Статья 2007 года.
Три святых пастыря
В 1937 году в Даугавпилсе была издана тоненькая 68-страничная брошюрка церковного историка Сергея Петровича Сахарова. Книжка "Рижские православные архипастыри за сто лет (1836-1936)" представлялa из себя публикацию популярно-исторического доклада церковного историка Сахарова, который он читал в 1935 году в краславской церкви, и в 1936 году — в даугавпилсской церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Готовя краткие описания жизни и деятельности архипастырей, Сергей Петрович вряд ли мог даже предположить, что пройдет совсем немного времени, и трое из пятнадцати латвийских епископов будут причислены к лику святых. Да и сам он будет занесен в список исповедников православной веры.
Священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский
Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в семье сельского священника Тульской губернии. В октябре 1897 он был переведен на кафедру епископов Рижских и Митавских, которую и занимал на протяжении 13 лет. Будучи русским патриотом, Агафангел тем не менее был противником каких-либо ограничений по языковым, национальным и культурным признакам. За это его недолюбливали властные круги. Но Агафангел мало внимания обращал на мнение светской власти. Практически не выступая в печати лично, он в то же время способствовал изданию на русском, латышском и эстонском языках православных журналов. Стараниями Агафангела были обновлены и построены многие храмы, в том числе таллиннский кафедральный собор святого князя Александра Невского.
Немалую роль в народной популярности епископ Агафангел снискал и своей приверженностью к прогрессу. Он ввел в обиход архиерейского дома телефон, провел электрическое освещение в кафедральный собор и даже совершил первую пробную поездку на только что открытом рижском трамвае.
Во время революции 1905 года стараниями архиепископа Агафангела был организован комитет "По оказанию помощи православным семьям, пострадавшим от беспорядков в Прибалтийском крае". Под прикрытием этой организации от смерти было спасено множество невинных людей, в том числе лютеране и католики. Примечательно, что благодаря содействию комитета вместе с другими спасся и известный латышский революционер Петр Стучка.
Перевод епископа Агафангела в 1910 году на литовскую кафедру показал всю симпатию народа к своему пастырю. Никогда еще Рига не видела столь масштабных проводов православного архиерея.
После революции 1917 года и начала гонений на православную церковь митрополит Агафангел стал вторым из пяти кандидатов на патриарший престол, которые должны были в порядке старшинства блюсти каноническую преемственность Первосвятительского служения в случае болезни или смерти Архипастыря.
В 1922 году Патриарх Тихон распорядился временно (до созыва Собора) поставить во главе православной церкви митрополита Агафангела, служившего в то время на ярославской кафедре. В то же время Агафангелу было предложено возглавить обновленческую церковь. От второго предложения он отказался и призвал епархии к самостоятельному управлению до восстановления высшей церковной власти.
Обозленное советское правительство привлекло митрополита к ответственности за антисоветскую деятельность и выслало его в Нарымский край. По возвращении в Ярославль из ссылки, Агафангел предпринял неудачную попытку возглавить церковное управление. После длительной болезни, измученный астмой, сердечными приступами и душевными переживаниями, 16 октября 1928 года владыка Агафангел отошел ко Господу.
В 1998 году были обретены мощи священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и Ростовского, а в 2000 году архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых.
Священномученик Платон, епископ Ревельский
Епископ Платон (в миру Павел Петрович Кульбуш) родился в 1869 году в Лифляндской губернии. Его отец был псаломщиком. В возрасте 11 лет Павел поступил в Рижское духовное училище, а затем — в Рижскую духовную семинарию. Как лучший студент выпуска, Кульбуш был направлен на учебу в С.-Петербургскую духовную академию. В столице Павел Петрович добился создания, а затем и стал во главе петербургского эстонского православного прихода.
8 августа 1917 года в Тарту (Юрьеве) состоялось собрание Рижской епархии, на котором было принято решение об образовании Ревельского (Таллиннского) викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы. Утверждая на должность юрьевского епископа П. Кульбуша, лично знавший его святитель Тихон сказал: "Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры". Слова эти оказались пророческими.
После хиротонии Павла Кульбуша во епископа Ревельского с именем Платон во монашестве Патриарх Тихон поручил ему управление и всей Рижской епархией.
Немецкие оккупационные войска пренебрежительно относились к православию и всячески препятствовали епископу Платону восстанавливать приходскую жизнь. Многие храмы были отобраны, например, рижский кафедральный собор был превращен в кирху.
Несмотря на противодействие властей, еп. Платон — где пешком, где на лошадях — посетил большую часть своих приходов в Эстонии и Латвии. В мае 1918 года он прибыл в Ригу, где в течение 11 дней совершал проникновенные богослужения.
В ноябре того же года он намеревался вновь приехать в Ригу, но заболел гриппом, который перешел в тяжелое крупозное воспаление легких. 22 декабря Тарту перешел в руки большевиков, арестовавших 2 января 1919 года свыше 500 человек, среди которых оказался и епископ Платон.
Узников содержали в помещении Кредитного банка, превращенного в тюрьму. Епископ Платон подвергался особым издевательствам: больного, с высокой температурой, его водили по заснеженным улицам города, заставляя таскать на себе 5-пудовый мешок.
В ночь на 15 января 1919 года, отступая под натиском белых войск, красные эстонские комиссары наскоро отобрали 20 заключенных, отвели их в подвал и зверски убили. Среди них был и епископ Платон. Его тело носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран. Причем одна из разрывных пуль попала в правый глаз, а затылок был разбит прикладом винтовки.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе русской Православной Церкви епископ Платон был причислен к лику российских новомучеников.
Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский
Иоанн (Янис Поммер) родился в 1876 году в Лифляндской губернии в православной латышской семье. Он блестяще окончил Рижскую духовную семинарию, а после нее — Киевскую духовную академию.
В 1911 году его рукоположили во епископы и назначили на должность викарного епископа Минской епархии. По кончине Минского епископа Михаила клирики и миряне единогласно просили высшую церковную власть назначить Иоанна Поммера преемником почившему иерарху. Однако назначение не состоялось: еп. Иоанн в то время был самым молодым епископом в России, а Минская кафедра считалась одной из старейших на Руси.
После революции, в 1918 году, владыка Иоанн был переведен на пост епископа Пензенского и Саранского. Здесь в течение двух лет на него было организовано несколько покушений. На Пасху 1918 года вооруженные пистолетами чекисты намеревались застрелить владыку прямо в его келье, однако он был лишь легко ранен. Осенью того же года его арестовывали, однако невиновность епископа Иоанна была очевидна. Тогда большевики решили его припугнуть, занеся в "расстрельные" списки. Заключенных выводили во двор тюрьмы и убивали. Имя архиепископа Иоанна стояло в списке последним. Когда он остался один, то пришедшие за ним большевики объявили, что он свободен.
23 августа 1920 года Собором Латвийской Православной Церкви архиепископ Иоанн был избран на Рижскую кафедру. 24 июля 1921 года он прибыл в Ригу. Стали восстанавливаться храмы, приходы, верующие возвращались под омофор Православной церкви. К 1925 году Церковь почувствовала себя настолько сплоченной, что на ближайших выборах в Сейм депутатские мандаты были вручены некоторым ее представителям во главе с самим архиепископом Иоанном.
Тогда многие упрекали его в том, что он смешивает политическую и церковную жизнь. Но все дальнейшие события подтвердили правильность выбранной тактики. Вопреки нападкам на православие ряда сеймовских групп, удалось провести закон о положении Латвийской Православной Церкви в государстве. Это позволило вернуть многие храмы, незаконно перенятые другими конфессиями, и получить государственное субсидирование на нужды Церкви, сообразно ее положению в обществе.
Деятельность архиепископа Иоанна вызывала ярое недовольство коммунистов и местных латышских националистов. Зная о готовящихся покушениях, владыка Иоанн переехал на архиерейскую дачу возле Киш-Озера, где жил один.
12 октября 1934 года владыку зверски убили. Его привязали проволокой к верстаку, пытали паяльной лампой, стреляли из пистолета. Потом злодеи подожгли дачу, в которой находился еще живой мученик.
Канонизация священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, состоялась в 2001 году. Его мощи покоятся в рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. В настояший момент архиепископ Иоанн — единственный канонизированный латыш, признанный православным святым.
Юрий ПЕТРОВСКИЙ