И. Рочко

Еврейские школы в Латгалии
Евреев часто называют народом Библии или народом Книги. Это подразумевается, евреи не только авторы Библии, но и то, что евреи, а точнее иудеи – это люди, связаны с религией. Еврейское религиозное образование - одна из фундаментальных основ иудаизма. Ообразование - важнейший инструмент сохранения и продолжения религиозной традиции. Еврейское традиционное образование, вместе с тем, понимается как самоцель. Оно направлено исключительно на изучение Торы  (Ветхий Завет), талмудической  и раввинистической литературы и других священных текстов. Погружение в это «море письменности» (выражение из традиционного еврейского лексикона) может продолжаться бесконечно. Это считается одной из важнейших заповедей и почитается как высочайшая добродетель.
Система еврейского религиозного образования в Латгалии, да и в других странах состояла из нескольких «ступеней». Процесс обучения начинается в возрасте пяти лет в хедере (начальной школе), где на первом этапе дети под руководством меламеда (наставника) учились читать и понимать тексты Торы и молитв. На втором этапе обучения (с 7 - 8 до 13 лет) в хедере круг чтения расширялся и усложнялся, и ученики приступали к изучению Талмуда.
Обучение в хедере было платным. Дети неимущих родителей учились в особой школе, которая называлась Талмуд-Тора и содержалась общиной. В соответствии с религиозным законом образование было обязательным только для мальчиков, однако нередко девочки тоже учились.  Девочки чаще учились дома.
По достижении 13 лет мальчик мог продолжить образование в иешиве (духовной академии), где углубленно изучаются Талмуд и раввинистические сочинения. Все эти тексты студенты проходили самостоятельно, причем старшие помогали младшим. Глава иешивы, обычно знаменитый своей ученостью раввин, периодически давал уроки в присутствии всех учеников. Он отвечал на подготовленные ими заранее вопросы и объяснял трудные места тех текстов, которые изучались в тот момент. Основные методы преподавания и толкования текстов в иешиве, а также корпус обязательных для изучения текстов сформировались еще в XVII веке. Тогда же сложилась традиция содержания иешив, их учеников и руководителей на средства общин.
С начала XIX века главную роль в еврейском образовании стали играть иешивы, расположенные в западных областях Российской империи. Первой и наиболее значительной среди них стала иешива в Воложине (Минская губерния). Она была основана раввином Хаимом Воложинером (1749 - 1821), который  усовершенствовал старые методы обучения,  разработал более гибкую, чем прежде, систему финансового обеспечения иешивы. После него иешиву возглавляли известные раввины, сыгравшие существенную роль в развитии еврейской религиозной мысли Нового времени. С 1820-х годов власти признавали главу Воложинской иешивы одним из лидеров российских евреев.
С конца XVIII века среди определенной части российского еврейства начали укореняться, возникшие в Германии, идеи Гаскалы – еврейского просвещения. Гаскала представляла собой литературное и культурно-общественное движение. Цель - преодоление самоизоляции еврейства и его интеграцию в общественную и экономическую жизнь тех государств, где они проживали. Еврейские просветители были убеждены, что евреям необходимо усвоить европейскую культуру и европейские нормы поведения. Главный инструмент модернизации и изменения культурного облика еврейства просветители видели в новой системе образования. Они были согласны в том, что оздоровление духовной и материальной жизни массы наступит лишь тогда, когда подрастающее поколение пройдёт через общеобразовательную школу, и потому создание её явилось ближайшей целью их стремления.
Русское правительство со своей стороны рассматривало общеобразовательную школу как важнейшее средство решения еврейского вопроса в империи. В царствование Николая I были предприняты интенсивные действия по реформированию еврейского образования. В 1840 году был учрежден правительственный Комитет для проведения мер коренного преобразования евреев в России, создание которого было официально объяснено желанием государя «обратить евреев к полезным занятиям». Одна из задач Комитета, определенных ему самим императором, состояла в том, чтобы «действовать на нравственное образование нового поколения евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном нынешнему талмудическому учению». С этой целью в течение 1840-х годов были созданы «казенные» (государственные) начальные школы для евреев, в которых наряду с традиционными еврейскими предметами преподавались и общеобразовательные.  Были открыты два раввинских училища в Вильно и Житомире для подготовки раввинов и учителей еврейских казенных школ. Для их содержания был введен специальный налог, который взимался с евреев. Эти меры, однако, не дали желаемых результатов: евреи всячески стремились уклониться от возложенной на них обязанности посылать детей в казенные школы. Получение общего образования в то время еще не приводило к улучшению правового положения евреев. Кроме того, «традиционная «еврейская масса - видела в «школьной повинности» опасность для своей религии и народности».
В царствование Александра II (1855-1881) общий процесс политической либерализации оказался благоприятным и для евреев. В еврейском вопросе правительство стало руководствоваться принципом «избирательной эмансипации», повышая правовой статус отдельных категорий евреев. К ним были отнесены лица с высшим и специальным образованием – выпускники университетов, ремесленных училищ, врачи, аптекари и тому подобное. Они получали право «повсеместного жительства» (то есть, могли легально жить вне черты оседлости), для них открывались перспективы государственной службы. Таким образом, появился стимул для получения общего образования евреями, число которых в общерусских средних и высших учебных заведениях неуклонно росло. Эта тенденция сохранялась и позже, несмотря на стремление правительства ограничить количество учащихся евреев. В 1887 году была введена процентная норма, согласно которой в средних и высших учебных заведениях, подведомственных Министерству просвещения, численность евреев не должна была превышать 10% общего контингента учащихся в черте оседлости, 5% - за ее пределами и 3% - в Петербурге и Москве. Несмотря на все препятствия, евреи стремились получить образование и составляли одну из значительных по численности групп среди учащейся российской молодежи.
В Даугавпилсе хедеры и Талмуд – Торы существовали до 1940 года. В 30 – годах XX века часто еврейские дети учились в светской школе, а после уроков посещали хедер. В 1885 году функционировала Талмуд -  Тора, в которой учились 180 мальчиков. В ней было 4 класса. До первой мировой войны всеми Талмуд – Торами заведовал Моисей Дунский. За его деятельность он был награждён серебряной медалью, ему было присвоено звание почётного гражданина. В городе существовали 2 ешивы. Они существовали за счёт еврейской общины и частных пожертвований. Уже в 1886 году действовали два частных женских еврейских училища, казённое еврейское училище для мальчиков, а также 7 частных еврейских школ для мальчиков. Одной из организаторов еврейского женского еврейского образования в городе была Берта Гинзбург, сестра известного скульптора Наума Аронсона из Краславы. Она имела высшее образование и способствовала женской еврейской эмансипации. После Первой мировой войны и резким сокращением населения, в том числе и еврейского изменился характер и структура образования. В 1919 году, когда в городе существовала советская власть, действовали три еврейские школы с преподаванием на идиш. Большевики стремились искоренить иврит, справедливо считая его языком иудаизма, то есть религии.
Вопросам образования евреев в Латвии  посвящены ряд работ. Это в  первую очередь, работы Б.Волковича, Л.Жукова, А. Копелович, И.Салениеце, Ю. Голдманиса. В этих содержательных работах рассматриваются, во-первых, организационные, а во-вторых, идеологические вопросы.
Все авторы отмечают, что законодательной основой еврейского образования в республике (1918 - 1934) были: Закон об образовательных учреждениях Латвии, а также Закон об устройстве школ национальных меньшинств, принятый  8 декабря 1919 года. Данные законы фактически обеспечивали автономию национальных меньшинств в области образования. Кроме того, Закон об учебных и праздничных днях в школах разрешал объявить выходным днём субботу, а также считать праздничными - религиозные праздники, как  Пейсах, Шавуот, Суккот, Пурим, Ту Би Шват. В основе Законов об образовании  лежал  принцип всеобщего и обязательного образования. Еврейская школа стала неотъемлемой частью системы народного образования страны. Лига Наций посчитала Законы об образовании в Латвии и Эстонии лучшими в Европе.
Управление еврейскими школами являлось структурной единицей Департамента национальных меньшинств Министерства  образования Латвии. На управление возлагалось организация и контроль еврейского образования, а также вопросы культуры. В ведении управлении находились детские сады, 31 городская основная школа, l городская средняя школа, 2 государственные средние школы, 16 частных основных школ, 5 частных средних школ, еврейская консерватория, еврейский педагогический институт, еврейская народная высшая школа, еврейская драматическая студия, две учебных мастерских, а также различные курсы идиша, иврита и истории. В 1922 году в еврейских школах учились 22%, а в 1929 году - 82% еврейских детей. В 1930 году 46% языком обучения для еврейских детей был идиш, а 36% - иврит. В 1930–х годах возросла доля иврита. В тоже время до 1934 года значительная часть родителей отправляли детей в русские или немецкие школы.
Финансирование еврейских школ обеспечивало государство и местные самоуправления. Средства выделялись пропорционально  удельному весу евреев в составе населения. Кроме того, школам помогали еврейские организации, «Джойнт» , а также частные благотворители (спонсоры). Основное (обязательное) образование было бесплатным, а среднее и профессиональное - платным. Конечно, средств не всегда хватало, поэтому деньги собирали родители, учительские общества, устраивались и благотворительные мероприятия. Другая проблема была связана с нехваткой учебников и методических  пособий, а также с подготовкой учителей, коих в 1940/41 годах было 500 человек. Но не все еврейские дети посещали «свои» школы. Часть еврейских детей учились в русских, латышских и немецких школах.
В области педагогики всегда велись споры, что такое, вообще, национальная школа, на каком языке вести обучение, а также о роли и месте религии в школе. В Латгалии, и в частности в Даугавпилсе, идиш был родным языком широких слоёв еврейского населения. Обычно, если учебное заведение называлась «ebreju skola», то основным языком был иврит, а если, «žīdu skola», то – идиш. Различное отношение  к школе  отражают различные социально-экономические и политические взгляды еврейского населения.
В начале 30х годов ХХ века годов ситуация  в стране начала меняться, что повлияло и на положение еврейских школ. Усилилась роль латышского языка, больше стало уделяться внимания истории  Латвии, а не истории еврейского  народа. В 1933 году школам национальных меньшинств было предложено «упорядочить» контингент учащихся. Это означало, что еврейские дети должны были учиться в еврейской или латышской, но не в русской или немецкой школах. Еврейские дети были вынуждены покинуть школы соответствующих национальных меньшинств. Чтобы поступить в гимназию, некоторые еврейские дети переходили в латышскую школу, так как после её окончания надо было сдавать лишь четыре экзамена, а не шесть.
После государственного переворота 15 мая 1934 года фактически была ликвидирована автономия школ национальных меньшинств. Был упразднён Департамент по делам национальных меньшинств Министерства образования. Был введён лишь референт по делам школ национальных меньшинств. Уменьшилось финансирование школ, исчезли инспектора еврейских школ. Усилились меры наказания за нарушения Закона о государственном языке. Кроме того, если ребёнок происходил из смешанной латышско - еврейской семьи (в Латгалии это было крайне редко), то он должен был посещать латышскую школу. Уменьшилось и число еврейских школ с 122 в 1932 году и до 77 в 1939 году. Вместе с тем, система национальных школ не была ликвидирована и продолжала успешно функционировать.
Несколько работ посвящены вопросам еврейского образования в Даугавпилсе. Это работы З. Якуба, Б. Волковича и Г. Маймина. В них рассказывается не только об общих вопросах образования, но и  о преобразованиях школ. Эти работы дают ясное представление  о хронологии изменений школ города.
Г. Маймин отмечает, что в основной школе нужно было учиться шесть лет. В ивритских школах имелись ещё подготовительные классы – мехины. Если посещение первой мехины (детского сада) не считалось обязательным, то вторую мехину (подготовка) должны были посещать все дети шестилетнего возраста.

До 1934 г. в Даугавпилсе существовали следующие еврейские школы

Школа

Год создания

Адрес

Директор

№1основная (идиш)

1915

Ул. Райня 101

М. Блях

№2 основная (иврит)

1920

Ул. Театра 19

Я. Гинзбург

№3 основная (русский)

1924

Ул. Валдемара 17

С. Добрин

№4 основная (идиш)

1924

Ул. Саулес 5

В. Левенберг

№5 основная (иврит)

1927

Ул. Саулес 38

М. Каятский

Городская гимназия (иврит)

1924

Ул. Вирсниеку (ныне ул. Лачплеша 10)

Лившиц, Гурвич

Вечерняя гимназия

1928

Ул. Райня 101

П. Лисагор

«Иврит» (частная)

Ул. Гродняс 36

Л. Жив

«Тора вдерех эрец» (частная) (иврит)

1921

Ул. 3 января 27

Г. Нейшлос

После переворота 1934 года из семи еврейских школ создали три. Была ликвидирована еврейская школа с русским языком обучения. Школы  объединялись, поменялась нумерации.

Объединение еврейских школ города  после 1934 года.

Школы

Новый номер

Адрес

Директор

№ 3 и № 5

№ 14

ул. Вадоню 17

Б. Миндель

№ 2 и «Тора вдерех эрец»

№ 16

ул. Саулес 5 и ул. Театра 19

Г. Нейшлос

№ 1 и № 4

№ 15

ул. Райня 101.

С. Добрин

Гимназия

Средняя школа

ул. Саулес 38

И. Копылов

Школу «Иврит» и вечернюю гимназию закрыли. Но и после этого реформы продолжались. Ивритские школы поменяли диалект обучения: был введён ашкеназийский диалект иврита – иврис. Ввели уроки религии, мальчиков обязали носить головные уборы. Было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.
С установлением советской власти ивритские школы перешли на идиш, ликвидировали уроки религии, в школах №14 и №16 девочки и  мальчики могли обучаться совместно. Поменялись и директора школ, вновь открылась  вечерняя школа.

Еврейские школы города после 1940 года.

Школа

Директор

№ 14

Галин

№ 15

Г. Нейшлос

№ 16

Штейман

Вечерняя школа

Состав еврейских основных школ, дошкольных  учреждений и детских садов Латгалии в 1929/30 учебном году. Обзор, составленный Управлением еврейского образования Министерства просвещения Латвийской Республики

Название

Адрес учреждения

Учащихся

Учителей

Руководитель

Детский сад Центрального еврейского
учительского общества «Гаморе»,

Даугавпилс, ул. Театра 19

25

1

Я. Гуревич

Даугавпилсский 1-й частный детский сад

Даугавпилс, ул. Райня 101

30

1

Рапопорт

Детский сад «Гаморе»

Краслава ул. Смилшу 14

30

1

Детский сад Центрального еврейского
учительского общества,

Ливаны ул. Крустпилс 13

40

1

Шпунгин

Еврейский детский сад

Виесите ул. Кунгу 1

25

1

Лурье

Антонопольская еврейская основная
школа

Малта

75

4

Салтупер

Балтинавская еврейская 6-классная
основная школа

Балтинава ул. Тиргус 8

33

1

Равдель

Балвская еврейская 6-классная
основная школа

Балви ул. Базницас

83

5

Давыдов

Дагдская еврейская основная
школа

Дагда ул. Алояс 5

131

5

Гельфар-Тог

Даугавпилсская городская 1-я еврейская
основная школа

Даугавпилс ул. Райня 101

297

12

Блях

Даугавпилсская городская 2-я еврейская
основная школа

Даугавпилс ул. Театра 19

310

13

Гинзбург

Даугавпилсская городская 3-я еврейская
основная школа

Даугавпилс ул. Валдемара 17

362

15

Даугавпилсская городская 4-я еврейская
основная школа

Даугавпилс ул. Саулес 5

261

11

Левенберг

Даугавпилсская городская 5-я еврейская основная школа

Даугавпилс ул. Домес 51

222

9

Каятский

«Тора-Эрэц», Даугавпилсская частная
еврейская  основная школа

Даугавпилс ул. 3 Января 27

126

7

Нейшлос

Екабпилсская городская еврейская
основная школа

Екабпилс ул. Лиела 145

108

18

Тайц

Лудзенская городская еврейская
основная школа

Лудза ул. Телеграфа 35

111

5

Плепле

Карсавская еврейская основная
школа

Карсава ул. Судногу 7

227

8

Хайм

Краславская еврейская основная школа
Даугавпилсского общества «Гаморе»

Краслава ул. Смилшу 14

32

1

Цемо

Крустпилсская городская еврейская
основная школа

Крустпилс ул Ригас 170

161

7

Гуди

Ливанская городская еврейская
6-классная основная школа

Ливаны ул. Ригас 154

151

8

О. Бурокив

«Тора», Карсавская 4-классная
основная школа

Карсава ул. Телеграфа 33

32

3

Шер

Лудзенская городская еврейская
основная школа

Лудза ул. Вокзалес 10

259

9

Хилкин

Малтская еврейская основная школа
(в ведении государства и самоуправления)

26

3

Швец

Пиедруйская еврейская основная школа

24

1

Фейгельсон

Прейльская городская еврейская
6-классная основная школа

Прейли ул. Лиепу 15

114

5

Зеликман

Резекненская городская 1-я еврейская
основная школа

Резекне Албу Алея 27

170

9

Йозет

Резекненская городская 2-я еврейская
основная школа

Резекне ул. Калпака 41

267

11

Гринберг

Резекненская городская 3-я еврейская
основная школа

Резекне ул. Латгалес 93

156

8

Трифскин

Сильяньская школа в местечке Риебини

Риебини ул. Виляну

49

4

Фридман

Субатская городская еврейская
основная школа

Субате ул. Елгавас 46

71

4

Лившиц

Вараклянская городская еврейская
6-классная основная школа

Варакляны ул. Виляну 18

257

9

Иоффе

Вилякская городская еврейская
основная  школа

Виляка ул.Таутас

80

3

Валдштейн

Вилякская городская еврейская
основная  школа

Виляка ул. Радаполес 13

63

4

Раган

Вилякская городская еврейская
основная  школа

Виляка ул. Петерпилс 48

96

3

Пителис

Зилупская городская еврейская
6-классная основная школа

Зилупе ул. Марияс 2

76

4

Х. Нойшлос

Сразу возник вопрос, а что называть еврейской школой? Было решено, что еврейской считается та, где большую часть учащихся составляют - евреи, обучение ведётся на идише или иврите, изучается история и культура еврейского народа. Если школа подчинялась управлению еврейского образования, то и вся документация должна быть на соответствующем языке. Обучение на другом языке рассматривалось как приемлемый, но временный вариант.
Была проблема с подготовкой учителей. Для них были организованы  курсы, после окончания которых, выдавался сертификат. Другой проблемой был язык обучения. Что выбрать - немецкий, русский, идиш или иврит? Для 85% евреев Латвии идиш был родным языком, а в Латгалии, фактически – для всех. Споры были таковы, что даже среди учителей были созданы две учительские организации. В 30–е годы XX века примерно, 46% учились на идише, 36% - на иврите, 13% - на немецком, и лишь -5% на русском. В Латгалии большинство школ были на идише. В Даугавпилсе была лишь одна школа на - русском, а немецких – вообще, не было. Так, было и во всей Латгалии. В Риге и Лиепае школы с немецким языком обучения обычно посещали дети из состоятельных семей. Дети из религиозных семей чаще посещали ивритские школы. Там и больше внимания уделяли религии. Нередки были случаи, когда по просьбе родителей фактически менялся язык обучения.
Ещё одна проблема была связана с ролью религии в школе. Как правило, мальчики уже посещали хедер. В 30–х годах XX века часто еврейские дети учились в светской школе, а после уроков посещали хедер. Другой проблемой было отсутствие помещений для школ и детских садов. Особенно, это заметно было в маленьких городах Латгалии. Помещения снимали у частных лиц. При повышении арендной платы приходилось искать новые помещения.
После государственного переворота 1934 года еврейская школа попала в руки религиозных деятелей. Больше стало уделяться ивриту и религии, девочки и мальчики должны были учиться отдельно. Дети из зажиточных семей старались перейти в латышские школы. После их окончания легче было поступить в средние и высшие учебные заведения. А, вообще, количество еврейских школ уменьшилось в результате их объединения и укрупнения. В тоже время до 1934 года значительная часть родителей отправляли детей в русские или немецкие школы. В 1934. году в Даугавпилсе было 4 латышские школы, 6 – русских, 4  - польских, 5 – еврейских, по одной немецкой и белорусской школе. Обычно, еврейские школы в повседневном разговоре называли по именам директоров, например, школа Каяцкого, школа Добрина и так далее
В Резекне после переворота 1935 года действовали три еврейские основные школы. В них занимались 530 ребёнка, работали 28 преподавателей. В Лудзе были две школы, в них учились 370 ребёнка, трудились 14 учителей.
В еврейских школах большоё внимание уделялось воспитанию патриотизма и лояльности латвийскому государству. В конце 1929 года Еврейский отдел Министерства образования создал комиссию для сбора средств для строительства памятника Свободы. Комиссия обратилась к школьникам еврейских родителей с воззванием, которое заканчивалось словами: «Пусть строящийся народный памятник Свободы свидетельствует об обретённом согласии жителей». В любом случае еврейские школы обеспечивала не только образование, но и воспитание в национальном духе.
В 1940 году еврейские школы стали семилетними. Все ивритские школы перешли идиш. Отменили религию, ликвидировали приготовительные классы. Учебники времен Латвийской Республики были признаны непригодными, а советские не поступили, их выдали только учителям, поэтому ученики занимались по записям со слов и разъяснений преподавателей.
Крустпилсская еврейская городская школа начала свою работу ещё в царское время. Находилась она по ул. Ригас, 170. Первым директором был Лейба Клейман. Язык обучения в разные годы менялся: идиш или иврит. Латышский язык преподавали Карлис Крастиньш и Вилис Какстанс Калнаре (председатель сиротского суда). В 1929/30 учебном году в школе обучались 161 ученик, работали 7 учителей. Директором был Гудитор. Школа просуществовала до июня 1941 года. Летом 1941 года в школьном здании было устроено гетто.
Вараклянская основная школа возникла благодаря Я. Чаксте. В 1919 году Варакляны посетил Я. Чаксте. Один из руководителей города обратился к нему с просьбой выделить участок для строительства школы. Земля была выделена, и школа была построена. Это было двухэтажное деревянное здание. И в 1921 году началась работа основной 6–летней школы. Директором был назначен Лейба Иоффе. Он родился в многодетной семье. Высшее образование получил в Петербурге, возвратился в родной город, преподавал иврит и математику. Его привлекали коммунистистические идеи. В 1935 году он был арестован, недолго находился в тюрьме. В 1940 году вновь был восстановлен на работе, назначен директором, преподавал историю. Во время войны находился в Чувашии. После войны опять преподавал в Вараклянской, но уже нееврейской школе историю и вновь был назначен директором. По воспоминаниям бывших учеников, это был добрый и отзывчивый человек, его любили дети. Умер в 1961 году похоронен на еврейском кладбище в родном городе. Это был, по моим представлениям, единственный из евреев, который работал директором школы до и после войны. В школе до войны преподавали иврит, идиш, еврейскую историю и литературу, Талмуд, естествознание, математику, музыку, спорт, труд (отдельно мальчикам и девочкам). Языком обучения был идиш. В школе учились до 250 детей, работали 9 – 10 педагогов. В классах было 30 – 35 учеников. Все преподаватели были евреи, лишь учитель латышского языка Набургс был латышом. В школе работал детский сад. Здесь дети играли, их знакомили с традициями и обычаями. Будущие первоклассники здесь проводили, как правило, два года.
Интересна история Ливанской еврейской школы. Здесь учились 150 детей. С 1925/26 по 1937/38 учебные года поменялось пять директоров. В 1937/38 учебном году директором был М. Кац. Он преподавал историю и математику. Латышский язык вела Марта Лейтранте. Проблема была с помещением для школы. В своё время Ливанская Дума заключила договор об аренде помещений для школы, но выяснилось, что помещения не соответствуют санитарно – гигиеническим нормам. Был заключён новый договор. Вскоре выяснилось, что в этом здании находится ещё какое–то учреждение. Обе стороны были не совсем довольны. Кроме того при школе действовал детский сад.
После государственного переворота 1934 года Ливанская Дума хотела закрыть 5 и 6 классы. Дума предлагала еврейским детям перейти учиться Ливанскую государственную школу, где языком обучения был латышский. Подавляющее большинство родителей было недовольно. Дума вынуждена была отменить своё решение. Однако 17 детей всё – таки продолжили учёбу в Ливанской Государственной школе. Как правило, это были дети состоятельных родителей. Большинство еврейских детей после окончания основной школы были вынуждены помогать своим родителям, работая в лавках, магазинах, на складах, подмастерьями в мастерских. Очень немногие после окончания школы продолжали учёбу в Ливанской коммерческой школе.
Летом 1941 года большая часть детей и учителей были расстреляны. Сохранилось одно важное воспоминание. Когда евреев гнали на расстрел, Марта Лейтранте, долго работавшая в еврейской школе, плакала и кричала, и начала рвать на себе кофту. Охранники были недовольны.
В 1941 году началась катастрофа еврейских школ. Летом 1941 года большая часть детей и учителей оказалось в Даугавпилсском гетто, где были уничтожены. Более 2000 детей были расстреляны. Такая же трагическая судьба была уготована детям в других местах Латгалии. Однако сохранился уникальный документ.  Летом 1941 года руководитель юденрата Даугавпилсского гетто М. Мовшензон обращается к городским властям с просьбой: выделить помещение и оборудование для организации школы. Написано на пожелтевшем листочке, вырванным из тетради. Сколько ещё было надежд на спасение детей, у части из них уже не было родителей. Это после страшных брутальных акций. Школа не была организована.
В целом, в 1929/1930. учебном году в Латгалии  действовало 36 еврейских учебных заведений, детских садов, начальных, основных и средних школ, в которых работали 314 педагога, учились 4400 детей. Это были  золотые годы для еврейского образования.
После войны еврейских школ не было. Лишь 1 сентября 1989 г. в Риге была основана еврейская школа, которая была первой в бывшем СССР, первой национальной школой в Латвии, первой еврейской государственной школой. В настоящее время в Риге действуют две школы: одна из них с религиозным уклоном, другая – светская, общеобразовательная. В годы Атмоды в Даугавпилсе и Резекне возникли воскресные школы. Детей знакомили с основами иудаизма, традициями, праздниками, историей ивритским алфавитом. Сегодня лишь несколько детей из еврейских и смешанных семей посещают эти занятия.

Из сборника "По материалам Даугавпилсской краеведческой  конференции"