Первой железной дорогой, прошедшей через Даугавпилс, в то время Динабург, была линия Санкт-Петербург – Варшава. Это так же была одна из первых железных дорог Российской Империи, в составе которой находилась территория нынешней Латвии. Строительство дороги осуществляло Главное общество российских железных дорог.
Главное общество российских железных дорог основано 28 января 1857 года и его цель - постройка в течение десяти лет сети железных дорог.
В памятной книге общества за 1859 год говорится, что за 10 лет оно обязуется сдать в эксплуатацию сеть железных дорог, состоящую из следующих линий:
1. от Санкт-Петербурга до Варшавы;
2. ветвь, соединяющую Санкт-Петербурго - Варшавскую железную дорогу с Прусской границей на Кенигсберг (Калининград);
3. от Москвы до Феодосии, с веткой к низовью Днепра;
4. от Курска или Орла через Динабург (Даугавпилс) к Либавскому порту (Лиепая);
5. от Москвы до Нижнего Новгорода.
По окончании строительства общество имело право эксплуатировать железные дороги в течение восьмидесяти пяти лет, а затем должно безвозмездно передать всю сеть в собственность государства. Но при этом правительство было вправе выкупить их по истечении двадцатилетнего срока эксплуатации.
Учредителями «Главного общества российских железных дорог» были, в числе прочих, санкт-петербургский банкир Штиглиц и К°, варшавский банкир С. А. Френкель, лондонские банкиры братья Беринг и К°; парижские банкиры Готтингер и К°, Б. Л. Фульд и Фульд-Оппенгейм, амстердамские банкиры Гопе и К°; берлинские банкиры Мендельсон и К°, французские железнодорожные деятели братья Перейра. Основной капитал общества определялся, согласно уставу, в 275 миллионов рублей серебром и должен был образоваться выпуском ценных бумаг.
Управление делами общества осуществлял совет, состоящий из 20 человек, минимум половина которых должны были быть российскими подданными. На момент основания общества председателем совета был барон Пётр Казимирович Мейендорф. Так же были избраны два вице-председателя – Александр Агеевич Абаза и Фома Беринг. Часть совета находилась в Санкт-Петербурге, а другая, во главе с Фомой Берингом, в Париже. Совет проводил заседания два раза в неделю. Для этого, как видно из памятной книги, были назначены дни и точное время: понедельник в 20:00 и четверг в 14:00. Это не исключало и экстренных заседаний. На членов совета в Париже была возложена задача защищать интересы общества за рубежом.
Исполнительной частью заведовал главный директор. Первым директором был главный инспектор мостов и дорог Франции Карл Каллиньон. При главном директоре был создан технический комитет для рассмотрения проектов. В его состав входили четыре инженера путей сообщения из числа российских подданных - генерал-майор Плибин, генерал-майор Серебряков, полковник Липин и подполковник Граве, а так же иностранные подданные Пуаре, Герен, Брессон, Шлеммер и секретарь комитета Эдуард Каллиньон. Для руководства строительством железных дорог общество пригласило французских инженеров. Председателями совета управления «Главного общества российских железных дорог» были граф Г. А. Строганов, граф Э. Т. Баранов, граф Ламсдорф.
Непосредственно строительством руководили главные инженеры, каждый из которых руководил своим отделением. Отделения делились на участки, а участки в свою очередь на дистанции.
Общество получило в свою собственность начатую правительством Санкт-Петербурго -Варшавскую железную дорогу, на которой участок в 42 версты между Санкт-Петербургом и Гатчиной был уже открыт для движения.
В 1857 году общество приступило к продолжению работ на варшавской линии, а по прочим линиям начало изыскания и составление проектов.
В 1861 году, по соглашению правительства с представителями Главного общества российских железных дорог, последовало коренное его преобразование. 3 ноября 1861 года был Высочайше утвержден новый устав. По этому уставу обязательства общества были ограничены сооружением Варшавской железной дороги с ветвью к прусской границе протяженностью 1206 вёрст и Нижегородской дороги - 410 вёрст.
Последние участки линий «Главного общества российских железных дорог» были открыты для движения в 1862 году. Успешное завершение строительства Санкт-Петербурго - Варшавской и Нижегородской линий способствовало большому притоку отечественных и заграничных инвестиций, что вызвало настоящий бум в строительстве железных дорог.
Использовано:
Памятная книжка общества Российских железных дорог на 1859 год.
"Начало железнодорожной эры в Прибалтике." Я.А.Ванаг.
"Краткие сведения о развитии железных дорог с 1838 по 2000 годы." Г.М.Афонина.
"Указатель русских железных дорог." И.А.Скорино.
"Железнодорожная энциклопедия." под редакцией А.Н.Орурк.