А. Махлин
Историк, геральдист

Первый школьный герб в Латвии

31 мая 2007 года был официально зарегистрирован герб Даугавпилсской средней школы № 9 – первый школьный герб в Латвии.
Уже восьмой год на территории Латвийской Республики действует Закон о гербах (вступил в силу 30.12.2005). Он определяет, что ни один герб в Латвии не может быть использован без согласования с Геральдической комиссией, которая оценивает качество проекта герба и его соответствие правилам геральдики – вспомогательной исторической дисциплины, изучающей гербы. Затем проект утверждается и посылается в министерство культуры, где его вносят в регистр, а затем выдаётся свидетельство за подписью министра.

Немного истории

Согласно неписаным правилам геральдики, которые формировались многие столетия, герб может быть не только дарован сюзереном, монархом или государством, но и самостоятельно воспринятым. Не было ничего зазорного в том, чтобы наряду с королём, древним аристократическим родом, простой горожанин и даже крестьянин имел бы свой собственный герб. Существуют лишь общие ограничения – герб не должен повторять уже созданный и должен строго соответствовать требованиям геральдики. Для создания и толкования гербов сформировался специализированный институт герольдов, которые неохотно раскрывали секреты своей профессии.
В дореволюционный период на территории Латвии геральдика жила полноценной жизнью. Кроме земельных и корпоративных гербов, существовали родовые и личные гербы, которые можно увидеть, например, в великолепном собрании гербов балтийского рыцарства, изданном К.А. Клингспором (C.A. Klingspor) в 1882 году в Стокгольме. Конечно, гербами, в основном, пользовались немецкие, польские и российские дворяне, а также знатные горожане. Для простого «латвийского народа» данный продукт Средневековой культуры не был актуален. В период Первой Латвийской Республики геральдический комитет разработал гербы всем существовавшим тогда городам и почти всем волостям. В советские времена о гербах, в нынешнем понимании гербоведения, вообще не приходится говорить. Те эмблемы, которыми подменяли исторические символы городов и республик, с геральдикой не имеют ничего общего, поскольку в них отмечаются не только нарушения основных правил геральдики, но и несоответствие самому духу старинной науки.
С конца 80-ых годов 20 века в Латвии вновь заговорили о собственной символике. В 1990 году был восстановлен герб и флаг страны. В этот же период началась работа над возрождением городских гербов. Созданная при канцелярии Президента в 1994 году Геральдическая комиссия объединила в своей работе многих знаменитых учёных нашей страны – историков, искусствоведов, художников, языковедов. В настоящий момент комиссию возглавляет художник-график Лаймонис Шенбергс (Laimonis Šēnbergs).

Путь к школьному гербу

Средняя школа № 9 второго по величине города Латвии – Даугавпилса – о собственном гербе начала задумываться давно. Ещё в далёком 1998 году во время Проектной недели группа энтузиастов во главе с учителем истории А.П. Гулбисом (Arnolds Gulbis) создала его первые эскизы. На них была изображена золотая произрастающая лилия в синем поле, соединившая в себе один из символов нашего города и аллюзию на взращивание новых поколений.
Лилия на гербе Даугавпилса впервые появилась в 1925 году. Однако некоторые параллели можно провести между новым гербом и печатью военных правителей Динабурга (комтуров), датируемой концом XIII века. Так, в её верхней части изображена Св. Дева Мария, держащая на руках младенца. Известно название Прибалтийских земель – Terra Marianna, данное крестоносцами в целях оправдать свои «освободительные» походы. Цветок лилии является символом Девы Марии, а также чистоты, целомудрия и невинности. Видимо, именно этими идеями руководствовались авторы проекта городского герба, устроившие бурную дискуссию и переписку с геральдическим комитетом в 1923-1925 годах…
Только лишь в 2001 году Парламент Учащихся Даугавпилсской средней школы №9 окончательно утвердил проект главного символа школы, который и лёг в основу ныне утверждённого и был предложен на рассмотрение администрации школы. Именно с тех пор герб стал использоваться в документации и в интерьере школы. Школьники и их родители привыкли видеть школьный герб в дневнике, на информационных стендах, во время презентаций, официальных встреч и выпускных вечеров. Герб украсил не только бланки школы, но и дипломы, буклеты, а также другую документацию. Кроме того, в 2012 году над центральным входом в школу было размещено его цветное изображение с подсветкой.
Процесс согласования герба с Геральдической комиссией проходил долго – шесть месяцев, поскольку комиссия заседает лишь раз в месяц. Проект герба 9-ой школы сразу же понравился членам комиссии, один из которых – директор Рундальского дворца-музея, историк культуры Имантс Ланцманис (Imants Lancmanis) – заметил, что герб смотрится «очень по-английски». Знаменитый искусствовед попал в точку – 9-ая школа давно славится своими учителями и юными специалистами по иностранным языкам, а английский во многом формирует учебную и внеклассную жизнь школы. Однако утвердить герб с первого раза, похоже, не удалось ещё никому. Профессиональные художники педантично указали на графические огрехи и неточности в изображении. Ведь главная задача комиссии – сформировать единую геральдическую концепцию страны, поэтому и городские, и корпоративные, и личные гербы должны быть исполнены в едином стиле. Устранение неточностей и исполнение пожеланий комиссии затянулось. Тем не менее, на заседании 30 марта 2007 года проект герба был окончательно одобрен. В течение апреля выполнялись необходимые формальности и готовился пакет необходимых документов. В конце мая в министерство культуры  было подано уже согласованное геральдическое описание герба Даугавпилсской 9-ой средней школы, которое зафиксировало следующую формулу геральдического описания – блазона:
«В лазоревом (геральдический синий) поле рассечённая перевязь: серебро, червлень (геральдический красный); фигура 1 – золотой восьмилепестник, фигура 2 – пятилепестная роза того же цвета. Поверх сердцевидный щиток: в лазоревом поле золотая лилия. Девиз золотом по лазури: DEFENDE HONORI SCHOLAE SUAE».
В июле 2007 года школе вернули уже подписанное министром культуры Хеленой Демаковой и председателем Геральдической комиссии Лаймонисом Шенбергсом описание герба. А в октябре прошлого года счастливый владелец первого школьного герба Латвии получил официальное решение министерства культуры о внесении герба Даугавпилсской 9-ой школы в Регистр гербов Латвии.

Смысл герба

Каждый элемент в гербе наделён собственным смыслом, однако, сама композиция в целом является отображением индивидуальности гербовладельца и может за собой ничего не скрывать, поскольку главная функция герба – идентификация владельца.
Лилия на фоне ленты цветов латвийского флага – символ Даугавпилса. Восьмилепестник обозначает девятого сына – указание на название (номер) школы. Роза – традиционный английский символ – призвана подчеркнуть неотъемлемую роль английского языка и культуры в истории и современности Девятой школы. Наличие в гербе цветков – своеобразный намёк на взращивание новых поколений. Девиз – «Защищай честь своей школы» (латынь) – в том или ином виде долгое время появлялся на выпускных альбомах школы №9.

Из сборника "По материалам Даугавпилсской краеведческой  конференции"