После того, как наводнение снесло деревянный мост между Гайком и Гривой в 1922 году, город жил без моста. Машин в то время было несравнимо меньше, но зато в большом количестве имелись гужевые повозки.
Газета «Даугавас вардс» от 14 августа 1926 года пишет: «Сообщение по Даугаве с Гривой и большим Илукстским уездом находится в незавидном и совершенно недобросовестном состоянии. Водителям приходится переправляться или на пароме, или ехать к далекому железнодорожному мосту, где пропускают только по одному. Во время движения поездов образуются длинные пробки, а в торговые дни многие вообще не могут добраться до места». И далее: нет никакого освещения, крестьяне терпят убытки, ж/д мост разрушается от такой нагрузки. «Городское руководство совсем не заботится о резервных средствах сообщения. Может быть, 1,2 млн. латов, предназначенных на ремонт моста, лучше направить на строительство понтонного? Потребность в нем очень велика, иначе от Даугавпилса нет толка ни горожанам, ни крестьянам», – написал в острой статье автор Лачплесис.
Возможно, именно репортеры тех лет и жители обоих берегов Даугавы сдвинули дело с мертвой точки, чтобы в городе появился мост Виенибас.
Прежде чем начать стройку века, двум городам нужно было договориться.
В октябре 1928 года прошло собрание руководителей Даугавпилсской и Гривской дум. В протоколе зафиксировано, что одной из самых сложных проблем предстоящего строительства стала финансовая сторона вопроса. Руководство города Грива отметило, что не сможет позволить выделить средства на стройку. Купец Митрофанов внес предложение о возможности частных инвестиций. Депутат Сейма Вержбицкий высказал уверенность, что строительство поддержит Министерство народного благосостояния. После жарких дебатов единогласно было решено, что мост городам необходим, и нужно просить правительство осуществить стройку на государственные средства. Предварительная смета составила 600 тыс. латов. В протоколе отмечено, что по возможности в строительстве нужно задействовать местные материалы, а также дать работу как можно большему числу безработных. Позднее города заключили меморандум о строительстве моста.
Как и сейчас, в то время строительные работы требовали многочисленных исследований, согласований и проверок. Нужно было уладить и юридические дела с владельцами земли, которая находилась на территории стройки.
Место для будущего моста выбиралось очень тщательно. Был вариант, что со стороны города он будет располагаться возле электростанции в Гайке, но более подходящей была выбрана улица Лачплеша, потому что Даугава здесь уже – 282 метра. Из трех проектов был выбран самый удобный для населения, так как он сохранял свободное движение по дамбе. На исследования были истрачены 8 тыс. латов.
Строительные работы начались в 1930 году.
Строился мост со стороны Гривы под руководством десяти немецких инженеров. В Германии были изготовлены все металлоконструкции и бронзовые заклепки, а деревом настил моста обеспечил местный предприниматель П. Мельников. Работали на строительстве около 100 человек. Газеты писали, что стук молотков слышен в городе с раннего утра и до поздней ночи. Рабочие «с мужеством трудятся на солнцепеке» и «работают в сильные морозы».
Печатные издания тщательно отслеживали ход строительных работ и сообщали новости заинтересованным читателям. Судя по заголовкам, стройка продвигалась хорошо: «Дело постройки моста идет вперед», «Новый мост строится ускоренным темпом», «Мост растет не по дням, а по часам». За работой следили ответственные лица. Делегации из думы и министерств бывали с визитами на немецких заводах, чтобы оценить качество материала, и не раз приезжали в Даугавпилс.
Елена Иванцова Latgales Laiks 23.11.2010.
Отредактировано marser (Понедельник, 23 декабря, 2024г. 21:21:22)