GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Храм Успения Пресвятой Богородицы


Храм Успения Пресвятой Богородицы

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Статья 2007 года.

Выздоравливающий храм

После сорокалетнего перерыва в даугавпилсскую церковь Успения Пресвятой Богородицы вернулся Престол

С человеком-инвалидом, делающим первые шаги после исцеления, полученного от Бога, сравнил даугавпилсскую Успенскую церковь ее новый настоятель иерей Дионисий Горюнов.

– Некогда поруганный и оскверненный храм сейчас лишь начинает возрождать духовную жизнь, – говорит о. Дионисий. – Попытки превратить здание Успенской церкви в прокатный пункт, дом технического творчества, библиотеку не увенчались успехом. И это очень важный факт, доказывающий, что здание церкви должно использоваться исключительно для церковных нужд.

Перенесение Престола в Успенскую церковь из Борисо-Глебского собора, где он хранился многие годы,– очень значимое событие не только для старых прихожан новостроенского храма, но и для всего города. Тем более что оно произошло по благословению и в присутствии Его Преосвященства, Преосвященнейшего епископа Даугавпилсского Александра. Возвращение Престола является символом возрождения церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Возможно, кто-то скажет, что православная церковь на Новом Строении, отмечающая в эти дни свое 130-летие, могла бы намного раньше вернуться к полноценной жизни. Но мы должны понимать, что возрождение поруганных храмов, равно как и строительство новых, происходит исключительно по Божьему благословению.

Сейчас мы прилагаем все силы для налаживания в возрожденном храме полноценной церковной жизни. Все чаще в стенах церкви звучат Акафисты и Каноны, совершаются водосвятные молебны и панихиды. Очень хочется верить, что вместе с храмом духовное возрождение переживут и многие местные жители, которые вольются в число наших прихожан.

Когда по Божьему благословению в Успенской церкви появятся литургические сосуды, мы начнем совершать евхаристию. Сам Господь будет прибывать здесь, вместе с нами, в виде святых даров, которые будут преподаваться верующим.

Еще отметим, что Божия Матерь всегда была особо любима и почитаема на Руси. Поэтому многие первые храмы воздвигались именно в честь Успения Богородицы. Такой храм есть и у нас. В сегодняшнем мире, полном суеты и соблазнов, только церковь может дать тот желанный душевный покой, которого так не хватает современным людям. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» (Мт.11:28). Это спокойствие души в первую очередь будет даровано всем тем, кто отрекся от греховной жизни, очистился от скверны, препоручил себя попечительству Божией Матери, и, конечно же, не жалеет сил на украшение и благоустройство ее благолепного храма.

Поблагодарив отца-настоятеля за поучительное наставление, мы попросили высказать свое мнение тех людей, чья жизнь непосредственно была связана с даугавпилсской Успенской церковью. Первой из них стала Ольга Харламова, внучка митрофорного протоиерея Иоанна Дубакина, служившего в Успенской церкви с ноября 1962 года по апрель 1964 года, когда храм был закрыт и передан на баланс Локомотиво-ремонтного завода (ЛРЗ).

– Конечно, я очень рада, что после стольких лет запустения в Успенской церкви возобновились богослужения. Это, в первую очередь, справедливо в отношении памяти моего дедушки, который приложил максимум усилий к тому, чтобы храм остался действующим. Но, к сожалению, еще за полгода до его приезда в Даугавпилс, властями было принято решение о закрытии Успенской церкви и переоборудовании ее под станцию юных техников.

Несмотря на то, что исполком Горсовета засыпали коллективными жалобами на «отрицательное воздействие богослужений в дворовой церкви на воспитание детей», Иоанн Дубакин продолжал ходить по инстанциям, доказывая необходимость храма на Новом Строении. Наконец, домой к священнику пришли директор ЛРЗ А. И. Иунихин и уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Латвийской ССР А. А. Сахаров. Они сказали: «Вы, Иван Иванович, больше служить в церкви не будете. Объявите это сами своим прихожанам».

Я была на том памятном, последнем богослужении. По его окончанию, стоя с крестом у Царских врат, дедушка рассказал об ультимативном заявлении всесильных «товарищей». «Я добивался, просил, умолял, чтобы церковь не закрывали, но мне не удалось ничего сделать. Простите меня за то, что я не смог отстоять наш храм». Это было перед самым праздником Пасхи…

Дедушка очень тяжело переживал закрытие церкви, возлагая всю вину на себя. Он очень сильно постарел за тот год. Положение усугублялось и недовольством прихожан, многие из которых во всех бедах винили своего престарелого пастыря.

Теперь справедливость восторжествовала, и храм вновь открыт. Но церковь уже далеко не та, какой она была в начале 60-х годов. Нет и нашего уютного деревянного домика, который был снесен в 1968-м году. Давно вырублен и яблоневый сад, под цветущими ветвями которого мы любили вечерами пить чай… Впрочем, жизнь продолжается, и, я надеюсь, вскоре наша Успенская церковь станет еще краше, чем была когда-то.

А вот, что рассказала Тамара Петровна Скурихина, двоюродная сестра митрофорного протоиерея Николая Огородникова, много потрудившегося для возвращения здания Успенского храма Латвийской Православной церкви:

– В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия о. Николай вел обширную переписку с различными инстанциями о возвращении храма верующим. Корреспонденция отсылалась даже в Москву. Одно из писем от имени бывших прихожан Успенской церкви было отправлено 18 декабря 1990 года тогдашнему председателю Горсовета и нынешнему депутату Сейма А. А. Видавскому. Однако, вопрос решился положительно только через год: согласно решению даугавпилсской Горуправы, третья городская детская библиотека, располагавшаяся в здании бывшей церкви, освободила занимаемое помещение лишь к концу 1991 года. Ключи от церкви Николаю Огородникову были вручены как раз в Николин день – 19 декабря.

Конечно, сразу же появились недовольные – на этот раз среди учителей, которые в факте передачи Церкви церковного же здания разглядели ущемление прав детей. Между тем, вместо не приспособленного здания, библиотека получила новые помещения. Успенская же церковь была изуродована до неузнаваемости и остро нуждалась в капитальном ремонте.

С нее были сняты колокольня и купол, окна были частично заложены кирпичом, один из углов здания разваливался. Снаружи храм был закидан сырыми яйцами, помидорами и «украшен» граффити, внутри – разделен перегородками. Первое, что сделал протоиерей Николай –  прибил на фасад со стороны алтаря православный крест. Это было единственное, что тогда указывало на принадлежность к церкви этого аварийного барака.

Впереди предстояло множество трудов по ликвидации внутренних перегородок и первоначальному ремонту. Директор ЛРЗ Эмиль Буш помог за счет завода сделать металлические решетки на окна. Они позволили принести иконы и другие ценные вещи, защитив их, таким образом, от воров. Затем была восстановлена колокольня, обновлена крыша, сделаны купола и воздвигнуты кресты.

Разговор поддерживает Любовь Попкович, певчая даугавпилсского Борисо-Глебского собора:

- На первую службу в возрожденную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая состоялась 5 января, собрался хор из старых певчих: Прасковьи Колосовкой, Олимпиады Булавской, Тамары Скурихиной и меня. Когда мы пришли, в храме уже были кое-какие иконы. На окнах – белые занавески. Этим убранство храма заканчивалось. Чтобы отделить алтарную часть, требовался занавес. Дефицит же тогда на все был страшный. Материала взять было негде. Тогда моя знакомая, ныне покойная, принесла красное ватное одеяло. Мы его ночью распороли, выстирали, сшили занавес, и на утро принесли его в церковь. Все помогали, кто чем мог: кто-то пел, кто-то мыл и убирал, кто-то собирал пожертвования…

Завершая наш рассказ об Успенской церкви, очень хочется отметить, что особая Божия благодать всегда присутствовала в этом храме, даже когда он был превращен во что-то неподобающее. Автор этих строк и сам, будучи еще учеником начальных классов, посещал сей храм, в бытность его библиотекой. Мне запомнилась скромная женщина-библиотекарь, которая просила не шуметь, «так как это –  бывшая церковь», и она, по ее словам, сюда ходила на службы. Я же, по какому-то наитию, сразу шел в алтарную часть (хотя и не знал, что это – алтарь), и долго стоял там, стараясь найти среди массы неинтересных книг, ту –  важную и интересную, – которая, как мне представлялось, здесь обязательно должна быть. В результате я брал первую попавшуюся, и потом внимательно читал ее, пытаясь отыскать в ней тайный, высший смысл, которого там, конечно же, не было...

Как хорошо, что теперь все стало на свои места.

Юрий Петровский

Отредактировано parks (Суббота, 10 сентября, 2011г. 13:44:00)

+6

2

О почитании книжном

Немногим более 150 лет назад в Динабургскую Успенскую церковь был доставлен список книг, рекомендованных для составления церковной библиотеки.

Список, утвержденный святителем Филаретом, Митрополитом Московским и Коломенским, был разбит на три не равных по величине отделения. Предписание требовало приобретать книги начиная с первого разряда. Чтобы прихожане лучше вникали в смысл книжных текстов, рекомендовалось отдавать предпочтения книгам на русском языке.

А теперь давайте посмотрим, какие книги рекомендовал для чтения святитель Филарет. Первое отделение: Священное Писание, труды свв. Василия Великого, Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского и Тихона Задонского, Православный Катихизис и книги по старообрядчеству.

Второе отделение включает в себя книги свв. Игнатия Богоносца, Григория Богослова, Авы Дорофея, Димитрия, Митрополита Ростовского, прп. Макария Египетского, «Богословие» св. Иоанна Дамаскина, труды Феофилакта Болгарского, Преосвященного Митрополита Григория, книги по Библейско-Церковной истории, Правила Православной Церкви.

Третье отделение состоит из бесед Преосвященного Иннокентия, Архиепископа Камчатского, Вениамина, Архиепиского Нижегородского, Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, а также «История Русской Церкви» Преосвященного Филарета Черниговского и жизнеописания российских святых, составленные А. Н. Муравьевым.

"Православная жизнь", октябрь 2009 года, стр. 14.

+1

3

Удивительная тайна неприсланных бланков

Архив даугавпилсской церкви Успения Пресвятой Богородицы продолжает радовать зарисовками из жизни наших соотечественников середины ХIХ века.

В своем письме от 2 мая 1858 года благочинный единоверческих церквей священник Василий Волкович сообщает настоятелю динабургской церкви Успения Пресвятой Богородицы о. Григорию Головину о том, что он выслал в Динабург 26 бланковых листов для исповедальных росписей на сумму 80 копеек серебром. (В то время каждый человек, пришедший на исповедь и причастившийся Христовых Тайн, расписывался в специальной ведомости). В этом же письме о. Василий предлагает «выслать нужное количество денег на выписку таковых к следующему году» из расчета 3 копейки за лист и 5 копеек — за пересылку.

Священник Григорий Головин в течение трех дней с момента получения письма выполняет распоряжение благочинного, посылая ему в Витебск 1 рубль 25 копеек.

Пока в Динабурге ждут обещанные исповедальные листы, отвлечемся на маленькую ремарку. Во-первых, в ХIХ веке корреспонденция от Витебска до Динабурга доходила всего за три дня, чего не скажешь про наше время. Во-вторых, откликаясь на распоряжение отца благочинного, настоятель Успенской церкви выслал денег для покупки 40 бланковых листов, что может указывать на существенное увеличение числа причастников.

К удивлению, ответ из Витебска по поводу бланков был получен только через пять месяцев — 9 октября. Единоверческий благочинный, священник Василий Волкович писал динабургскому священнику: «Сим до сведения Вашего и церковного старосты довожу, что один рубль и двадцать пять копеек, присланные при Вашем рапорте от 8 мая на выписку бланковых листов, находятся у меня до времени передачи в Духовную Консисторию, поскольку, ожидая денег на такой же предмет от других церквей, пропущен срок на представление оных в Консисторию своевременно...»

Комментари, как говорится, излишни...

"Православная жизнь", ноябрь 2009 года, стр. 18.

Фото: Оригинал письма о. В. Волковича.

+1

4

Приход рос за счет присоединившихся

Согласно статистике 150-летней давности приход динабургской церкви Успения Пресвятой Богородицы увеличился всего на 3 человека. Это был один из самых неудачных годов с момента создания единоверческого прихода.

На 6 декабря 1859 года у прихожан Успенской церкви родилось 13 детей. Смертность составила 17 человек. При этом, умерло 12 человек мужского пола. Половина из них — дети в возрасте до 5 лет. Таким образом, естественный прирост прихода был отрицательным. И это понятно: в то время Латгалию терзала эпидемия кори.

Согласно рапорту динабургского священника Григория Головина, отправленного им благочинному Единоверческих церквей Василию Волковичу, именно корь стала причиной смерти всех младенцев. Взрослые умирали от «горячки и удушья» (так указано в ведомости — прим. автора). По всей видимости, это была та же корь, которая может приводить к повышению температуры до 40,5 градусов — «горячке» и осложняться отеком легких, вызывающим «удушье».

Впрочем, положительную статистику по приходу удалось сохранить благодаря одному младенцу, родившемуся в Динабургском уезде, женщине, перешедшей в единоверие, и еще трем лицам «мужеского пола», числившимся по военному ведомству. В итоге и было получено положительное сальдо в три человека.

В предыдущие годы статистика радовала больше: так, в 1856 году, приход увеличился на 17 человек, в 1857 году — на 13.

Интересно, что старообрядцы, присоединившиеся к святому единоверию, вписывались в ту же графу, что и новорожденные.

В течение года причт каждой церкви должен был подготовить около 10 различных отчетов, при этом некоторые составлялись в трех экземплярах. О том, что это были за отчеты и какие меры воздействия применялись к причтам, не подготовившим документы к назначенному сроку, хорошо видно из письма единоверческому Динабургскому благочинному священнику Кудрявцеву, полученному в августе 1856 года.

Итак, в свой срок нужно было выслать для утверждения «Ведомость, о бывших и небывших у исповеди», «Метрические книги и общий табель о родившихся, браком сочетавшихся и умерших», «Клировые ведомости о церквях и причте», «Ведомости об училищах при церквях для поселян», «Приходо-расходные книги с ведомостью о кошельковых суммах, собираемых в церквях», «Отчеты о деньгах, собираемых в церквях со свечной продажи», «Ведомости о пожертвованиях и похищениях, а также и о больницах и богодельнях при церквях», и «Отчет о разрешительных молитвах».

Для стимулирования расторопности причтов была разработана целая система взысканий. Кроме морального воздействия предполагалось и материальное наказание.

Читаем: «Так как медленность в доставлении причтами срочных сведений может происходить от единственной причины — неисправного ведения шнуровых книг, то, кроме указанных побудительных мер, на основании Устава Духовной Консистории (ст. 203), виновных в непредставлении каждой раздельно отчетности в срок за медленность более трех, но менее шести дней, штрафовать тремя рублями серебром, за медленность свыше шести, но менее девяти дней — шестью рублями серебром, за медленность же от 9 до 12 дней — десятью рублями, но ежели еще более будет продолжаться медленность, то о виновных доносить епархиальному начальству, для отрешения священников (сообразно с 204 ст. Устава Духовной Консистории) от мест».

С двухклировых причтов штрафы взыскивались вдвойне. Штрафные суммы перечислялись в Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания.

"Православная жизнь", январь 2010 года, стр. 20.

0

5

Квитанции о пожертвованиях

В 30-50-х годах ХХ века в Даугавпилсе собирались добровольные пожертвования на Церковь. Об этом свидетельствуют сохранившиеся использованные книжки квитанций, а также воспоминания свидетелей.

По словам многолетней прихожанки даугавпилсского Борисоглебского собора Ирины Сергеевны Вилимане, по домам прихожан ходили специальные сборщики пожертвований на храм, получившие на то благословение настоятеля. Все жертвовали кто сколько мог. Учет полученных денежных средств велся при помощи специальных квитанционных книжек.

Такие книжки сохранились в архиве даугавпилсского храма во имя Успения Божией Матери. Они охватывают период с 1931 по 1959  гг. Эти 28 лет приходятся на время кардинальных потрясений в жизни страны и Церкви. Все эти исторические перипетии отображаются в подшивках квитанций как в зеркале.

Все квитанции можно разделить на две большие группы — до- и послевоенные. Первая включает в себя  время с  1931 по 1935 и 1937 гг. Все квитанционные книжки отпечатаны типографским способом. Начиная с 1933 года настоятель храма протоиерей о. Николай Колиберский некоторые книжки подписывает полатышски. В конце ставится церковная печать с  надписью также на латышском языке.

Возобновляется сбор пожертвований лишь через 3 года после освобождения Даугавпилса от немецкий войск. Сохранившиеся квитанции охватывают  годы с 1947 по 1954 и 1959. В 1947 году квитанционные книжки подписывает настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Никон Заливский. С 1948 по 1950 гг. — другой священник.

В 1948-1949 гг. в ходу квитанции советского образца. В том же 1949 и 1950 — квитанции на латышском  языке. В следующем 1951 году используются последние печатные квитанции, после чего для той же цели до 1954 года включительно служат обыкновенные блокноты для записей,  разрезанные  надвое. Их подписывает протоиерей Петр Савицкий, скрепляя печатью с надписью «Настоятель Двинской Успенской церкви» на русском языке. В 1959 году вновь используются стандартные, напечатанные в типографии квитанции.

Лишь некоторые книжки прошиты, и только одна скреплена сургучной  печатью. Также отметим, что книжки 1951 и 1959 годов уведомляют,  что  сборщик пожертвований получает за труды 25% от собранной суммы. Это весьма скромное вознаграждение, если учесть, что большая  часть  пожертвований не превышала одного лата, а затем — рубля. 

"Православная жизнь", июль 2010 года, 21 стр.

+2

6

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

1850 год

Группа купцов и почетных граждан Динабурга из беспоповцев-старообрядцев обратилась к архиепископу Полоцкому и Витебскому Василию с просьбой о присоединении их к единоверию и об устройстве для них единоверческой церкви из старообрядческого молитвенного дома, находившегося на берегу озера Шуню.

1851 год

Архиепископ Полоцкий и Витебский Василий обратился к о. Автоному (Анкудинову), с предложением принять на себя настоятельство в организуемом приходе и приступить к устроению единоверческого храма.

1852 год

Архиепископ Полоцкий и Витебский Василий освятил новоустроенный деревянный единоверческий храм во имя Успения Божией Матери.

1864 год

В связи с расширением крепостной эспланады и принятием нового плана развития города, единоверческую церковь с тремя домами для церковнослужителей и хозяйственными постройками решено сломать.

1865 год

Снесенное здание единоверческой церкви Успения Пресвятой Богородицы оценено в 5000 рублей.

1877 год

Епископ Полоцкий и Витебский Викторин освятил новое каменное здание единоверческой церкви, возведенной на Новом Строении.

1897 год

Стараниями священника о. И. Шитикова при церкви в каменном причтовом доме была открыта церковно-приходская школа на 58 учащихся.

1915 год

Преобразование единоверческого храма в обще-православный.

1934 год

В настоятельство протоиерея Н. Колиберского, со стороны входа здание церкви удлинено на 4 метра, поднят потолок, устроены хоры и убраны две боковые колонны, придававшие храму тесноту.

1937 год

Произведен капитальный ремонт храма: стены, потолок, и иконостас окрашены масляной краской.

1946 год

Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви Смирнов зарегистрировал приходскую общину Даугавпилсской Свято-Успенской церкви.

1947 год

Зарегистрирован церковный совет Даугавпилсской Успенской православной церкви.

1962 год

Исполнительный комитет Даугавпилсского городского Совета депутатов трудящихся решает просить Совет Министров Латвийской ССС снять с регистрации Успенский православный приход и изъять из его пользования молитвенное здание, а также жилой дом и надворные постройки, расположенные по ул. Пушкина, 52.

1963 год

Исполком Даугавпилсского городского совета депутатов трудящихся решает изъять земельный участок площадью 3700 м² и передать его даугавпилсскому Локомотиворемонтному заводу для строительства комбината бытового обслуживания и Дома юного техника.

1964 год

Здание церкви официально передано ЛРЗ. С храма снята колокольня. В церкви устроен пункт проката велосипедов. Верующие активно протестуют против изъятия церкви и просят разрешения организовать приход при кладбищенской Никольской церкви.

1965 год

Продолжаются протесты верующих против закрытия Успенской церкви. Однако религиозная община Успенской церкви снимается с учета как «распавшаяся».

1967 год

Уполномоченный Совета по делам религий Я. Кокин информирует, что прихожанам закрытой Успенской церкви предоставлена возможность посещать Борисо-Глебский собор, а наиболее активные верующие даже включены в состав двадцатки, что позволяет им участвовать в административной и хозяйственной деятельности прихода.

1990 год

От имени бывших прихожан Успенской церкви, председателю Даугавпилсского Горсовета тов. А. Видавскому направлено письмо с просьбой вернуть некогда отнятое здание церкви.

1991 год

Библиотека, располагавшаяся в здании Успенской церкви, переселяется в новые помещения, а церковное здание передается верующим.

+3

7

Иконостас даугавпилсского храма Успения Богородицы

В конце июля 2012 года в даугавпилсской Успенской церкви начались работы по монтажу иконостаса. Это событие могло бы восприниматься как рядовое при постройке нового храма, однако в данном случае речь идет о церкви, которая осенью текущего года отметит 135-летие со дня своего освящения. Но и это еще не все, так как храм Успения ведет свою историю от единоверческой церкви, стоявшей в середине ХIХ века на берегу озера Шуню. Оба эти храма связывает не только история одного прихода, но и иконостас, который был перенесен из старой церкви в новую. Вот об этом иконостасе сегодня и пойдет наш рассказ.

Из истории храма известно, что на берегу оз. Шуню находилась старообрядческая моленная, прихожане которой в середине ХIХ века решили принять единоверие. В своем письме от 5 февраля 1851 года Архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) обращается к бывшему динабургскому старообрядческому наставнику о. Автоному, присоединившемуся к Православной Церкви и уже ставшему иеромонахом, с предложением принять на себя наставничество над новообразованным единоверческим приходом и приступить к перестройке моленной в православный храм.

Реконструкция храма производилась на средства, выделенные Полоцким Архиепископом. В результате перестройки у бывшей моленной появился купол с крестом, алтарная апсида и колокольня. Когда работы были окончены, Владыка Василий освятил храм архиерейским священнослужением 13 сентября 1852 года.

В связи с расширением эспланады крепости и согласно новому плану развития города единоверческую церковь потребовалось перенести на другое место. Площадь для постройки нового храма была выделена в районе Нового Строения. Что касается церквушки на берегу озера Шуню, ее было решено снести вместе с причтовыми домами и надворными постройками, с выплатой компенсации в размере 5 тысяч рублей.

Новый каменный храм был возведен лишь в 1877 году. Его освятил Епископ Полоцкий и Витебский Викторин (Любимов). В новый каменный храм был перенесен иконостас из старой деревянной церкви. Сохранилось его описание: трехъярусный, простой, без особых украшений. Лишь Царские врата выделялись художественной резьбой. Множество икон древнего письма делало иконостас объектом высокой духовной и художественной ценности.

До 1915 года приход был единоверческим, после чего стал, как тогда говорили, «общеправославным». В апреле 1964 года храм был закрыт и передан на баланс Локомотиворемонтного завода (ЛРЗ). Имущество ликвидированной церкви было передано в даугавпилсский Борисо-Глебский собор. Что касается иконостаса, то его иконы отдали в собор на хранение, а сам каркас иконостаса, как не представляющий художественной ценности, ликвидировали.

В 1984 году в издательстве «Авотс» Министерства Культуры Латвийской ССР был опубликован «Список памятников истории и культуры Латвийской ССР». В рубрике «Живопись» упоминаются и 11 икон, находящихся в даугавпилсском соборе святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Все они ― из Успенского храма, большинство ― из его иконостаса.

Время написания икон колеблется с начала ХIХ века до 1834 года. Две иконы датированы 1823 годом, остальные ― 20-ми годами позапрошлого века. Это указывает нам не только на ценность данных икон, но и дает представление о примерном времени постройки старообрядческой моленной (будущей единоверческой церкви Успения Пресвятой Богородицы), для которой эти иконы писались.

Образа, попавшие в список памятников культуры, представляют собой неполный апостольский ряд и двух архангелов, некогда находившихся на диаконских вратах. Сохранились и другие иконы из иконостаса. Отметим среди них Тайную Вечерю, икону Христа Вседержителя и Казанскую икону Пресвятой Богородицы из праздничного ряда, а также Смоленскую икону и икону Успения Пресвятой Богородицы из местного ряда.

После возвращения храма верующим первая Божественная Литургия была совершена митрофорным протоиереем Николаем Огородниковым 5 января 1992 года. Иконостаса не было, но пожилой пастырь настаивал на необходимости отделения алтарной части от остального храма. Поскольку даже простой материи в то время было совершенно не достать, импровизированный «иконостас» изготовили из старого красного одеяла, которое за ночь распороли, выстирали ткань и к утру сшили занавес.

В июне 2007 года настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы стал иерей Дионисий Горюнов. 9 сентября того же года в храм был возвращен Престол, который находился в Успенском приделе Борисо-Глебского собора. В храме стали все чаще звучать Акафисты и совершаться богослужения, однако иконостаса в храме попрежнему не было.

Во время восстановления храм был не только отремонтирован. Он стал выше и светлее. Изменилась и форма проема алтарной апсиды. Естественно, что храму потребовался совершенно новый иконостас, в который было решено вставить старые, намоленные иконы. Пять лет шла непрерывная работа, в ходе которой рассматривались различные варианты иконостасов, создавались предварительные эскизы, неоднократно менялось расположение святых образов.

Наконец, по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, каркас иконостаса был изготовлен предприятием в г. Барановичи (Белоруссия), которое специализируется на изготовлении деревянных иконостасов и другой церковной утвари. С момента заказа до доставки иконостаса в Успенский храм прошло около полугода.

― Это просто чудо, что иконостас прибыл в Даугавпилс в назначенный срок! ― рассказывает настоятель даугавпилсского храма Успения Пресвятой Богородицы Дионисий Горюнов. ― В связи с закрытием ряда КПП между Латвией и Белоруссией и очередями на оставшихся была вероятность, что иконостас привезут в наш храм с большим опозданием. Однако все решилось как нельзя лучше. Это подлинное чудо, которое совершила Царица Небесная Пресвятая Владычица наша Богородица. Верю, что машина с иконостасом шла под ее покровом. Лишнее тому доказательство ― это прибытие иконостаса в наш храм в день праздника Казанской иконы Приснодевы Марии ― ровно через пять лет после того, как в этих стенах, после длительного перерыва, была совершена первая Божественная Литургия.

У храма нет богатых жертвователей, поэтому все иконы, вся утварь и ныне иконостас приобретаются на народные пожертвования. Милостью Божией и молитвами Пресвятой Богородицы новый иконостас древнего храма не только заполнится недостающими образами, но и частично будет позолочен, что придаст ему еще большую красоту и величие.

Чтец Георгий, "Православная жизнь", август 2012 г., стр. 8-9.

http://s1.uploads.ru/t/Cn34Z.jpg

Новый иконостас даугавпилсского Успенского храма

Отредактировано parks (Воскресенье, 19 августа, 2012г. 18:21:48)

0

8

Храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Даугавпилсе

В 1850 году группа динабургских купцов и почетных граждан из числа старообрядцев обратилась к Преосвященнейшему Василию (Лужинскому), Архиепископу Полоцкому и Витебскому, с просьбой о присоединении их к единоверию и устройстве единоверческого храма из моленной, стоявшей на берегу озера Шуню.

Просьба была выполнена. Преосвященнейший Василий не только помазал старообрядцев святым миром, но и выделил личные средства для перестройки старообрядческой моленной в храм. В 1852 году ремонт был закончен, и Архиепископ Василий освятил церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Через 12 лет, в связи с расширением эспланады Динабургской крепости и утверждением нового плана развития города, было принято решение о переносе деревянной церкви Успения Божией Матери в район Нового Строения. В 1865 году здание храма, три причтовых дома и хозпостройки были снесены. Община получила компенсацию в размере 5 тысяч рублей. На эти деньги предполагалось построить новую церковь. Однако на новом месте было решено строить не деревянный, а каменный храм. В связи с нехваткой средств строительство затянулось, и новая церковь была освящена только в 1877году — 135 лет назад.

При храме существовала приходская школа. Были построены причтовые здания. В 1915 году, по единогласному решению прихожан, Успенский приход был преобразован в православный.

В 1934 году храм пережил капитальный ремонт, в результате чего стал просторнее. В нем появились хоры и новый притвор. Храм оставался действующим в годы Второй мировой войны.

В 1962 году Даугавпилсский исполком начал выдвигать требования о снятии с учета Успенской общины. В 1964 году храм был закрыт. После нескольких перепрофелирований, в ней стала располагаться библиотека. Верующим здание вернули только в 1991 году.

Из статьи чтеца Георгия "Единоверческие храмы Двинского уезда"; "Православная жизнь", октябрь 2012 г., стр. 14-15.

http://s1.uploads.ru/t/Zma14.jpg

+1

9

Что увидел художник Д. Струков в Латвии?

В 2011 году в минском издательстве «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» вышло большеформатное подарочное издание альбома рисунков Дмитрия Михайловича Струкова, которые он сделал в период с 1864 по 1867 год во время экспедиции по поиску в Белоруссии исторических и культурных древностей. Свои исследования Д. Струков начал с Латгалии, оставив ряд интересных сведений о храмах и святынях края.

Д. Струков получил приглашение принять участие в художественной экспедиции по Белоруссии в 1864 году от бывшего начальника Северо-Западного края Михаила Николаевича Муравьева-Виленского. В задачу экспедиции входило «разыскание в крае древнерусских памятников или, по крайней мере, следов тех из них, которые в слепой ненависти к Православию и русской народности были уничтожены». Несколько лет Дмитрий Струков зарисовывал обнаруженные памятники культуры, искусства и архитектуры. В результате у него скопился целый альбом рисунков, сделанных акварелью, тушью и грифелем. Многие из этих рисунков уникальны, так как только благодаря им нам известно, как выглядели уже утраченные храмы и другие святыни. Кроме рисунков Д. Струков оставил и дневниковые записи с путевыми заметками, в которых дал пояснения к сделанным изображениям.

Альбом рисунков Струкова и его дневник дополняют комментарии специалистов. Отметим, что одним из авторов текста комментариев является житель Даугавпилса Н. К. Павлович.

Итак, что же отметил в своих поездках по Латгалии Д. Струков?

Динабург

«Город и уезд населены большею частью раскольниками беспоповской секты, между ними известно имя Кальвина, как человека умного, ученого и хорошо понимающего Священное Писание (…), — пишет Струков в дневнике. — В городе есть единоверческая церковь, особенно замечательного по древности ничего не имеет, исключая Образ Отечества (Святой Троицы) довольно хорошей иконописной работы, судя по стилю, конца XVI столетия. Образ этот замечателен тем, что Дух Святой изображен исходящим как бы от Сына, согласно верованию католиков. Другой образ медный «Единородный Сын» (…); третий на Горнем месте Образ «Сошествия во ад», где внизу изображена Смерть, едущая на коне (или каком-то животном). Книг интересных: 1). Три печатных — в Москве 1615 г., на выходном листе в конце напечатано: «Сия же боговдохновенна книга Триодь Постная печатана мастерством и труды многогрешного Ивана Андроникова сына Тимофеева и прочих работников, трудившихся в Господе». 2). Евангелие печатное 1628 г., из церкви святого Симеона Богоприимца села Говорова. 3). Уложение царя Алексея Михайловича, печатанное «при сыне его Дмитрии Алексеевиче в первое лето рождения его…» Две книги рукописные: 1). Минея рукописная XVII века (…). 2) Толковое Евангелие рукописное XVI столетия. В конце Евангелия помещены Святцы (…)».

В комментариях к данному отрывку из дневника Д. Струкова А. Ярошевич, О. Баженова и Г. Нечаева говорят следующее: «На иконе Бог-Отец, восседающий на престоле и благословляющий двумя руками двуперстно, на Его коленях — Спас Эммануил, держащий сферу, в которой изображен голубь — символ Святого Духа. Изображение «Триединого Божества» — вариант Троицы, соответствующий иконографии «Отечество». Нимб Бога-Отца, с четырьмя углами, у Сына крестчатый с титлами, принятыми для обозначения «Сущего» и имени Иисуса Христа, в сфере — титлы Святого Духа. На Западе эта композиция впервые сложилась в ХI веке, и автором ее был знаменитый аббат Сугерий из Сен-Деми, заказавший витраж, на котором был изображен стоящий Бог-Отец, держащий в руках распятие. В Византии и на Руси композиция появилась также в ХI веке. Сначала называлась «Ветхий деньми», позднее «Отечество». В развитой форме на миниатюре ХI века в книге «Лестница Иоанна Лествичника» из Ватиканской библиотеки Господь восседает на радуге, держит перед собой Христа-Эммануила, в чьих Руках находится голубь. На Руси композиция «Отечество» появляется спустя два столетия после «Ветхого деньми». На новгородской иконе из Третьяковской галереи конца XIV — начала XV века представлен зрелый тип этой тринитарной композиции. Композиция «Отечество» появляется в годы распространения еретических стригольнических движений и становится популярной в иконографии XV— XVI веков. С XVI века у Бога-Отца пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий деньми». Динабургская икона отличается деталями от известного новгородского «Отечества»: пропись Д. Струкова изображает только центральные фигуры, а фон отсутствует (престол, столпники, серафимы, херувимы). Исследователи считают, что греческий и южнославянский тип иконографии «Отечества» закрепился на Руси в ответ на ересь стригольников, впервые подвергших сомнению христианские догмы. На Большом Московском соборе 1667 года было запрещено изображать Бога-Отца. Для Д. Струкова образ являлся свидетельством укорененности христианства на северо-западных землях, поскольку показывал давний греческий иконографический извод «Отечества». Правда, он трактует сферу на груди Спаса-Эммануила как отход от Православного Символа Веры об Исхождении Духа Святого только от Отца».

По поводу образца рукописи древней богослужебной книги, сделанной Струковым в единоверческой церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Динабурга, комментатор С. Леонтьева дает лишь небольшую историческую справку следующего содержания: «Рукопись из Динабургской Единоверческой церкви датируется ХIХ веком. Содержит фрагмент службы свв. Козьме и Дамиану: «Месяца ноября 1 святых чудотворецъ и безсребренникъ Козьмы и Дамиана». Несложный орнамент подражает «болгарской плетенке».

(...)

Конечно, исследование Дмитрия Михайловича Струкова грешит некоторыми неточностями, которые, впрочем, не умаляют его уникальности. Минуло почти полтора века с того памятного путешествия Д. Струкова, но собранные им факты и сведения все так же интересны. Они позволяют глубже заглянуть в историю родного края и лучше понять происходившие здесь события…

Подготовил чтец Георгий, "Православная жизнь", ноябрь 2012 г., стр. 8-11. Публикуется в сокращении.

http://s3.uploads.ru/t/E0KIt.jpg
Образ Святой Троицы из динабургской единоверческой церкви

http://s2.uploads.ru/t/eLrKS.jpg
Дмитрий Михайлович Струков

Отредактировано parks (Четверг, 8 ноября, 2012г. 14:59:32)

+2


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Храм Успения Пресвятой Богородицы