Динабург очень быстро стал крупным ж.д. узлом пяти направлений. При этом , естественно , понадобилось построить вокзальные здания , которые должны были обслуживать нужды пассажиров.
Хронологически первой в Динабург пришла дорога С.Петербург-Варшава. Произошло это в ноябре 1860 года. Но большой вокзал на этом направлении был построен только почти через 20 лет . А до этого работал т.н. Старый СПб.-Варшавский вокзал , который располагался в начале нынешней ул.Ятниеку , там , где теперь стоят цеха вагоноремонтного депо.
Строительство продолжалось довольно долго - с1874 по 1879 годы. Смета строительства составила на вокзал 300 тыс. руб., станция 200 тыс. руб., всего 500 тыс. рублей. Вокзал 1 класса, такой же как и в столицах Санкт-Петербурге и Москве, высший из пяти классов (пятый — низший класс), на которые делились станции. Строительство пассажирских зданий было совершенно новым для России делом. Все решения /архитектурные, конструктивные, функциональные/ принимались в процессе работ. Постепенно были выработаны определенные нормы и правила проектирования и строительства вокзалов.
Пассажирские здания стали обязательными на всех станциях первого и второго классов. Для самих вокзалов обязателен набор помещений: отдельные залы ожидания для пассажиров первого и второго класса и отдельно - для пассажиров третьего класса с дамской и мужской комнатами. В этих же залах пассажирами производилась покупка билетов и сдача багажа. На станциях первого класса в здании предусматривались большие буфеты со столовыми залами, так как на них поезда останавливались для обеда пассажиров. Кроме того в здании располагались: контора, телеграф, почтовое отделение, специальная комната для приема больных пассажиров, помещение для полицейской службы. Особо выделялись несколько комнат для размещения членов императорской фамилии и их свиты. Верхний этаж обычно отводился под квартиры начальника - станции, старшего телеграфиста и других служащих. Кроме пассажирских зданий строились на станциях и производственные: локомотивное депо, вагонные сараи, пакгаузы, сараи для дров, водоподъемные башни и др.
Проектированием пассажирских и станционных зданий, мостов и путепроводов занимался специально созданный инженерный отдел. Главным архитектором по постройке станционных зданий Петербургско-Варшавской железной дороги назначен академик, титулярный советник Скаржинский и архитекторы-помощники П.О.Сальмонович, Куроедов, Гешвенд, фон Нольде, Кюлевейн и Вишневский .
В 1859г. французским инженером Пирелем был сделан проект типовой станции первого класса для четырех городов: Владимира, Пскова, Вильно /Вильнюса/ и Динабурга /Даугавпилса/ . 26 марта проект утвержден техническим комитетом общества.
На рисунке внизу приведен проект вокзала для г.Псков. Он аналогичен Динабуржскому. На чертежах - два фасада и план основного этажа, текст - на французском языке с карандашными правками на русском. Здание одноэтажное без подвала с трехэтажной центральной частью и боковыми ризалитами. По проекту оба фасада основного этажа имеют лишь дверные проемы /общее их количество - 76/ и не имеют окон. Центральная часть основного этажа - большой вестибюль с лестницей наверх и небольшим почтовым отделением.Северо- восточное крыло занимают телеграфное отделение, кабинеты начальника вокзала и его заместителя, далее - помещения пассажиров третьего класса /зал ожидания, буфет, женская комната/. В первом этаже восточного ризалита размещены: бюро регистрации, служебные помещения почтовой конторы и несколько резервных помещений. Юго-западное крыло первого этажа занято помещениями пассажиров первого и второго класса: зал ожидания, столовая и буфет, дамский салон, отхожие места. Первый этаж западного ризалита отдавался для размещения "высокопоставленных" пассажиров. Недаром только там предполагалось отопление - камины в трех комнатах. Остальные помещения вокзала отапливать не предполагалось. Здание было оборудовано водопроводом и канализацией с очистными сооружениями.
Вокзал был островного типа , т.е. пути и перроны находились вдоль обоих главных фасадов здания. Пассажирские перроны были крытыми.
Что же конкретно было переделано? Во-первых, устроен подвальный этаж , во-вторых, оставив прежнюю планировку, все помещения снабдили печами , в-третьих, надстроили третий этаж в боковых ризалитах, переделав проемы на фасадах, в-четвертых, некоторые дверные проемы переделали в оконные, на этом же фасаде сделали металлический козырек над центральным входом. Так-же были предусмотрены печи в служебных помещениях вокзала.
По обе стороны железной дороги выстроены жилые и служебные здания: дома для служащих, казармы, дом для машинистов, товарные пакгаузы, сторожевые дома, водоподъемное здание, кузница, сараи и др. Некоторые из них сохранились по сей день в виде ряда жилых деревянных домов на ул.1 Пассажирская , и кирпичных по ул.Зелткална и Пиекрастес, где были ранее увеселительные заведения и буфеты.
Длина вокзала составляла 156 метров. Простоял он всего 50 лет и выполнял важную общественную функцию , поскольку стоял на окраине города. Вокруг располагались в то время летние лагеря , и ресторан и буфеты были заполнены офицерами и праздными дамами , скрашивавшими таким образом свой досуг. Занят работой был и общественный транспорт того времени - извозчики , доставлявшие туда всю эту публику.
Вокзал пострадал в Первую мировую войну от немецкой бомбардировки с аэропланов. В 1938 году в 1-й Латвийской Республике из-за спада движения по дороге вокзал разобран по первый этаж. В июле 1944 года при отступлении фашисты взорвали первый этаж. К 80-м годам от вокзала остались фундаменты в земле.
По материалам http://pskovrail.narod.ru/
Отредактировано marser (Воскресенье, 29 мая, 2011г. 09:45:45)