Маленькие экспонаты большого художника.
Микроминиатюры Владимира Анискина.
«Что за мужик!? Приходит с работы — и за микроскоп», — жалуется Антонина Валентиновна. Ее зять, новосибирский ученый Владимир Анискин, еще в студенчестве настолько впечатлился книгой о мастерах микроминиатюры, что решил непременно сделать что-нибудь подобное. Сегодня Анискин — один из 11-ти известных микроминиатюристов мира. Его скульптуры представлены в питерском музее, скоро пополнят коллекцию музея в Праге, однако мало кому интересны в родном городе.
Он может поместить караван платиновых верблюдов в игольное ушко, да еще нарисовать закат солнца масляной краской. Русским женщинам он посвятил миниатюрные ландыши, а русским воинам — копии орденов Славы, Суворова и Святого Георгия на маковых и рисовых зернах. Все фигуры — меньше миллиметра. Из частичек зеленой и красной пыли (да-да, именно той пыли, которая покоится на нашей мебели) он создал розочку с 0,065-миллиметровым бутончиком и поместил ее в конский волос. А еще он любит писать. Например, на срезе рисового зернышка он нацарапал два куплета и припев песенки «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот», а на срезе волоса — все 33 буквы русского алфавита. Высота букв едва достигает 20 микрометров (0,015-0,02 миллиметра). Для сравнения: размер кровяной клетки (эритроцита) составляет порядка 7 микрометров.
2027 букв в 22 ряда на разрезанном зерне риса
Новогодняя сценка на кусочке конского волоса
Кубок УЕФА на кусочке макового зернышка
Винни Пух и его друзья на кусочке макового зернышка
Караван верблюдов внутри игольного ушка
Бутылка вина и бокалы на половинке виноградного семечка
Буратино на половинке виноградного семечка
Все это не причуды техники, а умелые руки новосибирского Левши Владимира Анискина. Все работы Владимир выполняет вручную под микроскопом МБС—9 (бинокулярный, с линейным увеличением до 100 раз) без использования каких бы то ни было микроманипуляторов. В арсенале мастера также стальные самодельные резцы и два станочка (токарный и заточной), которые умещаются на ладони.
Что касается материала, то под микроскоп Анискин тащит все, что увидит: зернышки мака и риса, спички, иголки, человеческие и конские волосы, даже пыль. Провел пальцем по шкафу — вот и материал! Красота! Сложнее оказалось с волосами. Как-то Владимир попросил пару волосков у жены Светланы. «Не дам. С расчески возьми», — строго сказала супруга. Мастер не растерялся и начикал немного рабочего материала с головы жены, пока та спала.
Пути создания микрокомпозициии два: иногда рождается идея, затем идет поиск материала и технологии либо, наоборот, материал подсказывает идею. Хорошо для фигурок подходит золото, олово, платина, красители.
«В микроминиатюре два главных врага — электростатика и биение сердца. И от них никуда не денешься, — делится опытом Анискин. — Когда отрезаешь изделие от заготовки, оно может улететь настолько быстро, что глаз не успевает проследить, в какую сторону! Раз — и нету! Из-за электростатики я потерял с десяток верблюдов. Однажды, после потери сложной детали, пришлось обклеить скотчем стол, а потом, отлепляя его, искать деталь под микроскопом. Биение сердца тоже мешает, поэтому особо тонкую работу приходится делать между ударами сердца».
Новосибирский мастер старается сочетать в своих работах художественность образов и композиции с высокой технологической сложностью. Например, Буратино, Винни-Пух, ослик Иа даже имеют вполне узнаваемое выражение лица. Всеми приемами Владимир Анискин овладел самостоятельно, ведь микроминиатюра — редкий вид искусства, которому нигде не учат, инвентарь для него не производят.
«Часто меня спрашивают: „Как вы запихнули в волос верблюдов?“ Девять из десяти зрителей обязательно скажут именно „запихнул“, а не „поместил“, „расположил“ или „просунул“. Это очень обидно, ведь верблюды такие маленькие, а к ним применяют такое грубое слово!», — говорит Анискин. Секрет производства таков: конский волос диаметром 0,12 мм (чуть больше, чем толщина лезвия) сверлится вдоль оси (диаметр отверстия 0,08 мм) и до прозрачности полируется снаружи и изнутри. Затем мастер располагает в одной плоскости внутри волоса восемь платиновых верблюдов высотой меньше 0,08 мм. Сделать это, не повредив фигурки, очень трудно. На создание сверла, на отработку техники сверления и полировки ушли годы. Жаль, что из-за влажности воздуха структура волоса постоянно изменяется, поэтому столь трудоемкий экспонат сейчас испортился и ремонту не подлежит.
Оформление микроминиатюрной работы зачастую оказывается намного сложнее, чем само изготовление. Чтобы сделать фигурку, например, нужна всего пылинка золота, а инструменты можно сделать самому из высокоуглеродистой стали. Трудности и реальные денежные затраты начинаются уже после того, как работа закончена. Изделие надо показать зрителю.
экспонат под микроскоп на деревянную подставку и закрывает все это стеклом. «Подставку с лазерной гравировкой „Русский Левша Владимир Анискин“ я заказываю у столяра за полторы тысячи рублей. Колпачок из оргстекла приходится делать самому, так как я не нашел нужного мастера. Самая затратная часть — микроскоп, который невозможно найти в продаже. Для демонстрации работ я использую монокуляр (монокль), в котором меняю оптику и превращаю его в микроскоп. Советами в этом процессе помогли друзья из Института автоматики и электрометрии СО РАН. Сам монокуляр стоит шестьсот рублей, а оптика — от тысячи до трех», — рассказывает художник. Итого на оформление одного экспоната требуется от трех до шести тысяч рублей. Причем все затраты выкраиваются из семейного бюджета, отдачи от выставок пока нет. Иногда, правда, случаются заказы, когда один богатый человек хочет подарить другому «микроудивляшку».
Профессиональных критиков миниатюрных работ пока не существует, поэтому уникальные мастера остаются один на один с проблемой оценки собственного творчества. «Существуют ли вообще какие-нибудь объективные критерии? — вопрошает новосибирский мастер. — Это меня интересует потому, что образование у меня не художественное и умных слов про глубину образов и символизм изображенного я не понимаю. У меня один критерий, чукотский: нравится — не нравится. „О! — отвечают мне, — самый верный критерий“».
Русский алфавит полностью уместился на торце волоса.
Диаметр волоса 100 мкм (0,1 мм).
Размер овальной площадки 100х160 мкм (0,1х0,16 мм).
Высота букв 15-20 мкм (0,015-0,02 мм).
Ордена Славы 1-й, 2-й и 3-й степени располагаются на срезе рисового зернышка.
Размер орденов — 0,8 мм.
Материал: золото, олово.
Роза в волосе
Ширина бутончика розы 65 мкм (0,065 мм).
Стебельки и листочки выполнены из частичек зеленой пыли.
Шахматный столик
Шахматный столик сделан из скорлупы грецкого ореха. На поверхности столика выполнена гравировка и инкрустация. Длина столика 3,5 мм, ширина 2,5 мм, высота 2 мм.
Шахматные фигурки высотой от 0,15 мм до 0,3 мм выточены из серебра и золота.
Можно заметить инкрустацию серебром разметки шахматной доски (т.е. буквочки и цифирки). На поверхности столика расположены шахматные фигуры, выполненные из серебра и золота. Расстановка фигур произвольная.
Особенностью столика является то, что столешница у него двухслойная. Нижний слой имеет толщину около двух десятых долей миллиметра. На нем выполнена гравировка рисунка и шахматной доски. Сверху приклеена тоненькая пластинка тоже сделанная из грецкого ореха толщиной 30 микрон. 30 микрон — это половина диаметра человеческого волоса. При такой толщине скорлупа становиться прозрачной, а ее зернистая структура рассеивает свет, придавая рисунку глубину.
На изготовление этой работы у автора ушло полгода. Два столика были поломаны, и лишь только третий удался.
Винни Пух
Вини-Пух, Пятачок и ослик Иа располагаются на срезе макового зернышка.
Выполнить эту работу было достаточно трудно: фигурки малюсенькие, шейка у Пяточка тонюсенькая, божья коровка крошечная.
Идея создания цветочка и божьей коровки на нем родилась лишь после изготовления всех трех персонажей.
Дело в том, что когда сказочные персонажи были сделаны и предварительно размещены на срезе макового зернышка, то оказалось что еще почти половина зернышка пуста и свободна.
Вот тогда и родилась мысль про цветочек и жучка на нем. Данная работа сочетает в себе художественность образов и композиции и большую технологичную сложность, что делает эту работу одним из украшений коллекции микроминиатюр.