Первый православный храм города Динабурга

355 лет назад Динабург был взят войсками русского царя Алексея Михайловича. Вскоре после этого события в городе был построен первый в его истории православный храм.

Овладение русскими войсками городом Динабургом в июле 1656 году стало одним из первых значительных событий русско-шведской войны, начавшейся незадолго до этого события. Российское войско, состоявшее из дворянской конницы, стрелецких полков, татар, чувашей и мордвы, прибыло к Динабургу из Полоцка. Это не был стремительный рейд, так как армия была перегружена большим количеством осадной артиллерии и боеприпасов. В результате, поход из Полоцка в Лифляндию занял около двух месяцев.

Осада началась 18 (или 20) июля. Велась она по всем правилам военного искусства того времени: Динабург был окружен окопами с валами, защищавшими стрельцов от огня и препятствовавшими вылазкам осажденного шведского гарнизона. Артиллерия, расположенная по периметру крепости, вела непрерывную бомбардировку, посылая через крепостные стены тяжелые заряды. О Динабурге Алексей Михайлович оставил следующую запись: «А тот город на высокой осыпи и около того города у немецких людей земляные и деревянные многие крепости были учинены, и наряд был по городу большой, и людей в нем сидело немало».

Две попытки штурмом взять Динабург оказались неудачными. Город покорился лишь после третьего приступа, в котором участвовало 3400 человек. Атака началась 30 июля за два часа до рассвета. Через полтора часа русские ворвались в так называемый верхний замок, после чего шведский гарнизон сложил оружие. Во время сражения погибли многие защитники города. В руки победителей попали богатые военные трофеи — пушки и боекомплект.

В публикациях, посвященных взятию Динабурга в 1656 году, часто приводится следующая выписка из разрядной книги: «Июля в 30 день, великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил праздновать страстотерпцам Христовым Борису и Глебу и слушал всенощную, и по совершении всенощного указал государь своим государевым ратным людям к немецкому городку Динобургу приступать: и его государевы ратные люди город Динобург взяли, и дворы и костелы выжгли, а немецких людей высекли, и наряд и всякие пушечные запасы поимали».

Из этой записи авторами делается вывод, что город Динабург был захвачен накануне дня памяти святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, и что именно по этой причине город был переименован в Борисоглебск. Соответствует ли это предположение действительности?

Общепринятое мнение о том, что накануне дня памяти свв. Бориса и Глеба было совершено Всенощное бдение, а утром следующего дня приступом взят город, нельзя признать удовлетворительным из-за расхождения в датах. Как известно, день памяти свв. кнн. Бориса и Глеба приходится на 24 июля. Таким образом, либо после знаменитого Всенощного бдения войска Алексея Михайловича еще неделю штурмовали стены непокорной крепости, либо перед решающим штурмом святым князьям было совершено еще одно богослужение.

Не упоминает о взятии города в день свв. кнн. Бориса и Глеба и сам царь Алексей Михайлович. В своем письме в Москву, написанном в Динабурге 3 августа, он говорит о покорении города «милостию Божию, с пособлением непобедимого оружия честного и животворящего креста (...) нашим государским и сына нашего, благоверного царевича и великого князя Алексея Алексеевича, всей Великой и Малой и Белой России счастием, и (...) святейшего Никона, патриарха Московского (...) молитвами».

Церковный историк Сергей Петрович Сахаров в книге «Православные церкви в Латгалии» пишет: «Первая православная церковь в г. Даугавпилсе была сооружена в 1656 г. царем Алексеем Михайловичем во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в связи со взятием его войсками г. Динабурга от шведов 31 июля 1656 г.; самый город был переименован в Борисоглебск».

Согласно городскому преданию, церковь во имя свв. Бориса и Глеба была поставлена на месте Всенощного бдения, предшествовавшего штурму. Например, в «Описании даугавпилсского собора свв. кнн. Бориса и Глеба» сообщается: «Алексей Михайлович повелел город Динабург переименовать в город Борисоглебск, и на том месте, где сейчас находится кафедральный Борисоглебский собор, возвести православную церковь и наречь ее именами святых братьев Бориса и Глеба».

Историки А. Иванов и А. Кузнецов в статье «Динабург в документах времен царя Алексея Михайловича» высказывают противоположное мнение о первой церкви свв. Бориса и Глеба: «Где она стояла и до какого времени — неизвестно, а поставленный в 1905 г. Борисоглебский собор не имеет прямого отношения к церкви XVII в.».

Алексей Михайлович очень беспокоился о возводимой в Динабурге церкви. Так, уже 4 августа 1656 г. в одном из своих писем он требует докладывать ему и о строительстве церкви (ее название не приводится), причем со всеми вопросами о строительстве, об украшении церкви иконами и о колоколах нужно обращаться к святейшему патриарху Никону в Москву.

Примечательно, что несколько месяцев спустя распоряжение государя было выполнено лишь частично. В первой половине 1657 года воевода Иван Совин сообщал Алексею Михайловичу о состоянии местной церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба: «Нет образов святых, деисуса, богослужебных книг, колоколов, да и поп московский болен на глаза».

Население Динабурга в то время составляли в основном военные, которых в городе в разное время насчитывалось от 240 до 400 человек. Гражданское население во время военных действий совершенно разбежалось, но через некоторое время, благодаря стараниям воеводы, в свои дома вернулись до 350 человек.

В связи с переименованием Динабурга в Борисоглебский город или, как вариант, Борисоглебов (Борисоглебск — поздняя историческая ошибка), возникла интересная версия по поводу строительства храма. Так, А. Д. Николаев в своем труде «Очерк истории Двинской крепости» пишет, что Динабург был переименован «в честь привезенной с Урала железной церкви Бориса и Глеба, и поставленной в городе в знак победы».

Данную версию о «железной церкви» подтверждает даугавпилсский краевед Залман Якуб: «… В старых документах говорится, что в честь освобождения Динабурга от шведов на нынешнем Новом Строении (на углу улиц 18 Новембра и Варшавас) Алексей Михайлович установил небольшую разборную железную церковь. Но для чего в небольшом городе, да еще и за его пределами, понадобилась вторая церковь — неясно». По всей видимости, Якуб, вслед за Николаевым, путает время, относя период установки на данном месте железной церкви с 1866 на 1656 год.

Часто встречаются публикации, что Динабург был возвращен Польше в 1660 году в результате Оливского мира. Этот договор был заключен между Швецией и Польшей. Получается, что Швеция отдала Польше то, что ей не принадлежало. И все-таки Динабург вновь оказался в руках Речи Посполитой. По одним сведениям это произошло в результате Кардисского мира, заключенного между Россией и Швецией в 1661 году, по другим — лишь в 1667, после заключения Андрусовского договора.

Таким образом, первый храм святых князей Бориса и Глеба простоял в Борисоглебском городе не менее пяти лет. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Чтец Георгий, "Православная жизнь", июль 2011 г., стр. 8-9.

http://uploads.ru/t/h/g/Z/hgZ4S.jpg
Алексей Михайлович Тишайший. Художник Павел Рыженко.