И. Лобанова
Преподаватель истории

Педагогическая деятельность иезуитов в Динабурге

Педагогическая деятельность иезуитов в Динабурге продолжалась с 1630 по 1812 год. Её можно разделить на 4 этапа.
1 этап продолжался с 1630 по 1661 год.
Динабург в это время находился в составе Речи Посполитой (1569 - 1795).
В 1630 году смоленский воевода Алекса́ндр Ко́рвин-Гонсе́вский (1575 - 1639) в честь одержанной победы над шведами, подарил иезуитам Аулейское имение и предоставил средства для строительства церкви в Динабурге. После поражения в Польско-Шведской войне (1600-1629) иезуиты вынуждены были покинуть Цесис и поселиться в Динабурге. Польша уступила Швеции Лифляндию (Видземе) вместе с городом Рига, согласно Альтмаркскому перемирию, заключённому между Швецией и Речью Посполитой 26 сентября 1629 года.
В 1630 (или по другим источникам в 1631 году) в Динабурге было открыто первое учебное заведение – иезуитский коллегиум, в котором обучалось 32 ученика. При нём имелась библиотека, которая насчитывала 7 тысяч томов. Это была первая библиотека в Динабурге.
Польский историк Станислав Зеленский (1843-1908) в своём многотомном труде «Иезуиты в Польше» (1908) писал, что грамматическую школу в Динабурге открыл председатель резиденции иезуитов Юрис Элгерс в 1638 году, а Мартиньш Боровскис в 1641 году открыл гуманитарную школу.
2 этап длился с 1661 по 1667 год.
В 1661 году, после того как Динабург в ходе Польско – Русской войны временно отошёл к России, коллегиум преобразовали в гимназию. Но как только в 1667 году, согласно Андрусовскому перемирию, Динабург был возвращён Польше, коллегиум снова получил старое название.
3 этап продолжался с 1667 по 1772 год.
Орден иезуитов развернул активную деятельность по обучению и воспитанию молодёжи в «Божьей и человеческой мудрости». Обычно в Динабурге преподавали, как минимум два - три магистра. Так в 1751-1754 годах преподавал профессор философии. У обучающихся было своё общежитие, где под непосредственным надзором иезуитов ученики использовали свободное время для учёбы или отдыха. Иезуиты очень заботились об уюте в учебном заведении, строили новые просторные здания для общежитий.
Вместо деревянного костёла возвели каменный храм. Строительство было начато в 1737 году. Костёл строился в течение трёх лет. Это был двух башенный костёл в стиле барокко. На одной из четырёхугольных башен находились железные часы, на другой – колокольня.
Однако отделочные работы, в которых принимали участие многие известные художники и мастера (живописцы Ю.Гулдлфингер и Василевский, резчики по дереву М.Шульц и И.Швилл), продолжались еще в течение долгих лет
4 этап охватывает большой промежуток времени с 1772 по 1812 год.
В 1772 году после 1 раздела Польши, Инфлянты (Латгалия), в том числе и Динабург, вошли в состав России.
В 1785 году Динабургский комендант сообщал, что в городе есть 3 иезуитских школы и 3 приходских школы. Занятия проходили на польском языке, однако с 1786 года начали изучать русский язык, а также историю и географию России. Экзамены проводились несколько раз в год, однако публичный экзамен проходил один раз в год.
По утверждению Станислава Зеленского в 1802 году в коллегиуме обучался 91 ученик.
В 1811 году царское правительство выкупило у иезуитов костёл, здание коллегиума и их земельные владения за 300 тысяч рублей под строительство новой крепости. Коллегиум же вместе с воспитанниками и наставниками был переведён в Краславу, а костёл был обращён в соборную церковь. Но даже после этого иезуиты продолжали свою деятельность.
Указом Александра I от 13 марта 1820 года члены «Общества Иисуса» изгонялись из Российской империи. «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданнической присяги, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».
Предлогом для этой меры послужило принятие православными и представителями других вероисповеданий католицизма. Истинной же причиной появления этого документа было то, что иезуиты являлись выразителями интересов шляхты и духовенства, выступавших за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года.
В XVII - XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и воспитателей. Образование, дававшееся членами «Общества Иисуса», носило гуманитарно-религиозный характер.В коллегиуме  Динабурга преподавали именитые преподаватели того времени.
Янис Косигер (1664-1729) – миссионер, приехал в Динабург из Германии. Составил лексику латышского языка.
Янис Грабовский (1681-17..) –  миссионер, писатель, но, к сожалению, его труды не сохранились.
Микелис Ротс (1721-1785) – миссионер, родился в Илуксте.
По утверждению польского историка Станислава Зеленского, были составлены жизненные описания двадцати иезуитов Динабурга.
Среди них Янис Лукашевич (Jan Lukaševičs) (1699-1779) – миссионер, писатель. Автор духовных песен и перевода катехизиса и евангелие на латгальский язык.
Так же упоминаются: Я.Бутович ( Jāz. Butovičs ), Аленкевич  (Alenkevičs ), Янковский ( Jankovskis ), Мартиньш Рочобутс ( Martiņš Ŗočobuts), Пеифтерс (Pieifters) (1747.-1792.)
Самым знаменитым из них был Юрис Элгер, родился в Валмиере в лютеранской семье, однако тайно перешёл в католичество. Учился в Рижской Домской школе, высшее образование получил в Браунсберге (Пруссия), а затем в духовных учебных заведениях Полоцка и Несвижа. В 1607 году в Вильнюсе примкнул к ордену Иезуитов. С 1615 года в качестве католического священника служил в Риге, Цесисе.
В исторических источниках упоминается, что прибыл в Динабург в 1637 или 1638 году и работал в коллегиуме в качестве лектора до конца своих дней. В 1683 году, после смерти Юриса Элгера, был издан его польско-латинско-латышский словарь. Благодаря чему в латышский язык вошло много новых слов, например, brālība (братство), drošība (смелость), bardzība (строгость) и другие.
В XIX веке наиболее известным преподавателем был Ян Филипп Ротан, родился в Амстердаме. Был младшим ребёнком в семье, которая перешла в католицизм из кальвинизма. Получив хорошее образование, Ян Ротан отличался глубоким знанием философии и теологии. Кроме родного голландского языка свободно владел польским и французским языками, читал тексты на греческом, латыни и иврите. Ему были близки идеи иезуитов, но в Европе деятельность «Общество Иисуса» была запрещена с 1773 года. Он вынужден был продолжить свою деятельность в России, где благодаря покровительству императрицы Екатерины II поселились иезуиты.
В 1804 году Ян Ротан переехал в Динабург. В 1806 году он был принят в «Общество Иисуса», после чего три года преподавал в иезуитской гимназии Динабурга.
Вся организация и деятельность учебных заведений регламентировалась Уставом 1599 года. Весь курс обучения составлял 5 лет. В программу входили латинский и греческий языки, античная литература, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания.
Учебный день начинался с повторения предыдущего урока. Точно так же учебная неделя начиналась с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывался обзором пройденного в предыдущем году. Начало занятий в "классах риторики" начиналось кратким повторением материала "грамматических классов". Девизом служил лозунг: "Важнее основательность, чем объём знания".
Преподаватели поощряли индивидуальное соперничество и регулярно выделяли лучших и отстающих учеников. Так для лучших учеников были почётные звания, почётные места в классе. Для отстающих учеников - скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища, физические наказания розгами.
Своей цели иезуиты в Динабурге достигли. Они достойно выполнили завет Папы Римского: обратить население в христианство, приобщить его к грамоте, построить храмы, основать школы и миссии и, создать очаг европейской культуры «на краю света», как рисовал Латгалию на рубеже ХVII-ХVШ веков Папа Пий II в своей объемной работе «О Европе». Под влиянием иезуитов развивалось духовное и светское просвещение. Иезуитский коллегиум Динабурга получил широкую популярность среди преподавателей и молодёжи. Здесь молодёжь воспитывалась в христианских традициях и обучалась миссионерской работе. В период деятельности иезуитов появился первый печатный текст на латгальском языке.
В наши дни существует много легенд, связанных с иезуитами. Так до сих пор жива легенда о том, что иезуиты могли попасть из костёла на противоположный берег реки через подземный ход, который был вырыт под Даугавой. В наши дни было много смельчаков, которые хотели отыскать его. Но поиски не принесли положительных результатов.
Другая легенда утверждает, что подземный ход был не один, а существовало целых три. При этом по одному из них, можно было проехать под рекой на тройке лошадей. Этим воспользовался с разрешения начальства некий поручик, спешивший во время проливного дождя на венчание в Крепостной собор.
Старожилы рассказывают, что в подклети крепостного собора насчитывалось более 20 секретных комнат, в которых до 1944 года находились мумии 24 немецких иезуитов. Мощными считались основание здания и алтарная стена собора, толщина которой была до трёх метров. В соборе находилось множество тайных тоннелей, проходов, тупиков и колодцев. До сих пор не утихают споры о том, где находятся сокровища и тайные архивы иезуитов.
Говорят, что при перестройке монастырского здания, которое находилось рядом с костёлом, в одной из стен строители обнаружили скелет заживо замурованного человека.
Однако, известно, что в 1944 году немцы, отступая из города, загнали в подвалы собора несколько сот военнопленных и взорвали его вместе с людьми.
Некоторые считают, что костёл (1746-1769) строился по проекту знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который во время строительства жил в Рундале. Другие предполагают, что  костёл проектировал другой итальянский архитектор - Карл Франческо Ранделли (Ронделе, Рондалемсис) или же автором проекта является Иоганн Кристоф Глаубиц.
Много тайн и загадок хранят эти места. Много интересных открытий ждёт исследователей деятельности иезуитов в Динабурге.

Из сборника "По материалам Даугавпилсской краеведческой  конференции"