GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Крепостной собор


Крепостной собор

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Нераскрытые тайны Крепостного собора

В этом году началась долгожданная реставрация даугавпилсской крепости. Многие объекты будут отремонтированы, многие здания поменяют профиль. Но все-таки реставрация не вернет крепости тот уникальный вид, которой она имела после окончания строительства.

Не вернется на свое место и Крепостной собор, некогда бывший доминантой всего города: блеск его куполов был виден за 30 километров, служа ориентиром для путешественников, а звон колоколов храма разносился на многие километры окрест, призывая христиан к молитве. Собор в крепости был самой заметной, самой видной ее частью. И в то же время он хранил многие тайны, раскрыть которые нам вряд ли суждено...

Вопросы строительства

Точно неизвестны ни годы строительства собора, ни имя архитектора. Разные источники указывают следующие годы строительства храма: 1721, 1731, 1737-1746, 1737-1757, 1746-1769. По одной из версий, великий канцлер Польского королевства Ян Адам Борх 13 мая 1737 года собственноручно заложил первый кирпич собора. Возможно, он пригласил в качестве архитектора собора знаменитого Франческо Бартоломео Растрелли, который в то время строил в Лифляндии дворец для герцога Бирона.

Критики этой версии называют другие имена. По их мнению, автором проекта храма является либо итальянец Карло Франческо Ранделли, либо самый востребованный архитектор Великого княжества Литовского Иоганн Кристоф Глаубиц.

Внешний вид

Двухсветный собор, построенный в виде базилики, был богато украшен скульптурой и живописью. Его освящение состоялось на Троицу, однако отделочные работы продолжались еще много лет. В украшении храма принимали участие известные мастера: живописцы Ю. Гулдлфингер и Василевский, резчики по дереву М. Шульц и И. Швилл. При строительстве Динабургской крепости иезуиты были удалены, а компенсация за принадлежащее им недвижимое имущество (здания и землю) составила 300 тысяч рублей — огромную по тем временам сумму. В 1811 году бывший иезуитский костел был передан Военному ведомству для преобразования его в православный храм.

Инженеры, занимающиеся этим вопросом, первоначально хотели разобрать две высокие четырехугольные башни, однако от этой идеи пришлось отказаться в виду необходимости сохранения исторического облика здания. Поэтому на башнях были установлены маленькие главки, увенчанные православными крестами, сделан внутренний и внешний ремонт, а также полностью заменена протекавшая крыша.

В материалах, посвященных собору, часто упоминается о «железных часах», установленных в левой башне, и колокольне в правой башне, сохранившей старые, еще иезуитские колокола в 120, 20 и 10 пудов. В 1833 году к ним добавился еще один большой колокол, повешенный здесь по указанию императора Николая I. Его украшала надпись «Вылит из орудий, отобранных у польских мятежников».

Вероятно, идея сохранения исторического облика здания принадлежала лично императору Николаю I, который стал автором внутренней реконструкции храма, пожертвовав на это 10 тысяч рублей собственных средств. Затем Его Величество лично утвердил план иконостаса. Предполагается, что иконы написал архитертор-художник А. Перминов. Две иконы в иконостасе принадлежали кисти известного художника Иванова.

Исторические сведения рисуют нам интерьер храма как поражающий «посетителей своею колоссальною поместительностью и высотою, обилием света и изящною отделкою орнаментов». Также упоминаются «8 великолепных колонн коринфского стиля, в нижней части которых зиждутся на пьедесталах еще по 4 малых колоннки, придающих собору еще более грандиозный колорит; прекрасно устроенные хоры и горнее место, представляющее собою вид часовни с портиками и 4-мя искусно украшенными колоннами вверху и внизу».

Таинственные казематы

О подземной части храма точных сведений не сохранилось. Сомнения не вызывает лишь значительная толщина фундамента. Исследователи, проводившие обследование подземелий в послевоенное время, говорят о «тоннелях, галереях и лабиринтах». Другие источники дополняют этот перечень «тупиками и колодцами».

Однако, скорее всего, «колодцы» являются лишь частью гидротехнических сооружений, служащих для сбора грунтовых вод, а «тупики» и «скрытые переходы» есть не что иное, как крипта.

Известно также о подземном ходе, ведшем от собора к коллегиуму, находившемуся неподалеку. О других подземных коммуникациях версии расходятся: от полного отрицания наличия подземного хода, до целых трех. При этом, по одному из них, якобы, можно было на тройке лошадей проехать под рекой от предмостных укреплений в подвал храма, чем и воспользовался с разрешения начальства некий поручик, спешивший во время проливного дождя на венчание в Крепостной собор.

Новое преобразование

В 1817 году собор был освящен во имя Рождества Христова, и для него был прислан антиминс, освященный Епископом Могилевским Даниилом. Боковой придел был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. В 1827 году крепостной собор, состоявший до этого времени в ведении епархиального начальства, перешел в ведение обер-священника армии и флота. На следующий год после этого со бытия (в 1828 году) была окончательно закончена переделка храма.

По всей видимости, после переоборудования собора, деньги на его новую реставрацию больше не выделялись. Подтверждением тому служит сообщение о посещении собора в 1895 году Преосвященнейшим Александром, Епископом Полоцким и Витебским. «Здание собора в высшей степени величественное, но, к сожалению, давно не ремонтировалось, так что местами стены его совершенно обнаружились от штукатурки», — сообщают «Полоцкие Епархиальные ведомости».

За годы первой мировой войны и революции «собор пришел в запустение: через разбитые окна проходил снег и дождь, крыша давала течь», — пишет историк С. П. Сахаров. После создания Латвийской республики в крепости разместился латышский гарнизон.

Храм был вновь отремонтирован (в том числе, на нем заменили кресты, а на хорах — установили орган) и освящен уже как лютеранский. Левый придел был отдан католикам, а правый — по просьбе бывшего настоятеля храма прот. Августина Петерсона (будущего Митрополита) — передан православным из числа военных, насчитывающим до 100 человек. 28 ноября 1926 года о. Августин освятил православный придел в честь Святой и Живоначальной Троицы.

Разрушение

По общеустоявшемуся мнению, храм был поврежден 27 июля 1944 года, при отступлении немецкий войск. В качестве основных причин указываются бомбежки, а также взрыв заминированного собора отступающими немецкими частями. В подвале храма были обнаружены многочисленные человеческие кости, поэтому есть предположение, что немцы взорвали собор вместе с последними узниками концлагеря. Освидетельствование этих останков осуществлялось советскими военными примерно в 1947 году в присутствии тогдашнего настоятеля Борисоглебского собора протоиерея о. Иоанна Дубакина.

Что касается взрыва собора, то нашлись свидетели, которые, якобы, своими глазами видели, как две соборные башни «словно подпрыгнули, а потом рассыпались на мелкие осколки». Этой версии противоречат слова местного жителя Юрия Чертова, который во время немецкой оккупации жил в Даугавпилсе. По его словам, после того, как город заняли советские войска, лишь одна из двух башен собора была наполовину разрушена. Юрий Александрович возражает против того, что немцы взрывали собор, так как в рижском архиве хранится документ с перечнем объектов в Даугавпилсе, которые планировалось взорвать при отступлении: крепостного собора в этом списке нет.

Окончательная ликвидация

В 1951 году специальная комиссия, обследовавшая развалины храма, пришла к выводу, что восстановить здание не представляется возможным, так как оно не имеет ни хозяйственной, ни архитектурной ценности. Разбор завалов целиком и полностью лег на плечи тогдашних курсантов авиационного училища, разместившегося в крепости.

По словам полковника Петра Агафонова, бывшего первого замначальника училища, для облегчения разбора развалин их периодически взрывали, но так как рядом находился штаб, взрывы делали маломощные, не дававшие больших результатов. Затем руины стали разбирать вручную, используя компрессоры.

Для уборки мусора начальник училища Пелюцкий придумал следующее: перед обедом каждый курсант должен был наполнить кирпичами и обломками вещмешок, отнести его ко рву и высыпать. Теми же обломками засыпали и все огромное подземелье собора. Кирпичи также дробили в крошку для посыпки дорожек.

Зачистка территории была произведена до фундамента. Так Даугавпилс потерял памятник, который на протяжении двух столетий был впечатляющим акцентом городской панорамы.

Раскопки

В 2004 году науенская фирма ALTE приобрела в собственность территорию, где некогда находился собор и здание коллегиума. Получив разрешение на поиск только места входа в собор, работники фирмы стали откапывать весь фундамент. Поскольку раскопки противоречили выданному разрешению и велись без соблюдения надлежащих правил, они были прекращены, а выкопанная траншея — засыпана. Через 2 года данный земельный участок был передан в пользование SIA Remarks nekustamie īpašumi. На этом история самого загадачного храма Даугавпилса приостанавливается. Надолго ли?

Иерей Андрей Ярыгин, Юрий Петровский, «Православная жизнь», август 2010 г., стр. 16-18.

Отредактировано parks (Понедельник, 10 октября, 2011г. 13:39:14)

0

2

Незаметные юбилеи

Самые приблизительные подсчеты говорят о том, что некогда в Даугавпилсе действовало полтора десятка православных храмов, которые потом так или иначе прекратили свое существование. О некоторых мы практически ничего не знаем, история других достаточно хорошо изучена. Сегодня же хочется вспомнить о двух из них.

В мае текущего года отмечаются юбилеи двух военных храмов. Это 200 лет со дня преобразования (с 26 мая 1811 года) даугавпилсского крепостного собора Рождества Христова в православную церковь и 110 лет со дня освящения (8/21 мая 1901 года) храма свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, возведенного на артиллерийском полигоне.

Это были два совершенно разных храма с различной историей. Внешний вид, размеры, материал, из которого они были возведены, внутреннее убранство — все указывало на их взаимное отличие. Величественный каменный собор, сохранивший по желанию российского императора Николая I облик католического храма, простоял 230 лет. Сейчас от него остался лишь засыпанный щебнем, мусором и землей обширный многоуровневый подвал. В свою очередь, деревянный храм артиллеристов был разобран уже через 20 лет после возведения, послужив строительным материалом для нынешней церкви свв. апп. Петра и Павла на Старом Форштадте. Ныне на том месте, где стояла артиллерийская церковь, осталась лишь неглубокая канавка от фундамента.

И все-таки у этих двух таких непохожих друг на друга церквей было много общего. И это не только подчинение Военному ведомству, которое придавало обоим храмам уникальную атмосферу военной церкви. Крепостной собор и артиллерийская церковь (как, впрочем, и другие армейские церкви) были неотъемлемой частью городской религиозной инфраструктуры. Ни одна полковая или дивизионная церковь не замыкалась в рамках своего воинского формирования. Многие церковные и полковые праздники, сопровождавшиеся молебнами, отмечались соборно. Больше того, в военные церкви с удовольствием ходило местное население, которое испытывало острую нехватку в гражданских православных храмах. И в этом тоже была своя гармония, так как многие вопросы, особенно связанные со строительством и освящением храмов, церковное начальство (военное и епархиальное) решало сообща — к общей пользе.

К началу первой мировой войны в Двинске в ведении епархиального архиерея находился один собор, одна кладбищенская церковь, одна единоверческая, одна тюремная и одна в учебном заведении. Военное же ведомство располагало собором, церковью артиллерийского лагерного сбора, одной дивизионной, двумя госпитальными церквями и тремя полковыми. Таким образом, можно смело утверждать, что на развитие Православия в Даугавпилсе самое непосредственное влияние оказала российская армия.

Кроме совместных богослужений и церковных парадов, устраивавшихся по случаю всех важных праздников, отметим и совершенно уникальные традиции, которые были свойственны тогдашнему Двинску.

Вот, например, что писала газета «Двинский листок» в апреле 1903 года: «По примеру прошлых лет в парадных комнатах петербургского вокзала в день Светлого Христова Воскресения была совершена заутреня. При большом стечении молящихся, богослужение совершил священник крепостного собора о. Даниил Никифоровский. По окончании светлой заутрени были освящены пасхальные яства. Заслуживающий полного сочувствия обычай дает возможность встретить общественной молитвой высокоторжественный праздник не только железнодорожным служащим, большинству которых невозможно бывает отлучиться от места службы, но многим и из посторонних лиц, часть которых, за удаленностью и переполнением в светлую заутреню православных храмов, была бы лишена этой возможности».

А вот сообщение той же газеты, но вышедшей месяцем ранее, о присяге молодых артиллеристов, о чем и было заявлено на весь город:

«26 марта на Соборной площади (имеется в виду площадь перед городским Александро-Невским собором — прим. авт.), в присутствии командира 25 артиллерийской бригады генералмайора Слепушкина были приведены к присяге молодые солдаты бригады. Нижних чинов приводили к присяге отдельно, по вероисповеданиям. По окончании присяги, участвовавшие в церемонии направились на дамбу, где из артиллерийских орудий был произведен салют в 101 выстрел».

А теперь давайте посмотрим, как происходили торжества, связанные с освящением артиллерийского храма во имя свт. Николая, чудотворца.

Итак, храм был построен «по инициативе начальника артиллерии 16 армейского корпуса генерал-лейтенанта Каханова», а также по «желанию начальника артиллерии 20 корпуса генералмайора Цветкова, командиров 25, 29, 41, 45 и 1 резервной артиллерийских бригад, заботами строительной комиссии под председательством подполковника Вержболовича, членов: капитанов Лихарева, Суворова II и поручика Михайлова». Освящение храма совершил настоятель крепостного собора протоиерей Василенко в сослужении соборного причта и священников 25 артиллерийской бригады. Специально на освящение церкви в Двинск прибыл временно командующий войсками округа генерал-от-инфантерии Перлик. На торжестве также присутствовали: начальник штаба генерал-лейтенант Поволоцкий, командир 20 армейского корпуса генерал-от-кавалерии Каханов, начальник 25 пехотной дивизии генерал-лейтенант барон фон-дер-Остен-Дризен, начальник лагерного сбора генерал-лейтенант Каханов, начальник артиллерии 20 корпуса генерал-майор Цветков, начальник инженеров Двинской крепости генерал-майор Биркин, командиры собранных в лагере бригад, командиры полков, офицеры и нижние чины сбора.

«После крестного хода и заключительной молитвы было провозглашено здравие государю, покрытое салютом в 101 выстрел». Затем в освященном храме началась божественная литургия, по окончании которой священник крепостного собора о. Николай Преображенский обратился к присутствующим с проповедью. Он, в частности, сказал: «Появление такого благоустроенного храма среди военных палаток ясно свидетельствует, что храм Божий необходим для русского воина, с малолетства привыкшего обращаться к Господу во всех обстоятельствах своей жизни, почерпая в храме Божием все для себя доброе и хорошее, а потому христолюбивый воин, оторванный на известное число лет от своей семьи, естественно любит и имеет тяготение к храму Божьему. В нем он поучается верности своему долгу, беззаветному мужеству, терпению и великодушию».

За сим состоялся церковный парад. А днем — праздничный обед. По традиции, была послана телеграмма на имя военного министра, и вскоре получена ответная. В ней сообщалось, что государь ознакомился с посланием двинских артиллеристов, изволив начертать на нем: «Прочел с удовольствием».

Начальник сбора, генерал Каханов телеграфировал протопресвитеру армии и флота о. Александру Желобовскому: «Перестроенный с разрешения Вашего высокопреподобия Двинский лагерный артиллерийский храм ныне (…) освящен (…)». В ответе о. Александра говорилось о радости по поводу освящения новой церкви и призывалось благословение «на рачителей сего святого дела».

В заключение добавим, что Никольский храм артиллеристов активно посещали жители Старого Форштадта, которым было затруднительно ходить на богослужения в центр города.

Юрий Петровский, "Православная жизнь", май 2011 г., стр. 12-13.

http://uploads.ru/t/i/r/I/irIWK.jpg

С момента вступления в 1888 году о. Александра Желобовского на должность протопресвитера армии и флота и по 1901 год было сооружено свыше 70 военных храмов, в том числе в г. Двинске.

0


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Крепостной собор