Статья 2007 года.
Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих (Ин. 15, 13)
В эти дни отмечается 120 лет со дня рождения Петра Ивановича Попкович, не пожалевшего своей жизни во имя спасения чужих…
Человеческая память коротка. Память народная – избирательна. И лишь Господь помнит всех своих праведников. Но когда удается открыть для истории хотя бы одно позабытое имя, охватывает необычайно радостное, светлое чувство. Потому что это наш долг – знать своих героев. А долги следует отдавать…
Сегодня я хочу рассказать об удивительном человеке – Петре Попкович, который ценой своей жизни спас 18 советских солдат, которым помог бежать из даугавпилсского лагеря для военнопленных.
Встреча со святой Княжной
Петр Иванович был родом из зажиточной крестьянской семьи из Скрудалиены (Даугавпилсский район). Участвовал в I мировой войне. Был ранен. Лечился в московском госпитале, под который был переоборудован музей Александра III. Попечителем госпиталя состояла одна из Великих Княжон, дочерей св. царя-мученика Николая II. Сохранились фотографии, на которых она снялась вместе с выздоравливающими солдатами, а также – в форме сестры милосердия – среди медперсонала госпиталя. Точно не известно, но, по всей видимости – это Татьяна Николаевна, вторая дочь российского императора.
На одном из снимков Великая Княжна запечатлена рядом с хирургической сестрой Надеждой Григорьевой. Вскоре 25-летняя Надя познакомится с Петром Ивановичем. Обвенчаются они в московском храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 1917 году, незадолго до революции…
Спасаясь от ужасов российского бунта, молодая семья переедет в Латвию. П. Попкович вернется к своей гражданской специальности. Он будет брать подряды на строительство. В частности, в 1938-1939 гг. под его руководством возведут жилой дом близ Свято-Борисо-Глебского собора под резиденцию епископа Ерсикского Александра.
Петр и Надежда Попковичи всегда были глубоко верующими людьми. Свою дочь Любовь они также воспитали истинной христианкой. Обладая хорошей памятью, великолепной дикцией и отменным голосом, девочка на школьных молебнах перед началом занятий читала «Отче наш…», а также пела в церковном хоре даугавпилсского собора св. Александра Невского.
Икона - спасительница
В воскресенье 22 июня 1941 года на Даугавпилс упали первые бомбы. А уже в четверг в Даугавпилс вошли фашистские войска.
Попковичи прятались в подвале своего дома. Немецкие танки шли напрямую через заборы. Их сопровождали автоматчики с закатанными по локоть рукавами. Было видно, как к захватчикам выбежал дворник, держа в руках икону. Солдаты не обратили на него никакого внимания. Затем все гражданское население немцы стали выгонять в сторону реки, и дальше – к Гривскому мосту.
Стояла жара в 40º. Горели дома. Воздух был полон дыма, гари, раскаленного свинца и душераздирающих криков. На улицах лежали убитые и раненные. Обезумевшие люди, спасаясь сами, пытались сохранить хоть какое-то имущество.
Вместе со всеми Попковичи двинулись вдоль Даугавы. Когда дошли до виадука в районе Гривского моста, советские самолеты начали бомбежку. Появились жертвы среди гражданского населения.
В этой суматохе семья Попковичей разделилась – потерялась дочь. К счастью, вскоре Люба нашла родителей в парке Дубровина. Все были уверены, что девочку спасла Тихвинская икона Божией Матери, которую она прятала на груди. (Это была та самая икона, которой благословили на брак Петра и Надежду.)
«Яко пленных освободитель…» (Тропарь, 4 глас)
Проведя пару месяцев у родственников в деревне, Попковичи вернулись в Даугавпилс. Их дом сгорел. На пепелище они отыскали только ножки от одной из кроватей – это все, что осталось от семейного имущества.
Что произошло в Даугавпилсе за два месяца их отсутствия? Практически половина города сгорела. Постоянно шли грабежи и мародерство. В Крепости был создан лагерь для военнопленных и еврейское гетто. Бездомные люди занимали любые, оставшиеся без присмотра квартиры. К моменту возвращения в город Попковичей, вся хорошая жилплощадь была разобрана. Поэтому поселиться пришлось в том, что осталось. Не занятой оказалась только ветхая квартирка раввина. Здесь, в доме на пересечении ул. Солнечной и Краславской, Попковичи проживут 34 года…
Жить в оккупированном городе было тяжело. Очень тяжело. Но они, как и в довоенное время, усердно посещали храм, моля Бога о защите и помощи.
Петр Иванович устроился на работу в Крепость – на лошади возил какие-то грузы. Видя бедственное положение русских солдат, он старался хоть немного их поддержать и ободрить. Немцы иногда выпускали некоторое количество военнопленных за пределы лагеря для выполнения различных работ. Некоторым удавалось организовать побег. Всего Петру Попкович удалось спасти 18 человек.
Вкратце схема побега была такова. Солдат прятали в подвалах сгоревшей мельницы, которая находилась в Гайке. Там они переодевались в рабочих. Затем их переправляли на окраину микрорайона, где возле самой железной дороги (поезда там проходят на малой скорости), стоял домик Пушинской (имя этой женщины не известно, но зато мы знаем, что два ее сына были партизанами). Беглецы прятались в этом домике, а затем, под видом железнодорожных рабочих, садились на немецкие санитарные поезда. После пересечения границы Латвии, солдаты спрыгивали в лесу, где их уже ждали проводники из партизанских отрядов.
О деятельности главы семейства знали его жена и дочь. Свои поступки он объяснял исключительно жалостью к солдатикам, которым приходилось томиться в плену, каждый день ходя на волосок от смерти. О сочувствии советской идеологии речь не шла: в пору независимости Латвии Попковичи были членами эмигрантской монархической организации. Однако они всегда оставались христианами, на деле подтверждая свои религиозные убеждения.
«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22)
Поздно вечером 14 апреля 1943 года в двери бывшей квартиры двинского раввина постучали. Петр Иванович пошел открывать. Едва он отпер замок, как в дом ворвались шесть человек в форме, один из них сильно ударил П. Попкович прикладом карабина по рукам. Начался обыск. Все перевернули вверх дном, даже из печки вытащили угасающие головешки. Единственным компрометирующим документом, вызвавшим небольшой интерес немцев, стал сборник песен, купленный еще до войны.
Вскоре Петра Ивановича увели. Больше жена и дочь его никогда не видели.
Допросы арестованных происходили в зихерполиции. После экзекуций, избитых, полуживых и окровавленных пленников сваливали на дровни и отвозили в городскую тюрьму.
В здании зихерполиции ныне располагается офис «Ditton Grupa», а в подвале, там, где пытали людей, сейчас работает пивной ресторан «Gubernator». В советское время здесь был музей: на стенах висели ржавые цепи, в которые заковывали узников, а сам подвал был разбит на маленькие клетушки, где держали людей. Уже после окончания войны, Любовь Попкович на одной из этих перегородок нашла надпись, сделанную ее отцом. Он призывал «держаться» тех, кто сюда попадет после него. Сам он никого не выдал, не смотря на жестокие пытки.
Надежду Васильевну Попкович вместе с дочерью вызывали в полицию на допросы. У жены подпольщика выясняли: есть ли и у нее связь с партизанами, и не собирается ли она уезжать из города? Мать с дочерью держались стойко, заявив о своей полной неосведомленности.
Желая спасти мужа, Надежда Попкович решила обратиться за помощью к настоятелю даугавпилсского Александро-Неского собора протоиерею Леониду Ладинскому, к которому лояльно относились представители местной оккупационной власти. Однако со священником ей повидаться не пришлось. На стук в дверь вышла супруга Л. Ладинского (немка по национальности), высказавшаяся в том плане, что, мол, пособники партизан должны получать по заслугам. Что об этом деле думал сам о. Леонид, осталось неизвестным.
Долгие месяцы Люба Попкович носила отцу в тюрьму передачи. Особенно ей запомнилась холодная зима 1944 года. Возле ворот собиралось множество людей. Многие приезжали даже из деревень. Стоять в очереди приходилось целую ночь. Теплой одежды и обуви не было никакой. Также отсутствовала и какая-либо гарантия, что передачу не только примут, но и передадут адресату. Иногда, уже утром, из ворот тюрьмы выходил полицай, который приказывал разойтись. Народ роптал, но стоял на месте. Тогда он доставал пистолет и делал несколько выстрелов. Люди в ужасе разбегались, побросав свои пожитки. Полицай подбирал то, что ему нравилось, после чего ворота вновь закрывались.
Однако не все полицаи, служившие в тюрьме, были таковы. Один из них помогал передавать Петру Ивановичу продукты и вещи. Он относил в тюрьму свертки, а возвращался с коротенькими записками, написанными на кусочках папиросной бумаги. За свои услуги этот человек ничего не просил взамен.
Тем временем, чаша весов на восточном фронте все больше склонялась на сторону России. Очередную военную неудачу немцы решили компенсировать массовыми расстрелами на оккупированных территориях. В Даугавпилсе к смерти были приговорены 70 заключенных городской тюрьмы.
По свидетельству Елены Садовской и упоминавшейся выше Пушинской (после ареста они были отправлены на работу в тюремную прачечную), посреди ночи на застывшую от мороза улицу стали выводить людей, раздетых до нижнего белья. Среди них было много жен советских офицеров. Чтобы заключенные не сопротивлялись, несчастных сильно били по головам специальными резиновыми дубинами. Затем, оглушенных и полуживых, закидывали в кузова грузовиков.
Расстрел производился в Межциемсе, на так называемых «песках», возле дачи Будревича. Там же всех и закопали в общей могиле.
После расстрела Петра Ивановича, к Надежде Попкович пришел связной полицай, который сказал: «К тюрьме больше не ходите, передачи не носите. Петру это больше не нужно»…
«На братских могилах не ставят крестов…»
Уже после освобождения Даугавпилса советскими войсками, работники НКВД стали производить эксгумацию. Любовь Петровну Попкович вызвали на опознание. Ее, тогда еще молоденькую девушку, подвели к разрытой яме с грудой сильно разложившихся трупов (по всей видимости, после расстрела тела поливали кислотой или засыпали негашеной известью, чтобы затруднить опознания).
Был ли там похоронен ее отец, или нет, она не знает. Едва взглянув на могилу, она потеряла сознание. А когда очнулась, солдаты уже закапывали яму. Здесь так никогда и не был установлен крест или памятный знак. Впрочем, весь Межциемс был усеян подобными захоронениями.
Советская власть установила в Межциемском лесу памятник гражданским жертвам фашистского террора. После 1991 года, этот памятник был убран, поскольку было признано, что «гражданские жертвы» - это, в основном, еврейское население. Сейчас здесь стоит памятный камень погибшим евреям. О жертвах фашистов других национальностей вспоминать не принято, хотя их были тысячи. Есть среди них и Петр Иванович Попкович – православный христианин, положивший свою жизнь во имя спасения 18 чужих для него людей…
Юрий Петровский
Фото 1: «В третьем ряду третья справа Великая Княжна (с книгой в руках). Рядом – Надежда Григорьева (в замужестве – Попкович)»
Фото 2: «Любовь, Надежда и Петр Попковичи»