Статья 2008 года.
«Виновник» расцвета приходской жизни
Исполнилось 30 лет со дня смерти митрофорного протоиерея Леонида Ладинского
Прошло более 70 лет с того момента, как настоятелем даугавпилсского собора святого благоверного князя Александра Невского стал священник Леонид Ладинский. Однако, в Даугавпилсе до сих пор живы люди, которые помнят о. Леонида…
Конечно, не стоит идеализировать прошлое, но некоторые особенности повседневной жизни наших предков можно взять в качестве примера. Например, умение общаться, отсутствие вульгарности, религиозность, патриотизм – всего этого так часто не хватает современному обществу!
В минувшие годы не только эти, но и многие другие положительные качества были свойственны значительной части населения нашего города. Поэтому и православные храмы были средоточием не только религиозной, но и общественной жизни. Что касается собора св. блгв. кн. Александра Невского, то в период с 1937 по 1944 гг. он стал одним из центров общественной и приходской жизни русских жителей Даугавпилса. Главенствующую роль в этом движении играл отец Леонид Ладинский.
«Тихая» Латвия
Леонид Ладинский стал настоятелем Александро-Невского собора 12 июля 1937 года.
В этот же день в СССР были осуждены в организации «заговора» и сразу же расстреляны наиболее видные руководители Красной Армии. Июль 37-го в Советской России отмечен и новой волной массовых репрессий на Церковь. А в Европе продолжала разгораться Вторая мировая война. 12 июля 37-го года отмечено новыми боями как в воздухе, так и на море. В сводках фигурируют новые типы боевой техники, проходившие обкатку на полях сражений в Испании.
Все эти события мало отражаются на укладе жизни провинциального Даугавпилса.
При соборе активно действует приходской совет. В 1937 году соборное сестричество преобразовано в дамский кружок, председателем которого стала супруга настоятеля храма С. Ладинская.
Для двинской молодежи было организовано «Православное содружество». Его члены писали рефераты, посещали беседы, устраиваемые для них настоятелем, а также принимали самое деятельное участие в церковном пении и чтении во время богослужений. Молодежное «содружество» активно сотрудничало с эмигрантскими организациями, в первую очередь – с Русским Студенческим Христианским Движением и Русским Студенческим Православным Единением.
Несколько человек из «Православного содружества» в дальнейшем посвятили себя церковному служению. Среди них стоит отметить: архиепископа Сильвестра (Ивана Антоновича Харуна), ставшего правящим иерархом Православной Церкви Америки (скончался в 2000 году), архимандрита Кирилла (Леонида Владимировича Начиса), духовника Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии, а также Константина Кравченка, псаломщика, активного участника Псковской миссии.
Кроме взрослого, в храме существовал детский хор, состоящий из школьников. Самые младшие прихожане были объединены в «Детский уголок». В 1938 году с 80 детишками по воскресным дням занимались учительницы-пенсионерки во главе с В. Д. Смагиной. Для детей проводились занятия, а по праздникам – представления. Многие прихожане Александро-Невского храма являлись членами спортивно-патриотической организации «Сокол», главными идеями которой провозглашались: верность монархическому строю и здоровый образ жизни.
На 1 января 1938 года в Александро-Невском соборе насчитывалось 1630 прихожан. Наиболее активные часто посещали «Русский клуб», который располагался на втором этаже сторожки, построенной в церковной ограде.
В книге «Православные церкви в Латгалии» историк С. П. Сахаров делает следующее заключение о даугавпилсском храме святого благоверного князя Александра Невского: «Общее положение прихода хорошее: чувствуется сердечная любовь прихожан к своему собору и интерес к церковно-религиозной жизни вообще, что наблюдается по большой посещаемости богослужений и бесед на религиозно-нравственные темы, устраиваемые в зимнее время».
Большинство мероприятий проходило при непосредственном участии настоятеля храма. На фотографиях тех лет о. Леонид изображен то среди школьников, то вместе с представителями «Православного содружества», среди церковного причта, а то и на кладбище – служащим литию. К слову говоря, к Александро-Невскому собору в то время была приписана и кладбищенская Никольская церковь. Существовал и кладбищенский комитет, в который входили представители от всех приходов города. Председателем этого комитета являлся о. Леонид Ладинский.
Таким образом, на 30-е годы ХХ столетия пришелся расцвет общественно-приходской жизни Александро-Невского собора. Вхождение Латвии в состав Советского Союза несколько подорвало положение церкви. Были репрессированы многие прихожане. В том числе был арестован и через некоторое время расстрелян диакон Геннадий Чапля, а его семья – отправлена в ссылку.
Однако, вскоре церковь вновь стала средоточием духовной жизни горожан. Этот период пришелся на военное время.
Духовная отдушина
В ходе боев за Даугавпилс 1941 года собор св. блгв. кн. Александра Невского не пострадал. Это позволило проводить в нем богослужения в течение всех трех лет оккупации. Леонид Ладинский стал одним из инициаторов возрождения общественной и духовной жизни города. Ставя перед собой главную цель – духовную помощь своим прихожанам, о. Леонид был вынужден общаться с представителями немецких оккупационных властей.
Высокая эрудиция, врожденная интеллигентность, приверженность идеалам «старой» России и неприятие «революционных идей» позволили получить все необходимые разрешения для проведения богослужений, организации самодеятельности и участия в Псковской миссии. В пользу Ладинского играло и то, что его супруга была немкой по национальности.
При поддержке тогдашнего гебитскомиссара Латгалии Германа Риккена, в конце мая 1943 года в Даугавпилсе был основан Русский национальный комитет, главенствующую роль в котором играл сам о. Леонид. По словам даугавпилсского историка Сергея Кузнецова, «не смотря на откровенный антикоммунизм, эта организация, лишенная каких-либо реальных полномочий, сделала немало для материальной поддержки учителей, школьников и других попавших в беду соотечественников. В том числе и советских военнопленных.»
О. Л. Ладинский был и одним из инициаторов возрождения даугавпилсского драматического театра. Днем актеры работали на предприятиях, а вечером проводили репетиции и давали представления. Первой постановкой, осуществленной городским театром в годы войны, стал спектакль по пьесе А. Островского «Без вины виноватые». Об этом сообщала местная газета «Двинский вестник».
В свою очередь, Любовь Попкович, бывшая в то время певчей Александро-Невского собора, рассказала о том, что о. Леонид покровительствовал и хору власовцев, центр вербовки которых располагался в Даугавпилсе. Власовцы неоднократно выступали в театре. Среди них выделялся солист – прекрасный тенор.
В 1944 году, когда советские войска стали подходить к Даугавпилсу, немецким командованием был отдан приказ о насильственной эвакуации многих местных жителей, в том числе – священнослужителей. Среди прочих из города уехал и протоиерей Л. Ладинский…
В эмиграции
О жизни о. Леонида за пределами Латвии известно крайне мало. Вся информация базируется на воспоминании протоиерея Сергия Гарклавса, да на краткой биографической справке Американской Православной Церкви.
Так, рассказывая о жизни православных священников в эмиграции, о. Сергий оообщил следующее: «Условия в лагере беженцев были весьма стесненными – в небольшой пятикомнатной квартире ютилось пять семейств. Но наши священники проявляли себя как истинные миссионеры. Так, о. Леонид Ладинский из Даугавпилса регулярно объезжал лагеря на велосипеде. Брал с собой походный чемоданчик, укладывал в него священные сосуды... Как в апостольские времена!»
После переселения в США, о. Леонид служил в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви (с 1970 г. – Православная Церковь в Америке). За образцовое служение протоиерей Леонид Ладинский был награжден митрой. Также известны дата и место его смерти – 4 января 1978 года, Нью-Йорк…
Юрий Петровский