Мощный толчок в своём развитии Динабург получил с постройкой железных дорог. Волею судеб и тогдашнего руководства Российской империи
город с интервалом в год стал транспортным узлом нового для себя вида путей сообщений .
Но этому знаменательному событию предшествовал долгий и сложный путь.
В первой половине XIX в. в Прибалтике получила значительное развитие промышленность, увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, вырос товарооборот с внутренними губерниями России и экспорт товаров за границу. Резко возросший объем перевозок грузов требовал нового подхода к решению проблем транспорта, так как торговля и грузооборот Рижского морского порта в значительной мере зависели от состояния судоходства по рекам Даугаве и Лиелупе. Сухопутные перевозки грузов обходились крайне дорого и поэтому имели главным образом местное значение. Использование речного транспорта также имело свои трудности. Еще в 1849 году в журнале комитета, учрежденного для рассмотрения предложений частных компаний об устройстве железных дорог в России, указывалось, что засорение русла реки Западной Двины с каждым годом все больше и больше затрудняет судоходство и в особенности на пространстве между городами Якобштадт (Екабнилс) и Кокснгузен (Кокнесе) и перед самим городом Ригой. В связи с этим был сделан вывод, что «воизбежание сих неудобств, полезно провести железную дорогу от Риги к Динабургу ».
Если первые железные дороги в России строились за счет казны, то, начиная с 50 годов прошлого столетия, строительство железных дорог преимущественно осуществлялось за счет частного капитала. Одной из первых дорог частного строительства этого периода и явилась Риго-Дипабургская железная дорога. Идея об осуществлении постройки Риго-Динабургской железной дороги принадлежит Рижскому Биржевому Комитету, которому еще в 1853 году и было поручено составить компанию для сооружения дороги от города Риги до Динабурга (Даугавпилса). В то время, однако, учредителям компании не удалось собрать капитала, достаточного для начала строительства, и общество Риго-Динабургской дороги продолжало существовать только номинально.
Предложение Главного общества российских железных дорог о строительстве линии железной дороги от Орла или Курска к Либавскому порту вызвало опасения Рижского Биржевого Комитета, что такая линия подорвет торговое значение г . Риги. По просьбе Рижского Биржевого Комитета Генерал-Губернатор Прибалтийского края князь Суворов (внук знаменитого полководца), в 1856 г . в особой записке царю вновь поставил вопрос о строительстве Риго-Динабургской железной дороги, ходатайствуя об оказании Рижскому Биржевому Комитету возможной поддержки в деле сооружения названного рельсового пути, обещавшего, по мнению князя Суворова, значительные выгоды для торговли всего Прибалтийского края. Главноуправляющий путями сообщений Генерал-Адъютант Чевкин, на заключение которого Государь передал упомянутую записку, также признавал рассматриваемую дорогу в торговом отношении полезной. Мнение Чевкина основывалось на том соображении, «что для России, как для государства преимущественно земледельческого, весьма важно, по возможности, удешевить доставку отпускаемого хлеба к Балтийским портам». Цель эта по убеждению Чевкина могла быть достигнута проложением железнодорожных линий из внутренних хлебородных губерний к портам по наикратчайшим направлениям. Записка князя Суворова была в его присутствии рассмотрена по повелению царя Главным Комитетом железных дорог, образованным в 1856 году . При этом комитет принял во внимание, с одной стороны, убеждение князя Суворова, что по известным ему, как «начальнику края», обстоятельствам устройство железной дороги не может осуществиться при тех правах, которые были дарованы Компании в 1853 году , и , с другой стороны, убеждение Главно-управляюшего, что «...для общего хода устройства и развития железных дорог в России, существенно вредно увеличение основного капитала и размера гарантии». Поэтому, по журналу от 12 февраля 1857 года за № 10, Комитет постановил:
1. Основной капитал Общества Риго-Динабургской железной дороги определить в 10,2 млн. руб. серебром.
2. Гарантию оставить согласно дарованной 18 мая 1853 года в 4, 5 процента, включая и погашение акций, т. с. 459 тыс. руб. серебром.
3 . Срок гарантии со времени окончания постройки назначить на 75 лет .
4. Сообразно этому сроку определить порядок постепенного погашения акций.
Журнал этот был утвержден царем 14 февраля 1857 года , а вслед за этим, 23 января 1858 года , был утвержден и соответственный Устав Общества Риго-Динабургской железной дороги.
Право на сооружение Риго-Динабургской железной дороги принадлежало Рижскому Биржевому Комитету, который уже от себя для производства изысканий и для предварительных работ пригласил Швейцарского инженера фон Гонценбаха.
По предварительным предположениям, Риго-Динабургская железная дорога должна была бы пройти через город Митаву (Елгаву) и Бауск (Бауска) по левому берегу Западной Двины (Даугавы), но, в связи с тем, что в Высших инстанциях такое направление, в силу стратегических соображений, признали недопустимым, Риго-Динабургская железная дорога была запроектирована и сооружена на правом берегу реки Зап. Двины (Даугавы).
По материалам http://www.bg-znanie.ru/
Отредактировано marser (Суббота, 28 мая, 2011г. 22:08:29)