Удивительная история «железной» церкви
«Железная» церковь Преображения Господня в Ерсике является одним из самых известных и узнаваемых храмов Латвии. Она не менее трех раз меняла свое название, неоднократно переезжала с места на место; в ее истории были периоды запустения, которые сменялись новым ремонтом и оживлением приходской жизни. В текущем году у «железной» церкви сразу два юбилея — 145 лет со дня установки на холме вблизи Динабурга и 140 лет с момента освящения во имя свв. равноапп. Константина и Елены (память 3 июня).
У каждого из нас есть возможность приехать в Ерсику, прикоснуться к удивительному храму, поприсутствовать в нем на богослужении. Но это не объяснит нам причин появления храма в Лифляндии. Среди версий есть и совершенно удивительные.
Так, А. Д. Николаев в своем труде «Очерк истории Двинской крепости» пишет, что Динабург был переименован в Борисоглебск в 1656 году «в честь привезенной с Урала «железной» церкви Бориса и Глеба, и поставленной в городе в знак победы». Данную версию поддерживает даугавпилсский краевед З. Якуб: « (…) в старых документах говорится, что в честь освобождения Динабурга от шведов на нынешнем Новом Строении (на углу улиц 18 Новембра и Варшавас) Алексей Михайлович установил небольшую разборную «железную» церковь. Но для чего в небольшом городе, да еще и за его пределами, понадобилась вторая церковь — неясно». По всей видимости, Якуб, вслед за Николаевым путает время, относя период установки «железной» церкви на месте нынешнего Борисоглебского собора с 1866 года на 1656-й.
Чудесное приобретение
В 1865 году на должность начальника СевероЗападного края России был назначен Константин Петрович фон-Кауфман. Однако погубернаторствовать в Виленском крае К. П. фон-Кауфману выпало недолго. Уже 9 октября 1866 г. Высочайшим указом Константин Петрович был уволен в одиннадцатимесячный отпуск «с отчислением от занимаемых должностей, с оставлением в звании генерал-адъютанта».
Отправляясь на отдых перед назначением его туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками туркестанского военного округа, фон-Кауфман оказался в Одессе, где договорился о передаче Динабургу «железной» церкви. Предполагается, что этот необычный храм был сооружен в Одессе в начале XIX века для нужд военных моряков и кораблестроителей. По другой версии, озвученной автору данного материала депутатом Х сейма Ритой Строде, «железная» церковь являлась походным храмом императрицы Екатерины II. Вот его-то, якобы, фон-Кауфман увидел, узнал и купил, а потом отправил зачем-то в Динабург.
Так или иначе, уникальность данного храма заключается в том, что все стены, наружная обшивка, крыша, купол и его подножие, стропила и даже оконные рамы выполнены из железа или чугуна. Размеры храма невелики: всего 13 метров в длину и 9 метров в ширину.
Технология строительства «железных» церквей получила широкое распространение в Англии в XIX веке. Стоили такие храмы не дорого, они быстро монтировались в любом удобном месте. Считалось, что новой общине выгоднее купить «железную» церковь, а потом, после сбора достаточной суммы — построить новую — каменную. Поэтому разборные «железные» церкви в Англии рассматривались как временные.
В 1866 году «железную» церковь в разобранном виде, по железной дороге доставили в Динабург и установили на холме, между тогдашним Динабургом и Новым Строением. Лишь через пять лет (в 1871 г.) храм освятили во имя свв. равноапп. Константина и Елены. Примечательно, что к этому моменту сам К. П. фон-Кауфман не только успешно покорял Туркестан, но и стал настолько популярным, что в том же 1871 годувторой по величине пик на Памире, а также пять новых видов растений, включая экзотический тюльпан.
Военный храм
А. И. Панцержинский, служивший офицером расквартированного в Динабурге 97-го полка, в брошюре «Очерк истории 97-го пехотного Лифляндского полка (1700-1888 гг.)», сообщает: ««Железною» церковью Лифляндский полк пользуется вследствие указа Полоцкой духовной консистории, в котором сказано, что со стороны Полоцкого епархиальнаго начальства не встречается препятствий к уступке «железной» церкви духовенству 97-го пехотнаго Лифляндскаго полка, для совершения в ней богослужений».
«Полоцкие Епархиальные ведомости» за 1895 г. в статье «Вторая поездка по епархии Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Александра, Епископа Полоцкого и Витебского» дополняют сведения Александра Панцержинского: ««железная» церковь, называемая так потому, что стены ее сложены из железных листов, которые только с внутренней стороны облицованы кирпичом, построена в 1866 году, по инициативе и при материальном участии главного начальника Западного края, генерала Кауфмана; освящена же в 1871 году. С 1878 года эта церковь временно уступлена военному ведомству, которое снабдило ее утварью, но мало заботится о самом здании, и теперь, например, стены церкви давно не крашены и подвергаются ржавчине. Встречал Владыку в «железной церкви» священник 97 Лифляндского полка о. Казанский при пении хора из солдат. Народу при встрече Владыки было немного».
А теперь предоставим слово городской газете «Двинский листок», поместивший в мае 1902 года описание прихрамовой территории. «Не мешало бы (…) соборному причту обратить внимание на откос у «железной» церкви, который выглядит (…) жалким. Говорят, что когда-то на горке около церкви существовал садик с деревьями, кустами, скамьями, где можно было отдохнуть от пыли. Но с течением времени все это исчезло, и только кругом церкви сохранилось несколько чахлых кустиков, не дающих ни прохлады, ни тени, а откос горки, покрытый раньше дерном и кустарником, теперь совершенно обнажен и представляет из себя постоянно оседающую кучу песка».
Леонид Добычин, автор романа «Город Эн», в котором он с документальной точностью показал жизнь Динабурга начала ХХ века, между прочим упоминает и «железную церковь», возле которой жил в детстве. «Из дома теперь нам видна была площадь, на которой учили солдат. В уголке ее, окруженная желтой акацией, была расположена небольшая военная церковь. Молебен, который служили на площади, когда отправляли полки на войну, мы слышали стоя у окон.»
Как видите, детские воспоминания автора далеки от критичности колкого пера провинциального репортера. Что же касается упомянутой в романе «площади для учебы солдат», то это место возле Борисоглебского собора сейчас занимает стадион.
Во время описываемых событий, на церковной площади не только проходили строевые учения пехотных полков, но и так называемые «церковные парады», а также общие молебны, поскольку «железная» церковь не могла вместить большого количества людей.
Подготовка к переезду
Вопрос о строительстве большого гарнизонного храма возник в конце ХIХ века. С 1900 года он стал обсуждаться более предметно. С. П. Сахаров в книге «Православные книги в Латгалии» по поводу «железной» церкви пишет, что «военное министерство просило о сносе этой церкви, чтобы очистить место для построения обширного военного Борисоглебского собора».
Это верно лишь отчасти, так как первоначально ни у кого даже не возникало мысли поставить вместо одной церкви другую. Так, для Борисоглебского собора, именуемого в то время гарнизонной церковью, предлагались разные места строительства.
Летом 1900 года «Двинский Листок» сообщал: «Первоначальным местом для этой церкви был избран участок городской земли в 3 части города (т. е. на Новом Строении — прим. авт.). (…) Господин начальник инженеров военного округа (…) нашел, что отведенный городом участок не отвечает своему назначению потому, что на площади этой уже имеется православная церковь, занимающая при том наиболее возвышенное место, и потому, что при ограниченном числе православных церквей в Двинске строить новую церковь возле уже существующей нежелательно. (…) В виду этого начальник инженеров (…) признает более соответственною для постройки военной церкви площадь между Одесской, Киевской, Ковенской и Виленской улицами, взамен участка у «железной» церкви…» Однако и здесь гарнизонная церковь не была возведена (на этом участке позднее появился храм Первой Новостроенской общины).
К весне 1902 года возобладало мнение о строительстве гарнизонного собора на месте «железной церкви». Последовала переписка между городской думой, военным ведомством и епархиальным руководством, в которой решались вопросы о переносе железного храма. По всей видимости, обсуждение затянулось, так как Борисоглебский собор начали строить лишь в 1904 году. Но началу строительства предшествовала перевозка Константиноеленовской церкви.
«Церковь, (…) оказалось, могла разбираться. Ее развинтили и отослали под Крейцбург, где часть латышей была православная», ― сообщает Л. Добычин. Подготовкой храма к транспортировке занимался заведующий Даугавпилсскими железнодорожными мастерскими инженер Боряев с рабочими: они предложили свою помощь как в разборке церкви, так и в погрузке ее в вагоны.
P. S. «Железная» церковь была перевезена в местечко, некогда называвшееся Царь-Град, так как именно здесь находился центр православного Ерсикского княжества. После разорения его крестоносцами в 1214 году, здесь не было православной церкви, хотя нужда в ней давно назрела. Поскольку в начале 1904 года местная помещица А. И. Алексеева ходатайствовала о построении в Ерсике церкви и об образовании отдельного прихода, «железную» церковь и было решено отправить именно сюда.
Закладка церкви состоялась 17 августа 1904 года. Более года ушло на подготовку к ее освящению. Освятил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Благочинный Двинского округа, протоиерей Петр Беллавин. После капитального ремонта 1936 года данный храм был вновь освящен, но уже в честь Преображения Господня. В настоящий момент Преображенский храм полностью отремонтирован, а его территория благоустроена. Таким образом, «железная» церковь по сей день сочетает в себе свойства уникального памятника архитектуры и духовного центра округи.
Чтец Георгий, "Православная жизнь", июнь 2011 г., стр. 8-10.
«Железная» Преображенская церковь в Ерсике
«Железная» церковь в Динабурге
Отредактировано parks (Понедельник, 9 января, 2012г. 11:20:35)