугавпилсе, рижский Дом Москвы, фонд "Русский мир" – носит эпизодический характер.

0

49

А. Дмитриев

Город Даугавпилс в "Википедии".

Данная статья посвящается отражению нашего города в новом информационном ресурсе - "Википедии".
Кратко о том, что есть "Википедия". Это всемирный ресурс, аккумулирующий знания человечества на языках мира, сейчас существуют 280 языковых разделов. Подавляющий объём работы делают добровольные участники (волонтёры) бесплатно. Идея Джимми Уэлса стартовала 15 января 2001 года, первоначально на английском языке, позднее стали возникать другие языковые разделы. Раздел на русском языке создан 11 мая 2001 года, в данное время содержит более 717 тысяч статей (30 мая 2011 года - 717 267 статей).
Первая запись о Даугавпилсе возникла в 9:44 1 октября 2005 года, объём 383 байта. Эта статья со временем стала центральной, в тексте стали возникать отдельные статьи.
На данный момент статьи о городе разного объёма содержат 54 языковых раздела "Википедии".

0

50

VII Даугавпилсская краеведческая конференция - Исторический центр Даугавпилса в зеркале времени/

Основные задачи конференции:

• всестороннее изучение памятников архитектуры, истории и культуры исторического центра Даугавпилса и биографий известных личностей, связанных с ними
• фотографирование и описание объектов исторического центра Даугавпилса, находящихся под угрозой исчезновения
• создание благоприятной информационной среды для развития туризма в историческом центре Даугавпилса
• развитие сотрудничества Даугавпилсских краеведов с государственными, городскими, общественными организациями и традиционными религиозными конфессиями.

Начало работы конференции: 25 августа 2012 года в 11.00
Место проведения конференции: Дом Единства, Латгальская центральная библиотека, зал периодики, улица Ригас, 22 A, Даугавпилс.

Отредактировано Bench (Суббота, 6 апреля, 2013г. 23:42:14)

0

Похожие темы

Вокзалы и станции Транспорт Пятница, 1 марта, 2024г.
За связь без брака. Даугавпилс Вторник, 4 мая, 2021г.
Школы Образование Среда, 31 января, 2024г.
Наши земляки, жители города. Даугавпилс Понедельник, 31 мая, 2021г.

Вы здесь » GoroD » Даугавпилс » Краеведы, объединяйтесь!