Говорят, что все течет, все изменяется. А вот и нет. Все так же, все по-прежнему.
Нашла в интернете подборку старых газет. Поискала статьи о нашем городе. Много интересной информации нашла. Кое-что хочу поместить сюда. Почитайте и увидите, что ничего-то не изменилось за сто лет.
1908, 1909 годы. Газета "русское слово"
"Русское слово" - ежедневная газета.
Выходила в Москве с 1895 г.
А в Двинске все так же совершались преступления:
ДВИНСК, 14,Х. Крупный купец и рыбопромышленник Макар Гришаков обвинялся в поджоге дома своей тещи, при чем сгорел ряд незастрахованных домов евреев и старообрядцев. Защищали присяжные поверенные Сыревич и князь Мансуров. Наставник псковских старообрядцев удостоверил, что во время пожара Гришаков был в Пскове, они вместе молились. Просидевший 14 месяцев в предварительном заключении Гришаков оправдан.
ДВИНСК, 22, VIII. Здесь слушалось дело об убийстве землевладелицы Розалии Ровни. Обвиняемый – племянник ее Иван Куриш признался «Я жил с теткой двадцать лет. Был полным хозяином в доме. Считался ее наследником. Вдруг она выселяет нас, выбрасывает меня, жену и детей на улицу. Я ударил ее рубанком, топтал ногами. Увидав бездыханной, испугался и зарыдал». Присяжные дали Куришу снисхождение. Приговор - год тюрьмы.
ДВИНСК, 8,III. 17-летний Франц Кравчук за изнасилование приговорен к 4-летней каторге. В виду сильного сопротивления жертвы мальчик тяжело ранил ее в голову. Суд постановил ходатайствовать перед Государем о замене ему каторги трехлетней тюрьмой.
ДВИНСК, 5, ХII. В усадьбу Силицкого явились стражники Мендаленко, Кузьмин, Савош и Иванов. Пользуясь отсутствием Силицкого, они потребовали у его жены трехрублевку и сделали ей гнусное предложение. Силицкая предложила стражникам удалиться. Тогда стражники навели на сына Силицкой, 16-летнего мальчика, свои ружья, грозили убить его, а усадьбу поджечь. Мать осталась непреклонна. Разгневанные «неповиновением» стражники утащили, Силицкую в лес и там избили ее кулаками, прикладами и нагайками. Теперь стражников судили. Кузьмин и Савош приговорены к трехмесячному у аресту. Мендаленнко оправдан, Иванов скрылся.
ДВИНСК, 5,ХI. У солдата на рынке украли сапожный товар. Толпа хотела задержать вора, но он выхватил нож. Разъяренные люди отняли у него нож и этим же ножом его зарезали.
ДВИНСК, 3, VI. Три крупных пожара, за короткое время причинившие до двух миллионов убытков, возбудили подозрение, что в Двинске существует шайка поджигателей. Одни страхуют имущество в нескольких обществах, другие - грабят и воруют под видом «спасателей». Пока арестован домовладелец Будовниц, владелец обмундировальной мастерской, с дома которого начался пожар.
ДВИНСК, 27,III. Сын чиновника Иосиф Станкевич послал купцу Фейгельсону письмо следующего содержания:
«Пожертвуйте для организации 25 руб. Будьте философом и не жалуйтесь полиции: ведь жизнь дороже денег. Устройте, чтобы волк был сыт и коза цела».
Мальчик объяснял на суде:
- Я не знал, что это - большое преступление, караемое каторгой. Отец давал мне мало на лакомства. Я уже просидел четыре месяца в тюрьме. Выпустите меня ради праздника! Обещаю быть честным до гроба.
Присяжные оправдали его.
ДВИНСК, 24,I. В двинской тюрьме был убит с.-д. Надель, известный под именем «Сашки-техника». Надель учился за границей, работал на Кавказе и в Северо-западном крае. В Двинске он был начальником боевой дружины, был вхож во многие богатые дома. Его задержал офицер около почты с полупудовой бомбой. В тюрьме Надель пользовался громадным влиянием на политических и уголовных арестантов. Озолин, дальний родственник депутата, малолетний Янцевич и грабитель Кацев сильно завидовали Наделю и чтобы погубить его, предъявили ему обвинение в бесконтрольном расходовании партийной кассы. Арестантский суд осудил Наделя. Кацев обвязал ему голову арестантским халатом, а малолетний Янцевич заколол ножом. Большинство арестантов, отрицая компетентность тюремного суда, выдало убийц. Малолетний Янцевич - сын дворника больницы. Кроме Наделя, он убил еще начальника мастерских риго-орловской дороги инженера Боряева и мастера тех же мастерских Абрамова. Все свидетели живут в Двинске. В видах беспристрастности дело разбиралось в Вильне. Озолин, Яннцевич и Кацев приговорены к смертной казни через повешение.
ДВИНСК, 13,I. 17-летний дворянин Станислав Войцеховский потребовал у миллионера графа Евгения Плятера 300 р., грозя, что если граф не даст ему денег или не сохранит тайны, то будет убит. Старый граф передал юношу полиции. Войцеховский признал себя виновным. Он учился в петербургской 8-й гимназии и, чувствуя свою неспособность к жизни, хотел покончить самоубийством. При помощи денег миллионера он думал докончить образование, но на вокзале почувствовал, что «избрал кривой путь». Присяжные оправдали Войцеховского.
ДВИНСК, 11 ХII. Слушается дело акушерки Натальи Араповой, обвиняемой в изгнании плода. Арапова - молодая изящная девушка, практиковала в Двинске всего год.
Перед Пасхой на улице скончалась девица Марианна Убел. Родственник ее, служащий в управлении у воинского начальника, и доктор-акушер Гаусман показали следователю, со слов покойной, что акушерка Арапова мучила ее целую неделю каким-то трубками, обнадеживала, что она уже девятая, что восемь случаев уже сошли благополучно. Наконец, Марианна обратилась к доктору Гаусману. Тот отправил ее в евангелическую больницу, но Марианна скончалась по дороге туда в пролетке извозчика.
Дело слушается при открытых дверях. Публики масса.
Действовали мошенники:
ДВИНСК, 10,ХII. Чины полиции Жевиерович, Хлопочкин и Длугоборский преданы суду за взяточничество и другие неблаговидные действия.
ДВИНСК, 13,VIII. Один из мясоторговцев обвинялся в том, что поставлял для госпиталя ежемесячно на несколько сот рублей меньше мяса, чем значилось по книгам. Писарь во время следствия скрылся за границу. Обвиняемый объяснил, что ему платил поставщик интендантства. Прокуратура решила привлечь и поставщика.
ДВИНСК, 17,III. Обнаруженная «фабрика» фальшивых паспортов оперировала, как видно, значительное время. Найден громадный «выбор» паспортов - дворянских, мещанских, чиновничьих. «Требования» получались со всех концов империи. «Фабрика» помещалась в предместье города «Новые строения», в квартире Кушнера. Кушнер арестован.
Решались межнациональные вопросы:
ДВИНСК, 18,II. На Двине происходили бои между двинскими и курляндскими детьми. Камнями и ножами ранены несколько человек. Полиция прекратила эти «битвы» малолетних.
ДВИНСК, 22, V. Запрещение евреям селиться на дачах породило на практике различные осложнения. Дачевладельцы жаловались губернатору на то, что они настроили множество новых дач и взяли от евреев задатки, которые истратили. Предстоит ряд процессов и разорение некоторых из витебских дачевладельцев. Депутаты дачевладельцев поехали в Петербург хлопотать о снятии запрещения. Дачевладельцы местечкам Погулянки и окрестностей Двинска послали по телеграфу ходатайство об отмене циркуляра.
Повсеместно открывались новые банки:
ДВИНСК, 16, V. Открыло свои действия первый волостной банк для старообрядцев. Основной капитал дали петербургская контора государственного банка и двинское его отделение за ответственностью члена Государственной Думы Ермолаева. Ссуды получили уже сто крестьян.
Материалы отсюда.